Цель урока: формирование представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературы, искусства в ракурсе психологии межличностных отношений.
слайд №2-3
Задачи
- Рассмотреть с точки зрения химии и биологии различные стадии развития любви.
- Познакомиться с действиями химических веществ и гормонов, отвечающих за развитие чувства любви.
- Показать взаимосвязь физиологических процессов и внутренней культуры человека.
- Раскрыть своеобразие интерпретации Куприным темы любви на примере повести “Суламифь” с учётом особенностей её художественного воплощения.
Учитель химии
слайд №4
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертания столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
А.Ахматова 1917г.
Каждый человек стремится к любви. Она нужна малышам, подросткам, взрослым мужчинам и женщинам. Нежные объятия и тепло близкого человека запускают разные химические процессы в организме, в результате вырабатываются гормоны, вызывающие порхание “бабочек в животе”.
Учитель литературы
слайд №5
Мы с вами перенесемся в библейские времена Палестины, когда жили царь Соломон, царица Астис и прекрасная Суламифь. Мы исследуем повесть А.И.Куприна "Суламифь", которая была опубликоваа в 1908 году в альманахе “Земля”. Эта повесть выходит из общего ряда произведений писателя о современном обществе и насущных проблемах жизни.
В “Суламифь” Куприн обращается к древней легенде, описанной в библейских историях. Вы уже заметили, что этот рассказ составляет художественную стилизацию “Песни Песней Соломона”. Именно на ней основан сюжет древней легенды об истории любви Соломона и Суламифи. Это поэтическая страница в Библии
Чтение отрывка из Библии.
слайд №6
А.И.Куприн, работая над рассказом, всецело был увлечён необыкновенной силой библейского текста, сам переживал за своих героев. Не случайно во время создания “Суламифи” автор признавался своим друзьям: “…сцены в ней таковы, что я должен часто выбегать на улицу раздевшись и глотать снег для охлаждения и приведения себя в нормальное состояние”.
Учитель химии.
слайд №7
Есть три вещи в мире, – говорил Соломон, – непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины. Думаю, три первые непонятные Соломону вещи давно объяснены учеными – зоологами и навигаторами океанских лайнеров, а вот путь мужчины к сердцу женщины… Давайте попробуем постичь путь мужчины к сердцу женщины, путь Соломона к Суламифи.
Учитель литературы
слайд №8
Жил Соломон до н.э., один из мудрейших людей своего времени, имя его переводится "Мир"; за то, что он построил храм Богу, Господь наградил его умом, все языки понимал: шум ветра, язык птиц, зверей; умел принимать мудрые решения: "Соломоново решение". Ему 45 лет, Соломон познал многих женщин, любил сам – и был любим. У него было 700 жён и 300 наложниц. Как в пышном саду, плотно заселенном экзотическими и пышными цветами, его глаз стал “уставать” от ярких окрасок, причудливых форм, яркого, на показ, декора. Наверное, необходимо упомянуть, что большинство его жен все же любили не просто Соломона, а Царя Соломона, что умного человека, как правило, совсем не радует.
слайд №9
И вдруг, как чистые переливы лесного ручейка, как безыскусный цветок шиповника в разноцветье пышных роз, как глоток свежего прохладного воздуха в раскаленной пустыне – встреча с Суламифь. Под знойным небом Палестины дети взрослеют быстро.
слайд№10
Суламифи было 13 лет. Она сформировалась и была девушкой "на выданье". Тяжелый труд на винограднике под южным солнцем, сделали её фигуру гибкой и смуглой. Братья подумывали выдать её замуж. За кого? За пастуха или земледельца, за человека, который жил по соседству. Жизнь их не баловала. "Девушка на выданье"могла украсить себя единственными сережками, чтобы понравиться возлюбленному.
слайд №11
Да, Суламифь совсем ребенок, но она совсем не простушка: вон как мгновенно разгадала хитрость Соломона, представившегося при знакомстве “пастухом с гор”. В своей простоте и естественности она отдает себя целиком, безраздельно, без оглядки своему избраннику. Она не торгуется, не высматривает себе выгоды или возможную прибыль. Разве такой порыв, такая кристальная чистота и естественность не достойна любви?
А что такое любовь? Вам было дано задание найти значение слова "любовь" в словаре Ожегова, Даля. А что такое любовь по вашему мнению?
слайд №12
Учитель химии.
В Оксфордском словаре любовь описывается, как интенсивное чувство глубокой симпатии и привязанности к какому-либо лицу или вещи. А есть ещё особое женское определение настоящей любви.
Любовь – это когда хочется делать для человека что-то хорошее. Просто так. И тебе хорошо только от того, что получилось сделать что-то приятное и полезное для него.
Любовь – это когда невозможно дышать, если его нет рядом. А как только он появляется в поле твоего зрения, в твоем животе как будто бабочки начинают танцевать!
Любовь – это когда еда невкусная, веселые игры – неинтересные, ежедневные дела – бессмысленные… Единственное, что имеет смысл – это сидеть в кресле и глупо улыбаться, мечтая о нем.
Любовь – это когда навсегда. Только с ним. На всю жизнь.
А точки зрения науки – любовь это “химия”.
Учитель литературы.
Сейчас вы будете работать по группам над текстом произведения и попробуете ответить на вопросы задания.
Группа №1.
Задание по теме "Первая встреча Соломона и Суламифь".
Вопросы:
- Где произошла первая встреча?
- Что привлекло Соломона в Суламифи?
- Какие слова говорил Соломон Суламифи?
Группа №2
Задание по теме "Суламифь собирается на свидание"
Вопросы:
- Как героиня хочет привлечь внимание царя?
- Каковы её ощущения и переживания?
Группа №3
Задание по теме "Суламифь во дворце"
Вопросы:
- Как ведут себя герои во дворце?
- Почему любовь была только 7 дней и 7 ночей?
Группа №4 - биохимики. Учащимся заранее было дано задание изучить биохимию любви. Они работают с текстом, находя подтверждения в тексте основных этапов любви
Каждая группа отчитывается о работе по своим вопросам, приводя из текста и зачитывая отрывки, помогающие отвечать на вопросы.
Учащиеся 4 группы пытаются объяснить происходящие события с точки зрения науки.
Отчет группы №1
слайд №13
Учитель химии и учащиеся-биохимики
слайды №14,15,16
Гладкая кожа, пышные волосы, пропорциональная фигура -все признаки того, что эта девушка может принести здоровое потомство, но мужчина меньше всего думает о потомстве, но за него всё решает лимбическая система. Лимбическая система представляет собой функциональное объединение структур мозга, участвующих в организации эмоционально-мотивационного поведения, таких как пищевой, половой, оборонительный инстинкты. Нужно отметить, что древняя и старая кора лимбической системы имеет прямое отношение к обонятельной функции. В свою очередь обонятельный анализатор, как самый древний из анализаторов, является неспецифическим активатором всех видов деятельности коры большого мозга. По команде лимбической системы выбрасывается гормон адреналин, повышается артериальное давление, учащается пульс, усиливается потоотделение. Обычно потоотделение обеспечивает теплорегуляцию тела, но теперь становится средством привлечения .Мужской гормон тестостерон попадает в подкожные пазухи и преобразуется в андростерон, который выходит на кожу, а бактерии, живущие на коже, поедают его и выделяют газ с определенным запахом, привлекающим женщину. У каждого человека свой набор бактерий и соответственно свой запах. Пахучие молекулы попадают в нос и оседают на нервных окончаниях органа Якобсона , которые несут информацию сразу в лимбическую систему мозга. Так запах управляет одним из самых древних инстинктов- половым. Ощущение влюбленности, когда человек чувствует бурление крови, вызвано фенилэтиламином. Оказывается, что любовь с первого взгляда действительно существует, и вызывает ее именно этот гормон. Когда вы встречаете того, кто вам нравится, мозг, проанализировав все данные, активно вырабатывает фенилэтиламин. Так и при встречи Соломона и Суламифи лимбическая система отреагировала выработкой гормона.. Обращает на себя внимание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Также как и при стрессе, при виде возлюбленного ладони начинают потеть, дыхание перехватывать и даже заикаться Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин – представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины. Амфетамины - выделяются в период, соответствующий первой стадии любви (стадии влюбленности).
Обратите внимание на формулы амфетаминов – адреналин, норадреналин, дофамин, 2-фенилэтиламин. 2-фенилэтиламин вызывает ощущения, сходные с теми, которые испытывает человек в состоянии стресса .Выявите сходство в составе и строении этих веществ.(Наличие бензельного кольца, алкила, аминогруппы) . Какой вывод можно сделать?
Вывод: Сходство ощущений при стрессе и встрече с любимым объясняется наличием аминогруппы.
Отчет группы №2
слайд №17
Учитель химии, учащиеся 4 группы
слайды №18,19
Суламифь собирается на свидание. Руки её дрожат, она использует масла для кожи, она видит во сне своего любимого. Что это? Ею движут половые гормоны. Возникает желание постоянно видеть объект обожания, пропадает сон и аппетит. Гормоны спровоцировали наш мозг на выработку химических веществ. Фенилэтиламин, серотонин, норадреналин- это гормоны, которые заставляют организм волноваться, и гормон допамин, приносящий чувство счастья.
Собственно эти вещества и есть любовь.
Отчет группы №3
слайд №20
Учитель химии
слайд №21
Но, тем не менее, для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно. Чтобы организм выжил, природа включает приспособительные механизмы, тормозящие выработку амфетаминов, меняя их на другие соединения – эндорфины. Начало выработки веществ этого класса говорит об угасании любовной лихорадки и переходе на новую, вторую, стадию отношений. В общепринятом смысле это переход к стабильным, может быть, семейным отношениям, сопровождающимся ощущением внутреннего комфорта, радости, счастья. В отличие от первой стадии вторая лишена надрыва, нервного истощения, полна спокойствия и умиротворенности, что связано с присутствием гормонов радости – эндорфинов. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют “ природным наркотиком” или “ гормоном радости”. Любовь, творчество, слава, власть – любое переживание, связанное с этими и многими другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови.
В период бурного выделения Фенилэтиламина и Эндорфина выделяется еще один гормон – Окситоцин, это гормон задней доли гипофиза, который повышает чувствительность нервной системы и стимулирует сокращение мышц. Именно он несет ответственность за физическую близость влюбленных. Главные стимулы, которые помогают высвобождению этого гормона, это нервные импульсы, которые возникают при раздражении грудных сосков. Биологическая роль его тоже велика, он усиливает сокращение гладких мышц матки, а как следствие этого ускорение родов и стимуляция выработки молока из молочных железе. Ещё один гормон выделяется организмом в этот период- это вазопрессин. Вазопрессин контролирует моногамию. Лишь около трёх процентов млекопитающих являются моногамными, то есть спариваться с одним партнёром всю жизнь. Люди не являются исключением, и постоянно ищут нового партнёра. Количество вазопрессина в коре головного мозга, неразрывно связано с верностью партнёра. И мы видим, сто Соломон забыл о своих 700-стах женах на эти 7 дней. Не вызывает ни малейшего сомнения – Суламифь любила своего избранника. Только семь дней длилось их совместное счастье, только семь дней они безраздельно принадлежали друг другу. А по прошествии этих дней Суламифь умерла, погибшая по наущению ревнивой завистницы.
Почему была убита Суламифь?
слайд №23
Объяснить это помогут гормоны. Некоторые биологически активные вещества и гормоны, отвечающие за чувства влюбленности, возникают в мозгу у человека и в половых железах. Эти вещества оказывают подавляющее действие на наши отделы мозга, отвечающие за осторожность, страх, критику и негативные эмоции, а те отделы мозга, которые отвечают за получения удовольствия, наоборот, становятся излишне активны.
Таким образом, получается, что химия любви сродни наркомании, и это действительно так. Вы, наверное, замечали, что когда по воле случая мы расстаемся с возлюбленным, то ощущаем не только душевную, но иногда и физическую боль. Нам хочется оказаться рядом с любимым человеком, вдохнуть его запах, прикоснуться к нему.
Такие же химические процессы задействованы и тогда, когда девушка говорит,я ревную парня. Это значит, что химическая зависимость настолько сильна, что девушке страшно даже подумать, что ее партнер может посмотреть, и не дай Бог, уйти к другой женщине, что и произошло с царицей Савской. Причинами ревности могли быть: сравнение себя с юной, прелестной Суламифь, а также чувство собственности. Отсюда возникло желание отомстить.
слайд №24
Учитель литературы.
Попытку дать точное определение, что такое любовь, делали все художники и поэты во все времена. У всех получалось по-разному. Каждый из нас точно знает, когда любит, что это любовь. И все же это чувство остается для всех загадкой во всех отношениях. Дать окончательное определение любви пока не смог никто.
В каких произведениях эта тема находит продолжение? Какие примеры любовных отношений мы можем вспомнить? Это: Ромео и Джульетта, Орфей и Эвридика, Пигмалион и Галатея, Мастер и Маргарита, хан Гирей и гордая полячка Мария, Петрарка и Лаура.
слайды №25-37
Заслуга Куприна состоит в том, что никто до него так в литературе не изображал любовь. Ведь в финале произведения, после трагической развязки мудрый царь Соломон испытывает поэтическое вдохновение и приступает к своему бессмертному творению "Песнь Песней", которое послужило основой этого произведения .
слайд №38