Элементы анализа лирического произведения на примере стихотворения И.Бунина "Сказка"

Разделы: Литература


Всего и надо, что вчитаться, – боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою.
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.

Юрий Левитанский.

Уроки изучения лирики занимают особое место и справедливо считаются одними из самых сложных. Почему?
«Лирика – самый субъективный по форме выражения род литературы. Главный способ создания художественного образа в ней – “самораскрытие” автора. Изображая человеческое чувство, автор лирического произведения пишет, прежде всего, о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано лично им. Но в его чувстве мы видим черты, характерные для героя его времени, черты его эпохи. В лирике каждый образ имеет “двойной” смысл: конкретный и обобщенный. В ней все – “подтекст”. Редко когда авторские чувства выражаются напрямую. Гораздо чаще они зашифрованы в образной ткани стихотворения. Анализ стихотворения должен вести к открытию, глубокому пониманию поэзии, разгадке ее тайны.
Обучаясь анализу лирики, учащиеся приобщаются к возвышенному через чтение стихотворных текстов. Восприятие поэзии складывается из взаимодействия трех элементов: читательских эмоций, воображения, осмысления. Задача школьного анализа состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить содержание, идею стихотворения, другими словами, точку зрения, отношение, позицию автора. Ребенок должен именно освоить, то есть пережить, осознать прочитанное. Поэтому при работе над лирическим произведением необходимо тщательно продумывать формулировки вопросов и заданий. Вопросы должны направлять внимание школьников не на природные явления, а на изображение этих явлений автором, на изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для передачи настроения, вопросы должны побуждать ребенка не воспроизводить текст, а размышлять над ним» (Гречишникова М.А «Методические рекомендации к урокам литературы»).
Любой анализ лирического текста должен привести к разгадке личности лирического героя. Ведь «лирический герой — одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности; субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом…» (Литературная энциклопедия).
Лирический герой — это, согласно Лидии Гинзбург, «не только субъект, но и объект произведения», то есть изображаемое и изображающее совпадают, лирическое стихотворение замыкается на самом себе. В таком случае естественным образом происходит сосредоточенность лирического героя прежде всего на своих чувствах, переживаниях, что и является, сутью самой категории лирического героя.
Как же подвести детей в среднем звене к этому понятию? Для этого я использую технологию продуктивного чтения.
Рассмотрим эту проблему на примере стихотворения И.Бунина «Сказка».
Первое, с чего стоит начать разговор, это так называемое предугадывание или атиципация (работа с тестом до чтения). Какие вопросы и задания актуальны на этом этапе.
1. Обращение к личности автора;
2. Анализ иллюстраций к тексту;
3. Обращение к названию, так как название произведения – это ключ к пониманию
4. Анализ объема стихотворного текста.
Вторым этапом является чтения самого текста, и сопоставление с ожидаемым результатом, формирование проблемных вопросов. Очень важный этап в дальнейшем анализе текста, потому что с точки зрения В. Г. Маранцмана, «анализ осознает результаты чтения». Первичное восприятие текста очень важно на этом этапе. Чтение текста должно проходить параллельно со слушаньем, например, профессиональное исполнение и чтение про себя. На каждом этапе важна ассоциативная работа, которая должна лечь в основу обучения анализу поэтического текста. Психологическая наука знает разные виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности. Образы вымышлены, нереальны, но реальны вызванные ими эмоции, и чем ярче художественный образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на наше воображение, тем больше ассоциаций.
Пример вопросов, способствующих формированию ассоциативного мышления.

  1. Какие ассоциации вызывает слово «сказка»?
  2. Представьте себе, что вы художники и что вам нужно проиллюстрировать стихотворение. Что бы вы нарисовали и какие бы выбрали краски?
  3. Назовите слова, которые вызвали ассоциации с другими литературными произведениями (предположительно, дети в своём ассоциативном ряду должны выйти на А.С.Пушкина). Что позволит нам перейти к понятию инертекста (интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором).

Третий этап – перечитывание текста и формулирование проблемного вопроса.
Зачем И.Бунин использует пушкинское лукоморье?
Попробуем текст - проинтерпретировать. Эмоциональное восприятие художественного произведения очень важно, так как оно приближает нас к разгадке замысла «поэта-художника».
Вопросы, которые помогут понять, как И.Бунин создает свой особый мир.
– То, что приснилось поэту, могло ли это быть в реальности?
– Почему же Бунин назвал свое стихотворение «Сказка»?
– Какие впечатления остались в душе поэта?
А теперь переходи собственно к языковой организации художественного текста.
Эта работа поможет нам лучше раскрыть образ лирического героя.
– Какие особенные слова помогли поэту передать свои чувства?
– А какие звуки мы можем услышать? (фонетический уровень очень важен для стихотворного текста).
Этот вопрос уместнее задать после прочтения текста учителем.
Итоговый вопрос.
– Какое настроение подарило нам стихотворение?
– Какими логическими синонимами можно заменить слово «сказка» (красота, молодость)?
Заключительный этап нашей работы.
– Каков лирический герой данного стихотворного текста?
Ключевые вопросы :
– Какой он?
(ребенок или взрослый)
– Как относится к тому, о чем говорит?
– Одинок ли он? Почему?
– Что он вспоминает: себя молодым или свои ощущения?
– Так о чем же стихотворение?
Ожидаемые результаты.
«В стихотворении «Сказка» лирический герой не одинок, он молод, влюблен и счастлив. Для читателей открываются необъятные художественные пространства, глубины вселенной и человеческой души. В поэтическом мире Бунина живет душа ребенка, не устающего познавать тайны мироздания, радоваться жизни, любить красоту природы.
Творчество замечательного поэта И.А. Бунина – это целый мир, каждое стихотворение – часть этого мира. Стихотворение, прочитанное нами, о детстве, лирический герой этого произведения – ребенок, он взрослел, его мир становился богаче и разнообразнее» (В.А. Аксенова).
Такая работа над лирическими стихотворениями во время урока литературы позволяет расширить читательские представления о художественном тексте.

Использованная литература и интернет ресурсы:

  1. Лидия Гинзбург «О лирике», 1974г.
  2. Литературная энциклопедия, 1985г.
  3. Гречишникова М.А. «Методические рекомендации к урокам литературы», 1995г.
  4. Юрий Левитанский. Стихи. — М.: Советский писатель, 1987.
  5. https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200300403.
  6. http://entry.5rik.ru/work-410227.htm