Цели: воспитать личность,
- имеющую представление о творчестве Л.Н. Толстого, о композиции рассказа “После бала”, об особенностях использования приема контраста.
- умеющую анализировать произведение, работать в группе, высказывать свое мнение, аргументировать ответ, слушать и слышать.
- воспитанную в уважении к русской литературе и ее наследию.
Тип урока: изучение новых знаний
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, текст произведения, стикеры, клей, ватманы, фломастеры.
План урока:
1. Тренинг на создание коллаборативной среды
2. Вводная часть
3. Презентация нового материала
4. Физминутка
5. Практическое применение нового материала(задание на саморегуляцию)
6. Заключение
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Тренинг на создание коллаборативной среды
Учащиеся становятся в круг. Ведущий бросает мяч и называет любое существительное, прилагательное или глагол. Тот, кто поймал мяч, должен бросить его другому товарищу, назвав антоним. Таким образом, учащиеся настраиваются на разговор о контрастах на уроке.
2. Вводная часть
Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884).
Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни...Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".
Читая дневники Л.Н. Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идёт о рассказе "После бала". Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.
Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19 века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным". Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат, и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.
Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.
Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.
3. Презентация нового материала
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Какова роль вступления?
(Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель)
- В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа.
В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано рассказчиком так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика.
- Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?
(Сцены бала и экзекуции)
- Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).
- А зачем писателю понадобилась первая часть?
- Как называется такой приём?
(Антитеза - противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты - сцена бала и экзекуция.)
4. Физминутка
5. Практическое применение нового материала
Наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет картины бала и наказания солдата:
Бал у губернского предводителя | Экзекуция |
-зала у предводителя Бал был чудесный зала прекрасная буфет великолепный разливанное море шампанского |
-описание улицы что-то большое, черное звуки флейты и барабана какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка. кузнец в засаленном полушубке и фартуке |
-хозяева бала добродушная жена в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове |
-солдаты много черных людей. черные мундиры барабанщик и флейтщик не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию. братцы не милосердовали солдат выступил вперед, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. |
-Варенька была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках все смотрели на нее и любовались ею грациозная фигура маленькие белые атласные ножки. |
-наказываемый что-то страшное оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Дергаясь всем телом шлепая ногами по талому снег сморщенное от страдания лицо он не говорил, а всхлипывал “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное |
-полковник высокая статная фигура серебряными эполетами очень красивый, статный, высокий и свежий старик лицо очень румяное, с белыми подвитыми усами ласковая, радостная улыбка была в блестящих глазах и губах сложен был прекрасно |
-полковник высокий военный в шинели и фуражке твердая, подрагивающая походка втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. — Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь? сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. |
-Иван Васильевич очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый главное удовольствие составляли вечера и балы. танцевал хорошо и был не безобразен. восторг и благодарность. был не только весел и доволен, был счастлив, блажен, добр обнимал в то время весь мир своей любовью. |
-Иван Васильевич было стыдно опустил глаза и поторопился уйти домой всю дорогу в ушах била барабанная дробь и свистела флейта на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска |
Учащиеся делятся на 5 групп по 5 человек. Им предлагается определенный набор слов, фраз, словосочетаний, а также иллюстраций из рассказа “После бала”.
Задание: самостоятельно систематизировать предложенный языковой материал, исходя из выведенного художественного приема, а затем представить полученную картину так, как посчитают нужным – в виде схемы, таблицы, кластера, иллюстрации и т.п.
Беседа о главных героях:
- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
- Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
- В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?
- Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
- Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл “случай”?
- Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?
6. Заключение
- В чём вы видите критическую силу рассказа?
ИТОГОВЫЙ ВОПРОС. - В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала"?
Примерный вывод: Значение рассказа "После бала" выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы:
"Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь". (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)
Самостоятельная работа. Л.Н.Толстой “После бала”.
1."После бала" Л.Н.Толстого является:
1) рассказом;
2) повестью;
3) романом;
4) комедией; трагедией.
2. "После бала" Л.Н.Толстого следует отнести к:
1) лирике;
2) эпосу;
3) драме.
3. "После бала" Л.Н.Толстого — произведение:
1) реалистическое;
2) сентименталистское;
3) романтическое;
4) классицистическое.
4. Главного героя "После бала" зовут...
5. Повествование в "После бала" ведется в основном от лица:
1) автора;
2) героя;
3) другого лица.
6. Главный художественный прием, который используется в рассказе "После бала":
1) сравнение;
2) сопоставление;
3) контраст.
7. Героиню рассказа "После бала" зовут ...
8.Г лавной темой рассказа "После бала" является:
1) сцена наказания солдата;
2) изображение социальной несправедливости;
3) любовь молодых людей;
4) картина бала.
9. Писателями-реалистами можно назвать:
1) Пушкина, Достоевского, Толстого;
2) Достоевского, Толстого, Карамзина;
3) Карамзина, Гоголя, Радищева;
4) Радищева, Карамзина, Пушкина.
10. Каков тип композиции в рассказе?
11. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
12. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
13. Основная идея рассказа...
14. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
7. Рефлексия
8. Домашнее задание