Цели:
- обобщить знания биографии и творчества М.Ю. Лермонтова,
- поддерживать интерес к чтению,
- воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою команду.
Участники: команды учащихся 9-11 классов.
Подготовка: придумать названия команд, повторить биографию и произведения М.Ю. Лермонтова.
Оборудование и материалы: два игрушечных пистолета с надписями: “Знания, память, внимательность” и “Начитанность ум, эрудиция”; черный ящик с перчаткой, маской, дубовым листком и кинжалом; монетка для жребия; дипломы за участие; компьютер; проектор; экран; мультимедийная презентация.
Ход мероприятия
Леди и джентльмены! Мадам и месье! Дамы и господа! Сегодня, ___ ________ ____ года, ровно в ____ по полудни в этом зале состоится литературная дуэль между учениками ______ классов. Поводом для нее послужило невольное оскорбление, прозвучавшее при свидетелях из уст одного из учеников, который заявил, что их класс увлечен творчеством М.Ю. Лермонтова более других и способен дать отпор любому, кто пожелает померится с ним силами и знаниями, касающимися жизни и литературной судьбы великого поэта.
Подобное заявление не могло не задеть честь учеников другого класса, также увлеченного творчеством М.Ю. Лермонтова. Вызов зачинщиков они приняли с достоинством и готовы отстоять свою честь в справедливом поединке.
Давайте еще раз обратимся к жизни и произведениям М.Ю. Лермонтова-поэта могучей, исполинской силы. За свою короткую жизнь (без малого 27 лет, из которых всего 13 было отдано творчеству) ему удалось создать сотни стихотворений, десятки поэм и драм и один из лучших романов мировой литературы “Герой нашего времени”.
Неслучайно Л.Н. Толстой говорил о Лермонтове: “Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Чтобы сделать он мог!, “...еслибы этот мальчик остался жив, не нужны были ни я, ни Достоевский”. В этих словах Л.Н. Толстой выразил мысль о гениальности Михаила Юрьевича, успевшего за столь небольшой промежуток времени осветить яркой вспышкой небосвод русской литературы.
Сосланный в апреле 1840 года в действующую армию на Кавказ, М.Ю. Лермонтов погиб, но не в пылу сражений и не от рук горца. Его убил на дуэли бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. Формальной причиной вызова послужили остроты Лермонтова в адрес Мартынова-ничтожный по нынешним временам повод.
Однако согласно понятиям о чести, существовавшим в XVIII-XIX веках, невинная шутка могла стоить жизни. В результате ссоры Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Не придавая значения размолвке, поэт принял вызов.
(Звучит музыка).
Сегодня у всех присутствующих в зале есть возможность окунуться в дуэльное прошлое России, став участниками или свидетелями литературной дуэли между учениками двух классов. Итак, капитаны команд представьте свои команды.
(Представление капитанами своих команд).
Согласно дуэльному церемониалу, вы, уважаемые противники должны друг другу вежливо поклониться.
(Команды кланяются).
Кроме того, я вправе спросить соперников, готовы ли вы к примирению?
(Команды отвечают отрицательно.)
Намерена ли какая-нибудь из команд отказаться от дуэли? Напоминаю, что отказ без уважительной причины карается призрением.
(Команды отвечают отрицательно).
Тогда я оглашаю правила дуэли:
1) Дуэль совершается на пистолетах. Право команды первой выбрать пистолет из дуэльной пары определяет жребий, так же как и право первой выбрать вопрос.
2) Действия дуэли развернутся на игровом поле, предусматривающем 6 тематических категорий, в каждой из которых содержится по 4 вопроса, которые обозначены определенным количеством очков.
3) Противники пускают в ход свое оружие, выбирая категорию и номер вопроса. В течение минуты обсуждают вопрос и отвечают.
4) На дуэли запрещаются оскорбления и неуважительное отношение друг к другу.
Капитаны команд подойдите ко мне!
(На столе лежат два игрушечных пистолета, на первом написано - “Знания, память, внимательность”, на втором - “Начитанность, ум, эрудиция”).
Сейчас мы при помощи жребия выберем оружие, которым вы будете пользоваться на дуэли, это могут быть “Знания, память, внимательность” или “Начитанность, ум, эрудиция”, а так же команду, которой первой достанется право выбрать вопрос.
(Проведение жеребьевки).
Первая категория - “И тайну я тебе открою”
(вопросы из черного ящика)
Образ этого предмета служил в русской поэзии символом борьбы против тирании. У М.Ю. Лермонтова он становится еще и символом твёрдости духа, высокого благородства и верности долгу. Известно, что этот предмет был подарен Михаилу Юрьевичу в то время, когда он находился в первой ссылке на Кавказе. В своих стихах поэт называл его “другом железным”, “товарищем светлым и холодным”. Что это за предмет? (Кинжал, 5 баллов)
Этот предмет еще с рыцарских времен служил символом карающей руки. Брошенный к ногам, он обязывал рыцаря к поединку. Именно так и поступила героиня лермонтовского стихотворения, название которого совпадает с названием данного предмета. (Перчатка, 5 баллов)
Здесь находится предмет - олицетворение образа гонимого судьбой Лермонтова-странника, “до срока созревшего” и “выросшего в отчизне суровой”. (Дубовый листок, 10 баллов)
Предмет является символом лживости и коварства русского светского общества, описанного М.Ю. Лермонтовым в одной из его драм. (Маска, 15 баллов)
Вторая категория - “Пишу, пишу рукой небрежной...”
(произведения М.Ю. Лермонтова)
Какое лермонтовское стихотворение сделало поэта знаменитым, но в то же время стало виновником его первой ссылки на Кавказ? (“Смерть поэта”)
В каком произведении М.Ю. Лермонтова
“Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...”?
(“Бородино”)
Об истории написания этого стихотворения М.Ю. Лермонтовым вспоминал его современник В.А. Сологуб: “Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный своим вниманием к себе... поэт стоя в окне... написал стихотворение”. Какое? (“Тучи”)
Какая поэма М.Ю. Лермонтова называется так же, как и повесть Л.Н. Толстого и поэма А.С. Пушкина? (Поэма “Кавказский пленник”. Она написана в 1828 году под сильным впечатлением от одноименной поэмы А.С. Пушкина)
Третья категория - “Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ”
(М.Ю.Лермонтов и Кавказ)
Какой город на Кавказе тесно связанный с судьбой М.Ю. Лермонтова, до 1830 года назывался Горячие Воды? (г. Пятигорск. Впервые М.Ю.Лермонтов побывал здесь в детстве, когда приехал поправлять здоровье. Затем – во время двукратной ссылки на Кавказ.)
Какую сказку, широко распространенную у народов Востока, пересказал М.Ю. Лермонтов, странствуя по Кавказу в 1837 году? (“Ашик-Кериб”. Предполагается, что запись сказки сделана М.Ю. Лермонтовым осенью 1837 года в Тифлисе со слов М.Ф. Ахундова, у которого поэт брал уроки азербайжанского языка)
Что в переводе с грузинского означает слово “мцыри”? (Иноземец-послушник, готовящийся к пострижению. Первоначально в черновом варианте поэт назвал свою поэму “Бэри”, что в переводе с грузинского означает “старый монах”. Узнав точное значение этих слов, остановился на заглавии “Мцыри”, более подходящем его герою.)
Какие две горы Кавказа затеяли спор в одноименном стихотворении М.Ю. Лермонтова? (Эльбрус и Казбек)
Четвертая категория - “Родных полей блуждающий беглец...”
(места пребывания М.Ю. Лермонтова)
Как называется в настоящее время местечко Тарханы, где М.Ю. Лермонтов провел свои детские годы? (Село Лермонтово Пензенской области)
О каком городе М.Ю. Лермонтов сказал: “Увы, как скучен этот город с его туманом и водой”? (О Петербурге. Здесь поэт учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а позднее жил долгое время.)
Какой город М.Ю. Лермонтов любил “как сын, как русский,-сильно, пламенно и нежно”? (Москву. Здесь он родился, проводил годы учебы в Благородном университетском пансионате.)
Называя в своих письмах этот город “великим” и “ужасным”, поэт посвятил ему строки: “Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель”. О каком городе идет речь? (О Великом Новгороде. Впервые М.Ю. Лермонтов побывал здесь проездом из Москвы в Петербург, когда ехал поступать в Петербургский университет.)
Пятая категория - “Но прежде нужно вам, читатель, героев показать портрет”
(герои лермонтовских произведений)
Необыкновенная судьба этого великого, известного всему миру человека притягивала воображение М.Ю. Лермонтова на всем протяжении жизни. Его исполинский образ прослеживался на страницах многих произведений поэта. Именно ему он посвятил строки:
“Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?”
О ком идет речь?
(О Наполеоне)
Какой из лермонтовских героев охарактеризовал себя такими словами?
“Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь,-я у ног твоих!”
(Демон)
“А уж ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь его славилась в целой Кабарде...”.
О каком герое идет речь? (О Казбиче)
Кто из героев М.Ю. Лермонтова произнес строки, которые можно отнести и к судьбе самого поэта:
“Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”?
(Мцыри)
Шестая категория - “Гляжу на дивный холст...”
(М.Ю. Лермонтов и живопись)
Назовите художника, который сделал образ Демона зримым. (М.А. Врубель)
Имя какого художника упомянул М.Ю. Лермонтов в строках стихотворения “Поэт”?
“Когда ... вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал,
Своим искусством восхищенный
Он пред картиною упал!”
(Рафаэля)
Какое лермонтовское произведение иллюстрирует рисунок В.И. Сурикова “По широкому месту лобному ... палач весело похаживает... ? (“Песня про... купца Калашникова”)
Назовите две первые строчки стихотворения М.Ю. Лермонтова, проиллюстрированные художником И.И. Шишкиным для собрания сочинений поэта, которое готовилось к выпуску в свет в 1891 году?
(“На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна”)
Подводятся итоги, победителям вручаются дипломы.
Использованная литература.
- Журнал “Читаем, учимся, играем” № 7, 2014г.