Литература
-
Литературные сказки. Интеллектуальная викторина "Своя игра". 5-й класс 2019
Цель игры: актуализация имеющихся у учащихся знаний в ситуации интеллектуальной игры-соревнования. Задачи: учить детей узнавать сказки и их героев (по иллюстрациям, предметам); обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий; воспитывать у учащихся потребность в чтении книг; создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к сказкам различных писателей.
-
Разработка урока "Письма – больше, чем воспоминанья...". 7-й класс 2019
Цели урока: возродить российские традиции эпистолярного жанра; формировать у учащихся представление о роли писем в жизни человека через уважительное отношение к родному языку; развивать навыки правильного оформления и написания письма; повторять и закреплять изученный материал по определённым темам, предназначенный для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ; обосновывать правильность выбора правил при повторении орфограмм.
-
“Братья наши меньшие” в произведениях писателей разных народов: Э.Сетона-Томпсона “Снап”, Г.Троепольского “Белый Бим Черное ухо”, И.Федосеева “Кустук”. Урок литературы. 6-й класс 2019
Цели: показать идейно-тематическую общность произведений авторов разных народов по отношению к важным проблемам жизни; совершенствовать умения анализировать худ. произведения, развивать навыки выразительного чтения, творческого рассказывания; продолжить работу над литературоведческими понятиями: основная мысль, заглавие, сюжет, композиция произведения; развивать у детей понятие толерантности; воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к природе, чувства ответственности и сострадания.
-
70 вопросов старшекласснику: повторяем теорию литературы 2019
«Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», – писал А.С.Пушкин об Онегине. А наши с вами ученики всегда ли различают стихотворные размеры? Хорошо ли помнят, что такое, например, метонимия, и чем эпиграф отличается от эпифоры? Литературоведческих терминов в школьном курсе не так уж и мало, и знание многих из них пригодится при выполнении заданий ЕГЭ как по русскому языку (в задании 26), так и по литературе (задания 1–7, 10–14).
-
Технологическая карта урока литературы "Человеком надо быть всегда" (по рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»). 8-й класс 2019
Цель урока: воспитание в учащихся сочувствия, сопереживания другому человеку.
-
Урок по рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день». Тема: «Счастье в тебе самом…». 8–9-е классы 2019
Это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих? Какую роль в нашей жизни занимают наши родные и близкие? На представленном уроке поднимаются актуальные для всех нас проблемы семьи, любви, взаимопонимания.
-
Урок-поиск "Идея рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". 8-й класс 2019
Образовательная цель: научить учащихся определять идею художественного произведения посредством анализа образов главных героев на примере рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
-
Презентация "Биография Николая Алексеевича Некрасова" 2019
Представлена презентация, знакомящая учащихся с биографией Николая Алексеевича Некрасова.
-
Проект: "Храмы Калининградской области" 2019
Цель проекта: формирование представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения путем изучения истории православных храмов Калининградской области. Учащиеся познакомились не только с православными храмами Калининграда и г.Каунаса, но и с храмами всей России. Ознакомившись с культурно-историческими традициями России на примере истории храмов Калининградской области.
-
К 105-летию со дня рождения С.В.Михалкова. Встреча в литературной гостиной "Путешествие в Страну Детства со стихами Сергея Михалкова" 2019
Цель занятия: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.
-
Бинарный урок «Пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве» как комедия. О комическом в музыке и в жизни» 2019
Цель урока: восьмиклассники выяснят, над чем и почему мы смеёмся в комедии, а что в ней нас заставляет задуматься? Задачи урока: провести наблюдение за способами создания комического в драматургии и обогатить его образами музыки; дать представление о роли юмора в жизни и искусстве, о задачах сатиры; познакомить учащихся с особенностями музыкальных и драматических произведений эпохи Просвещения.
-
И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс 2019
Цель урока: формировать навык распознавания басни как жанра литературы по характерным признакам. Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
-
План-конспект урока по внеклассному чтению в 8-м классе. Тема: "Уроки добра в повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2019
Данный урок способствует формированию навыков учащихся по филологическому анализу текста. Учебное занятие помогает развивать такие нравственные качества учащихся, как доброта, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь. Урок внеклассного чтения создаёт условия формирования умения определять цели урока, строить логические рассуждения, работать в парах и в группах, владеть устной и письменной монологической речью.
-
Экспозиция романа Л.Н.Толстого «Война и мир». "Три дома, три уклада, три семьи"... 2019
Вводный урок по роману-эпопее «Война и мир» предполагает знакомство с героями Л.Н.Толстого. На занятии происходит осмысление соотношения в человеке духовного, нравственно-природного и эгоистического начал.
-
Литературные гостиные как средство развития творческих способностей учащихся 2019
Литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать свой талант и способности. Литературная гостиная – это своеобразная игра, организованная учителем в учебных или воспитательных целях.
-
«…что это было: любовь или сумасшествие?» (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет») 2019
Разработка урока литературы по произведению А.И.Куприна «Гранатовый браслет» предназначена для учащихся 11-х классов социально-гуманитарного профиля. Урок знакомит обучающихся с особенностями звучания темы любви в повести Куприна; развивает умение анализировать, определять авторскую позицию; способствует воспитанию правильного отношения к чувствам другого человека, душевной чуткости.
-
Урок литературы "Добро творящий, творит жизнь". 6-й класс 2019
Цель урока: познакомить с особенностями жанра святочного рассказа на примере рассказа Л.Чарской «Маля», прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, и зла, любви и красоты, милосердия и сострадания.
-
План-конспект интегрированного урока "Порхающий цветок или хрупкий мир" (технология и литература) 2019
Цель урока: расширить знания о различных техниках вышивки; способствовать формированию навыков вышивания; познакомить с притчей о бабочке и изучить ситуацию, представленную в ней, представить результаты в мини-проектах, проследить связь образа бабочки в различных видах искусства с опорой на вышивку.
-
Рабочая программа спецкурса «Литература родного края». 6-й класс (углубленный уровень) 2019
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для учащихся 6-го класса разработана на основе примерной программы учебного курса О.Н.Шахеровой «Писатели Восточной Сибири», Иркутск, ВостСибкнига, 2007 год. Особенностью данной программы по сравнению с примерной (авторской) программой является введение темы «Коренные народы Восточной Сибири», включение которой обусловлено необходимостью создания условий для осознанного восприятия материала в соответствии с возрастными особенностями детей.
-
Слово о Николае Михайловиче Карамзине (к 250-летию со дня рождения) 2019
Задачи: познакомить с этапами жизни Н.М.Карамзина; показать разносторонность таланта Н.М.Карамзина (историка, писателя, реформатора русского языка, публициста); ознакомить с особенностями его сентиментальных произведений.
-
Урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Образ Иешуа 2019
Урок поможет составить характеристику Иешуа – главного носителя общечеловеческих ценностей, воспетых писателем. Работа с текстом научит аргументировать ответ, описывать художественный образ, опираясь на первоисточник. Задача учителя показать не только бродячего философа, но и тонкого психолога, мудрого мыслителя, бесстрашного и образованного человека-провидца. Анализ стихотворения А.Ахматовой "Кого когда-то называли люди..." позволит провести учащимся параллели между стихотворением и романом.
-
Урок по теме "П.Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". 5-й класс 2019
Данная методическая разработка урока позволяет познакомить учащихся с географическими особенностями Урала, о котором пишет П.П.Бажов. В ходе анализа сказа "Медной горы хозяйка" обучающиеся смогут выяснить отличие жанра сказа от сказки. Используя метапредметные связи литературы и природоведения, пятиклассники узнают, что такое малахит, для чего используется этот природный материал, в каких известных архитектурных сооружениях мы встречаемся с малахитовыми массивами.
-
Интегрированный урок английского языка и литературного чтения на тему «Здравствуй, праздник Новый год», “Merry Christmas” 2018
Задачи урока: отработка произносительных навыков, закрепление знания ЛЕ по теме «Праздники» и отработать их в устной речи, сравнение традиции празднования Рождества и Нового года в России и в англоговорящих странах, формирование лексических навыков чтения и говорения, знакомство с новыми словами, формирование навыков устной речи, сравнительная деятельность.
-
Изучение “деревенской прозы” на уроках литературы в 11-м классе на примере рассказов Б.П.Екимова “Последняя хата”, “Не надо плакать” 2018
Главные задачи школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека. Поэтому и обращаюсь на уроках литературы в 11-м классе к “деревенской прозе”. Село всегда было символом нравственной жизни, национальных корней человека. Можно сказать, “деревенская проза” полемична по отношению к представителям современной молодежи о подлинных ценностях жизни, что побуждает спорить с писателем и всматриваться, вчитываться в незнакомую жизнь.
-
Вечные темы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» 2018
Цель урока: выяснение и понимание учащимися сущности идейных расхождений между взглядами героев романа И.С.Тургенева. Задачи: проанализировать образы-персонажи романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» посредством сопоставления высказываний Е.В.Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству; провести наблюдение над умением данных героев вести спор.
-
Литературная гостиная «Писатель, влюблённый в тундру» (к юбилею писателя Пэли Пунуха (1894–1971) 2018
В сценарии представлены биография писателя Пэли Пунуха (Синицына Тимофея Петровича), его непростая учительская и драматическая жизненная судьба, страницы рассказов, повестей, стихи и песни, посвящённые его малой родине. В статье отражена тематика произведений писателя, реалистически рисующих суровую жизнь ненцев, бурные события, связанные с преобразованиями в тундре - новый мир, который надолго его увлёк как педагога и помог становлению в нём писателя.
-
О развитии литературы и литературных направлениях первой половины XIX века 2018
Большую значимость в развитии национальной и духовной жизни русского народа имела литература. Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство, освобождение и независимость человека.
-
Отражение нравственного облика Сергия Радонежского в изобразительном искусстве 2018
Цели урока: создать условия для историко-культурного и духовно-нравственного образования обучающихся; научить школьников через язык живописи понимать авторскую позицию, идею полотна; способствовать решению задач нравственного воспитания школьников; вызвать у детей понимание необходимости нравственного самосовершенствования на примере образа Сергия Радонежского.
-
Привлечение лингвистического материала на уроках литературы 2018
Привлечение лингвистического материала на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей: изучение русского языка совершенствует литературные знания школьников, а хорошее знание текстов художественных произведений не может не отразиться на качестве знаний учащихся по русскому языку.
-
Образ Петра. Становление личности в эпохе (по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый") 2018
Цели урока: познакомить с творчеством А.Н.Толстого; показать становление царя-реформатора; раскрыть закономерность и своевременность его появления и необходимость реформ; рассмотреть связь содержания произведения с социокультурным аспектом эпохи; совершенствовать навык самостоятельной исследовательской работы; выявить качества Петра,позволяющие и сегодня быть символом России.