Внеурочное интегрированное занятие (химия + литература) из цикла "Химики и лирики" по теме "Знакомый незнакомец (личность Д.И.Менделеева)"

Разделы: Химия, Литература, Внеклассная работа


Структура занятия.

Учитель ВА Доброе утро, уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем занятии.

Учитель ЕС Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня нам предстоит много и плодотворно поработать на не совсем обычном занятии, посвященном гениальному человеку, нашему соотечественнику, Д. И. Менделееву.

Учитель ВА Небольшая инструкция к работе на занятии (для гостей и участников) – анкета - актуальность выбранной темы.

Учитель ВА Представление члена жюри – Д. И. Менделеев.

Он давно всё знает, что бывает на свете.

Во всё проник... А. А. Блок

Учитель ВА

О ком говорит Александр Блок? Что поэт имеет ввиду? Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего занятия.

Учитель ВА

Готовясь к занятию, Вы разделились на группы в зависимости от Ваших предпочтений: “химики” и “лирики”. И это деление не случайно. Мы привыкли видеть в Д. И. Менделееве ученого, открывшего Периодический закон в химии, и даже не предполагаем, какими широкими знаниями обладал этот человек, и насколько разнообразна и интересна была его жизнь. Представление команд “Химиков” и “Лириков”.

Учитель ЕС Первый вопрос в качестве разминки я хочу задать всем, в том числе нашим сегодняшним гостям. Верите ли вы, что Дмитрий Иванович был семнадцатым ребенком в семье?

В одном из вариантов посвящения матери первого своего крупного труда “Исследования водных растворов по удельному весу” Д.И. скажет:

...Вашего последыша семнадцатого из рождённых Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной..., родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами..., больше всего труд со всеми его горестями и радостями..., Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас... так много, хоть малым, быть может последним, Вашу память почитаю.

Информация, вопросы Практич. часть
Раунд 1, биография
Как известно, родился Д. И. Менделеев в Тобольске 8 февраля 1834 года, детство его прошло в Тобольской губернии (1834 - 1907), что находится в Сибири. Как этот факт из жизни Д. И. Менделеева может быть связан со стихотворением А.С. Пушкина “В Сибирь”?

Детство Д. И. Менделеева совпало со временем пребывания в Сибири ссыльных декабристов. А. М. Муравьёв,  П. Н. Свистунов, М. А. Фонвизин жили в Тобольской губернии. Сестра Дмитрия Ивановича, Ольга, стала женой бывшего члена Южного общества Н. В. Басаргина, и они долгое время жили в Ялуторовске рядом с И. И. Пущиным.

 
Мария Дмитриевна Корнильева, мама Д.И. родилась в Сибири, в старинной знаменитой купеческой семье. Корнильевы были успешными людьми, много сделавшими для развития своего родного края. Ее дед Василий Яковлевич построил первую в Сибири бумажную фабрику и типографию, издавал первые в Сибири книги и журналы, из которых особенно известным был журнал “Иртыш”. Направление журнала отражает эпиграф на титульном листе, взятый из оды Г. Державина:

Развязывая ум и руки,
Велит любить торги, науки,
И счастье дома находить.

Верите ли вы, что бумага, из которой сделана эта рамка для фотографий, произведена нами своими руками?

Изготовление бумаги в домашних условиях.

Создание из дизайнерской бумаги рамки для фотографий.

Назовите имя известного русского поэта, автора “Конька-горбунка”, который преподавал русскую литературу и словесность в гимназии, где учился Д.И. Менделеев. (Ответ учащихся)

Верите ли Вы, что Д.И. Менделеев и П.П. Ершов были родственниками?

Среди учителей гимназии выделялся преподававший русскую литературу и словесность сибиряк, известный русский поэт Пётр Павлович Ершов, с 1844 года - инспектор Тобольской гимназии, как и его учитель Иван Павлович Менделеев. Позже автору “Конька-горбунка” и Д.И. суждено было стать в некоторой степени родственниками: в 1862 году Дмитрий Иванович сочетался браком с Феозвой Никитичной Лещевой, падчерицей Петра Павловича Ершова.

 
В год рождения Мити отец семейства ослеп и лишился должности и квартиры. Все заботы, как по материальному обеспечению семейства, так и по воспитанию детей, легли на плечи Марии Дмитриевны Менделеевой, женщины выдающегося ума и энергии.

Старший брат предложил ей управление небольшим стекольным заводом, который достался ему по наследству, с правом использования доходов от него для обеспечения семьи Менделеевых. Этот завод находился недалеко от Тобольска, в селе Аремзяны, куда и переселились Менделеевы. За несколько лет Марии Дмитриевне удалось добиться невозможного: не имея стартового капитала, она подняла фактически мертвое предприятие. Крестьяне стали получать у нее хорошее жалование. По ее указанию в селе начали строить школу для крестьянских детей и церковь. Кроме завода она занялась сельским хозяйством, сеяла зерновые, разводила скот и птицу. Таким образом, Мария Дмитриевна успевала одновременно управлять заводом, заботиться о детях и о слепом муже. И это пережив семнадцать родов!

Выберите из представленных предметов те, которые мы можем назвать понятием “стекло”.

Предложены образцы:

розовый кварц, стеклянный стакан, леденцы, горный хрусталь, оргстекло, канцелярский клей, окаменевшее дерево, желтый кварц.

Кому посвящены “Стихи о Прекрасной Даме” А.А. Блока?

Дочери Д. И. Менделеева от второго брака Любови Дмитриевне, на которой А.А. Блок был женат.

Любовь Дмитриевна с детства увлекалась театром, участвовала в любительских спектаклях, устраивавшихся в имении отца. Её партнёром по сцене был А. А. Блок.

После Первой Мировой войны Любовь Дмитриевна организовывала в Петрограде поэтические вечера А.А. Блока.

Любовь Дмитриевна стала для А.А. Блока не только спутницей жизни, но и его Музой – Прекрасной Дамой, как он её называл, Первой Тайной и Последней Надеждой. Именно ей А.А. Блок посвятил множество своих стихов, в том числе и “Стихи о Прекрасной Даме”.

Инсценировка.

А.А. Блок читает стихи своей жене Л. Д. Менделеевой:

Одинокий, к тебе прихожу...

Иван Павлович Менделеев родился (по старому стилю) 16 февраля 1783 года. Окончив в 1804 году духовное училище, Иван Павлович Менделеев поступил на филологическое отделение Главного педагогического института. Окончив его в числе лучших студентов в 1807 году, Иван Павлович был определён “учителем философии, изящных искусств и политической экономии” в Тобольск, где в 1809 году женился на Марии Дмитриевне Корнильевой. Его незаурядные свойства ума, высокая культура и творческое начало определяли педагогические принципы, которыми он руководствовался в преподавании своих предметов.

Т.к. Иван Павлович получил гуманитарное образование, мой вопрос связан с филологией. Переведите на английский язык с поморской говори следующие слова: Арешник (мелкий камень), гУба (гриб), лИва (ливень).

 
Инсценировка: Менделеев не терпел, когда к его коллегам относились без должного уважения. Когда петербургский генерал-губернатор Иосиф Владимирович Гурко вызвал к себе “на беседу” профессора университета Андрея Сергеевича Фаминцына, которого подозревал в симпатиях к революционному движению, Менделеев сказал Андрею Сергеевичу: “Я поеду с вами. Одному вам с ним не справиться”.

Герой Русско-турецкой войны генерал Гурко встретил профессоров криком. Д.И. поначалу молчал, но затем, тряхнув головой, вступился за товарища. Кричали оба, но скоро голос генерала стал слабеть, и слышен был только голос Д.И.: “Как вы смеете мне грозить? Вы кто такой? Солдат и больше ничего. В своем невежестве вы не знаете, кто я такой! Имя Менделеева навеки вписано в историю науки. Знаете ли вы, что он произвел переворот в химии; знаете ли вы, что он открыл Периодическую систему элементов? Что такое Периодическая система? Отвечайте!”

Разумеется, о Периодической системе Гурко не имел никакого понятия. И крик Менделеева его смутил. Свидание закончилось торжеством науки. Распахнув двери кабинета, Менделеев спокойно сказал Фаминцыну: “Идемте. Он теперь не пойдет разносить университет”.

Раунд 2, Знакомый незнакомец
Внимание на экран – видео-вопрос. Назовите автора и название произведения, по мотивам которого снят мультипликационный фильм. (Ответ учащихся)

Что общего между племянником знаменитого писателя и Д.И. Менделеевым?

Публицист А. Н. Аксаков, племянник знаменитого писателя, и Д. И. Менделеев одинаково скептически относились к медиумическим явлениям и всякого рода мистическим проявлениям, считая их пережитками прошлого.

Видеофрагмент мультипликационного фильма “Аленький цветочек”.
В 1890 году к Д.И. обратился морской министр Н.М.Чихачев с предложением принять участие в разработке типов бездымного пороха для стрельбы артиллерийскими орудиями на флоте.

Верите ли вы, что бездымный порох, изобретенный Д.И.Менделеевым, в годы первой мировой войны Россия закупала у США? Если да, предположите причину.

В дело вмешалась бюрократическая чехарда, и пироколлодийный порох Менделеева не был принят на вооружение в сухопутном ведомстве. Самое печальное, что процесс изготовления не был тщательно засекречен, и вскоре пироколлодийный порох оказался в распоряжении западных стран.

Учитель ВА Математический метод Менделеев использовал и в демографических расчетах, которые впоследствии полностью совпали с реальным положением дел.

Демонстрация горения бездымного пороха.
Что общего между трудом Платона “Государство”, произведением Томаса Мора “Утопия”, мифами о спартанцах и взглядами Д. И. Менделеева на экономику Российского государства?

С 1867 года Менделеев состоял членом Комитета Общества для содействия русской промышленности и торговли - первого всероссийского объединения предпринимателей.

Будущее русской промышленности Д. И. Менделеев видел в развитии общинного и артельного духа. Конкретно он предлагал реформировать русскую общину так, чтобы она летом вела земледельческую работу, а зимой — фабрично-заводскую на своей общинной фабрике. Внутри отдельных заводов и фабрик предлагалось развивать артельную организацию труда. Фабрика или завод при каждой общине - “вот что одно может сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным”, - писал Д. И. Менделеев.

Капиталом, по мнению Менделеева, является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу. Выступая против паразитического спекулятивного капитала, Д. И. Менделеев считал, что его можно избежать в условиях общины, артели и кооперации.

 
10Х Главная палата мер и весов учреждена в 1893 году в Санкт-Петербурге по инициативе  Д. И. Менделеева, учёного-хранителя Депо образцовых мер и весов, которое и было преобразовано в Главную палату.

В 1931 г. реорганизована в Институт метрологии и стандартизации, с 1934 — институт метрологии. Ныне — ВНИИ метрологии им. Менделеева.

Верите ли вы, что есть такое растение, у которого все семена имеют одинаковую массу?

Растение Цератония (Ceratonia siliqua) или просто Рожковое дерево всегда дает одинаковые семена, который весят 0,198-0,2 г. В Древнем Риме даже была мера веса, названная силиквой. В качестве гирь, равных одной силикве, как раз и использовали бурые семена из стручков рожкового дерева. Впоследствии эту меру стали использовать ювелиры для измерения веса драгоценных камней. Правда, силикву переименовали, решив использовать первое слово в названии растения, то есть производное от слова Ceratonia. Так и появилась всем известная ювелирная мера веса – карат.

 
11Л Верите ли Вы, что фамилия Менделеев – это псевдоним учёного?

Дед его по отцовской линии, Павел Максимович Соколов (1751—1808), был священником села Тихомандрицы 

Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Только один из четырёх его сыновей, Тимофей, сохранил фамилию отца. Как было принято в то время в среде духовенства, по окончании семинарии трём сыновьям П. М. Соколова были даны разные фамилии: Александру - Тихомандрицкий (по названию села), Василию - Покровский (по приходу, в котором служил Павел Максимович), а Иван, отец Дмитрия Ивановича, в виде прозвания получил фамилию соседних помещиков Менделеевых (сам Дмитрий Иванович так толковал её происхождение: “...дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей”).

 
12Х В 1770-х гг. Д.И. заинтересовался новым тогда делом - фотографированием. И даже стал членом первого в России кружка фотографов-любителей.Сделанные снимки Менделеев бережно помещал в специальный альбом, который всем семейством рассматривали. Были здесь фотографии, детей, усадьбы, друзей.

Д.И. был настолько увлечен процессом, что брал фотоаппарат - а первые такие устройства были приличных габаритов и немалого веса - с собою в гости. Не удовлетворённый имеющийся конструкциями фотоаппаратов, Менделеев конструирует свой, более компактный. По его заказам и чертежам фотоаппарат изготовили в Англии.

Верите ли вы, что эти фотографии на фрегате “Память Азова” во время путешествия наследника престола Николая Александровича (будущий император Николай II) на восток, были сделаны Менделеевым?

В составе команды крейсера “Память Азова” служил мичманом фотограф-любитель Владимир Менделеев (сын известного химика Д.И.Менделеева). Именно он составил своеобразную фотолетопись путешествия. В Российской национальной библиотеке хранится уникальная коллекция, включающая свыше 200 снимков, созданных во время плавания русской эскадры на Восток.

Демонстрация эксперимента “Проявление надписи”.
Учитель ЕС Легенд о том, как Д. И. Менделеев открыл Периодический закон и ПСХЭ существует несколько. Посмотрим одну из версий.

Инсценировка: Утром 17 февраля Дмитрий Иванович проснулся в великолепном настроении, выпил стакан теплого молока, встал, умылся и сел завтракать. Во время завтрака схватил вдруг подвернувшееся под руку письмо и записал на обороте символы хлора и калия, имевших близкие атомные веса, после чего стал набрасывать символы других элементов, отыскивая среди них сходные в этом отношении пары: фтор и натрий, бром и рубидий, иод и цезий... Потом он закрылся в своем кабинете, достал из конторки пачку визиток и на обратной стороне карточек стал писать символы элементов и их главные химические свойства. Ходившие на цыпочках домочадцы слышали, как хозяин кабинета время от времени рычал в чей-то адрес и говорил с явной угрозой: “У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею. Убью-у!” В течение дня Дмитрий Иванович приходит к твердому выводу, что элементы, расположенные по возрастанию их атомного веса, выказывают явную периодичность физических и химических свойств. В тот же вечер Менделеев отправляет переписанную набело таблицу в типографию.

Раунд 3, мифы и легенды о Д.И. Менделееве
13Л Однажды Д.И.Менделеев рассказывал: “Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять. Только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка”. 

Правда ли то, что периодической системе элементов Д. И. Менделеев действительно увидел во сне?

Конечно же, НЕТ! В одном интервью на вопрос репортёра “Петербургского листка” Менделеев ответил: “...Не пятак за строчку! Не так, как вы! Я над ней, может, двадцать пять лет думал, а вы полагаете: сидел, и вдруг пятак за строчку, пятак за строчку, и готово...!”

 
14Х В 1887 году Менделеев был приглашен в Клин для того, чтобы наблюдать солнечное затмение на воздушном шаре.

Минута затмения приближалась. И тут стало понятно, что из-за плохой погоды отсыревший шар с двумя пассажирами не сможет подняться в небо. Как поступил Д.И.Менделеев?

Д.И., никогда раньше не летавший на шаре, решается немедленно лететь в одиночку... Он обнаружил, что веревка, идущая от выпускного клапана, запуталась и не позволяет открыть его. Тогда Д.И. вылез из корзины, взобрался по строповке и распутал злополучную веревку. Стартовав возле г. Клина, он приземлился через 2 часа в Калязинском уезде Тверской губернии. Этот полет обсуждался во всем мире, а Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила Д.И. диплом “За проявленное мужество при полете для наблюдения солнечного затмения”.

Д.И. считал, что “профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперёд — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьёт их живое стремление”.

Демонстрация эксперимента по надуванию воздушного шара при помощи соды и уксуса.
15Л Однажды, когда Д. И. Менделеев зашёл в хозяйственную лавку, он услышал за своей спиной такой диалог: “Кто этот почтенный господин?”  - “Неужели не знаете? Это же известный чемоданных дел мастер Менделеев”,  - с уважением в голосе ответил продавец. Правда ли то, что сказал продавец?

Действительно, он приобрёл некоторый опыт переплётных и картонажных работ ещё в пору своего невольного бездействия в Симферополе. В дальнейшем, уже имея огромный архив, включавший массу документов, репродукций, фотографий, сделанных самим учёным, печатных материалов и образцов эпистолярного жанра, периодически самостоятельно клеил для них незатейливые картонные контейнеры. И в этом деле он добился определённого мастерства — сохранилась даже сделанная им маленькая, но прочная картонная скамеечка. Однако чемоданных дел мастером Д. И. Менделеев, конечно, не был.

Инсценировка “Диалог в лавке”.
16Х Верите ли вы, что Менделеев изобрел 40- градусную водку – развел спирт водой в соответствующей пропорции?

На самом деле в 1865 году он защитил докторскую диссертацию “Рассуждение о соединении спирта с водою”. Сорокоградусная водка производилась и до его диссертации. Заслуга Менделеева в том, что он составил таблицу “Значений удельных весов водных растворов спирта”.

Внимание, вопрос. В двух мерных цилиндрах находятся по 10 мл 90% спирта и дистиллированной воды. Чему будет равен объем раствора после сливания этих двух жидкостей?

Суммарный объем составит 17 мл.

Демонстрация эксперимента “Несгораемый платочек”.
17Л,Х О ком А. С. Пушкин написал: “Всё испытал и всё проник”?

Вернёмся к эпиграфу нашего занятия: “Он давно всё знает, что бывает на свете. Во всё проник...” - слова А. А. Блока о Д. И. Менделееве. Что объединяет нашего земляка М. В. Ломоносова и Д. И. Менделеева. Назовите области науки, в которых сделали свои открытия оба эти гениальных человека?

М. В. Ломоносов и Д. И. Менделеев были признаны наукой великими учёными-энциклопедистами, сделавшими открытия в химии, физике, метеорологии, экономике, геологии, педагогике, воздухоплавании, приборостроительстве и многих других областях. Их можно по праву назвать ГЕНИЯМИ.

 
Учитель ЕС Кто же такой ГЕНИЙ и какие факторы рождают гениальную личность? (Ответы учащихся)

Учитель ВА Словарь русского языка С. И. Ожегова даёт такой ответ на этот вопрос: “Гений – 1. Высшая творческая способность. 2. Человек, обладающий такой способностью. 3. В древнеримской мифологии дух – покровитель человека, олицетворение добра или зла”.

Вы абсолютно верно ответили на вопрос, определили факторы, способствующие развитию гениальной личности. Надеемся, что эти выводы помогут и Вам в личностном росте и развитии. А что же об этом думал сам Д.И.?

Учитель ЕС А сейчас мы посмотрим еще один занимательный эксперимент. Демонстрация эксперимента “Фараоновы змеи”.

Учитель ВА Подведём итоги нашего занятия:

1. Анкеты (в ходе занятия Вы ответили на вопросы анкеты повторно и теперь имеете возможность сравнить результаты. Насколько эффективным, по-вашему, стало наше занятие – количество ответов увеличилось?)

2. Заключительное слово предоставляется Д.И. Менделееву (какая команда выиграла?)

Учитель ЕС При подготовке к этому мероприятию, нам в руки попала уникальная старинная фотография, на которой запечатлены ученые. Мы решили показать её вам в конце нашего мероприятия. Вглядитесь в эти лица, как знать, может пройдет время, и о ком-нибудь из этих людей будут рассказывать на своем уроке учителя. Дерзайте! Перед вами открыты все дороги! Вручение сертификатов. Спасибо за урок!

Приложение 1

Приложение 2