Интегрированный урок русского языка, литературы и географии «Фронтовое письмо»

Разделы: География, Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Класс: 6

Продолжительность: 90 минут

Форма: урок с элементами литературно- музыкальной композиции, групповая работа с элементами письма.

Цель: пробудить через Слово историческую память о дедах и прадедах, защищавших Отечество в годы войны.

Аксиологическая задача: формирование чувства патриотизма и гордости, уважительного отношения к людям – защитникам Родины.

Операционная задача: формирование учебно- универсальных действий: регулятивных, коммуникативных, интеллектуальных.

Когнитивная задача: знакомство с эпистолярным жанром, фронтовыми письмами, расширение кругозора, формирование культуры общения.

Технологии:

  • компьютерные технологии
  • технология критического мышления
  • технология проблемного обучения
  • технология индивидуально- групповой деятельности

Методы обучения: информационно- регулятивный, проблемный, частично- поисковый, исследовательский.

Средства обучения: наглядные (презентация), печатно- словесные (Интернет-источники), раздаточный материал, фотовыставка “Солдатские письма”, контурные карты, атласы

Техническое обеспечение занятия: ПК, интерактивная доска, музыкальное оформление: аудиозапись песен: “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова), “Жди меня” (музыка М.Блантера, слова К.Симонова), “Темная ночь” (музыка Н.Богословского, слова В.Агатова), “Полевая почта” (музыка Ю.Левитина, слова Н.Лабковского).

Ход урока

1. Мотивационный компонент.

Преподаватель Сизякина С.П.

Сегодня у нас необычный урок. Наш урок проходит накануне Дня Победы. Давайте перенесемся во времени назад и вслушаемся в строки, которые сейчас прозвучат.

Кадет в гимнастерке, пилотке читает стихотворение.

Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер осенний и команда: вперед! И т.д.

2. Определение темы, постановка целей и задач.

Преподаватель Сизякина С.П.

Прослушав данное стихотворение, давайте определим: о чем пойдет речь сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Открывается слайд с темой урока “Фронтовое письмо”

Что бы вам хотелось узнать по данной теме? Над какими вопросами вы бы хотели поработать?

Мне бы хотелось добавить и свой вопрос и найти ответ на него сегодня на уроке.

Открываются слайды с вопросами: Что такое фронтовое письмо? Что писали в фронтовых письмах? Кому они адресованы? Почему с таким волнением и осторожностью мы прикасаемся к фронтовым письмам?

Для того, чтобы получить полные ответы на все вопросы, каждая из присутствующих здесь групп в течение нескольких дней работала над своим проблемным вопросом, каждая группа провела свою исследовательскую работу по своей проблеме.

Фронтовые письма... Кажется и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым мы прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу - быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

3. Основное содержание. Исследовательская работа групп.

Исследовательская работа 1-й группы.

Группа из 5-6 кадет представляет свою исследовательскую работу: “Что такое фронтовое письмо? Изучение истории почты в годы войны”

Кадет 1.

70 лет назад началась одна из самых страшных войн ХХ века. Наши деды и прадеды, которые тогда были чуть старше нас, встали на защиту Отечества. Кадетам ХХ1 столетия трудно понять, как они выстояли в те страшные годы Великой Отечественной войны. Книги и фильмы рассказывают о войне как о факте истории, поэтому мы решили обратиться к письмам военных лет. Фронтовые письма – это живые свидетели тех событий, это своеобразная художественная летопись военного времени.

Преподаватель Сизякина С.П.

Запишите последнее предложение в тетрадь (Фронтовые письма – это живые свидетели тех событий, это своеобразная художественная летопись военного времени).

Найдите грамматическую основу. Назовите ключевые слова в этом предложении. Какую информацию они несут?

Кадет 2.

Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую армию доставлялось 70 миллионов писем. В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно – полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците. Давайте сейчас все вместе попробуем его сделать.

Конверт – треугольник – обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

Открываются слайды в ходе выступлений кадет.

Кадеты все вместе делают письмо (складывают его правильно в треугольник).

Кадет 3.

Хотелось бы рассказать еще об одном очень известном военном корреспонденте Константине Симонове.

Константин Симонов родился в 1915 году в Петербурге. Отца своего он ни разу не видел, поскольку тот пропал без вести на фронте во время Первой Мировой войны. Его воспитал отчим – бывший полковник царской армии. Детство его прошло в маленьких военных городках. Но как только началась война – он отправился на фронт. В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году – подполковника, а после войны – полковника. Симонов побывал на всех фронтах, прошел Румынию, Болгарию, Югославию, Польшу и Германию. В 1945 году был участником последних боев за Берлин.

Исследовательская работа 2- ой группы.

Группа кадет представляет свою исследовательскую работу: “Какова структура письма?”

Кадет 1.

Письмо. Задача письма – называть вещи своими именами. Письменный разговор с отсутствующим собеседником – это полное выражение нравственного облика человека, изображение души и рассказ о простом деле простыми словами.

Кадет 2.

В письме выделяют следующую структуру:

  • вступление (где автор письма обращается к родным, близким, друзьям, сопровождая словами: “дорогой”, “любимая” или просто “здравствуй”;
  • основной текст;
  • заключение (изъявление чувств преданности, веры, надежды).

Кадеты читают несколько фронтовых писем.

Письмо 1. “ 28 февраля 1943 г.

Здравствуй, Алеша!

Знаешь, раньше я как-то не задумывалась, что это приветствие означает пожелание здоровья. А теперь сто раз на дню говорю тебе – здравствуй! Как заклинание, которое спасет и защитит тебя. Ведь сейчас я могу помочь тебе только верой и словом, а слова бывают очень сильными. Вот уже 20 письмо пишу тебе, а ответа нет. Но я верю, знаю, что с тобой все в порядке, что это война и почта работает плохо. Может быть, у тебя теперь другая полевая почта? Но все равно мои письма найдут тебя.

Алешенька, услышь меня, пожалуйста. Ты мне и детям нашим нужен всякий, что бы ни случилось. Ты сильный, но я тоже сильная – все смогу, со всем справлюсь, лишь бы с тобой рядом.

Твоя Аня”.

Исследовательская работа 3-й группы.

Группа кадет представляет свою исследовательскую работу: “Каково содержание писем?”

Преподаватель Сизякина С.П.

Чтобы глубже понять содержание военных писем, чтобы понять, о чем же думал солдат, когда торопливо сочинял письмо, я прошу вас прослушать песню “Письмо отца”. Автор текста Андрей Дементьев, а исполнит ее преподаватель Рукина Н.В.

Исполнение песни “Письмо отца” под гитару Рукиной Н.В.

Кадет 1.

Письма с фронта были все похожи друг на друга. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое. Письма на фронт полны тепла и любви.

О чем же думал солдат, когда писал письмо? В письме, которое мы послушали, отец спешил поделиться своими радостями и горестями, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, и заверить, что вернется с победой. Письма, письма... Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой.

Преподаватель Рукина Н.В.

Кадеты 3-й группы провели исследовательскую работу и проследили перемещение человека (бойца) Советской Армии в годы войны и его военную судьбу.

Все остальные группы слушают исследовательскую работу 3-й группы, затем, пользуясь опорными карточками, атласами, обозначают маршрут передвижения солдата в своих контурных картах. Эксперт (роль эксперта выполняет тоже кадет) собирает работы и оценивает их по шаблону (критерии оценивания у кадета уже есть).

Преподаватель Рукина Н.В.

Судьба, рассказанная в письмах. В небольшом уроке мы не можем рассмотреть судьбы многих миллионов людей, которых коснулась война, каждое индивидуально по – своему и в то же время они все отражают трагедию минувших лет и боевой настрой для борьбы с врагами.

Кадет 2.

В музее школы-лицея № 25 города Омск хранятся письма красноармейца Люка Николая Ивановича к Черновой Клавдии Константиновне. Ученица школы Пижун Анна провела исследовательскую работу, мы заинтересовались данными письма, ведь по ним можно проследить перемещение человека, его военную судьбу. Исследуя письма Люка Н.И., можно выстроить их в хронологическом порядке.

Эксперт.

Первые два письма написаны по дороге из города Ишим, где был призван в армию Николай Иванович, до города Камышлов, где располагалась танковая школа. Следующее письмо написано из танковой школы, которая находилась в Свердловской области города Камышлов.

В ходе выступлений кадеты показывают перемещение письма на интерактивной карте.

Далее из переписки видно, что курсанта переводят в школу механиков-водителей в город Свердловск. Уже в октябре 1943 года Николай Иванович отправлен в Московскую область, где формировались фронтовые части. Используя адрес полевой почты и последнего письма, можно сделать вывод, что Люк воевал на правобережной Украине.

Кадет 3.

Вот строки из письма:

“Родненькая, сообщаю, нахожусь в настоящий момент в теплых краях, далеко от тебя – примерно в 6 тысячах километрах. Жизнь фронтовая тяжелая, описывать конечно не приходится. Сегодня после горячего боя в одном из населенных пунктов отдыхаем, приводим себя в порядок. Решил всем сообщить: близким, друзьям, знакомым о себе, написал несколько писем и снова скоро в горячий бой. Прощай, Николай”.

Это письмо прощальное. Николай, наверное, чувствовал, что из предстоящего боя он может не вернуться.

Отобранные письма позволили определить не только боевой путь, но и воссоздать образ человека, увидеть, как менялись мысли, переживания, оценки происходящего, а также отношение к любимому человеку.

Эксперт сообщает о самостоятельной работе всех групп (все группы работают с атласами и контурными картами, отмечают на картах передвижение письма, эксперт контролирует работу, собирает работы и , пользуясь критериями оценивания, в конце урока выставляет оценки и дает общую оценку работы всех участников).

Исследовательская работа 4-й группы.

Группа кадет представляет свою исследовательскую работу: “Фронтовые письма в художественной литературе”.

Кадет 1.

Как много значили письма для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу.

Кадет 2.

В художественной литературе большое количество произведений занимает военная тематика. Немаловажную роль играет тема письма. Нам показалось, что самым важным и значимым произведением является стихотворение К.Симонова “Жди меня”. Оно посвящено любимой женщине поэта – Валентине Серовой. Поэт уехал на фронт, а женщина, которую он любил, была на Урале, в тылу. И он написал ей письмо в стихах. Это стихотворение завоевало сердца читателей.

Кадет 3.

Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением. В 1942 году “Правда” опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых...

Звучит аудиозапись стихотворения “Жди меня”.

4. Творческая работа кадет.

Преподаватель Сизякина С.П.

Попробуем и мы с вами написать письмо ветерану. Поделитесь в своем письме своими мыслями, чувствами, взглядами на жизнь, расскажите о том, что вас волнует сегодня. Ваши письма мы с вами вручим ветеранам в День Победы.

Под музыку песен “Бьется в тесной печурке огонь”, “Темная ночь”, “Полевая почта” кадеты пишут письма ветеранам, затем им предлагается прочитать свои письма, а потом эти письма кадеты складывают в треугольники и отдают “ военному почтальону”.

Преподаватель Рукина Н.В.

Но не все письма находили своего адресата. Вот о таких письмах нам расскажут кадеты из 4-й группы.

Исследовательская работа 4-й группы “Письма, не нашедшие адресата”.

Кадет 1.

В 2010 году в украинский “Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов” из фондов нескольких музеев Австрии были переданы 1186 писем бойцов Красной Армии, датированных июнем-июлем 1941 года. Отправленные нашими соотечественниками из Каменец-Подольского в первую неделю войны, так и не дошли до получателей, и 70 лет пролежали в австрийских музейных фондах.

Кадет 2.

Возможно, фашисты забрали письма из разбомбленного эшелона. После этого немцы передали их в Абвер, а после войны они попали в фонды Венского музея, долго кочевали по музеям Европы и в 2010 году были переданы в Киев. Многие письма не нашли своих адресатов и каждый желающий может помочь в их поиске, обратившись на сайт передачи “Жди меня”.

Кадет 3.

Сейчас, в наше время, эти пожелтевшие страницы вызывают трепет и особую нежность. Летом 2011 года боевое послание из 41-го года, благодаря СМИ и передаче “Жди меня” получили родные потомки в Казахстане, Устюге, Одессе, Армении, на Урале.

В ходе выступлений кадеты показывают названные города на интерактивной карте.

5. Рефлексия.

Преподаватель Рукина Н.В.

Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны.
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!

А сейчас мы заполним письмо (на доске изображено фронтовое письмо) стикерами, отражающими ваши чувства по теме сегодняшнего урока. Вам надо выбрать один или несколько цветов и заполнить треугольник.

  • Розовый цвет – урок понравился, вы гордитесь своим народом, его героическим прошлым.
  • Зеленый цвет – этот урок вызвал боль и сожаление, сострадание к поломанным войной судьбам людей.
  • Желтый цвет – хотел бы дальше изучать эту тему, исследовать документы, изучать материалы фронтовых писем.

6. Домашнее задание.

Преподаватель Сизякина С.П.

Предлагаю вам выбрать одну из следующих тем:

1. Написать сочинение на одну из тем: “Письмо ветерану”, “Письмо солдату в армию”, “Письмо погибшему герою”, “Письмо режиссеру или героям художественного фильма “Мы из будущего”.

2. Проследить путь фронтового письма и отметить этот путь в контурных картах.

3. Выучить и проанализировать стихотворение К.Симонова “Жди меня”.