Цели:
Предметные:
- познакомить учащихся c поэзией XIX века.
Метапредметные:
- развивать понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- развивать стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; развивать умение задавать вопросы
- развивать умение работать в группе.
Личностные:
- воспитывать любовь к Родине, родной природе;
- развивать умение осознавать и определять свои эмоции, сопереживать;
- развивать умение чувствовать красоту и выразительность речи;
- развивать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- развивать творческий потенциал учащихся.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- 4 коробочки, содержащие дидактический материал: листы с изображением чудо-дерева, тексты стихотворений, осенние листья, желуди, каштаны, флористическую губку, клей-карандаш.
- разноцветные жетоны и смайлики
Ход занятия
1. Вступительное слово
Добрый день, ребята. Наше внеклассное занятие называется “Остановись, мгновенье...” (слайд №1)
Как вы думаете, о чем пойдет речь? (ответы учащихся)
Рассмотрите дерево на слайде презентации (дерево, отражающееся в воде)
Чем оно необычно? (ответы учащихся)
Правильно. Это дерево – символ времен года. Четыре времени года – четыре части дерева.
Итак, игра-путешествие “Времена года” (появляется надпись)
Прошу капитанов команд получить карточки с названиями. (названия команд: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Зима”)
Наше путешествие называется “Остановись, мгновенье...” А можете придумать однокоренные слова к слову “остановись”. (учащиеся придумывают слова)
Да, путешествий без остановок не бывает.
2. Остановка №1 “Сегодня вдруг исчезло лето...” (слайд №2)
Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)
Ученик:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф.И.Тютчев
Да, осень – прекраснейшее время года: желтое, огненное, багряное.
Давайте и мы окунемся в это великолепие (составление композиций из листьев, желудей, каштанов; установка композиций на столах учащихся)
Ученик:
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
А.А.Фет
Ребята, сегодня на занятии будут звучать стихи Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева, замечательных поэтов XIX века. (слайд №3)
Прошло более 150 лет, но их стихи не утратили своей прелести.
Осень решила загадать нам литературную загадку. Но прежде, чем решить ее, скажите, что такое рифма. (ответы учащихся)
Рифма – это созвучие концов слов.
Задание №1
Перед вами “Осенняя песенка”. (слайд №4)
Обсудите в группе и допишите на листах рифмы (учащиеся берут тексты стихотворений, проводят обсуждение и дописывают рифмы)
А теперь проверка (слайд №4 – появляются рифмы)
Осень прощается с нами и дарит свои подарки (раздача жетонов за правильные ответы)
Ребята, прикрепите жетоны на ваше чудо-дерево
Конкурс капитанов
Перед вами полотна замечательного художника, рассмотрите их и выполните задание (раздача жетонов за правильные ответы)
3. Остановка №2 “Сердце, пленник зимних вьюг...” (слайд №5)
Ученик:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф.И.Тютчев
Задание №2 (слайд №6)
Проводится работа, аналогичная заданию №1
Есть ночи зимней блеск и сила,
Есть непорочная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса.Сбежали тени ночи летней,
Тревожный ропот их исчез,
Но тем всевластней, тем заметней
Огни безоблачных небес.
А.А.Фет
Учитель:
Земля замерзла, холод, стужа – это тоже зима. Вот как описывает ее А.Фет:
Ученик:
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Учитель:
Да, мы можем многому у природы научиться. Надо лишь быть очень внимательным.
Посмотрите на этот пейзаж. Ответьте на вопрос. (слайд №27)
(раздача жетонов за правильные ответы)
Учитель:
Спит все вокруг, пока не засветит солнышко, и тогда
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года, -
так писал А.С. Пушкин. О каком времени года он говорил?
Правильно, о весне.
4. Остановка №3 “Не верь весне...” (слайд №7)
Ученик:
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
А.А.Фет
Весна – удивительное время года, греет солнце – снег тает, солнце прячется за тучу – возвращается зима. Весна обманчива и прекрасна! (слайд №8) Посмотрите на слайд презентации: еще не сошел снег, еще вьюги и бураны будоражат землю, а эти цветы уже радуют нас. Это крокусы – одни из первых весенних цветов. Давайте полюбуемся...
Но что это? Весна приготовила для нас загадки – рифмы.
Задание №3 (слайд №9)
Проводится работа, аналогичная заданию №1
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...
А.А.Фет
Ребята, какие средства выразительности использует автор?
Какие слова помогают нам понять смысл стихотворения? (ответы учащихся)
Весна осталась позади, и нас ждет лето.
5. Остановка №4 “Как весел грохот летних бурь...” (слайд №10)
Ученик:
Как здесь свежо под липою густою -
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
А.А.Фет
Задание №4 (слайд №11)
Проводится работа, аналогичная заданию №1
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и сильней.
Ф.И.Тютчев
6. Творческая работа
Времена года... Такие разные... Такие прекрасные... Каждое имеет свое лицо. Используя тексты стихотворений, напишите небольшое сочинение-описание. Ну, а время года выбирайте сами. (проектор выключен, звучит музыка П.И.Чайковского)
Чтение творческих работ учащихся.
Прекрасна летняя гроза. Так же, как наша природа осенью, зимой, весной и летом.
А кто знает, музыка какого композитора звучала во время презентации? Как называется это произведение? (П.И. Чайковский “Времена года”)
(слайд №35)
Ребята, 2015 год объявлен годом этого удивительного композитора.
7. Итог занятия
Дорогие ребята, наше путешествие подходит к концу. В ваших коробочках вы найдете разноцветные смайлики. Прикрепите их на то время года, которое в нашем путешествии вам понравилось больше всего (дети крепят смайлики на чудо-деревья, деревья крепятся к доске)
Заканчивая занятие, вспоминая прекрасные стихи, музыку и иллюстрации (слайд №36; 37), мне хочется обратиться к словам немецкого поэта, путешественника, ученого Иоганна Вольфганга фон Гёте: “Остановись, мгновение! Ты прекрасно!”