Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Разделы: Литература


I. Знакомства с направлениями, определяющими содержание темы семинара, постановка или обнаружение проблемы.

Ознакомьтесь с авторитетным мнением. Оцените предложенные высказывания.

1. ...Ни одно другое революционное движение не было так принципиально одухотворено поэзией. (С.А. Фомичев)

2. С высоты своих виселиц эти люди разбудили душу нового поколения. Повязка пала с глаз. (А. И. Герцен)

3. Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение... (А.И.Герцен)

4. Декабристы - историческая случайность, обросшая литературой. (В.О.Ключевский)

II. Сформулируйте по 2 продуктивных вопроса к своему высказыванию и дайте на них краткий и точный ответ.

Критерии оценивания:

1. Правильный отбор информации.

2. Точность формулировки.

3. Краткость ответа.

4. Самостоятельность суждений.

5. Грамотная речь.

После коллективной работы над информацией самостоятельно оформите ее в виде тезисов.

III. Диалог в группах.

1. Историки. Зарождение декабристского движения.

После работы с текстами (Приложение 1) учащиеся должны прийти к следующим выводам:

Главными причинами движения декабристов являются:

  1. Война 1812 года и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;
  2. Заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;
  3. Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения;
  4. Российская действительность (крепостное право, военные поселения);
  5. Революционные события в Западной Европе.

2. Историки. Основные программные документы декабристов: “Конституция” Н. Муравьева, “Русская правда” П. Пестеля.

После работы с текстами (Приложение 2) учащиеся должны прийти к следующим выводам:

Взгляды декабристов по основным проблемам Северное общество “Конституция” Южное общество “Русская правда”
Государственное устройство в России Конституционная монархия, федеративное устройство Республика, Россия – единое и неделимое государство
О собственности и землевладении Неприкосновенность частной собственности => земли помещиков остаются за ними Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель.
Крепостное право и военные поселения Отмена крепостного права и военных поселений. Крестьяне освобождаются без земли. Отмена крепостного права и военных поселений.

3. Литературоведы. Особенности творчества декабристов. (Приложение 3).

4. Литературоведы. Поэзия декабристов. (Приложение 4).

Критерии оценивания: анализ информации на межпредметном уровне с самостоятельными выводами:

1. Умение сослаться на различные источники информации: указание автора, названия, главы, раздела, параграфа... через введение речевых оборотов. Например: согласно... как говорит... по мнению... и т.п.

2. Умение обосновать свои суждения различными способами: аргументы, доказательства, комментарии, цитирование и др. Грамотное включение в ответ.

3. Умение дать полный, содержательный ответ: отбор наиболее существенной информации, содержащей различные подходы, взгляды, мнения... автора (-ов) информативного (-ых) источника (-ов).

4. Умение структурировать ответ: сообщение информации по вопросу – ее анализ – обобщение или вывод.

5. Речь: научный стиль, терминологическая грамотность, риторика.

IV. Обмен мнениями, дискуссия.

V. Обобщение. Включение новой информации из выступлений других групп.

Что было бы, если бы декабристы победили?

VI. Письменный контроль обобщающего характера в форме ответа на вопрос:

Обоснуйте свое мнение, опираясь на полученную информацию. В чем особенность деятельности и творчества декабристов?

Критерии оценивания:

1. Умение выявить суть вопроса.

2. Умение провести историческую аналогию взглядов.

3. Умение выразить собственную позицию.

4. Умение правильно цитировать источник.

5. Умение грамотно выразить свои суждения: научный стиль, орфографическая и пунктуационная грамотность, соблюдение речевой нормы.

VII. Наш урок хотелось бы закончить произведением неизвестного автора, выразившего идейные искания поколения, разбуженного декабристами. Получившее распространение в 30-е годы XIX века, оно так и называется – “Декабристам”.

Над вашей памятью кровавой
Теперь лежит молвы позор;
На ней поэт, вензанный славой,
Остановить не смеет взор...

Но вы погибли не напрасно:
Все, что посеяли, взойдет,
Чего желали вы так страстно,
Все, все исполнится, придет!

Иной восстанет грозный мститель,
Иной восстанет мощный род:
Страны своей освободитель,
Проснется дремлющий народ.

В победный день, в день славной тризны,
Свершится роковая месть -
И снова пред лицом Отчизны
Заблещет ярко ваша честь.

Поэзия декабристов – это страница и история литературы, и общественного движения. Почти 190 лет назад декабристская литература была органической частью дворянского революционного движения. Она формулировала его программу. Она мобилизовала борцов в его ряды. Эта программа давно исчерпана. Исторические задачи движения ушли в прошлое. Но поэзия декабристов не канула в лету. Она с нами. Она будет с нами всегда.

Д/з: рассказ о поэте-декабристе, выучить понравившееся стихотворение наизусть.

Критерии оценивания:

1. Правильный отбор информации (сведения, детали, образы).

2. Умение структурировать ответ: сообщение информации, ее анализ, вывод.

3. Речь: научный стиль, терминологическая грамотность, риторика.

Контрольная работа. (Приложение 5)