Занятие с использованием готовых электронных образовательных ресурсов (ресурсов других авторов, ресурсов федерального проекта “Информатизация системы образования”, образовательных ресурсов Интернет и др.)
Методическое сопровождение
Курс программы “Литературное и поэтическое творчество” углубляет знания, связанные с культурой устной и письменной речи, в рамках сценического искусства и подготовки сочинения в формате ЕГЭ. Тематика модулей программы строится на основе интеграции развития речи и метапредметных задач (знакомство с основами сценического искусства, творчеством писателей и поэтов, изучение которых не входит в программный материал) [1].
2015 год объявлен годом литературы “...он имеет стратегические задачи и одна из главных задач - это духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание молодёжи...” [2].
В преддверии года литературы, в рамках реализации большого интегрированного проекта “Великие писатели Золотого века”, совместно с преподавателями-словесниками и библиотекой кадетского корпуса осуществили ряд самостоятельных проектов, составляющих единую систему выше названного проекта, с целью духовно–нравственного развития и воспитания личности кадет. Один из них - посвящён 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Так как познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности, в том числе и в сфере дополнительного образования, а одной из задач - расширение общего кругозора в области истории, культуры и искусства ,то занятия познавательной направленности: экскурсии, викторины, олимпиады, исследовательские проекты, интеллектуальные клубы и т.д. реализовываются в рамках комплексной программы “Русская словесность” с учётом интеграции предметов русский язык, история, литература и предметов культурологической направленности и помогают воспитанникам при создании презентаций, написании сочинений, разработке сценариев.
Современные тенденции и перспективы развития творческого потенциала учащихся средствами программы на занятиях кружка “Русская словесность” нашли своё отражение в методических приёмах и системно-деятельностном подходе. Они направлены на формирование системы воспитания творческой личности, где усилено внимание к вопросам культуры речи, нравственно-этическим нормам, воинской этике в сфере деловых и межличностных отношений. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою деятельность в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами
Ведущая направленность нашей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности [3]. С этой целью учим детей самостоятельно мыслить, переводить знания в убеждения; развиваем у воспитанников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
Основной целью эстетического и духовно - нравственного воспитания кадет на занятиях кружка (модуль “Современная мораль и общегражданский этикет”) является привитие вкуса к прекрасному, культурному наследию, воинским традициям. “Молодой человек должен быть образованной, социализированной личностью с гуманными целями и задачами, ориентированным на успешность жизненной позиции” [1,4]. Воспитание и образование кадет в соответствии с современными концепциями духовно-нравственного развития заставляет искать новые средства повышения творческого потенциала развития школьников. В основу занятий этого направления положен системно-деятельностный подход, при котором воспитанник становится активным субъектом учебной деятельности. В своей работе опираюсь на: тексты художественных произведений; интернет-ресурсы; элементы инновационных технологий; творческие работы учащихся; интеграцию основного и дополнительного образования.
В рамках программы интегрированного курса духовно-нравственного, эстетического и военно-патриотического воспитания в качестве примера приведем фрагмент конечного продукта интегрированной проектной деятельности культурологической сообразности, представленный на конкурс методических разработок, посвящённый 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
В ходе предварительной подготовки кадеты посетили ряд тематических экскурсий, что позволило обучающимся рассматривать историю, литературу и культуру Санкт-Петербурга во взаимосвязи с мировой культурой; написали о том, что увидели, чему удивились, что открыли для себя нового. Написание сочинения по результатам экскурсий – системная работа, как на занятиях кружка, так и на уроках литературы; каждая работа обсуждалась. В условиях интеграции основного и дополнительного образования тесная связь со словесниками, поэтому наиболее удачные работы, написанные на занятиях кружка, имели своё продолжение на уроках русского языка, где кадеты получили заслуженное поощрение в виде отличной оценки.
Участники проекта: преподаватели русского языка и литературы, педагоги дополнительного образования, воспитатели групп, библиотекарь, кадеты.
Педагогическая целесообразность.
Данный интегрированный проект представляет собой подбор и систематизацию литературного и музыкального материала по творчеству М.Ю. Лермонтова, который может быть использован как на занятиях гуманитарного цикла, так и в системе воспитательной службы.
Основная цель проекта:
- во-первых, погрузить кадет в атмосферу художественной и творческой жизни М.Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности, который может служить примером трудолюбия, храбрости и целеустремлённости;
- во-вторых, развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений М.Ю. Лермонтова как на занятиях, так и внеурочное время;
- в-третьих, воспитывать желание понять внутренний мир поэта, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных произведений, пробудить творческий процесс у воспитанников “пробы пера”.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный.
1. Знакомство и углубление изучения биографии писателя, работа с информационным материалом (ЦИР), подбор текстов и стихотворений, заучивание наизусть, подбор музыкальных произведений, изготовление реквизита. Репетиции, оформление презентаций с использованием разных видов ИКТ;
2. Исследовательская деятельность (“Гипотеза смерти поэта”, например);
3. Экскурсия “Лермонтов и Петербург” (возможно, виртуальная)
Основной этап. (фотоматериалы)
1. Литературные встречи с поэтами, писателями (в рамках взводов, рот)
2. Cоздание творческих работ (разные формы) (кружки, внеклассные мероприятия для предметников);
3. Конкурсы: презентаций о жизни поэта, конкурс чтецов, литературных этюдов, музыкальных композиций, собственных рассказов и стихотворений, рисунков; (корпус)
Заключительный этап.
1. Литературный вечер, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова. (район, город)
2. Представление лучших творческих работ на конкурсы различных уровней (Всероссийский, городской, районный, муниципальный).
Виды деятельности:
Педагог: через литературный материал помощь в отборе поэтических текстов , навыки владения словом, подбор реквизита к драматическому действу, подбор и составление дидактического материала, музыкальное сопровождение, компьютерная вёрстка, и создание презентации, разработка сценариев, организация репетиций, проведение тематической экскурсии, лермонтовских чтений, литературного вечера/композиции, конкурса чтецов, литературный этюд “Всегда прекрасна и любима”, посвящённый матери М.Ю. Лермонтова.
Ученик: овладение элементами сценического действия, речевой выразительности (работа над логическим ударением, интонацией, паузой, мелодией речи); отработка навыков выразительного чтения с листа, “рисование текста”, разбор ошибок, самоконтроль, самостоятельный подбор и систематизация материала по исправлению грамматических, логических, интонационных ошибок, освоение культурного пространства в рамках интеграции комплексной программы дополнительного образования “Русская словесность” и основного образования гуманитарной направленности, навыками работы с различными источниками информации (Интернет-ресурсы);
Рефлексия/результат
Воспитанники кружка “Русская словесность” продемонстрировали устойчивое владение навыком выразительного чтения поэзии, прозы; исполнительское мастерство в рамках сценического искусства общения со зрителем; умение работать в команде, группе, паре; представили авторский фотоматериал “Виды Кавказа” посетили экскурсию, написали творческие работы: эссе “Самый яркий современник”, стихи “Бессмертная душа поэта”.
Методическая разработка “По страницам жизни великого поэта...” включает:
- целеполагание: мотивационные, когнитивные, поведенческие, предметные задачи;
- дидактический материал о жизни и творчестве писателя с метапредметными задачами для проектной деятельности и внеклассных мероприятий (расширение познавательной деятельности);
- сценарий литературного вечера /литературно – музыкальной композиции (45-50 мин / 10- 15м.);
- презентация к вечеру (можно использовать самостоятельно как информационный материал о жизни поэта или в качестве виртуальной экскурсии), последние слайды “Лермонтов и Петербург” рассказывают о жизни поэта в городе на Неве, с музыкальным сопровождением;
- литературный вечер/композиция “Всегда бессмертный, молодой...” раскрывает сложность, противоречивость судьбы поэта. Акцент направлен на военно-патриотическое воспитание и гражданскую позицию подрастающего поколения.
- предлагаются фрагменты музыкальных произведений, которые могут быть использованы как в данных композициях, так и при подготовке любого другого праздника гражданской направленности;
Направленность
Мероприятие направлено на воспитание у кадет отношения к русской литературе, поэзии, патриотизму, гражданской позиции. Опираясь на литературный материал, развивать у кадет навыки владения словом, используя приемы мимики, жесты, интонацию, полученные на занятиях кружка по культуре речи. Продемонстрировать устойчивое владение навыками художественного чтения: поэзии, прозы, драматического действа. Настраивать на общение со зрителем, при котором переживания и чувства автора захватывают всю аудиторию.
Целеполагание
Мотивационные задачи:
- заинтересовать кадет содержанием текстов стихотворений М.Ю. Лермонтова;
- почувствовать “...как слово русское в нашем сердце отзовется...” [5] под влиянием классических произведений, высказываний русских писателей и поэтов о личности и творческой деятельности поэта;
- поддержать традиции русской культуры;
- вызвать и сохранить у учащихся глубоко личностное восприятие, переживание от прочитанного и услышанного;
- пробудить интерес к лирическим произведениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед литературным гением.
Когнитивные задачи:
- привести кадета к размышлению о нравственных категориях, моральной ответственности за свои поступки;
- формированию устойчивой позиции в трудных жизненных ситуациях на примере подвига жизни А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
Поведенческие задачи:
- создать атмосферу искренности, задушевности, благородства;
- формировать у кадет гражданскую позицию патриота своей страны.
Предметные задачи:
- формировать положительное отношение к литературному поэтическому творчеству;
- закрепить навыки поиска информации, обобщения и систематизации поэтического материала для тематического вечера;
- формировать навыки владения словом, (используя мимику, жесты, интонацию), полученные на занятиях по культуре речи;
- освоить методы работы над исполнительским материалом в рамках сценического искусства общения со зрителем;
- развивать творческие способности кадет посредством овладения техникой выразительного чтения.
Форма изложения материала учащимися и педагогическая направленность поэтического творчества.
В программе представлено чтецкое искусство (три вида):
- выразительное чтение поэзии М.Ю. Лермонтова, стихи поэтов о нём;
- художественное чтение прозы (отрывок из произведения “Герой нашего времени”);
- фрагмент драматического действа “Разговор секундантов” [6].
Форма оценки качества знаний.
В разделе “Внеклассное чтение” учебной дисциплины “Русский язык и литература” участники литературного вечера / музыкальной композиции отмечены отметкой.
Форма предъявления информации Иллюстрации, презентация, видеофильм презентации, фотоматериалы, музыкальное сопровождение, подбор дидактического материала, реквизит, Вид ресурса: Википедия
Дидактический материал.
Перечень романсов на стихи М. Ю. Лермонтова
- “Бородино” - русская народная (исп. Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. А. Александрова);
- “Из-под тайной полумаски”;
- “Выхожу один я на дорогу”;
- “Мне грустно”;
- “Белеет парус одинокий”;
- “Тучки небесные”;
- “Горные вершины”;
- “В минуту трудную”;
- “Казачья колыбельная”;
- “Нет, не тебя так пылко я люблю”;
- “Слышу ли голос твой”.
Музыкальные произведения, использованные в проекте.
- Л.В.Бетховен 1 часть 3 симфонии, Симфония 6,часть4, “К Элизе”, “Лунная соната”;
- В. А.Моцарт – Симфония 40, “Реквием ”,фрагмент “Лакримоза”;
- И.С.Бах - Прелюдия и фуга;
- К.Сен-Санс “Лебедь”;
- Вивальди “Времена года” (Зима);
- Д.Россини “Тарантелла”;
- Ф.Шопен Ноктюрн№13, Мазурка;
- Э. Григ “Песня Сольвейг”;
- П.И. Чайковский “Увертюра 1812”, “Полонез”; Симфония “Вальс цветов”, “Манфред”, Вальс из оперы “Евгений Онегин”;
- Г. Свиридов-Военный марш, “Пушкинский вальс”;
- М.И. Глинка “Вальс-фантазия”;
- А. Хачатурян Вальс;
- М.П. Мусоргский - Фрагмент оперы “Борис Годунов”;
- А. Рубинштейн Ария демона из оперы “Демон”;
- А. Иванов-Крамской - Фантазии для гитары;
- “Лучинушка” — русская народная песня;
- Шум дождя и грозы;
- Музыка моря — дневной шум прибоя, крики чаек;
- Грузинская национальная мелодия.
Подбор фрагментов музыкальных произведений к чтению стихов М.Ю. Лермонтова (мелодекламация).
“Вы жадною толпой, стоящие у трона...” (Г. Свиридов марш к повести Пушкина “Метель”), “Печально я гляжу на наше поколенье”, “Родина”; полонез Огинского, “Молитва”; Л.В. Бетховен “Лунная соната”, “Песня про купца Калашникова” (М.Мусоргский “Хованщина”, “Рассвет над Москвой-рекой”), “И скучно, и грустно, и некому руку подать....”, “В минуту душевной невзгоды...” (Моцарт симфония № 40), “Не смейся над моей пророческой тоскою...” (Э. Григ “Песня Сольвейг”), С. Прокофьев “Ромео и Джульетта” “Утро” (к любому итоговому стихотворению о поэте).
Лермонтов в воспоминаниях современников и великих людей.
1. “Он был характера скорее весёлого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостью своего остроумия и склонностью к эпиграмме; часто посещал театр, балы, маскарады; в жизни не знал никаких лишений, неудач; бабушка в нём души не чаяла и никогда ни в чём не отказывала; родные и короткие знакомые носили его так сказать на руках; особенно чувствительных утрат он не терпел; откуда же такая мрачность, такая безнадежность" (А. Шан-Гирей)
2. “Он был среднего роста, со смуглым и загорелым лицом и с большими карими глазами... Он был отчаянно храбр, удивлял своею удалью даже старых кавказских джигитов, но это было не его призвание, и военный мундир он носил только потому, что тогда вся молодёжь лучших фамилий служила в гвардии.(К.Х. Мамацев)
3. В.Г. Белинский “Мы узнаем в нём поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова”
4. Ф.М. Достоевский “Какое дарование!.. Все его стихи словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь даже как будто б физическое наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца”
5. 0льга Бергольц “Первой моей сознательной любовью в поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером переплете, с портретом грустного большеглазого гусара... лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала её из рук днем ”.
6. Анна Ахматова “Это было странное, загадочное существо. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему! Слово слушается его, как змея заклинателя. Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на 100 лет”
Некоторые лермонтовские места в Петербурге.
Исаакиевская площадь, где он учился.
Садовая, дом 61 - злополучный адрес, где поэт написал стихотворение “На смерть поэта”. Уже много лет дом пытаются привести в порядок и создать мемориальную зону. На Сергиевской улице, 20 жила бабушка Лермонтова. Она всегда хотела быть с ним рядом. В 1842 году из дома по адресу Шпалерная, 33 Лермонтов должен был отправиться в ссылку на Кавказ. Долго считалось, что бабушка из-за весенней распутицы не смогла приехать и проститься с внуком. С 1841 года Лермонтов больше не возвращался в Петербург. Невский, 20 - редакция “Отечественных записок”. Невский, 30 - дом Энгельгардта (литературное кафе Вольфа и Беранже (угол Мойки), где впервые прозвучало стихотворение “Смерть поэта”.
Рекомендуемая литература
1. Комплексная программа дополнительного образования “Русская словесность”.- СПб.,2014.;
2. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 32-рп “Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013-1018 годов; Материалы международной научно-практической конференции “Социально-культурная деятельность дополнительного образования как условие становления гражданского общества”, ГБОУДОД ДУМ СПб,2015;
3. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты / В.М. Крылов. – СПб, 1998
4. Волкогонов Д.А. Беседы о воинской этике / Д.А. Волкогонов. – М., 1977
5. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М: Политиздат, 1982. – 163 с.
6. Н.П. Утехин “Тема дуэли в русской литературе. - М.: Правда, 1990
7. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
http://www.dnevnik.ru, http://www.nsportal.ru (Социальная сеть работников образования). PublisherWord .С помощью Windows Moviemaker в видео была подставлена музыка, видеозапись. В презентациях используются: всевозможные варианты анимации, файлы музыки, обрезанной по времени показа слайда; вставленные фото; для слайдов задано время показа с автоматическим переключением между слайдами; использовались гиперссылки на видео для его воспроизведения в процессе показа презентации.