Разработка урока литературы в 11-м классе с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла «Корчагинское поколение: дискурс века»

Разделы: Литература


Цели:

  • Образовательные – сформировать представление о творчестве Н.А. Островского, о корчагинском поколении, определить его значение во времени, тем самым активизировать интерес к истории страны.
  • Развивающие – подвести учащихся к мысли о необходимости духовного самовоспитания и становления личности через соприкосновение с культурными историческими ценностями. Умение анализировать работу каждого внутри группы, самооценку (результаты будут отражены в листах контроля).
  • Предметно-практические – подвести учащихся к ситуации действия: в данном случае это осознание себя как части истории, а значит, определения собственных нравственных позиций и линии поведения.

Задачи:

  • научить учащихся вскрывать причинно-следственные связи;
  • вести диалог;
  • исследовать феномен определенного человеческого типа.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формы работы: семинар – развернутое собеседование, перекрестная дискуссия, интервью.

Оборудование:

  • Портрет Н. А. Островского
  • Видеофильм 1956 г. “ Как закалялась сталь” (режиссер М. Донской)
  • Видеоинтервью
  • Стенд “Автор и его роман. Дискурс века”
  • Мультимедийный проектор
  • Плакат “Дискуссия. Общие принципы. Правила поведения во время дискуссии”

Предварительные задания классу:

  • Прочитать роман, приготовить цитаты для аргументации
  • Подготовиться к дискуссии, опираясь на вопросы, отобранные в ходе подготовки и вызвавшие наибольший интерес

Предварительные задания группам:

  1. Обзор публицистики юбилейного 2004 года о Н. Островском и его герое.
  2. Интервью.
  3. Что было бы с Н. Островским, не умри он своей смертью в 1936 году?
  4. Парадоксы судьбы, загадки эпохи.
  5. В чем причины жестокости? Есть ли аналогии в русской литературе?
  6. Дыхание текста. (Язык романа).

Вопросы для интервью.

Младшим школьникам:

- Что вы слышали о Н.Островском?

- Знакомо ли вам имя Павки Корчагина?

Старшеклассникам:

- Как относитесь к тому, что Корчагин отрекается от своей любви? Любовь мешает великой борьбе?

- Имеет ли право герой требовать от людей такой же самоотверженности, такого же самоотречения, какие были у него?

Представителю старшего поколения (Л. В.): нужны ли Корчагины сегодня?

Вступительное слово учителя.

В сентябре 2004 года исполнилось 100 лет со дня рождения Н.Островского. На дату откликнулись СМИ, подняв новую волну интереса. Это не случайно: без романа “Как закалялась сталь” нет полной картины прожитого страной и ею пережитого.

Сообщение 1 группы: специальное заседание традиционного “Родительского собрания” радиостанции “Эхо Москвы”, передача “Загадочная жизнь Н. Островского” по телеканалу “Россия”, противоречивые выступления в прессе. Три раза выступила газета “Известия”: “это роман о медленном и упорном самоубийстве. Вид за окном и картина мира, встающая со страниц романа, ничего общего не имеют.” В других изданиях можно прочитать менее сдержанные комментарии: “преданья старины” забывать нельзя, конечно; но стоит ли сегодня воскрешать их за образец, тем более, что они способны вдохновлять тех, кто убивал детей в Беслане? Что почерпнут полезного сегодняшние молодые читатели у Павла Корчагина, кроме стремления победить болезнь, идеи беспощадной классовой ненависти, беспредельной любви к партии большевиков и заманчивого желания отправиться в Америку “добивать буржуев”?.. 11 сентября там такую попытку уже предпринимали. Как соотнести призыв насчет Америки с борьбой против международного терроризма? Павел Корчагин – герой другого времени, страшного времени. Через два года после выхода в свет книги взорвали храм Христа Спасителя. Еще через год начались массовые репрессии - грянул кошмар 1937 года, и кто знает, не попал бы в его клоаку и сам Николай Островский... Не книга, конечно, виновата в ужасах тех дней, но в ней заложена идеология этих зловещих событий”. Позиция “Литературной газеты”: “юным поколениям возвращается стальной символ Чести и Мужества”. “День литературы”: “народ, топчущий имена героев, не имеет будущего”. Как видно из нашего сообщения, мнения противоречивые. Мы предлагаем обсудить названные вопросы.

Слово учителя. Наша съемочная группа присоединилась к российским корреспондентам и провела свое интервью, оно дополнит картину.

Выступление 2 группы. Видеоинтервью (часть 1 – с младшими школьниками и старшеклассниками).

Итак, новое поколение либо немного знает об Островском (на уровне “слышали”), либо совсем не знает. Хорошо ли это – не знать? Попробуем восполнить пробел.

Учитель. Когда нас убеждали, что история нашей революции - это история Корчагиных, конечно, это была неправда. Но когда теперь убеждают, что вся наша история - это история шариковых и героев Зощенко - это не меньшая неправда. Давайте не будем впадать в крайности и постараемся взглянуть на роман и его героя с позиций разных эпох: современной Павке и нашей.

Тема исследования сегодня: “Корчагинское поколение. Дискурс века”. (Обращение к стенду). Diskurs – логическое умозаключение. В процессе подготовки ребята по группам работали с материалами, опубликованными в разное время. Задания для всех: во время обсуждения каждая группа назовет микротему в соответствии со своим заданием и предложит собственный вариант названия корчагинского поколения.

Первая группа воспроизводит страницы жизни Н. Островского и соотносит их с биографией его героя. Микротему определяют как “Портрет поколения во времени”, поколение – вихревое.

Выступление 4 группы по вопросу: “Парадоксы”.

Их несколько.

- Уже в эмиграции, вспоминая революционную эпоху, Федор Степун писал: “Далеко не все вокруг было разрушением, многое было сумбурным и уродливым творчеством. Творила не власть, творил сам народ, далеко не во всем согласный с властью, но все же благодарный ей за то, что она отодвинула в сторону господ и вплотную подпустила его к жизни”. О том же писал Н. Бердяев в книге “Истоки и смысл русского коммунизма”. Уже в другое время Наум Коржавин писал: “Тон превосходства и насмешки при разговоре об этом поколении абсолютно недопустим... Это ограбленное поколение обладало не одними отрицательными чертами. У него было много доверия к жизни (что само по себе отнюдь не плохо) и много обаяния, связанного с бескорыстием, со способностью к жертве и многими другими качествами, в которых человечество нуждается и будет всегда нуждаться. Ведь именно оно - так случилось - вынесло на своих плечах основную тяжесть Отечественной войны и в значительной своей части полегло на фронтах”. Но имеется и другая сторона проблемы. В философском альманахе 1992 года есть статья С. Л. Франка “Ересь утопизма”, посвященная вопросу: как могло случиться, что воля, руководимая не личной корыстью или похотью, а нравственным мотивом любви к людям, стремлением спасти их от страдания и неправды и утвердить правильный порядок жизни, выродилась в волю преступную и губительную?

- В.Камянов пишет: “Корчагин ничем себя не скомпрометировал”. Критик объясняет, как удалось Н.Островскому провести своего героя сквозь жестокое и страшное время: “Спросим себя, как могло случиться, что правофланговый в ряду эталонных персонажей литературы для молодежи Павка Корчагин прошел через вакханалию братоубийства, не замарав “белых одежд”, избежав и подобия морального испытания, которое подкосило репутацию шолоховского Кошевого? Так ведь Павкины антиподы как на подбор ничтожества, а встань против него булгаковский Алексей Турбин, или Мелехов, или доктор Живаго.. Искренностью романтического пафоса роман обязан безбрежности своего философского наива, полное авторское неведение насчет другой, не корчагинской правды”.

И все-таки в романе выражена определенная правда времени - правда исторического самочувствия Корчагина и корчагинцев. И не надо думать, что все в этой правде принадлежит только прошлому. Не вся правда. Островский все же романтизирует своих героев. Приподнимает их, поэтизирует. В романе не столько правда портрета (она в “Тихом Доне”), сколько правда автопортрета. Такими хотели видеть себя и такими видели себя Корчагины. Это правда самочувствия, самосознания, самопонимания. Заметим, что именно фронтовики, участники войны прежде всего выступали и выступают против книг и фильмов, в которых война изображена с беспощадной правдивостью (сколько от них досталось В.Быкову), говорят: “Дегероизация”.

- Самой смерти бросает вызов идея, овладевшая человеком...Этот сюжет, воплощенный в романе Н.Островского, пронизывает и его собственную жизнь. Он умирает не от той болезни, которая приговорила его к смерти... Борьба со смертью становится последним актом его трагедии, принесшей его воле, может быть, наибольшую славу...В 1926 году, когда стало ясно, что прежняя жизнь кончена, Островский был близок к мыли о самоубийстве. Обрушившаяся на него немощь потрясла, но не удивила его, он, наверное, понимал закономерность своей судьбы. Вот строки из его письма 1927 года: “Прошлые годы неистовой борьбы смели нас с жизни в лазареты, и вопрос времени только для того, чтобы мы ушли совсем. Лес рубят - щепки летят”. Да, это поколение не жалело себя. Самой смерти бросали они вызов и от нее не бежали. Умели умирать. Смерть не была случайностью - была ценой подвига, на которую они были заранее согласны.

Наш вариант микротемы - “Загадки судьбы, загадки эпохи. Парадоксы”. Корчагинцы – “ограбленное поколение”.

Учитель. Несмотря на то, что имя Островского было хорошо известно (особенно молодежи) как образец беспримерного мужества, первые три экземпляра начала романа (9 глав), отправленные в редакции Москвы, Ленинграда, Харькова, были встречены “заговором молчания”. И только “Молодая гвардия” с октября 1931г. по февраль 1932г. публикует новое произведение.

Сообщение 2 группы.

Молодой автор не обманул ожидания читателей. Они сердцем восприняли силу человеческого духа, воплощенного в тщедушном угасающем теле. Вопрос о художественных достоинствах не раз поднимался в прессе. Наша группа исследовала вопрос и предлагает всем ощутить “дыхание времени”.

• Чёткая идейная позиция.

Она отразилась в композиции, сюжете, в портретной и речевой характеристике, это дало возможность увидеть живую картину революционной эпохи, трудности её рождения.

• Портретные характеристики.

Особенности внешности, индивидуализируя образ, помогают раскрыть его внутренние качества. В портретной характеристике Павла Корчагина отражается не только духовный рост, но и нарастание трагизма в его судьбе.

• Индивидуализация речи героев.

Через язык героев романа Островский стремится передать черты революционной эпохи; автор насыщает общественно-политической терминологией даже сугубо интимную и бытовую речь своих героев: "Серёжа Брузжак говорит Рите Устинович, запретившей ему "пускаться в лирику": “Я тебе, как другу, сказал... а ты меня... Что я такого контрреволюционного сказал?” Таким образом, писатель оживляет язык героев.

• Пейзаж.

Подчёркивает то или иное душевное состояние героев, оттеняет их чувства; редко встречается контрастирующий пейзаж, он служит средством раскрытия духовного роста героев, редки олицетворения, пейзаж лаконичен.

• Авторская речь.

Воссоздаёт обстановку действия героев, рисует их портреты, говорит об их мыслях.

• Эпитеты.

Встречаются сдвоенные эпитеты, показывающие отношение автора. Островский предпочитает лирические эпитеты.

• Сравнения.

Эмоционально окрашены; одни несут авторскую оценку, другие лишь приём образного пояснения событий.

• Метафора.

Служит для заострения характеристики персонажей; заключает и оценочный элемент, характеризуя отрицательных героев. Используется глагольная метафора, метафора соединена с метонимией, что очень кратко передаёт суть произходящего. Метафора помогла сделать ёмким по глубине и богатым по содержанию сравнительно небольшое произведение "Как закалялась сталь".

Учитель. Роман органично вписался в литературу и в жизнь 30 годов, и не только 30-х. О влиянии образа Павла Корчагина на людей военного поколения рассказывает группа 6. Воспоминания об Олеге Кошевом, Зое Космодемьянской, боевом экипаже танка “Николай Островский”, первой экранизации книги – фильме 1942 года М. Донского. Интересен разговор, произошедший в 1944 году между Ираклием Андрониковым и журналистом, приехавшим с фронта. Вот их диалог:

- Где ты сейчас?

- На Втором Белорусском фронте.

- Кто у вас там работает из писателей?

- Лучше всех, пожалуй, покойный Николай Островский.

Павка оставался в строю и после окончания войны (рассказ о премии Ленинского комсомола, которую вручал жене Н. Островского Ю.А. Гагарин. Поддержка не только друзей, но и правительства. Тогда как мы помним судьбы Б. Пильняка, Б. Пастернака, А. Ахматовой, позже А. Солженицына, В. Шаламова).

Учитель. Что же сделало таким популярным героя? Попробуем исследовать проблему: понять феномен человеческого типа. А. П. Гайдар говорил об обыкновенности биографии Корчагина в необыкновенное время. Известен и другой взгляд: роман Островского – продолжение в новых условиях рассказов о “новых”, “особенных”, “особой породы” людях. Ваша точка зрения? (Дискуссия). Вывод: не все такие, как Павел.

В ходе дискуссии подошли к вопросу о новых отношениях в быту, дружбе, любви. (Выступление группы 3: анализ главы 6 романа.). “Мы” вместо “я” - знакомая формула. У Маяковского: “Единица – вздор, единица – ноль”. У В. Кириллова: “Всё – мы, во всём – мы, мы пламень и свет побеждающие, Сами себе Божество, и Судья, и Закон”. Формируется новый человек, человек будущего, и во имя светлого будущего такие жертвы: самоотречение, аскетизм (крайнее воздержание, отказ от жизненных благ и удовольствий), самопожертвование, служение идее, делу, народу. Микротема: “Счастье на грани небытия”, поколение – “бойцы, которых сжигало пламя”.

Учитель. Как формировался этот новый человек? Где истоки?

Выступление группы 5

(Исследование культурных традиций: анализ эпизода романа – диалог с попом). Совместно с учителем истории исследовали факторы, влияющие на российский менталитет,- природно – климатические, религиозные (фанатизм), геополитический (протяженность границ), социальная организация (обреченность власти на насилие).

Учитель. Мир пластичен, лепи, что хочешь, если сам горишь и умеешь зажечь других. Помните: герои Н.Островского готовы отправиться в Америку добивать буржуев? Вам это ничего не напоминает из нашей современной жизни? Возможен ли повтор Корчагиных во времени? Возможен ли возврат в состояние одержимости, жажды немедленной справедливости огнем и мечом? (Выступление ученика с дальнейшей дискуссией). Насколько правомерно отождествлять психологию корчагинцев и шахидов? Это один и тот же тип людей? Вспомним: террор – это политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (преследование, политические убийства). Часто целью является захват власти. Это распространенный инструмент борьбы в период социальных потрясений. Каковы причины общественных потрясений? Столкновение цивилизационных ценностей:

- неравномерность развития;

- модернизация (даже научно обоснованные модели модернизации отторгаются, если вступают в противоречие с традициями и культурой общества, т. к. сознание консервативно). Поэтому провозглашенные террористами (шахидами) религиозные цели борьбы – это только верх айсберга. Причин много, главный фон – социальные потрясения, катаклизмы. И ещё: политическая идеология основана на символике (например, имидж политических партий, лидеров). Ранее – комиссары в кожаных куртках, это общее представление о герое, в суть часто люди не вникают, и тогда они, люди, становятся заложниками этой символики, жертвами.

Учитель. Если бы Корчагин дожил до 1937 года, где бы он оказался: в числе жертв репрессий или среди тех, кто их осуществлял? Аргументируйте.

Выступление группы 2, дискуссия.

Мнения разошлись. Микротему определили как “Правда состояния народа”, поколение – “винтики из стали”.

Учитель. М. Горький писал: “Он не террорист – революционер, как все честные люди”. Корчагин – террорист или революционер? (Дискуссия).

И все-таки общее есть? Есть:

- фанатизм (страшно!);

- цель – справедливость, равенство (у Корчагина – борьба за освобождение человечества – от чего?).

Борьба за идею!

Это один тип людей? Правомерно их отождествлять? Это плохо – бороться за идею? (Дискуссия).

Есть еще один взгляд на людей, одержимых идеей. Послушаем окончание нашего видеоинтервью. (Л. В., по образованию учитель истории).

Учитель. Отметьте, какие качества людей корчагинского типа делают их, по мнению Людмилы Васильевны, нужными во все времена. (Непримиримость в борьбе со злом, бескомпромиссность, честность, служение делу). Продолжите список, дополнив его позитивными и негативными, на ваш взгляд, качествами людей данного типа. Какой знак (плюс или минус) перевешивает? Хотя арифметика, как говорил Ф. Достоевский, бывает опасной. Один минус может обернуться трагедией. Под вопросом оказались бескомпромиссность и непримиримость – несовременны. Формулу “Жизнь – борьба” приняли с учетом дополнения ученицы (анализ сцены романа – диалог Павла с женой о приближении смерти). Вопрос: почему в качестве новой формы борьбы избрана работа писателя? Ответ: В слове скрыта самая великая энергия, известная на земле, - энергия человеческого духа” (Ф. Абрамов).

Учитель. У М. Гаспарова есть замечательная мысль о том, что человечество вычитывает из “Гамлета” намного больше, чем заложено туда Шекспиром. Потому что существует “феномен выделенности” и “горизонт ожиданий”. Иначе говоря, каждый видит то, что хочет видеть. Когда Островский писал: “Самое прекрасное в мире – борьба за освобождение человечества...” - вряд ли он предполагал, что после его смерти идеи, которым он служил, будут вдохновлять тех, кто пойдет убивать детей и женщин. Наверное, не будем торопиться принимать решение. Постараемся мыслить достойно, в этом – основа нравственности.

Итак, названия поколения:

  1. Вихревое поколение.
  2. Обрученные с идеей.
  3. Бойцы, которых сжигало пламя.
  4. Ограбленное поколение.
  5. Винтики из стали.

Микротемы:

  1. Портрет поколения во времени.
  2. Чисто русская история.
  3. Счастье на грани небытия.
  4. Парадоксы: загадки судьбы, загадки эпохи.
  5. Правда о состоянии народа: музыка стали.

Оценивание работы внутри групп, заполнение контрольных листов.

Домашнее задание. Эссе “Прожить надо так, чтобы...”

Приложение.