Цели урока:
Образовательные:
- Создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование информационной компетентности; на приобретение навыков работы с различного рода источниками информации; на умение систематизировать и обрабатывать извлечённую информацию.
- Расширение активного и пассивного словаря обучающихся.
Развивающие:
- Создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование коммуникативной компетентности; на приобретение навыков продуктивной групповой коммуникации: умению договариваться внутри группы о правилах обсуждения, умению развивать и уточнять идеи друг друга, умению кратко и точно излагать свои мысли.
- Развитие памяти, образного мышления, воображения обучающихся.
Воспитательные:
- Воспитание у учащихся потребности в чтении художественной литературы, в частности приключенческой литературы.
- Воспитание бережного отношения к книге.
- Понимание ценности совместной деятельности “учитель - ученик”, “библиотекарь - ученик”, “ученик - ученик.
Оборудование:
- Листы с заданиями для групп,
- презентация в формате Windows XP Microsoft Office 2007 PowerPoint, позволяющая познакомить обучающихся с фактами биографии Р.Л. Стивенсона и помогающая организовать конкурсную часть игры,
- материалы для жюри,
- грамоты и призы для победителей.
Форма открытого урока чтения – литературная игра по роману Р.Л. Стивенсона “Остров сокровищ”
Возраст учащихся: 7 класс
В литературной игре принимают участие 4 команды по 5 человек, сформированные из учащихся 7 классов.
Ход урока
I этап (организационный).
(Вступительное слово заведующей школьной библиотекой и учителя литературы).
О. Г. (слайд №1) Здравствуйте ребята! В начале октября отмечается Всемирный День чтения. Мы рады приветствовать вас на нашем замечательном празднике – празднике чтения, празднике книги. Книга входит в вашу жизнь с раннего детства и становится её неотъемлемой частью. Одни из них расскажут вам о далеком прошлом, другие поведают о настоящем и увлекут вас в мир будущего. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце и формируют вкус. Сколько на свете замечательных книг! Сегодня наша встреча во Всемирный День чтения посвящена книге “ Остров сокровищ” писателя Роберта Льюиса Стивенсона. (слайд №2)
С. Э. Это необычный урок. Урок, где вы будете и слушателями, и участниками литературной игры. Это урок – путешествие! Путешествие в Шотландию, путешествие за сокровищами Флинта, путешествие за знаниями. Вести его будем мы: я, учитель литературы, С. Э. и О. Г., заведующая библиотекой. Итак, начнём! Я объявляю о начале Всероссийского открытого Урока чтения. этап (деятельность ведущих и деятельность учащихся).
О. Г. и С. Э. (знакомство учащихся с презентацией о творчестве Р.Л. Стивенсона).
О. Г. (слайд № 19)
Короткую жизнь прожил Стивенсон, но его книги живут и волнуют читателей до сих пор. Роман “Остров сокровищ” никогда не наскучит нам. Новые и новые читатели будут внимательно следить за приключениями главных героев, за проделками пиратов.
С. Э. Много художественных книг экранизировано. Роман “Остров сокровищ” не стал исключением. В настоящее время известно около полусотни телевизионных, анимационных и кинофильмов. Самый известный российский фильм был снят в 1982 году и на будущий год отмечает свой юбилей - 35 лет! Давайте же в год Кино вспомним этот замечательный роман и отправимся навстречу приключениям. Я приглашаю всех в путешествие по страницам романа “Остров сокровищ”.
Вместе со мной в плавание отправятся 4 команды 7 классов. Свистать всех наверх! Командам подняться на сцену.
О. Г. Наша игра будет состоять из 5 конкурсов. А раз речь зашла о кино, то многие из них будут иметь “киношные” названия. Чтобы команды не сбились с курса и не бросили якорь в неположенном месте, помогать им в путешествии будут строгие, справедливые сотрудники “Мосфильма” из подразделения “Менталитет - фильм” в следующем составе... (представление членов жюри)
С. Э.
Конкурс № 1 “Кастинг” (представление команд)
Каждая команда приготовила визитную карточку (название, девиз, эмблема).
Этот конкурс оценивается 3 баллами.
В литературной игре по роману Р.Л. Стивенсона играют следующие команды.
- Команда 7 “А” - ... (аплодисменты)
- Команда 7 “Б” - ... (аплодисменты)
- Команда 7 “В” - ... (аплодисменты)
- Команда 7 “Г” - ... (аплодисменты)
Конкурс № 2 “Работа над образом” (Конкурс “угадай героя”)
Член команды вытягивает карточку, на которой напечатан отрывок из романа Р.Л. Стивенсона “Остров сокровищ” с описанием героя произведения. Прочитав описание, команда должна угадать имя героя.
(на обдумывание вопроса даётся 3 минуты) Этот конкурс оценивается 1 баллом.
Конкурс № 3 “Бутафорский” (Конкурс “Удивительные вещи героев”)
Каждая команда получает карточку с вопросом о предметах или вещах пиратов. Необходимо угадать, зачем этот предмет нужен пирату и что он означает.
(на обдумывание вопроса даётся 3 минуты) Этот конкурс оценивается 1 баллом.
Конкурс № 4 “Режиссерский”, т.е. “Конкурс капитанов”
С. Э. Режиссер, как капитан корабля, не только отважный человек. Он разбирается в вопросах из разных областей знаний, в частности он знаток географии. Ему известны все реки, все моря. Он может легко проложить путь от одного населенного пункта до другого для своей съёмочной команды. А наши капитаны могут это сделать? Сейчас мы это узнаем.
Каждый капитан команды по географической карте должен проложить путь от города Екатеринбурга до Дублина, учитывая сухопутное и морское передвижение.
Этот конкурс оценивается 3 баллами.
Конкурс № 5 “Пиратский кроссворд”
С. Э.
(пока капитаны прокладывают путь будущего путешествия, команды получают кроссворд, который необходимо отгадать).
О. Г. Участники игры заняты делом. А я тем временем проведу викторину со зрителями. Этот конкурс мы назовём “Вопросы от критиков - киноведов”.
(На слайдах презентации напечатаны вопросы, следующий слайд указывает на ответ).
С. Э. Время на обдумывание закончилось. Просьба командам сдать кроссворд, капитанам - маршруты своего путешествия.
3 этап (рефлексивный).
С. Э. Наше путешествие по замечательной книге Р.Л. Стивенсона “Остров сокровищ” закончилось. Действительно, его книга - настоящий клад для читателя. А теперь слово жюри.
(Жюри называет победителя игры).
О. Г. Ребята! Удивительное приключение подошло к концу. Но у нас есть еще один победитель. В конкурсе “Вопросы от критиков - киноведов” победителем стал... (называется имя победителя).
Открытый урок чтения закончен. До новых встреч в библиотеке и на уроках литературы.
(Вручаются призы и грамоты).