Цель.
- Обобщить сведения по роману Достоевского “Преступление и наказание”.
- Вырабатывать умение анализировать прочитанный материал, отстаивать свою точку зрения.
- Воспитывать нравственные понятия доброты, милосердия.
Тип урока – беседа с элементами дискуссии.
... гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда ль?
А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Новый материал.
1. Слово учителя.
Проблема преступного самосознания – это “вечная проблема” мировой литературы. Её решали Софокл и Данте, В. Шекспир и А. Пушкин. Вспомните строчки из “Макбета” Шекспира:
Кровь лили и тогда, когда закон
Ещё не правил диким древним миром;
И позже леденящие нам слух
Убийства совершались. Но бывало,
Расколют череп, человек умрёт –
И тут всему конец. Теперь покойник,
На чьём челе смертельных двадцать ран,
Встаёт из гроба, с места нас сгоняя.
А это пострашнее, чем убийство.
У А.С. Пушкина в драме “Борис Годунов” сказано о том же:
Ах, чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто... едина разве совесть,
Так , здравая, она восторжествует
Над злобою, над тёмной клеветой.
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! Как язвой моровой
Душа горит, нальётся сердце ядом,
Как молоток стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Или:
... гений и злодейство
Две вещи несовместные. Не правда ль?
Казалось, правда. Казалось: в этой фигуре пушкинской гениально подытожен тысячелетний опыт человечества, сконцентрировано то, в чём навсегда убедила себя и людей мировая литература. Гений для Пушкина – высшая степень совести, а злодейство в конечном счёте – всегда нравственная бездарность.
2. Беседа о добре и зле.
- А как оценивает Ф. Достоевский злодейство? Он против Пушкина?
Тот самый Достоевский, который всю жизнь был страстным поклонником А. Пушкина из-за его определённости, знал, понимал и доказывал, что в человеке борются не “хорошие” и “плохие” мотивы преступления, а мотивы за и против самого преступления. Он неустанно повторял: “Можно жалеть преступника, но нельзя же зло называть добром”.
- Как наказывает зло в своём романе Достоевский? Чтобы ответить на тот вопрос, надо определиться в особенностях сюжета.
- Как организован сюжет романа?
Сюжет романа Достоевского организован как движение двух главных взаимодействующих идейно-художественных центров – линий душевной борьбы Раскольникова и Сони Мармеладовой: линии их судьбы пересеклись в самой критической точке для них. Их души соприкоснулись именно в тот момент, когда они ещё обнажены для боли, своей и чужой, ещё не привыкли к ней, не отупели.
Исходная точка движения – Раскольников выходит из своей каморки на пробу. Конечная точка – сцена молчаливого коленопреклонения Раскольникова перед Соней в конце романа.
- Вспомните четвёртую часть романа Достоевского. Мещанин просит прощение за “злобные мысли”. У кого просит прощения?
Просит прощение у того, чьи мысли “позлобнее да и дело-то уже сделано”.
- Дошёл ли Раскольников до такой мысли: человек просит прощение только за злобные мысли. Как же должен поступить Родион Раскольников?
Раскольников одержим преступной мыслью, толкнувшей его на убийство, значит, герой должен просить прощение у людей. Но Раскольников до такого взгляда не дошёл.
- Назовите моменты наивысшего страдания Раскольникова.
3. Дискуссия в аквариуме.
Класс делится на группы (4 группы: первые две группы – внутренний круг, третья и четвёртая – внешний). Внутренний круг рассаживается за столами, а внешний круг внимательно слушая ответы внутреннего круга, оценивает их, заполняя листы:
Лист оценивания для внешнего круга.
№ группы | Охват материала | Оригинальность идей | Дополнение | Поведение | Умение сотрудничать | Общий балл |
1 группа | ||||||
2 группа | ||||||
3 группа | ||||||
4 группа |
Индивидуальное оценивание проводится по следующей схеме:
Список детей | Выдвижение детей | Вовлечение товарищей в работу | Оригинальность | Задавание вопросов | Умение отвечать на вопросы | Активное слушание | Общий балл |
Перед тем, как начать работу (оценивание внутреннего круга), они знакомятся с правилами для внешнего круга.
Правила для внешнего круга на слайде
- Я критикую идеи, а не людей.
- Моя цель – прийти к наилучшему решению, а не победить.
- Я побуждаю участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении и усваивать всю информацию.
- Я выслушаю соображение учеников, даже если я с ним не согласен.
- Я переспрашиваю то, что мне не вполне ясно.
- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы.
- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
- Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают на то ясное основание.
- Данные правила должны быть доступны всем, поэтому они записаны от первого лица!
- Две команды внутреннего круга получают задания и в течение 5 – 7 минут готовятся к выступлению (каждый член команды обязан выступить!)
- Задания для внутреннего круга
Команда 1.
- Докажите суждение: “Раскольников – жертва общества”
Команда 2.
- Докажите суждение: “Раскольников – это преступник”
Далее команды меняются – внутренний круг становится внешним, а внешний – 3 и 4 команды – внутренним.
Задания для внутреннего круга (3 и 4 команды).
Команда 3.
- Теория о праве сильной личности на преступление привела Раскольникова к внутреннему опустошению, к преступлению.
Команда 4.
- Теория о праве сильной личности на преступление привела Раскольникова к самоутверждению, доказательству того, что он сильная личность.
III. Итог урока.
IV. Домашнее задание.
Устно ответить на вопросы:
- Можно ли считать Раскольникова личностью значительной?
- Писатель утверждал: “Смирись, гордый человек!” Таков ли путь прошёл его главный герой?
- Искренно ли смирение Раскольникова?
- В чём противоречивость теории Раскольникова?
- Что привело главного героя к преступлению?
- Как наказан Раскольников за преступление?
- Почему темой романа является не само преступление, а трагедия героя? В чём она состоит?
- Как автор опровергает теорию Раскольникова в романе “Преступление и наказание?
- Как в “Преступлении и наказании” проявилось психологическое мастерство писателя?
- В чём состоит особенность мировоззрения Ф.М. Достоевского. Обоснуйте свой ответ.