Литература
-
Исторический аспект нравственного облика героев в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2015
Целью интегрированного урока является формирование у обучающихся 7-го класса гражданской позиции о необходимости сохранения единства славянской культуры, воспитание патриотизма и толерантности. На данном уроке представлен анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» через призму истории, проведены параллели со сложившейся непростой ситуацией в Украине в наши дни.
-
Литературная гостиная, посвященная Р.Бернсу "Песней гоним мы печали, шуткой красим свой досуг…" 2015
Внеклассное мероприятие для 9–11-х классов посвящено творчеству великого шотландского поэта Р.Бернса. Цели: повышение культурного и познавательного уровней учащихся, формирование социокультурной компетенции. Ребята сами выступают в роли ведущих, читают стихотворения на английском и русском языках, исполняют песни, аккомпанируя на гитаре и фортепиано.
-
Внеклассное мероприятие "Портрет Оскара Уайльда" 2015
Внеклассное мероприятие подготовлено в форме праздника, знакомит с известным английским драматургом и писателем, помогает проанализировать избранные страницы его творчества и «нарисовать» портрет Оскара Уайльда.
-
Литературная зарисовка, посвященная творчеству В.А.Урукова, "Все это мне не грезится, не снится…" 2015
Литературная мини-зарисовка «Всё это мне не грезится, не снится…» посвящена творчеству нижнеудинского поэта Валентина Алексеевича Урукова. Своё творчество этот человек посвятил одному-единственному, родному для него, – природе и людям Присаянья. Поэзия В.А. Урукова возвышает и радует наши души. Надеемся, что она порадует и Вас.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе. Тема: "К.Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками»". («Жизнь дана на добрые дела») 2015
В процессе активной мыслительной деятельности на уроке учащиеся совершают открытия, находят ответы на вопросы: как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать. Учащиеся знакомятся с музыкальным произведением Эдварда Грига, развивают свой эмоциональный мир, музыкальный слух, воображение, память и мышление.
-
«Поэзия – великая держава». Сценарий литературной гостиной поэтического клуба «Литературики» 2015
Наша встреча посвящена поэзии. Сегодня мы услышим, что думают сами поэты о своем творчестве, о роли поэзии в жизни, о том, что же это такое - поэзия, почему вот уже много лет она волнует человеческие сердца, в чем ее тайна? Вы услышите стихотворения русских и зарубежных поэтов. И очень бы хотелось, чтобы каждый из вас услышал те строки, которые предназначаются именно вам.
-
Урок-диалог "Всем глупым счастье от безделья, всем умным горе от ума" 2015
Подумаем, кто из героев комедии умён, а кто глуп. Почему никто из героев не добивается своих целей? И если главное в комедии - проблема обретения счастья, то становиться понятно, почему ум не помогает героям, почему от ума лишь горе. «Ум с сердцем не в ладу». Для достижения счастья мало ума и сердца, главное - привести их в состояние гармонии. Гармония - вот условие для достижения счастья.
-
Урок литературного чтения "Чудесные истины" (М.Метерлинк "Синяя птица") 2015
«Синяя Птица» – одна из самых добрых и светлых сказок мировой литературы – сказка о вечном поиске счастья человеком, сказка, воспевающая Мечту и дарующая Надежду и Веру. А поскольку человек всегда мечтает о счастье и стремится добиться его, она актуальна для любого времени и возраста. С помощью этой сказки хочу озарить детей добрым светом, фантазией и мечтой, указать путь к истине и счастью.
-
Межпредметная интеллектуальная игра "Своя игра" на тему "Празднование Пасхи и Рождества в России и Англии". 8–9-й классы 2015
Один из лучших способов проверки и аккумулирования знаний помимо тестов и контрольных работ, это, конечно же, игра. Формат «Своей игры» я считаю одним из самых удобных именно для подростков. Работая в команде, ребята учатся слушать и слышать друг друга, показать свои знания, а также этот вид игры помогает раскрыть своей потенциал застенчивым детям.
-
Интегрированный урок "Физики и лирики" 2015
Споры физиков и лириков о том, что важнее, наука или искусство, не утихают уже много лет. Каждая сторона стремится доказать свою правоту. В данной разработке предлагается сценарий интегрированного урока физики и литературы, который поможет десятиклассникам определиться в выборе направления дальнейшей деятельности.
-
Тема урока: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина 2015
Цель урока: выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке; развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
-
Открытый урок "Н.Сладков "Песенки подо льдом"" 2015
Урок литературного чтения в 1-м классе, на котором учащиеся анализируют рассказ Н.И. Сладкова "Песенка подо льдом", прослеживая за тем, какие открытия делает писатель, как он об этом рассказывает. На уроке развиваются приемы понимания и анализа текста, добывания информации из иллюстраций. Учащиеся используют жизненный опыт; развивают умение интерпретировать и обобщать полученную информацию; делать выводы.
-
Жизнь и творчество М.А.Шолохова 2015
Урок дает учащимся представление о личности писателя, показывает значение его произведений, объясняет, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, указать на гражданское мужество М.А.Шолохова, который одним из первых сказал правду о гражданской войне как о трагедии народа.
-
Тема родины в лирике С.А. Есенина 2015
Цели урока: развивать уважительное отношение к слову, чистоте, богатству поэтической речи; рассмотреть понимание родины поэтом на примере его творчества, пользуясь «ключами».
-
Программа факультатива по русскому языку и литературе "Как написать сочинение на 5". 11-й класс 2015
Цель курса: помочь учителю разработать системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся, эффективно организовать процесс обобщения, систематизации и углубления изученного литературного материала; выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме; подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения.
-
Метод проекта как средство развития интереса к чтению 2015
Проектная деятельность – это педагогическая технология, которая нацелена на приобретение и применений новых знаний путем самообразования. Этот метод развивает творческую инициативу, подразумевает сотрудничество, создает положительную мотивацию и как следствие – вызывает интерес к художественному произведению. Прием работы над проектом мы покажем на примере повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», (программа В.Я. Коровиной, 7-й класс).
-
Урок литературы по теме "Испытание любовью (Два письма)" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". 9-й класс 2015
Урок посвящен изучению романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Два письма – ключевой момент судеб героев. Учащиеся не только изучат содержание этих писем, но и попытаются понять мотивы поступков Онегина и Татьяны, сравнят отношение героев к великому чувству любви, погрузятся в интонационное, композиционное, художественное своеобразие пушкинской лирики. Также ученики познакомятся с интерпретацией этих писем в других видах искусства: музыка, кино, художественное чтение.
-
Анализ художественного текста в процессе литературного исследования (Л.Н.Толстой "После бала") 2015
Чуть ли не с рождения школьника учат - и он сам учился - оценивать ситуацию общения, интонацию, отбор и порядок слов, ритм речи и т.д.: без этого невозможно понять содержание речи и разумно реагировать на нее. На конкретный ход школьного анализа влияют многие факторы: уровень читательской культуры и учебной деятельности класса, стиль работы учителя, рекомендации программы. Но определяющим является (или должно быть) влияние произведения. Надо только услышать писателя. Как это сделать?
-
Технология творческих мастерских на уроках гуманитарного цикла 2015
В школе мы начинаем литературу не читать, а изучать, препарировать, объяснять. Преобладание филологии над чтением, изучение над наслаждением от чтения - вот главная причина и исток того, что задача заставить ученика прочитать хотя бы программные произведения становится проблемой. Как добиться того, чтобы анализ произведения не отбивал интерес к чтению, а усиливал его, чтобы алгебра анализа не убивала гармонию, а позволяла постичь смысловую глубину и эстетическое совершенство текста?
-
Интерактивная модульная игра как инструмент интеграции межпредметного содержания в условиях внеурочной деятельности 2015
Для успешного решения задачи социализации обучающихся могло бы стать использование интегрированных межпредметных модульных игр с проекцией on-line. Участникам предлагается серия турниров, объединённая общей идеей, способной интегрировать содержание. «Изюминкой» является привлечение ресурсов on-line пространства, в частности, действующих социальных сетей: организация виртуальных проектных и исследовательских групп, групп по моделированию, решению различных образовательных задач.
-
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Парус". Работа с литературоведческими понятиями. 6-й класс 2015
Урок поможет вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении «Парус» (устное словесное рисование), почувствовать точность и емкость каждого слова. Также урок помогает расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; обогатить словарный запас учащихся.
-
Комментированное чтение поэмы В.В.Маяковского "Облако в штанах". 11-й класс 2015
В работе представлен подробный потекстовый анализ сложного для восприятия школьников произведения Маяковского. Цитирование исходного текста и его комментирование помогут учителю провести урок без усилий.
-
К 185-летию со дня рождения Н.С.Лескова. Драматический отрывок из романа Н.С.Лескова "Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых" (на русском и английском языках) 2015
Статья подготовлена к 185-летию со дня рождения Н.С.Лескова.
-
Урок-викторина по сказкам Х.К.Андерсена "Великий сказочник Датского королевства" 2015
Урок-викторина по сказкам Х.К.Андерсена предназначена для учащихся 5-х классов. Цель урока - организация игровой деятельности учащихся по проверке знаний содержания сказок Х.К.Андерсена. Викторина способствует закреплению у детей интереса к чтению, воспитывает любовь и бережное отношение к художественному слову, интерес к изучению творчества Андерсена.
-
"Аллегория". Изобразительно-выразительные средства языка на уроках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 2015
При изучении изобразительно-выразительных средств языка на уроках словесности мы часто сталкиваемся с определенными трудностями. Это запоминание новых для учеников терминов, умение обнаружить в тексте примеры изученных языковых явлений и т.п. В данном случае учитель пытается нетрадиционно подойти к изучению темы, использовать образное восприятие мира в процессе работы с текстами малого жанра (притча) позволить им стать со-творцами произведения и проникнуть в суть понятия «аллегория».
-
Методическая разработка урока-игры по повести-сказке Джанни Родари "Приключения Чиполлино" 2015
Статья посвящена проблеме использования активных методов обучения на уроках литературного чтения для развития читательских компетенций младших школьников. Для решения данной проблемы на практике использовались нетрадиционные формы организации урока. Среди них – урок-игра.
-
По страницам поэм Гомера. Возникновение греческих полисов 2015
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода.
-
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности на тему "Малиновский А.С. Открытие уникального иконописца – Григория Журавлева" 2015
Произведения самарских писателей помогают учащимся познать край, где жили и творили писатели, а также литературные произведения разных жанров. Ведь именно в родном крае сохранились многие документы и свидетельства, способствующие воспитанию у школьников любви и уважения к нашему краю, формированию чувства кровного родства с его прошлым и настоящим.
-
Проект "Литературная игра". 5–6-е классы 2015
Проект «Литературная игра» представляет собой дидактический материал для проведения уроков повторения, обобщения, систематизации знаний по литературе в конце учебного года в 5–6-х классах, оформлен в виде презентаций. Форма проведения игры – элементы телевизионной игры «Своя игра». Участниками могут быть как команды, так и отдельные учащиеся. Материалы можно использовать не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
-
Мадонны Рафаэля и музы Пушкина 2015
Данная презентация является неотъемлемой частью урока-альбома по литературе и искусству «Мадонны Рафаэля и Музы Пушкина», проводимого в старших классах. Двух гениев мировой культуры, Рафаэля и Пушкина, объединяет то, что чувствовали эти два мастера живописи и литературы к женщине: любовь, преклонение, обожествление. Их творчество и по сей день оценивается как непостижимое и непревзойденное совершенство, прикоснуться к которому позволяет предложенная презентация и материалы урока.