Задачи урока:
- Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
- совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
- Метапредметные:
- развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
- развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
- развивать умение работать с разными источниками информации.
- Предметные:
- развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
- развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
- сравнивать стихотворения разных поэтов;
- закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно–выразительных средств языка;
- закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
- закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
- закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока. Приложение 1. Слайд 1
– В литературе есть сквозные образы, которые объединяют произведения разных авторов и разных эпох. Выявляя эти образы, читатель понимает, что существует связь времён. Безусловно, у разных авторов один и тот же образ преломляется по-своему. Таким образом, становятся понятны разные грани, смыслы образа, что даёт возможность увидеть мир более разнообразным. Так, например, в литературе, фольклоре и живописи используется образ камня.
– Подберите ассоциации к слову камень. (работа в парах)
– Запишите их в таблицу (3 столбика)
– Во втором столбике запишите те слова, которые вы услышите от других учеников.
3. Фразеологизм «камень преткновения»
– Особая роль образа камня отражена и в языке, в частности во фразеологизмах.
Камень преткновения — крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи.
Первоначально выражение «камень преткновения» встречается в Ветхом Завете в Книге пророка Исаии, где Бог говорит о себе: « будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля.
– Какие ещё фразеологизмы со словом «камень» вы знаете? (Бросить камень, камень на сердце, философский камень, камня на камне не оставить, камень за пазухой, краеугольный камень, нашла коса на камень)
4. Образ камня в фольклоре
Сообщение ученика.
Слайд 3. У восточных славян широко известно почитание священных КАМНЕЙ, особенно характерное для Белоруссии и русского Севера. Почитаемые камни часто находятся рядом с остатками языческих святилищ.
Священными Камнями, как правило, были необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы. Расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, священные камни составляли единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили к ним со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений КАМНЕЙ и обливались ею для исцеления от болезней.
Слайд 4. У русских переселенцев в Малороссии было отмечено почитание “каменных баб” — статуй, оставленных древним населением Причерноморья. В середине 19 в. в Екатеринославской губернии во время засухи или эпидемии шли к каменной бабе, клали ей ломоть хлеба на плечо, рассыпали у ног зерна и, кланяясь в ноги.
Слайд 5. В Житии преподобного Иринарха (17 в.) рассказывается, что в Переяславле был в овраге Камень, в который вселился демон. Преподобный велел его “вринути в яму”, однако, этот валун ледникового происхождения, прозванный местными жителями “Синим камнем”, существует и поныне.
Слайды 6, 7 Особую группу Камней составляют т.н. следовики — валуны с углублениями, напоминающими отпечаток ступни. Некоторые из этих “следов” имеют естественное происхождение, иные представляют собой древние наскальные изображения. Часто они отличаются большими размерами, что как бы свидетельствует о том, что их оставили великаны, герои, святые и т.д. Отпечатки следов на Камне приписывали Христу, Богородице или святым (Александру Невскому, Зосиме, Кириллу Белозерскому, Александру Ошевенскому и др.), иногда и нечистой силе.
Слайд 8. К числу христианских реликвий относится камень св. Антония Римлянина
(12 в.), который хранится в соборе Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря. Согласно житию, составленному в конце 16 в., св. Антоний родился в Риме. Постригшись в монахи, он поселился на берегу моря и молился стоя на камне. Однажды буря подхватила камень и понесла святого. Через два дня камень пристал к берегу у Новгорода. Впоследствии Антоний основал на берегу Волхова монастырь.
В космогонических преданиях рассказывается о том, что в начале творения Сатана нырнул и достал Камень со дна моря: Господь разломил его надвое, одну половину оставил себе, а вторую отдал Сатане; после этого Бог ударил о камень и из искр, вылетевших из него, появились ангелы; когда Сатана проделал то же, из искр появились бесы. Отголоски древних космогонических мифов сохраняет и мотив птицы, сидящей в начале творения на Камне среди моря.
Архаический характер имеет и мотив происхождения человека от Камня, например в былине “Бой Ильи Муромца с сыном”: “Зародился я от сырой земли,/Я от батюшка всё от камешка,/От камешка да от горюцаго”.
В фольклоре и мифологии Камень осмысляется как некая основа, центр мира или замок, скрепляющий небо и землю. При ударе о Камень из него источаются огонь или вода — основные стихии мироздания. В былинах и сказках герой превращаются в Камень или временно заключаются в него, что осмысляется ими впоследствии как временное погружение в сон. В сказках в каменном яйце может быть заключена Кощеева смерть, в каменной гробнице находит вечный покой былинный Святогор.
В фольклоре с Камнем органически сопрягается тема рока: в былинах он становится “Камнем преткновения” для Василия Буслаева, предвещает на распутье будущее богатырю. Камень занимает центральное место в архаической картине мира, воссоздаваемой в русских и белорусских заговорах. Известны в заговорах образы каменной стены до неба, каменной тучи, каменной бабы и др. Разнообразно используются Камни в народной медицине и охранительной магии.
5. Сравнительный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Probleme» и стихотворения О.Э. Мандельштама «Паденье – неизменный спутник страха…»
Ф.И. Тютчев (1803 – 1873) Слайд 9
– Какое настроение в стихотворении?
– Каков смысл разделения стихотворения на две строфы?
– Почему стихотворение можно отнести к философской лирике?
– О чём риторические вопросы в первой строфе?
– Даёт ли поэт ответы на эти вопросы?
– А возможно ли дать эти ответы?
– Продолжите предложение: Тютчев в стихотворении размышляет о …
(Поэт размышляет в стихотворении о том, что движет нашим миром. Есть ли вообще такая сила, которая является движущей силой? Можно даже говорить о том, что это стихотворение о существовании Бога.)
О.Э. Мандельштам (1891 – 1938) Слайд 10
– Какое настроение в стихотворении? Как оно меняется?
– Как пунктуация создаёт это настроение?
– Что общего между двумя стихотворениями? (Философская лирика)
– Какой ключевой образ в первой строфе? (Падение камня)
– Падение камня ассоциируется со страхом. Это страх пустоты. Мандельштам тоже начинает с размышления о существовании высшей силы, которая является движущей силой.
– Какие образы появляются во второй строфе? (Человек, смерть, тоска)
– Какие образы здесь противопоставлены? (булыжники и мечты, материальное и нематериальное)
– Камни связаны с мёртвой природой, а мечты ассоциируются с размахом. Это говорит о многообразии человека.
– Какая интонация в третьей строфе? (Категорическая)
– За что проклинает герой готический храм? (За обман)
– Чем обманывает здание? (Красотой)
– Какая антитеза используется в четвёртой строфе? (Вечность и мгновение)
– Когда, с точки зрения героя, дом человека, т.е. его жизнь, непрочны?
– Поэт использует образ дома. А ведь дом может быть построен из камня.
– Продолжите предложение: Мандельштам в стихотворении размышляет о…
(Поэт, сопоставляя материальное и нематериальное, размышляет о вечном и сиюминутном. Герой стихотворения боится пустоты, т.е. бессмысленности существования, нереализованности, боится уйти из жизни нереализованным. Что вечно, а что преходяще? Когда жизнь имеет смысл? Человеческая жизнь имеет смысл, если она устремлена в вечность.)
6. Анализ картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»
Слайд портрет Васнецова. Слайд 11
Картина. Слайд 12
– Какое настроение в картине?
– Что создаёт то настроение?
– Опишите фигуру витязя. Какова поза? Во что одет? Каково оружие?
– Опишите коня.
– Почему витязь стоит в задумчивости?
– На камне есть надпись: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному. Направо ехати – женатому быти, налеву ехати – богату быти». То есть камень предоставляет выбор путнику. Самому человеку решать, куда направиться.
– Символом чего является здесь камень?
– Опишите местность.
– Что могло произойти здесь?
– Какие краски использует художник, рисуя небо на картине?
– Какое время суток изображено?
7. Памятники в Петербурге. Слайды 13,14
В Петербурге есть памятники, в образе которых камень имеет символическое значение: Медный всадник и «Соловецкий камень» (памятник жертвам политических репрессий)
– Символом чего являются камни в этих памятниках?
8. Итоги. Слайд 15
– Сегодня мы рассмотрели образ камня в двух стихотворениях и одной картине.
– Напишите новые ассоциации к образу камня. Запишите ассоциации в третий столбик.
– Продолжите предложение: Анализируя ассоциации к слову камень, я понял, что…..
– Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал, что …
9. Домашнее задание. Слайд 16
А) Сравнительный анализ стихотворений
Б) Письменный анализ картины
В) Эссе «Образ камня литературе, фольклоре и живописи»
Г) Эссе на основе ассоциаций из таблицы