Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л.А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2013.

Цель: познакомиться с творчеством детских поэтов в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время

Задачи:

  • Изучить биографии и творчество поэтов.
  • Подобрать подходящие литературные и музыкальные произведения.
  • Подготовить сценарий литературно-музыкальной композиции и компьютерную презентацию.

Ведущий 1: На уроках литературного чтения мы читали стихотворения Сергея Владимировича Михалкова, Самуила Яковлевича Маршака, Агнии Львовны Барто, Валентина Берестова и других поэтов о Родине, о детстве и дружбе, о природе.

В канун празднования 70-ти летия Великой Победы нам стало интересно узнать, а как жили эти поэты в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, о чём писали свои стихи? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили биографии поэтов, познакомились с их творчеством во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Результатом нашей проектной работы стала литературно-музыкальная композиция “Война в творчестве поэтов”, которую мы предлагаем вашему вниманию. (Слайд № 1, 2)

Девочки исполняют фрагмент песни “Довоенный вальс” (Муз. П. Аедоницкий, сл. Феликс Лаубе) (Слайд №3.)

Учащиеся читают стихи: “Июнь… Клонился к вечеру закат…” (Автор неизвестен. Взято из: Карнаухова С. Б. Память сердца: лит.-муз. композиция // urok.1sept.ru / articles 212019) (Приложение № 1)

Звучит фрагмент песни “Священная война” (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

(Слайд № 4.)

Ведущий 2: 22 июня 1941 года - это один из самых трагических дней в истории нашей страны. Мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с врагом. Более 1000 писателей и поэтов ушли на фронт и свыше 400 не вернулись. В своих произведениях того времени они воспевали любовь к Родине, мужество, стойкость и героизм советского народа. (Слайд № 5. П.А. Кривоногов "Защитники Брестской крепости")

Дети читают стихотворение “Быль для детей” (отрывок) С. Михалков (Приложение № 1) (Слайды № 6, 7)

Ведущий 1: Автор этого стихотворения - Сергей Владимирович Михалков. Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом газет “Во славу Родины”, “Сталинский сокол”. Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. (Слайд № 8.)

О тяжёлых боевых буднях советских солдат рассказывает стихотворение “Карта”, написанное поэтом в 1943 году (Приложение № 1)

Дети читают стихотворение “Карта” С. Михалков

Ведущий 2: Муса Джалиль – татарский поэт. Добровольцем ушёл на фронт. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты “Отвага”. В первые недели Отечественной войны Муса Джалиль написал цикл стихотворений “Против врага”. (Слайд № 9)

Ведущий 1: В июне 1942 года попал в окружение. Тяжелораненый, оказался в плену, был заключён в немецкий концлагерь, где организовал подпольную группу. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации был казнён 26 августа 1944 года. Посмертно в 1956 году присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик читает отрывок из стихотворения “О героизме” М. Джалиля (Приложение № 1)

Ведущий 2: Константин Михайлович Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты “Красная звезда”. Он переезжал с фронта на фронт, знал войну не понаслышке, а изнутри. “22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны” писал он о себе. Симонов был свидетелем последних боёв за Берлин.

За четыре военных года поэт написал пять сборников очерков, рассказов, повесть и пьесы, сборники стихов о тяжёлых солдатских буднях, о Родине, о верности и преданности. (Слайд № 10)

Ведущий 1: Самое известное стихотворение Константина Симонова “Жди меня”. Это стихотворение помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую отечественную войну. Впервые оно было напечатано 14 января 1942 года. Солдаты на фронте переписывали это стихотворение и отсылали его женам домой. Послушайте это стихотворение в исполнении автора (Слайд № 11).

Звучит видеозапись стихотворения “Жди меня” в исполнении автора (Приложение № 2) (Слайд № 12).

Ведущий 2: Самуил Яковлевич Маршак в годы Великой Отечественной войны пишет стихи о войне, которые публикуются во фронтовых газетах. Вместе с художниками Кукрыниксами создаёт военные плакаты, сочиняет лозунги к ним, выезжает на фронт, выступает перед солдатами. (Слайд № 13 – 15)

Ведущий 1: Поэт Александр Трифонович Твардовский, как и другие поэты, прошёл войну фронтовым корреспондентом. Стихи Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта. В годы войны создана А. Твардовским самая знаменитая его поэма “Василий Теркин”. Его герой стал символом русского солдата, его образ собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это живой человек, веселый и лукавый собеседник (Слайд № 16)

Ведущий 2: Быть может самым страшным, что мог увидеть на войне взрослый человек: солдат, журналист, поэт - было то, что происходило с детьми. “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете” писал Александр Твардовский (Слайд № 17).

Ведущий 1: Дети становились сиротами, они погибали во время бомбёжек, умирали от голода, страдали в плену и оккупации. Дети войны – ещё одна страница в творчестве поэтов военного времени.

Ученик читает стихотворение С. Маршака “Мальчик из села Поповки” (Слайд № 18) (Приложение № 1)

Ведущий 2: Дети не только наравне со взрослыми терпели нужду и голод, они мечтали попасть на фронт. Стремились помочь своим, кто чем мог, и часто им удавалось то, чего не смогли бы сделать взрослые.

Ученик читает стихотворение А. Твардовского “Рассказ танкиста” (Слайд № 19) (Приложение № 1)

Ведущий 1: Дети рано взрослели в эти военные годы.

Ученица читает стихотворение А. Барто “В дни войны” (Слайд № 20) (Приложение № 1)

Девочки исполняют танец “Дети войны” (Песня “Дети войны” в исполнении Т. Гвердцители. Сл. И. Резника, муз. О. Юдахина) (Слайд № 21)

Ведущий 2: Поэт Валентин Берестов в годы войны был ребёнком. Когда его отец ушёл на фронт, мальчик стал старшим в доме, у него появилось много новых обязанностей. Ведь “мать вечно на работе” Вспоминая об этом времени, поэт написал стихотворение, которое назвал “Мужчина” (Слайд № 22)

Ученик читает стихотворение В. Берестова “Мужчина” (Приложение № 1)

Ведущий 1: Агния Львовна Барто – имя этого детского поэта известно многим. В годы войны Барто жила в эвакуации в городе Свердловске (сейчас – Екатеринбург) на Урале. Здесь на уральских заводах её поразили рабочие-подростки, заменившие у станков оборонных заводах своих отцов и старших братьев.

Ведущий 2: По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Агния Львовна написала несколько стихотворений о юных рабочих. Вот одно из них, оно написано в характерной для этого поэта шутливой манере. Оно называется “Попадёт мне или нет?” (Слайды № 23, 24)

Ученик читает стихотворение А. Барто “Попадёт мне или нет?” (Приложение № 1)

Ведущий 1: Казалось бы, что необычного может быть в банке варенья? Но когда в голодные военные годы юным рабочим уральского завода выдали необычную премию – банку варенья, они были несказанно рады. Стихотворение Владимира Радкевича “Баллада о банке варенья” основано на реальных событиях. Сам поэт в годы войны подростком вместе с семьёй был в эвакуации на Урале. (Слайды № 25)

Ученик читает стихотворение “Баллада о банке варенья” (Приложение № 1)

Дети исполняют песню “О той весне” (автор слов и музыки Е. Плотникова)

Ведущий 1: Без малого четыре долгих года гремела эта страшная война. И вот наступил долгожданный май 1945 года. И в произведениях поэтов звучит новая тема – Победа! Радость, гордость, благодарность и скорбь по погибшим. (Слайд № 26 П.А. Кривоногов "Победа")

Ученики читают стихотворение С. Михалкова “Быль для детей” (отрывок) (Приложение № 1) (Слайд № 27)

Ученица читает стихотворение А. Твардовского “9 Мая” (Приложение № 1)

Учащиеся исполняют песню “Вальс Победы” (Сл. Р. Паниной, муз. А. Варламова) (Слайд № 28)

Ведущий 2: В результате работы над проектом мы узнали новые и интересные факты из жизни поэтов, познакомились с произведениями этих поэтов о войне; учились отбирать нужную информацию, составлять сценарий литературно-музыкальной композиции и компьютерную презентацию проекта.

Литература

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2013
  2. Барто А. Л. Стихи детям. М.: Детская литература, 1981.
  3. Была война…Четыре главы из книги, написанной поэтами послевоенных лет. – М.: Детская литература, 1987
  4. Весь Берестов. Стихи и не только. – http://berestov.org/
  5. Михалков С. В. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 1. – М.: Детская литература, 1970.
  6. Карнаухова С. Б. Память сердца: лит.-муз. композиция // urok.1sept.ru/articles212019