Урок-открытие "…Но самый большой грех из всех – быть равнодушным" (по рассказу Л.Петрушевской "Страна")

Разделы: Литература

Классы: 10, 11

Ключевые слова: женская проза, Л.Петрушевская, семья, одиночество, материнская любовь, женский алкоголизм, терпение


Цель урока: духовно-нравственное становление личности подростков.

Задачи урока:

  • Образовательные: обучение литературоведческому анализу художественного текста; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа «Страна».
  • Развивающие: развивать у детей навык глубокого осмысления прочитанного, умение выражать свои мысли в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос, вести диалог.
  • Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности: любви к ближнему, заботы об окружающих.

Оборудование: проектор, компьютерная презентация

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

О высоте гор судят по их вершинам. О литературе, о ее состоянии, ее месте в мировой культуре судят также по ее вершинным творениям. Творчество Л.Петрушевской – одна из вершин современной русской литературы. Это факт нашей литературной жизни. Для Л.С. Петрушевской характерен жесткий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако Петрушевская не считает, что цель ее творчества – показать неприглядные черты современника. Она полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы помочь человеку измениться, найти опору в жизни (Приложение 1, слайд 1).
Вглядитесь в портрет писательницы. Что можно сказать о ней, глядя на ее фотографию? (слайд 2) (Неравнодушна к судьбам людским, переживает за подрастающее поколение, испытывает боль.
Смотрит испытующе, пристально, взгляд пронизывающий, вопрошающий, как будто задается мыслью: «Что ты, человек, собой представляешь?»).

Родилась Петрушевская в Москве в 1938 году, окончила МГУ. Литературным творчеством начала заниматься после 25 лет. Первая книга вышла в 1988году – это сборник рассказов «Бессмертная любовь». В 80-е годы ее произведения часто публиковались в журнале «Новый мир». Писательница известна в мире, время от времени читает лекции по русской литературе в Гарвардском университете. Многожанровый писатель, она продолжает тему «маленького человека», рассказывая о человеке наших дней. Л.Петрушевская – мрачный «взрослый» прозаик и драматург, но при этом – один из самых светлых детских писателей. Ею написаны сценарии мультипликационных фильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок», циклы «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», пьесы «Два окошка», «Чемодан чепухи», «Золотая богиня» и др. Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, её драматургические произведения ставятся в России и за рубежом. (слайды 3, 4. 5)

Её можно заставить рассказать о себе все что угодно, если только захочет этого. Она совершенно не дорожит тем, что другие скрывают или, наоборот, рассказывает с горечью, с жалостью к себе, со сдержанной печалью. Она даже, кажется, не понимает, зачем это может ей понадобиться и почему такие вещи можно рассказывать только близким людям да к тому же потом жалеть об этом. Обыденная жизнь, выговоренная обыденным, нелитературным словом, без всякой сдержанности, вплоть до истерики, с посвящением в то, о чем не принято говорить – вот объект изображения и метод Л. Петрушевской, то, чем она привлекает и шокирует.

Как вы думаете, из чего состоит жизнь, обычная жизнь, какой живем все мы?

Л. Петрушевская отвечает на этот вопрос так: жизнь состоит из коммунальной квартиры, чая, жареной картошки, беготни по магазинам, стирки, уборки, службы или работы, неурядиц дома или на работе, продвижения на службе, алкоголизма, супружеских измен и печения пирогов, детей, алиментов, болезни, старости, психбольницы, покушений на самоубийство, телевизора, скоротечных романов, из мечтаний о будущем, вранья, голода, сплетен. Вечной нехватки денег – …смерти, смерти во всех её видах: в петле, от рака, от ножа в грудь за то, что не дал закурить, или где-нибудь в зачиханной больнице для хроников, безнадежных и никому не нужных. В гноище на сквозняках в коридоре. Жуткая картина нашей Малой Родины. Как сохранить себя в этой обстановке, сохранить свою целостность, суметь создать свой очаг, от которого всем будет тепло в этой жизни – такими вопросами задаешься после прочтения произведений Л.Петрушевской.

Мы с вами познакомимся с маленьким рассказом писательницы «Страна». Давайте попробуем определить цель нашего урока: мы с вами должны услышать нравственное звучание рассказа, должны понять, как важно вовремя говорить в жизни нужные слова. Мы попробуем разобраться в таких нравственных качествах, как любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих, попробуем выяснить, какую роль в вашей жизни занимают ваши родные и близкие. (Cлайд 6)

Сегодня на уроке мы должны с вами попытаться поднять по ступеням к благу и помочь себе и своим близким не оступиться на тех ступенях, которые ведут ко дну, жизненному дну.

А какие же это ступени, вы определитесь сами, но у вас пока мало жизненного опыта, поможет вам разобраться Петрушевская, ее герои, их судьбы.


II. Беседа

Итак, рассказ с коротким, но символическим названием. Почему он так называется? Что вы ждали от рассказа с таким названием? (Cлайд 7)

Слово «страна» имеет несколько значений. Прямое значение этого слова –

1) государство.
2) Территория – границы, суверенитет, единое пространство, независимость, самостоятельность.
3) Земля.

Переносное значение ( метафора) (мой мир)

Мир – название крестьянской общины в России XIII – начало XX века;
Мир искусства, прогресса, Божий, грез; Семья;
Школа;
Друзья.

Своя страна есть у каждого человека. Вспомним героя романа И.А.Гончарова «Обломов». В своих снах Илья Ильич стремился именно туда, в свою страну. И в небольшом рассказе Л.Петрушевской это слово тоже употребляется в переносном значении. Вы уже знакомы с содержанием этого произведения. Но я предлагаю еще раз прочитать его по отдельным фрагментам. Мне кажется, после такого прочтения вы откроете для себя что-то новое.

III. Работа над текстом. Анализ отдельных эпизодов

– Что вы можете сказать о главной героине рассказа? Как она характеризуется в самом начале произведения? Почему у героев рассказа нет имён? Обратимся к первому фрагменту. (слайд 8) (Таких людей много. Мы не обращаем на таких людей внимания. Хочется узнать, почему пьет эта женщина. Что с ней случилось? Как можно быть «никому не видимой»?) (Звучит музыка из кинофильма «И все-таки я люблю…», потом убавить звучание)
– Как вам кажется, почему автор употребляет слово «вещички», а не вещи?
– Какой мотив сразу же бросается в глаза?

Одиночество человека в этом мире сразу же бросается в глаза, всплывает на поверхность. Поэтому героине рассказа и удается оставаться «никому не видимой». Она просто никому не нужна, не интересна. Соседей по лестничной площадке совершенно не интересует ее жизнь.
Обратимся ко второму фрагменту рассказа. Л.Петрушевская описывает героиню рассказа. Для чего нужно это описание? Есть ли в нем авторская оценка? (слайд 9) (Ответ: Нет никакого психологизма в описании. Мы видим только внешние признаки.)
– Как вы думаете, как раньше складывалась жизнь у женщины с такой внешностью? (Ответ: Вероятно, она пользовалась успехом у мужчин.)
– Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер? ( Дочь вялая, равнодушная к тому, что происходит вокруг нее, что происходит с ее матерью. Она тихо играет на полу, не пристает к маме с детскими вопросами, как это обычно бывает в таком возрасте.)
– У нас появляется третий персонаж рассказа – ОТЕЦ. Какую характеристику дает ему автор, и что из этого следует? (Отец – яркий блондин с ярко–красными губами. Он вызывает отталкивающее впечатление. В нем есть что-то женское).
Как мать относится к своей дочери? (Она заботится о своей дочери, несмотря на свое нетрезвое состояние. Укладывает ее спать, отводит утром в садик).
– Какие слова в этом фрагменте обращают на себя особое внимание. Они кричат о беде, которой на первый взгляд и нет. Подчеркните их.
(Работа с текстом. У каждого свой лист с текстом. Подчеркивают слова). (Ответ: «дочь тихо играет», «мать пьет за столом или лежа на тахте», «встают как ни в чем ни бывало»…) (слайд 10)
– А разве что-то бывало? Как прошёл день?
– Как вы считаете, какие самые яркие события происходят в жизни этой семьи? Например, каких событий они особенно ждут? Читаем третий фрагмент. (слайд 11)
– Почему они выбираются, а не ходят в гости? (Ответ: Это событие бывает редко в их жизни. Выбираются, как из другого мира, страны, края).
– Так почему эти события столь важны для женщины? Только ли потому, что здесь можно выпить? (Ответ: Она ощущает себя нужной, ощущает себя среди людей, живет прежней жизнью).
– Подчеркните слова, которые говорят о том, как ведет себя женщина в гостях. (Ответ: Разговаривает громко, подпирает подбородок, оборачивается).
Найдите во втором фрагменте антонимы к подчеркнутым вами словам. (ТИХО – ГРОМКО)
– Что она хочет показать таким поведением? Действительно ли в гостях у старых знакомых к женщине возвращается ее прошлая жизнь? А относятся к ней здесь? Как раньше? (Ответ: Отношение к ней изменилось. Ведь женщина делает вид, что она здесь своя.)
– Какие слова повторяются в этом фрагменте? Для чего? (Ответ: «прошлая», «прошлые». Все у этой героини в прошлом.)
– Что нового узнаём об отце девочки? (Ответ: У отца – новая семья).
– Зачем упоминание о новой жене блондина? Можно ли сказать, что его прежняя жена – ее полная противоположность? Докажите текстом. (Ответ: «Жесткого склада» – «мямлит, осторожно звонит»).
Вряд ли отец счастлив в новой семье. Для чего же писательнице понадобилось сравнивать этих двух женщин и так откровенно их противопоставлять? На чьей стороне ее симпатии?
Обратимся к четвертому фрагменту. (слайд 12)
– Чтобы ходить в гости или «выбираться», как наши героини, нужно приглашение. Как вы думаете, как получает наша героиня приглашение в гости?
– Звонит (как?)
Орфоэпическая работа: звонИшь, звонЮ, звонИте, позвонИте. (слайд 13)
– Почему осторожно?
– А ведь её и не хотят приглашать, докажите… Подчеркните в тексте слова. (слайд 14)
Почему же поход в гости не спасает от очередной бутылки? Какое слово настораживает в этом фрагменте? (Ответ: «бежит». Цель ее существования – бутылка).
А женщина все-таки надеется, что все изменится. Она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает ее, молчит. И тогда безысходность и снова «в гастроном за бутылкой».
Фрагмент пятый. Просмотр фрагмента из кинофильма «И все-таки я люблю…»
– Как вы думаете, когда женщина начинала пить, как она себя вела? Что чувствовала перед дочкой? (Ответ: Чувствовала стыд перед дочкой, а потом все опростилось, пошло само собой…)
– Всё пошло само собой, что это значит? (Ответ: Женщина поняла, что никому не интересно, как она живет, чем, что волнует ее. Это ее окончательно добило, и она опускается все ниже и ниже.)
– Девочке и впрямь всё равно… Всё ли равно девочке? Чье это мнение? (Ответ: Мнение ее матери.)
– А как на самом деле живется девочке? Что мы увидим дальше? Что особенно пугает?
За этот короткий период с героиней рассказа произошли сильные изменения. Внешние изменения перешли во внутренние. Ей ничего не нужно. Увлечение перешло в привычку, а окружающим нет дела до нее.
– К чему может привести такой образ жизни? (Ответ: К женскому алкоголизму.) (Звучит музыка из кинофильма «И все-таки я люблю…» Удары судьбы)
– Насколько актуальна эта проблема в современном мире? Это проблема нашего современного общества, неслучайно она поднималась и поднимается и в литературе, и в живописи, и в кинематографе. (Пабло Пикассо «Любительница абсента», А.Тулуз-Лотрек «Пьющая», Э.Мане) (слайды 15, 16)

IV. Описание картины. Работа над описанием картины П. Пикассо «Любительница абсента» (слайд 17).

Перед нами полотно величайшего художника Пабло Пикассо. Впечатление от картины может сложиться довольно тягостное, т.к. изображенная сцена исполнена драматизма. Обреченный вид женщины выражает крайнюю степень одиночества и даже заброшенности. На это намекает и чересчур большая кисть правой руки – словно дама пытается обхватить и от чего-то защитить ею себя. Или, быть может, отгородиться от людей и всего этого мира. По лицу можно понять, что женщина глубоко погружена в свои мысли и находится где-то далеко за пределами этого кафе.
В своих грезах героиня чувствует себя комфортно. Залог нескорого возвращения в реальность – полупустой бокал "напитка фей. Сама она словно галлюцинация, нечеткая и изменчивая. Во взгляде отсутствуют мысль, размышление, разум. Тихое созерцание, бессмысленное, скоротечное, снова и снова вызываемое новыми порциями абсента.
При внимательном рассмотрении очевидно, что героиня готовилась к визиту в кафе: кокетливый локон спадает на лоб, на лице едва заметны следы макияжа. Что это? Робкая надежда на перемены в жизни? Правила приличия? Однозначно ответить нельзя. (Вероятно, так же и наша героиня выбиралась в гости, старалась выглядеть привлекательнее).
Контрастные краски были выбраны художником не случайно. Они призваны подчеркнуть контраст человеческой жизни и ее обстоятельств. Краски излучают, с одной стороны, внешнее спокойствие, а с другой – говорят о внутренней борьбе, происходящей в душе героини. Позади виден угол, который очерчивает темная полоса. Возможно, он символизирует жизненный тупик, в котором оказалась эта несчастная женщина.
Авторская позиция оформлена ясно – тревога и неуверенность. Эти два чувства так характерны для человека 20 века, преподносятся зрителю в отвлеченном сюжете одной из самых выразительных и лаконичных работах великого мастера. Тревога и неуверенность – это состояние характерно и для поведения нашей героини.

IV. Продолжение работы над текстом. Анализ отдельных эпизодов

Фрагмент шестой. Отметьте и прочитайте тот отрывок, который при чтении требует совсем иной интонации, чем весь рассказ. Почему вам так кажется? (Звучит музыка С.Рахманинова «Нежность»).
– Найдите эпитет к слову сны («божественные»). Удивил ли он вас в этом рассказе? (слайд 18) (Ответ: Эпитет «божественные» выбивается из общего строя рассказа. Может быть, у этой пьющей женщины живет в душе Бог. Или жизнь ее противопоставлена Стране Бога. У каждого человека есть своя страна, в которую он может окунуться в трудную минуту. К сожалению, для матери и дочери такой страной оказался сон, некая иллюзия.)
Жизнь большого города и жизнь одинокой женщины – два параллельных мира, которые по каким-то причинам никак не могут пересечься.
Давайте выпишем на доске слова, которые повторяются в тексте. (слайд 19) (Ответ: Дочь тихо играет, пьющая, пьет, как бы ни была пьяной, не видимая никому, никто на свете не знает, гасят свет, бегут, бежит, бежать)
Противопоставление двух женщин помогает понять, кто способен добиваться в нашей жизни.
Кто достоин осуждения в этом рассказе? (Ответ: Поведение блондина по отношению к бывшей семье, поведение знакомых.)
С нашим рассказом перекликается стихотворение современного поэта Дмитрия Быкова. Давайте прослушаем его. Оно тоже об одиночестве человека в современном мире. Читает ученица: «Все не ладится в этой квартире…» (Приложение 7)
Как вы думаете, какие человеческие качества осуждает автор?
– От чьего имени ведется повествование? Каков рассказчик? Близок ли он автору? (слайд 20) (Ответ: Рассказчик = Автор) Скрыт, отчужден от описываемых событий. Пытается быть беспристрастным, но не может скрыть своей симпатии (!) к героине). Такой прием характерен для жанра новеллы. Поговорим о художественном своеобразии рассказа. На слайде: пейзаж, портрет, речевая характеристика героев, противопоставление, метафора, эпитет. Выберите те приемы, средства выразительности, которые использует писательница. Приведите примеры (слайд 21).
– Рассказ имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается одним и тем же событием. Каким? Для чего это нужно автору? Что в жизни героини хочет подчеркнуть автор таки построением рассказа? (Слайд 22) (Ответ: замкнутость, безысходность)
– Какую проблему поднимает автор?

Семья

Одиночество
Детство
Отцовство
Материнство
Родня

Обратите внимание, как много проблем поднимается в этом маленьком рассказе. Кто же виноват в том, что случилось с героиней?

Вывод: виноваты все: общество, равнодушное к проблемам маленького человека, сам человек, оказавшийся слишком слабым перед жизненными невзгодами, распавшаяся семья. Единственное, что держит пока эту женщину и не дает ей окончательно упасть на дно жизни, – МАТЕРИНСТВО. Подберите ассоциативный ряд к слову Женщина. (Ответ: Красота, мать, дети, материнство, любовь, семья (слайд 24).

Подведем итоги нашей беседы:

1. Кольцевая композиция заставляет задуматься о безысходности, о замкнутом круге, который становится границей страны, где живут герои. Страна – это сон.
2. Героиня – женщина без имени – асоциальна, но не погибает, так как любовь и забота о дочери – сильные человеческие качества.
3. Авторская позиция определяется парадоксальным выбором художественных средств при создании новеллы, побуждая читателей задуматься о себе, своей нравственности, человеческой деятельности (слайд 25).

Вернемся к эпиграфу нашего урока: «…Но самый большой грех из всех – быть равнодушным».
– Возможно, мы сегодня ответили не на все вопросы, но хорошо уже то, что мы задумались над проблемами.
Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы не возникала такая проблема, описанная в рассказе «Страна»? (Ответ: Поддержка близких, друзей, сочувствующих, государства, чтобы эти люди не чувствовали себя одинокими и выброшенными за борт жизни).

V. Построение схемы нравственного подъема и деградации личности. Выбор ступеней, по которым можно подняться к жизненному благу и опустится на дно жизни. (Учащиеся выбирают карточки-ступени, давая каждому слову определение)


Л. Петрушевская в своих рассказах показывает нам, как много в нашей жизни бессознательности, автоматизма, слепоты, но и страдания, стремления к счастью, любви, мужества жить. Рассказывая о них, о нас, о себе, автор не судит, не расставляет точек над “и”. Скорее спрашивает у того, кто способен услышать. Давайте и мы с вами спросим у себя: «Что бы я хотел(а) изменить в стране, в которой живёт героиня рассказа Петрушевской?»

VI. Пишут работу на листочках:«Что бы я хотел(а) изменить в стране, в которой живёт героиня рассказа Петрушевской?» (Звучит музыка С.Рахманинова «Вокализ» фоном)

Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по одному из предложенных афоризмов (слайд 26).