Цели урока:
- Дать представление о своеобразии личности поэта, его творчества.
- Анализируя стихотворения Сергея Есенина, обобщить представление учащихся о творческом методе поэта.
- Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
- Анализируя стихотворения, создать у учащихся целостное представление об образе природы в лирике Сергея Есенина.
- Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.
- Создать педагогическую ситуацию для размышления о взаимосвязи человека и природы в творчестве Есенина.
- Научиться воспринимать стихотворения поэта через звук и цвет. Воспитывать любовь к природе, Родине.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: организация научно-исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.
Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, раздаточный материал (стихотворения, вопросы к стихотворениям).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. (Приложение 1, слайд №1, 2.)
Учитель. Обратите внимание на эпиграф к уроку:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
Для самого Есенина природа и Родина – неразделимые понятия. Есенин говорил: “Чувство Родины – основное в моем творчестве”. Именно чувство, а не тема, мотив. Слово чувство впитывает множество значений: это и природа, родной край, звучащий и красочный мир поэзии Есенина. На уроке мы обратимся к лирике Сергея Есенина, прослушаем его стихотворения, создадим многозначный образ природы поэта.
Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии (Кольцова, Никитина, Сурикова). Есенин утверждал, что он – единственный, “последний поэт деревни”. Он пришел в литературу как глубоко лирический поэт, творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родина. Образ Родины принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это была вся Русь. Обратимся к стихотворению “В хате” (1914).
Действия учащихся: записывают тему и эпиграф. Один учащийся читает наизусть стихотворение “ В хате”.
2. Учитель. Приложение 1, слайд №3.
Давайте поразмышляем над своеобразием художественной детали в стихотворении. Назовите мелкие подробности деревенского быта?
Что особенного в стихотворении, чем оно притягивает читателя?
Действия учащихся: после обсуждения звучат ответы.
Примерные ответы: в стихотворении нет ярких красок, все обыденно, достоверно. Оно притягивает задушевностью, доверительностью, наблюдательностью, обыденностью.
3. Учитель. Это было настолько необычно, что некоторые литераторы сохранили в своих воспоминаниях впечатление, произведенное юношеским стихотворением Есенина. Так, известный знаток русской поэзии, профессор Московского университета Иван Никанорович Розанов вспоминал: “Еще более произвело на меня впечатление “В хате”, и особенно три последние строчки:
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые...
Заползают в хомуты.
4. Учитель. Следующий этап работы – исследовательский. В своем поэтическом творчестве Сергей Есенин выстраивает мифологическую картину мира, раскрывающую определенную систему народных воззрений на природу и человека. Выполним сопоставительный анализ трех стихотворений С. Есенина (“Дымом половодье зализало ил...”, “Табун”, “Покраснела рябина...”) и определим своеобразие метафоры в творчестве Есенина. Вспомните, что такое метафора, метафорический образ.
Действия учащихся: отвечают на вопрос.
5. Учитель. Обратите внимание на слайд. Приложение 1, слайд № 4. Определение метафоры из литературного словаря.
6. Учитель. Для Есенина важное место в жизни и в поэзии занимает мифология. Давайте поразмышляем:какую роль мифология занимает в творчестве Есенина? Для этого необходимо вспомнить, что такое миф.
Действия учащихся: звучит значение понятия “миф”.
7. Учитель. Приложение 1, слайд № 5. Теперь обратите внимание на определение мифа, которое предлагается в словаре литературоведческих терминов.
Мифы для Есенина не просто сказки, а метафорическое видение окружающего мира. Через фольклор поэт устанавливает генетическую связь литературы с мифологией. Так, в голодные годы Есенин долго искал “Поэтические воззрения славян на природу” А. Н. Афанасьева и, наконец, купил его за пять пудов муки. Это свидетельствует о том, что Есенин не просто читал исследования по мифологии, а вчитывался в них. С одной стороны, мифы многое объясняют в фольклоре. С другой – фольклор помогает проникнуть в миф, увидеть в нем отражение ранних форм народного миросозерцания. Обратимся к перечисленным выше стихотворениям для постижения природы поэтического слова ранней лирики С. Есенина.
8. Приложение 1, слайд № 6, 7.
Действия учащихся: перед каждым учащимся лист со стихотворением и вопросами. Учащийся выразительно читает стихотворение “Дымом половодье...”. Приложение 2.
Вопросы:
1. В какое время суток едет на баркасе лирический герой? Какие слова в тексте помогают ответить на этот вопрос?
2. Найдите в стихотворении слова, которые помогают определить чувства лирического героя? Что переживает лирический герой и почему?
3. Какие звуки наполняют открывшуюся перед лирическим героем картину?
4. Назовите основные цвета стихотворения. Как эти цвета влияют на внутреннее состояние лирического героя?
9. Действия учащихся: работа в микрогруппах. После обсуждения звучат ответы (запись основных положений в тетрадь).
Примерные ответы.
В первой строфе названы основные цвета стихотворения: желтый, “дымный”. “Дым” – это тотобраз в стихотворении, который не дает лирическому герою определить свой путь; дым (можно сравнить с половодьем весной) заполонил все пространство. В стихотворении нет ни одного четкого контура, предметы не имеют конкретных очертаний. Присутствует некоторая размытость красок. Сквозь дымную пелену (здесь мы можем позволить себе определить цвет дыма: голубой, сизый, белесый) прорисовывается картина мира. Желтым пятном в дымке виднеется только месяц. Все остальные цвета приглушены.
Лирический герой ощущает себя неприкаянным, испытывает чувство ужаса перед неизвестностью. Спасением от неизвестности является для героя образ Родины, родного края, образ матери сырой земли, к которой “тычется” герой: “еду на баркасе, тычусь в берега”. Глагол “тычусь” использован здесь неслучайно, так описывается обычно ребенок или щенок.
Созданную Есениным картину освещает лишь “месяц”. Этот поэтический образ напоминает образ “всадника”, сбившегося с пути: “желтые поводья месяц уронил”. В предрассветной мгле раздается приглушенный звук весел по воде и “заунывный” “карк” “черной глухарки”. Последняя строфа стихотворения позволяет судить о том, что своему лирическому герою Есенин не отказывает в возможности обретения пути-истины. Именно к родине-богу и “тычется” герой, вымаливая прощение Родине:
Роща синим мраком
Кроет голытьбу...
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.
10. Учитель. В композиции стихотворения четко прослеживается вертикаль: небо (месяц, стог-церковь) и земля (“синий мрак”, “черная глухарка”, “тишина болот”). Однако настойчивые мотивы заунывности, затягивающего дыма (т. е. горизонтального, а не устремляющегося радостно к небесам, что свидетельствует об обрыве мистической коммуникации), болот, половодья, пепла и мух (ср. стихотворение “Табун”), ила, уроненных поводьев складываются в систему инфернальных образов, враждебную божественной Руси.
11 . Учитель. В художественной системе С. Есенина поэтические образы как бы “перетекают” из одного стихотворения в другое. Обратимся к стихотворению “Табун” и рассмотрим, какие образы перешли из первого стихотворения.
Действия учащихся: один учащийся читает выразительно стихотворение. Приложение 2.
После обсуждения вопросов в микрогруппах звучат ответы (запись основных положений в тетрадь).
Приложение 1, слайд № 8.
1. Какой образ из предыдущего стихотворения развивается в стихотворении “Табун”? Как он изменился?
2. Какое время суток изображено в стихотворении? Докажите свой выбор примером из текста.
3. Какие чувства испытывает лирический герой в этом стихотворении?
4. В своих стихах Есенин использует эффект смешивания красок. Как этот прием используется в данном стихотворении? Приведите примеры.
Примерные ответы.
В стихотворении “Табун” снова появляется образ “месяца”. Но он уже меняет свои очертания. Образ “месяца-всадника” продолжает развитие в этом стихотворении. Происходит преображение одной образной фигуры в другую. Все предметы в стихотворении видны четко, цвета и звуки яркие и глубокие. Лирический герой находится как бы за рамками текста и вместе с нами, читателями, видит картину природы и переживает чувства, которые рождает пейзаж в человеческой душе. Слово “месяц” ассоциируется со словом “рыцарь”. Перед нами происходит преображение есенинской метафоры: “месяц”, “ночной рыцарь”, исчезает с утреннего неба, когда “кони-облака” “сдувают ноздрями златой налет со дней”. Месяц тает, становится невидимкой. Лишь серебряные тени бросает он на воду: “дрожат их головы над тихою водой, и ловит месяц их серебряной уздой”. Призрачный месяц, волшебные, фантастические кони-облака изображены очень четко. В стихотворении рисуется рождение нового дня. И день достаточно громко заявляет о себе.
Какие же звуки мы слышим в этом стихотворении? Это храп лошадей, “весенний день звенит над конским ухом с приветливым желаньем к первым мухам”, кони “брыкаются и хлопают ушами”, раздается звон копыт. День сменяется вечером. Но вечерние краски и звуки такие же насыщенные, как и дневные. Раздается игра пастуха на рожке.
Лирический пейзаж в стихотворении словно нарисован акварелью. Основные цвета палитры – зеленый, серебристый, золотой. Картину можно разделить на две части: кони на фоне зеленых холмов “обрамлены” в золотой оклад, а “синеющий залив” – в серебряный.
12. Учитель. Обратите внимание, что в конце стихотворения появляется образ птицы Гамаюн. Известно, что птица Гамаюн провозглашает будущее только тем, кто умеет слышать тайну мироздания. Эхо разносит звуки и думы “к неведомым лугам”. В стихотворении “Табун” описан целый жизненный цикл: утро сменяет день, день – вечер, наступает ночь. Лирический герой – органическая частичка созданного Есениным мира. Он очевидец зарождающегося утра, мы вместе с ним заряжаемся природной энергией для дальнейшего весеннего дня. Образ “волны”, тянущейся к звезде, напоминает о есенинской вертикали мироздания. Но образ “пепла”, в который превратился “дым” из стихотворения “Дымом половодье зализало ил...”, обрывает коммуникативную связь неба и земли.
13. Учитель. Приложение 1, слайд № 9. В стихотворении “Покраснела рябина...” мы вновь встречаемся с образом “месяца”. Романтическое, грустное настроение достигается здесь с помощью образов “печального рыцаря” (“месяц, всадник унылый, уронил повода”) и “лебедя” (“снова выплыл из рощи синим лебедем мрак”). Но образы баллады Есенин “перекраивает” на русский лад с помощью цветовой гаммы.
Приложение 2. Прочитайте стихотворение “Покраснела рябина...” и ответьте на вопросы
1. Какой образ из предшествующих стихотворений повторяется в стихотворении “Покраснела рябина...”?
2. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения?
3. Назовите основные цвета стихотворения.
4. Как эти цвета влияют на внутреннее состояние лирического героя?
5. О ком молится лирический герой Есенина?
Действия учащихся: один учащийся читает выразительно стихотворение. После обсуждения вопросов в микрогруппах звучат ответы (запись основных положений в тетрадь).
Примерные ответы: в стихотворении “Покраснела рябина...” мы вновь встречаемся с образом “месяца”. Рябиновый цвет и синий – это основные цвета русской одежды (например, кафтана). В рябиново-синей воде отражается унылый всадник. И точно так же, как в первом стихотворении, герой с молитвой обращается к Богу, но уже не украдкой молится, а открыто говорит:
Помяну тебя в дождик
Я, Есенин Сергей.
Лирический герой Есенина молится о Родине, о своем крае. Родина Сергея Есенина как бы пронизана божественным присутствием, нет отделения церкви от родного края. Родина героя – это место присутствия Бога.
14. Учитель. В этом же стихотворении появляется образ схимника-ветра, осени-кобылы рыжей с синим лязгом подков.Появление же в стихотворении образа Вольги, древнерусского богатыря, тесно перекликается с пониманием и осознанием Есениным образа Родины. Психологическое состояние лирического героя здесь иное, чем в первом и во втором стихотворениях. Если в первом стихотворении лирический герой испытывает ужасперед неизведанным, во втором стихотворении герой чувствует умиротворение, то в третьем стихотворении лирический герой переживает чувство щемящей боли за свой край, Родину:
Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.
Таким образом, сравнивая три стихотворения С. Есенина, мы можем сделать вывод о своеобразии поэтической метафоры поэта.
15. Учитель. Поразмышляем над особенностью развития поэтической метафоры Сергея Есенина. Какой образ перетекает из стихотворения в стихотворение?
Действия учащихся: после устных ответов делают запись в тетрадь.
Примерные ответы: из стихотворения в стихотворение перетекает образ месяца, всадника, который каждый раз получает новое звучание. Поэтому мы вправе говорить о “текучести” образа в создании метафоры. Поэтический образ как бы прорастает, разматывается, удлиняется в метафору.
Вопрос: как меняется звуковая и цветовая палитра есенинских стихотворений?
Действия учащихся: после устных ответов делают запись в тетрадь.
Примерные ответы: происходит удивительное звучание этого мира и постоянная трансформация цвета в звук. Есенину интересно наблюдать за тем, как меняется цвет в зависимости от времени года и суток.
16. Учитель. Приложение 1, слайд № 10. Наша исследовательская деятельность подошла к концу. Мы проследили развитие метафоры в стихотворениях Есенина, поразмышляли о своеобразии звуковой и цветовой палитры. Мифологичность метафоры С. Есенина, обращение к народному творчеству, использование знаковых поэтических ключей, перевоплощение одного образа в другой, “струение” образа – все это создает особый поэтический мир Сергея Есенина.
17. Спасибо за интересное занятие. Подведение итогов, выставление оценок.
18. Домашнее задание: написать эссе. Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина (на примере 2-3 стихотворений).
Список литературы.
- Есенин С. А. Собр. соч.– Москва, 1970.
- Аннинский Л. Красный век. Эпоха и ее поэты. В 2 книгах. Книга 1. М., 2009.
- Локшина Б. С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении.- СПб, 2001.
- Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М., 1972
- Интернет-ресурсы: http://esenin.niv.ru, http://esenin.ru, http://az.lib.ru, http://writerstob.narod.ru.