Литература
-
Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе 2018
В статье обобщены основные методические положения работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе. Определены основные приемы работы с текстом сказки, направленные на глубокое осмысление нравственных идей, заложенных к ее сюжете.
-
Изучение творчества Рутена Аёшина на уроках литературы 2018
Данная методическая разработка поможет учителям города и района провести уроки и уроки внеклассного чтения по творчеству николаевского поэта Рутена Ивановича Аёшина.
-
Коллоквиум по комедии А.Н.Островского "Свои люди – сочтёмся" (для студентов колледжа отделения "Живопись", "Театрально-декорационное искусство") 2018
Цель беседы с обучающимися: выявить знания содержания комедии; произвести анализ пьесы (понять тематику и проблематику произведения).
-
Конспект урока "Сказ П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка" 2018
В статье представлен развернутый конспект урока «Сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» для 5-го класса. На уроке используются различные формы и методы работы: кроссворд, работа с литературоведческими понятиями, поисковая деятельность, анализ и обобщение материала.
-
Работа с художественным текстом на уроках интеграции русского языка и литературы 2018
Одна из главных целей школы - воспитание высокодуховного человека, а один из механизмов её достижения – преподавание словесности. Урок словесности призван органически соединить изучение русского языка и литературы, сделать привычные уроки уроками открытия «в слове и через слово существенного и необходимого» для духовной жизни человека. Ведь каждый подлинно художественный текст как явление искусства индивидуален, неповторим и требует при анализе внимательного, вдумчивого, бережного отношения.
-
Научная статья по внеклассной работе по русской литературе. Лингвистический анализ очерка М.М.Пришвина «Чёрный араб» 2018
Цель исследования: лингвистический анализ очерка М.М.Пришвина «Чёрный араб». Наверное, нет такого писателя, у которого слово так естественно входило бы в порядок обыденной жизни. Наверное, поэтому в нём никак не могли узнать «ученого поэта, философа», полагая его то этнографом, то детским писателем. Я был он самой природой и достигал с ней такого единения, что казалось, что это он уже пишет, а через него говорят о своём звери и птицы, реки и муравьи, сосны и водопады, степи и ветры.
-
Викторина «Природные явления в литературе, музыке и живописи». 6-й класс 2018
Викторина «Природные явления» - внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 6-х классов. Вопросы формировались на программном материале: стихотворения русских поэтов, отрывки из прозаических произведений русских писателей (УМК Курдюмовой Т.Ф.), репродукции картин известных художников, классические музыкальные произведения.
-
Формирование умения смыслового чтения. Выявление основной проблемы текста через ключевое понятие 2018
Цель урока: учить приёмам правильной читательской деятельности; развивать интеллектуальную культуру.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях введения ФГОС 2018
В методической разработке представлен материал практико-ориентированной реализации уроков, помогающих раскрыть как можно построить уроки по литературе, чтобы приобщить учеников к лучшим образцам русской письменной культуры в процессе их исторического развития от древности до наших дней.
-
Сценарий урока литературы "Прикоснемся к красоте природы...". 5-й класс 2018
Цели мероприятия: познакомить обучающихся с произведениями, посвященными природе (С.Я.Маршак «О том, как хороша природа…», В.Крупин «Сбрось мешок!», миниатюры М.М.Пришвина); познакомить обучающихся с таким литературоведческим понятием как «миниатюра»; расширить представление о личности М.М.Пришвина, его жизни и творчестве.
-
Конспект открытого урока «Поэт в России больше, чем поэт» 2018
Цель урока: показать роль поэзии в общественной жизни страны; создать условия для восприятия материала о жизни и творчестве поэтов; учить анализировать прочитанное, делать выводы; воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, патриотические чувства.
-
Урок-конкурс "Внимательно ли я читаю сказки?" 5-й класс 2018
Представлен урок-конкурс "Внимательно ли я читаю сказки?" для учащихся 5-х классов.
-
А.П.Чехов – мастер художественной детали в рассказе «Хамелеон» 2018
Цели урока: показать изображение внутреннего мира героев через поведение, диалог; проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказа «Хамелеон»; найти в тексте художественные детали и определить их роль.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Поэт в России - больше, чем поэт" 2018
Данное внеклассное мероприятие может проводиться с целью воспитания живого интереса к литературному наследию, а также формирования лучших нравственных качеств на примере. На мероприятии активное участие принимают учащиеся (ведущие, исполнители), значительная роль учителя состояла в подготовке сценария, подборе стихотворений, песен, фотографий для презентаций. Целевая аудитория: 9–11-е классы.
-
Историко-культурный комментарий к образу Чацкого в проектной деятельности обучающихся 9-х классов (с использованием мультимедийной презентации в программе Prezi) 2018
Данный материал представляет опыт организации проектной деятельности обучающихся 9-х классов на уроках изучения текста комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Проектная деятельность – педагогическая технология, позволяющая старшеклассникам приобретать новые знания путем самообразования. В статье приведен пример историко-культурного комментария к образу Чацкого, систематизированный в мультимедийной презентации в программе Prezi.com.
-
Представление о достойной жизни в сказке К.Жакова "Гулень на небе" 2018
Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством К.Жакова; знакомство с понятием «философская сказка»; анализ сказки «Гулень на небе».
-
Внеклассное мероприятие «Масленичные гулянья» 2018
Сценарий предназначен для средних классов. Масленица - один из немногих старинных языческих праздников, сохранившихся в России,самый любимый в народе праздник. Он отражает всеобщую радость и ликование в связи с приближением долгожданной весны, с расцветом природы и самого человека. Данное мероприятие в игровой форме знакомит учащихся с праздником, его традициями. Праздник проходит оживленно и весело.
-
Модель урока литературы в 6-м классе. Тема урока: «Анализ поэтического текста» 2018
Основная цель изучения литературы в школе — формирование умений: читать; комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; создавать собственный текст.
-
«Прадеду – товарка: в той же мастерской…»: Цветаева и Пушкин 2018
В русской литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. С драматической напряженностью эта тема звучит и в творчестве М.Цветаевой, для которой были характерны повышенная эмоциональность, ранимость, обостренное чувство справедливости.
-
Методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 2018
Цели урока: учить детей анализировать литературное произведение; формировать читательский навык; воспитывать нравственные качества.
-
Образ Катерины (по пьесе А.Н.Островского "Гроза"). 10-й класс 2018
Цель урока: разобраться в поведении и поступках Катерины.
-
Развитие чувства патриотизма в русской поэзии периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Вера в Победу как основное настроение лирического героя стихотворений тех лет 2018
Урок построен как урок-исследование, главная цель которого – показать, что именно поэзия способствует развитию чувства патриотизма в период Великой Отечественной войны, гармонично соединяя высокие чувства любви к Родине с внутренними личными переживаниями лирических героев.
-
Святочные рассказы. П.Хлебников «Рождественский подарок» 2018
Данный урок представляет собой один из уроков внеклассного чтения по теме «Святочные рассказы». Будет интересен и полезен учащимся 5–6-х классов. Работа на уроке способствует нравственному воспитанию учащихся, формирует интерес к процессу осмысленного чтения.
-
Открытый урок по литературе по теме «Русский Дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний». 11-й класс 2018
Есть в русской литературе мотивы и образы знакомые, ключевые, за которыми стоят понятия, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и особенно 20 века является мотив Дома.
-
Викторина по гуманитарным наукам «Знание – деньги» для старшеклассников 2018
Мероприятие построено на практическом применении знаний. Во время проведения викторины используются групповая работа, ИКТ, элементы игровой и проектной технологий, так как ученики самостоятельно сочиняют стихотворение по предложенной теме, а это и есть мини-проект. К тому же у игроков есть возможность просчитать свое экономическое поведение, так как игра возможна только при наличии денежных знаков у команды, которые заранее изготовлены и выданы. В конце викторины подводятся итоги.
-
Конспект урока по предмету «Литература» «Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» 2018
Цели урока: знакомство с личностью поэта В.В.Маяковского, попытка осмысления своеобразия, оригинальности, значения личности поэта и его произведений; развитие навыков анализа поэтического текста. Выразительное чтение и анализ поэтического текста приучает к культуре выражения чувств, дает радость эстетической формы переживания и оказывается одним из путей к искусству общения.
-
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. 6-й класс 2018
Презентация составлена для урока литературы в 6-м классе. Первая часть помогает ребятам отправиться в путешествие в Древнюю Грецию. Далее слайды демонстрируют работу в группах: чтение мифов «Подвиги Геракла» и создание мини-проектов, иллюстрации в технике «коллаж». Материалы презентации могут быть использованы в учебной и внеклассной работе для воспитания любви к истории, литературе.
-
Зачем нужен Гамлет русским поэтам второй половины XX века 2018
На уроке литературы в старших классах на примере стихотворений второй половины XX века ученикам предстоит ответить на вопрос, чем объясняется такой интерес русских авторов к этому образу. Учащимся предложены для анализа стихи Д.Самойлова, И.Бродского, И.Волгина. В ходе групповой работы по подготовленным учителем вопросам учащиеся придут к выводам, что с помощью главного героя пьесы авторы пытаются дать свой ответ на вопрос, как нужно бороться со злом.
-
Нужна ли театрализованная деятельность в школьном образовательном процессе? 2018
Школьная театральная педагогика - форма образовательной художественно-эстетической деятельности, отвечающая потребности сохранения и развития культуры, развитию и активизации творческого потенциала личности - способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности, отождествляющей себя единым и неразрывным целым с родной культурой, принимающей в первую очередь общечеловеческие и нравственные ценности и историческое наследие родной страны.
-
Концепция РИП «Формирование художественно-творческих способностей, обучающихся 5–9-х классов» в рамках деятельности литературного клуба» «Тропинка на Парнас» 2018
Целью инновационного проекта явилось развитие основных художественно-творческих способностей школьников как одного из важнейших условий воспитания эстетически развитого читателя и формирования у подростка «целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира».