I. Знакомства с направлениями, определяющими содержание темы семинара, постановка или обнаружение проблемы.
Ознакомьтесь с авторитетным мнением. Оцените предложенные высказывания.
1. ...Ни одно другое революционное движение не было так принципиально одухотворено поэзией. (С.А. Фомичев)
2. С высоты своих виселиц эти люди разбудили душу нового поколения. Повязка пала с глаз. (А. И. Герцен)
3. Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение... (А.И.Герцен)
4. Декабристы - историческая случайность, обросшая литературой. (В.О.Ключевский)
II. Сформулируйте по 2 продуктивных вопроса к своему высказыванию и дайте на них краткий и точный ответ.
Критерии оценивания:
1. Правильный отбор информации.
2. Точность формулировки.
3. Краткость ответа.
4. Самостоятельность суждений.
5. Грамотная речь.
После коллективной работы над информацией самостоятельно оформите ее в виде тезисов.
III. Диалог в группах.
1. Историки. Зарождение декабристского движения.
После работы с текстами (Приложение 1) учащиеся должны прийти к следующим выводам:
Главными причинами движения декабристов являются:
- Война 1812 года и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;
- Заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;
- Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения;
- Российская действительность (крепостное право, военные поселения);
- Революционные события в Западной Европе.
2. Историки. Основные программные документы декабристов: “Конституция” Н. Муравьева, “Русская правда” П. Пестеля.
После работы с текстами (Приложение 2) учащиеся должны прийти к следующим выводам:
Взгляды декабристов по основным проблемам | Северное общество “Конституция” | Южное общество “Русская правда” |
Государственное устройство в России | Конституционная монархия, федеративное устройство | Республика, Россия – единое и неделимое государство |
О собственности и землевладении | Неприкосновенность частной собственности => земли помещиков остаются за ними | Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель. |
Крепостное право и военные поселения | Отмена крепостного права и военных поселений. Крестьяне освобождаются без земли. | Отмена крепостного права и военных поселений. |
3. Литературоведы. Особенности творчества декабристов. (Приложение 3).
4. Литературоведы. Поэзия декабристов. (Приложение 4).
Критерии оценивания: анализ информации на межпредметном уровне с самостоятельными выводами:
1. Умение сослаться на различные источники информации: указание автора, названия, главы, раздела, параграфа... через введение речевых оборотов. Например: согласно... как говорит... по мнению... и т.п.
2. Умение обосновать свои суждения различными способами: аргументы, доказательства, комментарии, цитирование и др. Грамотное включение в ответ.
3. Умение дать полный, содержательный ответ: отбор наиболее существенной информации, содержащей различные подходы, взгляды, мнения... автора (-ов) информативного (-ых) источника (-ов).
4. Умение структурировать ответ: сообщение информации по вопросу – ее анализ – обобщение или вывод.
5. Речь: научный стиль, терминологическая грамотность, риторика.
IV. Обмен мнениями, дискуссия.
V. Обобщение. Включение новой информации из выступлений других групп.
Что было бы, если бы декабристы победили?
VI. Письменный контроль обобщающего характера в форме ответа на вопрос:
Обоснуйте свое мнение, опираясь на полученную информацию. В чем особенность деятельности и творчества декабристов?
Критерии оценивания:
1. Умение выявить суть вопроса.
2. Умение провести историческую аналогию взглядов.
3. Умение выразить собственную позицию.
4. Умение правильно цитировать источник.
5. Умение грамотно выразить свои суждения: научный стиль, орфографическая и пунктуационная грамотность, соблюдение речевой нормы.
VII. Наш урок хотелось бы закончить произведением неизвестного автора, выразившего идейные искания поколения, разбуженного декабристами. Получившее распространение в 30-е годы XIX века, оно так и называется – “Декабристам”.
Над вашей памятью кровавой
Теперь лежит молвы позор;
На ней поэт, вензанный славой,
Остановить не смеет взор...Но вы погибли не напрасно:
Все, что посеяли, взойдет,
Чего желали вы так страстно,
Все, все исполнится, придет!Иной восстанет грозный мститель,
Иной восстанет мощный род:
Страны своей освободитель,
Проснется дремлющий народ.В победный день, в день славной тризны,
Свершится роковая месть -
И снова пред лицом Отчизны
Заблещет ярко ваша честь.
Поэзия декабристов – это страница и история литературы, и общественного движения. Почти 190 лет назад декабристская литература была органической частью дворянского революционного движения. Она формулировала его программу. Она мобилизовала борцов в его ряды. Эта программа давно исчерпана. Исторические задачи движения ушли в прошлое. Но поэзия декабристов не канула в лету. Она с нами. Она будет с нами всегда.
Д/з: рассказ о поэте-декабристе, выучить понравившееся стихотворение наизусть.
Критерии оценивания:
1. Правильный отбор информации (сведения, детали, образы).
2. Умение структурировать ответ: сообщение информации, ее анализ, вывод.
3. Речь: научный стиль, терминологическая грамотность, риторика.
Контрольная работа. (Приложение 5)