Литература
-
Бинарный урок «Пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве» как комедия. О комическом в музыке и в жизни» 2019
Цель урока: восьмиклассники выяснят, над чем и почему мы смеёмся в комедии, а что в ней нас заставляет задуматься? Задачи урока: провести наблюдение за способами создания комического в драматургии и обогатить его образами музыки; дать представление о роли юмора в жизни и искусстве, о задачах сатиры; познакомить учащихся с особенностями музыкальных и драматических произведений эпохи Просвещения.
-
И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс 2019
Цель урока: формировать навык распознавания басни как жанра литературы по характерным признакам. Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
-
План-конспект урока по внеклассному чтению в 8-м классе. Тема: "Уроки добра в повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2019
Данный урок способствует формированию навыков учащихся по филологическому анализу текста. Учебное занятие помогает развивать такие нравственные качества учащихся, как доброта, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь. Урок внеклассного чтения создаёт условия формирования умения определять цели урока, строить логические рассуждения, работать в парах и в группах, владеть устной и письменной монологической речью.
-
Экспозиция романа Л.Н.Толстого «Война и мир». "Три дома, три уклада, три семьи"... 2019
Вводный урок по роману-эпопее «Война и мир» предполагает знакомство с героями Л.Н.Толстого. На занятии происходит осмысление соотношения в человеке духовного, нравственно-природного и эгоистического начал.
-
Литературные гостиные как средство развития творческих способностей учащихся 2019
Литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать свой талант и способности. Литературная гостиная – это своеобразная игра, организованная учителем в учебных или воспитательных целях.
-
«…что это было: любовь или сумасшествие?» (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет») 2019
Разработка урока литературы по произведению А.И.Куприна «Гранатовый браслет» предназначена для учащихся 11-х классов социально-гуманитарного профиля. Урок знакомит обучающихся с особенностями звучания темы любви в повести Куприна; развивает умение анализировать, определять авторскую позицию; способствует воспитанию правильного отношения к чувствам другого человека, душевной чуткости.
-
Урок литературы "Добро творящий, творит жизнь". 6-й класс 2019
Цель урока: познакомить с особенностями жанра святочного рассказа на примере рассказа Л.Чарской «Маля», прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, и зла, любви и красоты, милосердия и сострадания.
-
План-конспект интегрированного урока "Порхающий цветок или хрупкий мир" (технология и литература) 2019
Цель урока: расширить знания о различных техниках вышивки; способствовать формированию навыков вышивания; познакомить с притчей о бабочке и изучить ситуацию, представленную в ней, представить результаты в мини-проектах, проследить связь образа бабочки в различных видах искусства с опорой на вышивку.
-
Рабочая программа спецкурса «Литература родного края». 6-й класс (углубленный уровень) 2019
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для учащихся 6-го класса разработана на основе примерной программы учебного курса О.Н.Шахеровой «Писатели Восточной Сибири», Иркутск, ВостСибкнига, 2007 год. Особенностью данной программы по сравнению с примерной (авторской) программой является введение темы «Коренные народы Восточной Сибири», включение которой обусловлено необходимостью создания условий для осознанного восприятия материала в соответствии с возрастными особенностями детей.
-
Слово о Николае Михайловиче Карамзине (к 250-летию со дня рождения) 2019
Задачи: познакомить с этапами жизни Н.М.Карамзина; показать разносторонность таланта Н.М.Карамзина (историка, писателя, реформатора русского языка, публициста); ознакомить с особенностями его сентиментальных произведений.
-
Урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Образ Иешуа 2019
Урок поможет составить характеристику Иешуа – главного носителя общечеловеческих ценностей, воспетых писателем. Работа с текстом научит аргументировать ответ, описывать художественный образ, опираясь на первоисточник. Задача учителя показать не только бродячего философа, но и тонкого психолога, мудрого мыслителя, бесстрашного и образованного человека-провидца. Анализ стихотворения А.Ахматовой "Кого когда-то называли люди..." позволит провести учащимся параллели между стихотворением и романом.
-
Урок по теме "П.Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". 5-й класс 2019
Данная методическая разработка урока позволяет познакомить учащихся с географическими особенностями Урала, о котором пишет П.П.Бажов. В ходе анализа сказа "Медной горы хозяйка" обучающиеся смогут выяснить отличие жанра сказа от сказки. Используя метапредметные связи литературы и природоведения, пятиклассники узнают, что такое малахит, для чего используется этот природный материал, в каких известных архитектурных сооружениях мы встречаемся с малахитовыми массивами.
-
Интегрированный урок английского языка и литературного чтения на тему «Здравствуй, праздник Новый год», “Merry Christmas” 2018
Задачи урока: отработка произносительных навыков, закрепление знания ЛЕ по теме «Праздники» и отработать их в устной речи, сравнение традиции празднования Рождества и Нового года в России и в англоговорящих странах, формирование лексических навыков чтения и говорения, знакомство с новыми словами, формирование навыков устной речи, сравнительная деятельность.
-
Изучение “деревенской прозы” на уроках литературы в 11-м классе на примере рассказов Б.П.Екимова “Последняя хата”, “Не надо плакать” 2018
Главные задачи школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека. Поэтому и обращаюсь на уроках литературы в 11-м классе к “деревенской прозе”. Село всегда было символом нравственной жизни, национальных корней человека. Можно сказать, “деревенская проза” полемична по отношению к представителям современной молодежи о подлинных ценностях жизни, что побуждает спорить с писателем и всматриваться, вчитываться в незнакомую жизнь.
-
Вечные темы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» 2018
Цель урока: выяснение и понимание учащимися сущности идейных расхождений между взглядами героев романа И.С.Тургенева. Задачи: проанализировать образы-персонажи романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» посредством сопоставления высказываний Е.В.Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству; провести наблюдение над умением данных героев вести спор.
-
Литературная гостиная «Писатель, влюблённый в тундру» (к юбилею писателя Пэли Пунуха (1894–1971) 2018
В сценарии представлены биография писателя Пэли Пунуха (Синицына Тимофея Петровича), его непростая учительская и драматическая жизненная судьба, страницы рассказов, повестей, стихи и песни, посвящённые его малой родине. В статье отражена тематика произведений писателя, реалистически рисующих суровую жизнь ненцев, бурные события, связанные с преобразованиями в тундре - новый мир, который надолго его увлёк как педагога и помог становлению в нём писателя.
-
О развитии литературы и литературных направлениях первой половины XIX века 2018
Большую значимость в развитии национальной и духовной жизни русского народа имела литература. Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство, освобождение и независимость человека.
-
Отражение нравственного облика Сергия Радонежского в изобразительном искусстве 2018
Цели урока: создать условия для историко-культурного и духовно-нравственного образования обучающихся; научить школьников через язык живописи понимать авторскую позицию, идею полотна; способствовать решению задач нравственного воспитания школьников; вызвать у детей понимание необходимости нравственного самосовершенствования на примере образа Сергия Радонежского.
-
Привлечение лингвистического материала на уроках литературы 2018
Привлечение лингвистического материала на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей: изучение русского языка совершенствует литературные знания школьников, а хорошее знание текстов художественных произведений не может не отразиться на качестве знаний учащихся по русскому языку.
-
Образ Петра. Становление личности в эпохе (по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый") 2018
Цели урока: познакомить с творчеством А.Н.Толстого; показать становление царя-реформатора; раскрыть закономерность и своевременность его появления и необходимость реформ; рассмотреть связь содержания произведения с социокультурным аспектом эпохи; совершенствовать навык самостоятельной исследовательской работы; выявить качества Петра,позволяющие и сегодня быть символом России.
-
Поэтика романов Э.М.Ремарка о первой мировой войне 2018
Первая половина XX века – одно из самых драматических периодов в истории развития европейской цивилизации. Две мировые войны, кризис и падение монархических династий, революционные движения, экономические кризисы и депрессии, фашистский террор, антифашистская борьба потрясли все классы и слои общества. Всё это нашло отражение в произведениях большинства западноевропейских и американских писателей того периода.
-
Урок литературы по теме "Золотой век русской литературы. 9-й класс 2018
Презентация знакомит учащихся с одним из литературных направлений в литературе – романтизмом.
-
Урок литературы "Страдания ребёнка и мировое зло" 2018
Данный урок является вторым из шести запланированных. Его небезосновательно можно считать основным в цепочке уроков по роману «Братья Карамазовы», так как именно на этом уроке в ходе анализа глав «Надрыв в избе», «У Илюшиной постельки», «Бунт», «Похороны Илюшечки. Речь у камня» формируются основные положения, заложенные Ф.М.Достоевским в самом романе.
-
Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева 2018
Цель урока: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у обучающихся навыки интерпретации лирического произведения.
-
Сценарий мастер-класса «Развитие навыков смыслового чтения через опорный инструментарий» 2018
Цель мастер-класса: формирование навыков смыслового чтения и исследовательских умений на основе анализа лирического произведения и использование опорного инструментария: ключевых слов, схемы, рисунка.
-
Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Вопрос об авторстве. 8-й класс 2018
На уроке анализируется «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава» – идейный центр «Слова о полку Игореве», сопоставляются образы Ярославны у разных художников, обсуждается проблема авторства «Слова…» и образ автора; развиваются навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения; воспитывается интерес к истории страны, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.
-
Электронный журнал «Шолоховский вопрос»: споры об авторстве романа «Тихий Дон» 2018
Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности — роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда… Это легенда о плагиате «Тихого дона» — тоже своего рода шедевр: одна из самых абсурдных, одна из величайших — по масштабности распространения сравнима с эпидемией — и одна из самых живучих мистификаций литературной жизни XX века.
-
Роман Мастера о Понтии Пилате. Конспект урока по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2018
Урок литературы в 11-м классе позволит учащимся совершенствовать имеющиеся навыки анализа эпизода в контексте произведения, а также читательские навыки. Он позволит закрепить полученные в ходе изучения курса литературы основные теоретические понятия. На уроке также закрепляется умение грамотно и аргументированно отвечать на поставленный проблемный вопрос, давать характеристику литературным героям, формулировать проблемы, поставленные автором, находить пути раскрытия авторской идеи.
-
Наедине с природой. Анализ рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» 2018
Урок литературы проводится в 11-м классе при изучении творчества И.С.Тургенева. На уроке используется комплексный анализ текста, проходит групповая работа, анализируются репродукции картин известных русских художников. Учитель применяет видеоматериалы. Итогом урока является эссе.
-
"Эхо прошедшей войны" (урок по рассказу Б.Васильева "Экспонат №") 2018
Цели урока: создание учебной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, позволяющий каждому выразить свою точку зрения; организация работы по развитию умения анализировать литературное произведение, видеть авторскую позицию, составлять собственное мнение о нём; воспитание патриотизма, гуманизма, сострадания, формирование чуткого отношения к людям; развитие способностей учащихся к самостоятельной аналитической, оценочной работе.