Литература
-
Система уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова. 8-й класс 2016
Представлена система уроков в 8-м классе по творчеству М.Ю.Лермонтова. Первый урок посвящен знакомству с жизнью и творчеством, презентации произведений, второй урок посвящен изучению поэмы "Мцыри", теме свободы. Уроки представлены в виде технологических карт. Третий урок - творческий, который можно провести во внеурочное время, проводится в игровой форме кастинга на роль Мцыри в одноименном фильме.
-
Сценарий проблемно-эвристического урока литературы по теме «А.С.Пушкин "Капитанская дочка", глава "Поединок"». 8-й класс 2016
Урок направлен на совершенствование у учащихся умений и навыков аналитической работы с художественным текстом. Проблемный вопрос: Как преломляются слова песни «Кадетский вальс» (Душу – Богу, сердце – даме, жизнь – государю, честь – никому!) в произведении А.Пушкина? Главный вывод: точка зрения, выраженная в песне XX века, совпадает с позицией пушкинских героев и может восприниматься как современная поэтическая интерпретация жизненного кредо поэта-классика.
-
Урок построения знаний по творчеству В.Высоцкого в 8-м классе 2016
Цели урока: познакомить с творчеством поэта-барда Владимира Высоцкого; дать понятие об авторской песне; обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого; раскрыть незаурядную натуру поэта.
-
Сценарий литературно-музыкального вечера "По воспоминаниям фронтовой сестры" 2016
Материал представляет собой сценарий литературно-музыкального вечера, проведенного в Вальдорфских классах МБОУ «СОШ № 29» г.Владимира. Вечер посвящен празднованию семидесятой годовщины Великой Победы. В организации и проведении вечера принимали участие все учащиеся Вальдорфских классов.
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе по теме «А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа» 2016
Цель урока: познакомить с творчеством А.П.Чехова; формировать навыки анализа сатирического рассказа; развивать умения читать по ролям и инсценировать эпизоды; воспитывать нравственность; расширять творческие возможности учеников в процессе самостоятельной работы на уроке.
-
"Стихи о Прекрасной Даме" – самые чудесные из чудес Блока… 2016
В «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока возлюбленная поэта показана существом неземным, высшим, чем-то вроде звезды, «в полночь глухую рожденная», а «живая оказывается Душой Мира» разлученной, плененной и тоскующей», которая стремится соединиться с высшим началом и в конце концов должна исчезнуть и улететь, оставив его одного на земле. Соединение с ней на рубеже жизни и есть его высокое стремление, как видно из стихов. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний…
-
Изучение критических статей В.Г.Белинского (ст. № 8, 9) (после прочтения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"). 9-й класс 2016
Цели урока: познакомить учащихся с критическими статьями В.Г.Белинского; совершенствовать навыки творческого, исследовательского восприятия материала, работы с источником дополнительной информации по предмету, умению правильно и лаконично строить ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы, высказывать свое мнение; способствовать развитию логического мышления путем проблемных вопросов; вызвать интерес к внимательному чтению произведений Пушкина и к его эпохе.
-
Мотивы лирики А.С.Пушкина 2016
Данный урок посвящен изучению лирики А.С.Пушкина в 9-м классе. На уроке учащиеся анализируют лирические произведения поэта разной тематики. Главной целью урока является выявление основных мотивов лирики А.С.Пушкина. Результатом коллективной работы является кластер «Мотивы лирики Пушкина». В завершении урока проводится рефлексия о новом материале с урока.
-
Мастерская творческого письма «Мой любимый поселок» 2016
Цели урока: развивать интерес к родным местам, к Родине; воспитывать патриотические чувства, чувства прекрасного, вносить свой вклад в культуру родного поселка; расширять кругозор, наблюдательность, творческие способности учащихся.
-
Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова 2016
Предлагаю материал для урока внеклассного чтения в 6–7-х классах, посвящённый изучению притч, созданных великим «флорентинцем» Леонардо да Винчи, имя и дела которого стали легендой ещё при его жизни. Урок целесообразно проводить после изучения творчества И.А.Крылова, чтобы закрепить полученные знания или дополнить их. Очень интересно создать проект по притчам Леонардо да Винчи. Назвать его, например, «Человек, живущий на свой манер».
-
Литературно-музыкальная гостиная "А.А.Лиханов о военном детстве" 2016
С Гимна РФ началось общешкольное торжественное мероприятие, посвящённое закрытию Года 70-летия Великой Победы и Года литературы. Герб, Флаг России, Флаг Кировской области, выставка книг Альберта Лиханова о войне и военном детстве, лампадка с горящей свечой – всё придавало особенное отношение к происходящему. Дети, родители, учителя, гости этой встречи оказались в том военном времени. Мероприятие воспитывает чувство долга и уважения к Родине, к ветеранам войны, труженикам тыла и детям войны.
-
Методическая разработка урока "Скороговорка в музыке и литературе" 2016
Интегрированный урок по музыке и литературе позволяет углубить представления обучающихся 2-го класса о культуре русского народа, его традициях и обычаях. Во время урока обучающиеся знакомятся с такими понятиями как: скороговорка, музыкальная скороговорка, фольклор.
-
Нетрадиционные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся в обучении русскому языку и литературе 2016
Статья знакомит с эффективным использованием технологии интегрированного обучения при подготовке к написанию сочинения-описания по картине художника И.И.Шишкина и созданию тематического графического пейзажа.
-
Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя "Шинель" 2016
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя «Шинель», на котором учащиеся раскрывают образ "маленького человека", вырабатывая навыки определения характера литературного героя. На уроке создаются условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствующей формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививается интерес к поисковой работе. Тип урока: урок открытия новых знаний.
-
Урок по теме "Образ учителя в рассказах Ю.Яковлева" 2016
Урок проходит в форме игры «Крестики-нолики» между двумя командами. Целью его является привлечение внимания детей к профессии учителя, более глубокому пониманию его труда, воспитание чуткого и внимательного отношения к людям. Уроку предшествует предварительная работа: чтение обучающимися рассказов Ю.Яковлева, инсценирование отрывков, подбор музыкальных произведений. Присутствующие на уроке зрители включены в активную работу.
-
Урок литературы "Голос маленькой неизвестной жизни" (по рассказу А.Платонова "Неизвестный цветок"). 5-й класс 2016
Представлен материал, включающий разработку открытого урока литературы в 5-м классе по теме «Голос маленькой неизвестной жизни» (по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок»). На уроке учащиеся вместе с учителем делают открытия, учатся вести диалог, работать в группах, а также расширяют свое представление о любви как о милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении сопереживать. Занятие сопровождается презентацией и завершается творческой работой.
-
Методическая разработка урока на тему "Социальная антиутопия в русской и мировой литературе. Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы»". 11-й класс 2016
На уроке, анализируя текст романа, учащиеся выявляют позицию автора. В процессе обсуждения формируют свой взгляд на проблему. Сравнивая произведения отечественных и зарубежных авторов разных исторических эпох, углубляют свои познания антиутопии как жанра литературы.
-
Внеклассное чтение. Картины родины и родной природы в стихотворениях Т.Д.Трясоруковой 2016
Цель урока: воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою малую родину, бережное отношение к Родине и природе через знакомство с жизнью и творчеством Т.Д.Трясоруковой (поэта-земляка).
-
Образ "тургеневской девушки" в произведениях И.С.Тургенева "Чистейшей прелести чистейший образец…" 2016
На уроке учащимися проводится исследование по выявлению общих типичных черт, характерных для всех тургеневских героинь, анализируются их портреты, среда воспитания, отношения с возлюбленным. Делается общий вывод: кто же такая «тургеневская девушка».
-
Применение комментированного чтения на уроках литературы (из опыта работы) 2016
Применяя комментированное чтение текстов различных стилей на уроках, постепенно усложняя виды самостоятельной работы над текстом, я ставлю целью приучить школьников осознанно, вдумчиво читать произведения, обеспечить понимание произведения, помочь им эстетически воспринять творения авторов, что сегодня особенно важно, поскольку в школу возвращается самостоятельное творческое сочинение в 11-м классе, а также названные умения формируют личность думающую, анализирующую, рефлексирующую.
-
Интегрированный урок (МХК + литература) по теме "Искусство начала ХХ века. Русские сезоны в Париже. Ранние балеты Игоря Стравинского и русская поэзия Серебряного века". 11-й класс 2016
Цель урока: дать учащимся представление о синтезе русского искусства начала XX века.
-
Книга твоего формата. Личная ответственность человека за свою жизнь (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч») 2016
Урок-исследование с элементами групповой творческой деятельности формирует у школьников отношения к литературе как важнейшей сфере человеческого бытия, способу самовыражения и посреднику между «Я» и миром, средству, отражающему и созидающему мир личности. Урок по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» органично вплетается в систему уроков, посвященных изучению русской литературы 19 века, позволяя систематизировать и обобщать имеющиеся у обучающихся знания.
-
Логические пятиминутки как один из приемов развития учебно-логических универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы 2016
В статье рассматривается методический прием «логические пятиминутки» как одно из средств, направленных на развитие учебно-логических универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. На конкретных примерах показывается предметное содержание логических пятиминуток, группы учебно-логических умений, формируемых с помощью данного дидактического средства, а также их включение на различных этапах урока.
-
Роль вставных элементов в художественном произведении 2016
Элективный курс позволяет более глубоко ознакомиться с содержанием художественных произведений, выделить эпизоды, которые помогают лучше передать идею, заложенную в тексте. Изучение роли вставных элементов помогает определить их разнообразные функции в произведении, способствует внимательному прочтению.
-
Технология творческих (французских) мастерских 2016
Урок-мастерская, посвященный поэзии Н.А.Некрасова (2 часа), позволяет заглянуть в творческую лабораторию поэта. Обучающиеся, работая в группах, рассматривают вопросы истории и теории литературы, закрепляют основные литературоведческие понятия, связанные со стихосложением, разбирают особенности построения стихотворной речи, пробуют сами писать стихи. Приобретенный опыт помогает погрузиться в творчество Н.А.Некрасов, найти его неповторимые черты.
-
Проектная работа на тему "Дети Первой мировой войны" (английский язык) 2016
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством.
-
Викторина «Мой любимый сказочник» 2016
Внеклассное мероприятие проводится в рамках недели книги для обучающихся 4–5-х классов. Форма проведения: игра-соревнование между 4-мя командами. Предусмотрена игра со зрителями. На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Она позволяет познакомить обучающихся с биографией Х.К.Андерсена. А раздаточный материал развивает у детей способности к самостоятельной и групповой творческой работе.
-
Урок ценностных ориентаций и творческого письма по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда". 5-й класс 2016
Урок ценностных ориентаций и творческого письма по сказке О.Уайльда “Мальчик – звезда” проводится как итоговое занятие перед сочинением по разделу “Литературная сказка” и направлен на раскрытие вечных ценностей: праведность, простота, человечность, смирение, терпение.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) на тему "Образы Зимы и Весны в пейзажной лирике Ф.И.Тютчева". 5-й класс 2016
Интегрированный урок литературы и МХК в 5-м классе с применением ИКТ помогает формировать умение анализировать поэтический текст, расширить и углубить понятия о художественных особенностях лирического произведения. Способствует совершенствованию навыков выразительного чтения, коммуникативных навыков, памяти, внимания, творческих способностей. Воспитывает чуткого и внимательного читателя, умеющего воспринимать и понимать пейзажную лирику, любить и уважать родную природу.
-
Внеклассное интегрированное занятие (астрономия + литература) на тему "Ты – поэтов спутник сокровенный, ты – небес другая сторона…". 9-й класс 2016
Мероприятие развивает интерес к астрономии, детскую наблюдательность, способность к осмыслению своих наблюдений, любознательность. Раскрывает красоту природы, её законов. Показывает, что деление творческих людей на «физиков» и «лириков» не является абсолютным. Учит видеть родство поэзии и науки – разных сторон познания единого мира.