Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов.
Цель: обобщить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина через участие в литературной гостиной.
Задачи:
- пробудить интерес к произведениям А.С. Пушкина через использование инсценировок, театрализованного чтения и информационно-визуального материала о литературных героях поэта;
- создать эмоциональную атмосферу для формирования любви к чтению, к книге, для привития интереса к театральному искусству, музыке;
- формировать культуру речи, коммуникативные навыки учащихся, расширить их словарный запас;
- закрепить навыки выразительного чтения стихотворных и прозаических текстов.
Методические рекомендации к проведению гостиной Приложение 1
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущая 1. Современники называли его «солнцем русской поэзии», «первым Поэтом».
Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена. (Игорь Северянин).
Ведущая 2. Ежегодно мы отмечем юбилеи произведений великого поэта. Цифры поражают: почти две сотни лет читают и перечитывают «Маленькие трагедии» и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», сказку «Руслан и Людмила», драму «Борис Годунов».
Ведущая 3. Пушкин откликнулся на всё, в чём проявилась русская жизнь. Поэт и сейчас учит нас любить друг друга, природу, Родину. Решая свои жизненные проблемы, герои Пушкина помогают современному читателю разобраться в понятиях чести, справедливости, добра.
Ведущая 1. Наверное, это магия осени, любимого времени года поэта. Но кажется, что осенью автор и его герои оживают, и под шелест опавших листьев мы слышим:
И с каждой осенью я расцветаю вновь…
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Ведущая 2. А может быть, воспользуемся тем, что за окнами стоит пора «очей очарованья», и пригласим всех в модный в пушкинские времена салон – литературно-художественный кружок, почитаем стихи, послушаем музыку, поиграем в буриме, поучимся сочинять мадригалы.
Ведущая 3. Откроем нашу литературную гостиную. Вообразим, что автор незабываемых произведений сегодня встретится с созданными им персонажами в салоне одной из его любимых героинь.
Вальс под музыку «Вальс» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Ведущая 1. Поговорим немного об истории салонов. В России они появились в 18 веке. Одним из первых был кружок в Сухопутном шляхетском корпусе в Петербурге, организованный его воспитанниками Александром Петровичем Сумароковым и Андреем Константиновичем Нартовым. (Приложение 2 – презентация «И с каждой осенью я расцветаю вновь…», слайд 2)
Ведущая 2. В конце 18 века большой популярностью пользовался салон А. Оленина, директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств в Петербурге. В его доме собирались замечательные люди: Державин, Крылов, Карамзин, Глинка, Кипренский. (Приложение 2, слайды 3, 4)
Ведущая 3. Но чаще всего хозяйками литературных гостиных становились женщины, например: Ловаль, Пономарева, Карамзина. У госпожи Ловаль по средам принимали членов дипломатического корпуса и лиц из высшего общества. Бывал у неё и А. С. Пушкин. Здесь он читал еще не напечатанную драму «Борис Годунов». (Приложение 2, слайд 5)
Ведущая 1. Заметный след в истории русской культуры оставил салон княгини Зинаиды Волконской. Писательница, композитор, певица, она собирала в своем доме в определенный день недели представителей высшего света, сановников, писателей, художников. В первый же день знакомства с Пушкиным Волконская пропела его элегию «Погасло дневное светило…». (Приложение 2, слайды 6, 7)
Ведущая 2. Каждый дом, в котором собирались интересные люди, отличался порядком проведения вечера. Так к Карамзиной гости съезжались к десяти часам вечера, а разъезжались в два-три часа ночи. Здесь говорили по-русски и не играли в карты. В черновых строфах «Евгения Онегина» есть упоминание о Карамзиной и её салоне.
Ведущая 3. Но пора познакомиться с хозяйкой нашего литературного салона.
Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал...
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней.
«Евгений Онегин» (глава 8, строфа 14)
Узнали? Ну, конечно же, мы в гостях у Татьяны Лариной.
Татьяна Ларина. (Читает строфы 23, 24 из 8 главы «Евгения Онегина») Гости моего сегодняшнего вечера – персонажи произведений А. С. Пушкина. Многие из них расскажут свои истории инкогнито, а вам следует угадать, кто скрывается под литературной маской. А вот и первые гости. Встречайте.
Сцена 1. «Барышня-крестьянка» Приложение 3.
Татьяна (приглашает Лизу Муромскую и Настю в гостиную). Лиза и Настя, располагайтесь, пожалуйста, а я вижу: на пороге новый гость. Узнаете ли вы его?
Пётр Гринёв. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан был я на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на 12-ом году выучился я русской грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля.
В то время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы. Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтоб стать учителем, не очень понимая значения этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главной слабостью Бопре была страсть к прекрасному полу. К тому же не был он и врагом бутылки, любил хлебнуть лишнее. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту он обязан был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас уже занимался своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас разлучила.
Татьяна (провожает Гринева в гостиную). Много испытаний выпало на Вашу долю, уважаемый Петр Андреевич, но со всеми вы достойно справились, ни разу не нарушив наказ батюшки «Береги платье снову, а честь смолоду». А следующая гостья так грустна. Что же с ней случилось? Какой эпизод из своей жизни она вспоминает с такой печалью?
Мария Троекурова. Нет, я не свободна. Поздно, я обвенчана, я – жена князя Верейского. Я дала клятву...Князь – мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты...Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.
Татьяна (провожает Машу Троекурову в гостиную). Дорогая Мария Кириловна! Уверена, что здесь, рядом с другими пушкинскими героями, вы найдете покой и утешение. А у нас новые гости. Встречаем.
Сцена 2. «Выстрел» Приложение 3.
Татьяна. Думаю, что все узнали наших гостей. Иван Петрович Белкин – сочинитель знаменитых повестей, граф и графиня – герои повести «Выстрел» – порадовали нас своим присутствием. Располагайтесь, пожалуйста, в нашей гостиной. А мне нужно срочно поговорить с девушкой, которая перечитывает письмо и горько плачет.
Мария Миронова (пишет письмо). «Петр Андреевич! Придется ли нам увидеться или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце. Я помню, как ты сражался из-за меня на дуэли со Швабриным и был ранен. Ты рисковал своей жизнью и тогда, когда приехал спасать меня в осажденную Пугачевым крепость. Теперь моя очередь вступиться за тебя. Завтра я, как дочь человека, пострадавшего за свою верность, еду в Петербург искать покровительства и помощи у сильных людей …»
Татьяна. Милая Мария Ивановна! Вы одна из любимых героинь Пушкина. Всё в вашей жизни сложится удачно. Петр Андреевич Гринев женится на вас и опишет историю вашего знакомства. А внуки потом издадут эту рукопись, и весь литературный мир узнает о капитанской дочке (провожает Марию Миронову в гостиную). А вот еще один гость. Давайте послушаем его историю.
Владимир Дубровский. После того как Троекуров лишил моего отца сначала своего имения, а потом и жизни, я решил мстить. Мой первый кровавый подвиг должен был совершиться над Троекуровым. Я ходил возле его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, самому пробраться в его комнату и пересечь ему пути к бегству. Но в эту минуту мимо меня прошла его дочь Маша. Она была одета в белое платье, держала в руках книгу, и была похожа на небесное видение. Я был поражен, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитает возлюбленная, священен и ни единое существо, связанное с Машей родственными узами, не подлежит моему проклятию.
Татьяна (провожает Владимира Дубровского в гостиную). Судьба была к вам неблагосклонна, Владимир Андреевич. Буду рада, если в нашей литературной гостиной вы хотя бы на некоторое время забудете о своих бедах и несчастьях. Друзья, мне кажется, что сейчас мы станем свидетеля очень важного объяснения.
Сцена 3. «Метель» Приложение 3.
Татьяна (провожает Бурмина и Марью Гавриловну в гостиную). Рада, что ваша встреча, Марья Гавриловна и господин Бурмин, состоялась. Всё уже пережито, метель улеглась, вы нашли друг друга. А вот и наш главный гость (встречает Пушкина, держащего в руках томик стихов).
Я вас узнала, мой оракул,
Не по узорной пестроте
Сих неподписанных каракул,
Но по веселой остроте,
Но по приветствиям лукавым,
Но по насмешливости злой,
И по упрекам, столь неправым,
И этой прелести живой.
С тоской невольной, с восхищеньем
Я перечитываю вас
И восклицаю с нетерпеньем:
Я рада видеть вас сейчас.
Пушкин. Друзья, безумно рад быть здесь сейчас. (Обращаясь к Татьяне Лариной) На подобное приветствие я должен ответить стихами. В мою эпоху популярным жанром салонной и альбомной поэзии был мадригал. Это небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее. Милая Татьяна! Сей мадригал я посвящаю вам.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать – и разумом всечасно
Смирять волнение в крови.
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... Вот блаженство!
Ведущая 1. Гости собрались, литературный вечер продолжается. Одно из любимых занятий в салонах – разыгрывание «живых картин». Вам необходимо «оживить» стихи А. С. Пушкина. (Ведущая приглашает девушек («Царскосельская статуя») и юношей («На статую, играющую в бабки») прослушать стихотворения и проиллюстрировать их «живой картиной». Участники гостиной определяют, чья скульптурная композиция лучше). (Приложение 2, слайды 8-12)
Разыгрывание «живых картин»
Ведущая 2. В гостиных бывали не только театральные, но и музыкальные представления. Вечер не мог считаться удавшимся без игры на фортепиано и исполнения романсов.
«Я помню чудное мгновенье»... Эти замечательные строки Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, а музыку к романсу написал Михаил Иванович Глинка, любивший Екатерину, дочь Анны Петровны. Глинка увидел дочь Анны, Катерину, и полюбил ее. Но к тому времени композитор был уже женат и не мог вступить в брак с возлюбленной. Он ей посвятил вальс-фантазию.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»
Татьяна. А вот еще два пушкинских героя, которые не представляют своей жизни без музыки.
Сцена 4. «Моцарт и Сальери» Приложение 3.
Татьяна. Александр Сергеевич, вы, наверное, обратили внимание, что в руках я держу альбом.
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда назло правописанью
Стихи без меры, по преданью,
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены.
На первом листике встречаешь...
И на последнем прочитаешь:
«Кто любит более меня,
пусть пишет далее меня».
Ведущая 3. В начале 19-го века большое распространение получили альбомы. В наше время некоторые из них можно увидеть в музеях (например, альбом Пономаревой с автографами Баратынского, Крылова, Рылеева). Обязательными элементами оформления альбомов были виньетки и рисунки – аллегории. «Два сердца, факел, цветки», – так писал Пушкин. Помещали в альбомы мадригалы, посвященные хозяйке дома, эпиграммы на кого-либо из гостей, забавные рисунки. (Приложение 2, слайды 13-15). Нам известны стихи А. С. Пушкина, которые он писал в альбомы Екатерины Ушаковой, Евдокии Голицыной, Зизи Вульф.
Пушкин. Стихи в альбом – жанр особый, легкий, сродни мазурочной болтовне. Анне Петровне Керн написал в альбом такие строки:
Мне изюм
Нейдет на ум.
Цуккерброт
Не лезет в рот.
Пастила нехороша
Без тебя, моя душа.
Татьяна. Милостивые судари и барышни! Предлагаю вам написать мадригалы или стихи и оформить их как страничку альбома. Если это сложно, можно поиграть в буриме: составление стихов на заданные рифмы. Попробуйте написать четверостишие, используя следующие слова: чудесный – прелестный; проснись – явись. Надеюсь, вы узнали, из каких пушкинских строк мы взяли рифмы. Берите перья, чернила, и через пять минут мы сможем полюбоваться результатами вашей работы. (Приложение 2, слайд 16)
Пушкин (тоже пишет и рисует).
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я,
Уверен будучи душою,
Что всякий мой усердный вздор
Заслужит благосклонный взор.
Конкурс поэтов «Сочиняем мадригал»
Ведущая 1. Пока завсегдатаи салона сочиняют мадригалы и записывают их в альбомы, я предлагаю вам, не покидая стен этой литературной гостиной, совершить одну маленькую экскурсию. В салонах всегда с интересом слушали людей, недавно вернувшихся из путешествия. Где побывали вы, уважаемая гостья?
Гостья. Приглашаю всех вас в музеи литературных героев А.С.Пушкина. Да-да, существуют музеи героев книг. Их немного, но пушкинским персонажам повезло: у них сразу два музея!
Виртуальная экскурсия
Экскурсия по музеям литературных героев А.С.Пушкина (Приложение 4) сопровождается демонстрацией слайдов презентации «Музеи пушкинских героев» (Приложение 5).
Татьяна по окончании экскурсии предлагает послушать сочиненные гостями салона стихотворения, благодарит за мадригалы, за четверостишия. Гости оценивают оформление альбомов.
Пушкин. Мне понравились придуманные вами виньетки для альбомов. Но в альбомах можно найти не только цветочки и узоры. Я, например, люблю рисовать профили, мои, моих героев (рисует профиль и показывает гостям). Предлагаю поучаствовать в конкурсе: одним росчерком пера изобразить профиль дамы с прической начала 19-го века или профиль вашего покорного слуги. (Приложение 2, слайд 17)
Конкурс «портретистов».
Татьяна (под звуки музыки П. И. Чайковского «Пиковая дама»). У нас еще гость, и кажется, не один.
Сцена 5. «Пиковая дама»Приложение 3.
Татьяна (провожает Германна и графиню в гостиную). Бедный Германн, вашу жизнь сгубила игра в карты. Уверена, Вас впереди ожидало бы тихое семейное счастье, если бы не пагубное увлечение.
Ведущая 2. Да, очень часто от безделья люди берут в руки карты. Но свободное время можно занять и другими играми. Вот, например, я предлагаю поиграть в фанты. Здесь, на столе, лежат предметы, которые А. С. Пушкин называет в своих стихах, посвящая им или целое стихотворение, или несколько строк. Выбирайте любой понравившийся вам предмет и читайте стихотворение.
Игра «Литературные фанты» Приложение 6
Фанты: веретено, кружка, перстень, спицы, роза, лилия, засохший цветок, золотое украшение, кинжал, чернильница, гитара, виноград, колокольчик, зеркальце, муха/шмель/комар, письмо.
Подведение итогов конкурсов, награждение победителей
Ведущая 2. Нет, не угасает, а наоборот, разгорается с новой силой, расцветает вновь, особенно когда на дворе «унылая пора, очей очарованье», самое плодотворное для Пушкина время, подарившее ему знаменитую Болдинскую осень.
Ведущая 3. Мы были рады вас видеть в нашей литературной гостиной. Надеемся, что сегодня, еще раз прикоснувшись к произведениям Пушкина, ощутив обаяние его ума и характера, вы сделали маленькое открытие: открыли для себя своего Пушкина.
Ведущие.
Есть у каждого свой Пушкин.
В самого себя взгляни:
Есть и у тебя свой Пушкин,
Он твоей душе сродни.
Если б из сердец влюбленных
Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт.
Но творит законы гений,
Тем-то гений и хорош.
И хоть несколько мгновений
Даже самый скромный схож.
С тем, который но заслугам
Почитаем и любим...
Все мы связаны друг с другом
Этим образом одним.
Д. Кугультинов.