Конспект игры «Остановись, мгновенье…» Внеклассное занятие по литературе для учащихся 11–12 лет

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (196 МБ)


Цели:

Предметные:

  • познакомить учащихся c поэзией XIX века.

Метапредметные:

  • развивать понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • развивать стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; развивать умение задавать вопросы
  • развивать умение работать в группе.

Личностные:

  • воспитывать любовь к Родине, родной природе;
  • развивать умение осознавать и определять свои эмоции, сопереживать;
  • развивать умение чувствовать красоту и выразительность речи;
  • развивать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • развивать творческий потенциал учащихся.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • 4 коробочки, содержащие дидактический материал: листы с изображением чудо-дерева, тексты стихотворений, осенние листья, желуди, каштаны, флористическую губку, клей-карандаш.
  • разноцветные жетоны и смайлики

Ход занятия

1. Вступительное слово

Добрый день, ребята. Наше внеклассное занятие называется “Остановись, мгновенье...” (слайд №1)

Как вы думаете, о чем пойдет речь? (ответы учащихся)

Рассмотрите дерево на слайде презентации (дерево, отражающееся в воде)

Чем оно необычно? (ответы учащихся)

Правильно. Это дерево – символ времен года. Четыре времени года – четыре части дерева.

Итак, игра-путешествие “Времена года” (появляется надпись)

Прошу капитанов команд получить карточки с названиями. (названия команд: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Зима”)

Наше путешествие называется “Остановись, мгновенье...” А можете придумать однокоренные слова к слову “остановись”. (учащиеся придумывают слова)

Да, путешествий без остановок не бывает.

2. Остановка №1 “Сегодня вдруг исчезло лето...” (слайд №2)

Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)

Ученик:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф.И.Тютчев

Да, осень – прекраснейшее время года: желтое, огненное, багряное.

Давайте и мы окунемся в это великолепие (составление композиций из листьев, желудей, каштанов; установка композиций на столах учащихся)

Ученик:

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
А.А.Фет

Ребята, сегодня на занятии будут звучать стихи Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева, замечательных поэтов XIX века. (слайд №3)

Прошло более 150 лет, но их стихи не утратили своей прелести.

Осень решила загадать нам литературную загадку. Но прежде, чем решить ее, скажите, что такое рифма. (ответы учащихся)

Рифма – это созвучие концов слов.

Задание №1

Перед вами “Осенняя песенка”. (слайд №4)

Обсудите в группе и допишите на листах рифмы (учащиеся берут тексты стихотворений, проводят обсуждение и дописывают рифмы)

А теперь проверка (слайд №4 – появляются рифмы)

Осень прощается с нами и дарит свои подарки (раздача жетонов за правильные ответы)

Ребята, прикрепите жетоны на ваше чудо-дерево

Конкурс капитанов

Перед вами полотна замечательного художника, рассмотрите их и выполните задание (раздача жетонов за правильные ответы)

3. Остановка №2 “Сердце, пленник зимних вьюг...” (слайд №5)

Ученик:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф.И.Тютчев

Задание №2 (слайд №6)

Проводится работа, аналогичная заданию №1

Есть ночи зимней блеск и сила,
Есть непорочная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса.

Сбежали тени ночи летней,
Тревожный ропот их исчез,
Но тем всевластней, тем заметней
Огни безоблачных небес.
А.А.Фет

Учитель:

Земля замерзла, холод, стужа – это тоже зима. Вот как описывает ее А.Фет:

Ученик:

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Учитель:

Да, мы можем многому у природы научиться. Надо лишь быть очень внимательным.

Посмотрите на этот пейзаж. Ответьте на вопрос. (слайд №27)

(раздача жетонов за правильные ответы)

Учитель:

Спит все вокруг, пока не засветит солнышко, и тогда
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года, -

так писал А.С. Пушкин. О каком времени года он говорил?

Правильно, о весне.

4. Остановка №3 “Не верь весне...” (слайд №7)

Ученик:

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
А.А.Фет

Весна – удивительное время года, греет солнце – снег тает, солнце прячется за тучу – возвращается зима. Весна обманчива и прекрасна! (слайд №8) Посмотрите на слайд презентации: еще не сошел снег, еще вьюги и бураны будоражат землю, а эти цветы уже радуют нас. Это крокусы – одни из первых весенних цветов. Давайте полюбуемся...

Но что это? Весна приготовила для нас загадки – рифмы.

Задание №3 (слайд №9)

Проводится работа, аналогичная заданию №1

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...
А.А.Фет

Ребята, какие средства выразительности использует автор?

Какие слова помогают нам понять смысл стихотворения? (ответы учащихся)

Весна осталась позади, и нас ждет лето.

5. Остановка №4 “Как весел грохот летних бурь...” (слайд №10)

Ученик:

Как здесь свежо под липою густою -
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.

А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
А.А.Фет

Задание №4 (слайд №11)

Проводится работа, аналогичная заданию №1

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и сильней.
Ф.И.Тютчев

6. Творческая работа

Времена года... Такие разные... Такие прекрасные... Каждое имеет свое лицо. Используя тексты стихотворений, напишите небольшое сочинение-описание. Ну, а время года выбирайте сами. (проектор выключен, звучит музыка П.И.Чайковского)

Чтение творческих работ учащихся.

Прекрасна летняя гроза. Так же, как наша природа осенью, зимой, весной и летом.

А кто знает, музыка какого композитора звучала во время презентации? Как называется это произведение? (П.И. Чайковский “Времена года”)

(слайд №35)

Ребята, 2015 год объявлен годом этого удивительного композитора.

7. Итог занятия

Дорогие ребята, наше путешествие подходит к концу. В ваших коробочках вы найдете разноцветные смайлики. Прикрепите их на то время года, которое в нашем путешествии вам понравилось больше всего (дети крепят смайлики на чудо-деревья, деревья крепятся к доске)

Заканчивая занятие, вспоминая прекрасные стихи, музыку и иллюстрации (слайд №36; 37), мне хочется обратиться к словам немецкого поэта, путешественника, ученого Иоганна Вольфганга фон Гёте: “Остановись, мгновение! Ты прекрасно!”