Литература
-
Мастерская построения знаний и творческого письма по лирике М.Цветаевой «Одна голая душа!» 2018
На уроке мы познакомимся с лирикой Цветаевой, попытаемся проникнуть в её душу - в её поэзию. Увидим, насколько она многогранна, хотя и сказал Лермонтов: «А душу можно ль рассказать?»
-
Специфика изучения лирической поэзии в старших классах. Приёмы пробуждения переживаний, эмоциональной отзывчивости у учащихся (на примере стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"). 2018
Главная проблема изучения поэзии - подготовка ученика к полноценному восприятию поэзии. Возможность полноценного восприятия определяется: знаниями, эмоциональной отзывчивостью, художественным воображением. Одинаковых приёмов преподавания литературы нет. Нужно создать такую обстановку, чтобы у детей возникло желание узнать и понять. Знания добываются учеником. Сообщающие методы не должны заменять другие виды работы.
-
Урок по литературе в 5-м классе по рассказу Л.Н.Андреева «Петька на даче» по программе Г.С.Меркина 2018
Основные проблемы, рассмотренные на уроке: противопоставление мира города и мира дачи в рассказе; тематика и нравственная проблематика рассказа.
-
Михаил Юрьевич Лермонтов. Литературная гостиная. 8-й класс 2018
Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова.
-
Открытый интегрированный урок по музыке и литературе в 6-м классе "На фоне Пушкина..." с использованием ИКТ и инновационных технологий 2018
Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне и творчестве Булата Окуджавы, познакомиться с личностью основоположника русской авторской песни середины XX века.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Обзор русской литературы XVIII – начала XIX века. Ломоносов. Державин, Карамзин» (УМК под ред. Ю.В.Лебедева. Базовый и профильный уровень) 2018
Если уровень изучения предмета базовый, то в планировании отводится на данную тему один час, если профильный – шесть часов. Этот урок в работе любого уровня. Учащимся предлагается работа по атрибутированию текстов трех поэтов: Державина, Ломоносова, Карамзина. Проводится лингвистический и смысловой анализ текста. Рассматриваются также стихотворения Анакреонта и В.Хлебникова.
-
Индивидуальные карточки при работе над романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 2018
В методическую разработку включен материал по литературе для 9-го класса. Автор статьи предлагает свой вариант индивидуально-опережающих карточек по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Все индивидуальные карточки разноуровневые. Это позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в обучении.
-
Тема: «Три дня счастья. Три дня счастья?» (по повести В.Быкова «Альпийская баллада») 2018
Цель урока: продолжить работу над формированием умения анализировать эпический текст.
-
Интеллектуальная игра «Звездный час» по биографии и творчеству А.Вампилова 2018
Цель мероприятия: заинтересовать студентов личностью А.В.Вампилова, пробудить интерес к творчеству драматурга.
-
Сценарий спектакля "Русский характер" (по мотивам рассказа Алексея Толстого) 2018
Представлен сценарий спектакля, подготовленного к празднику Победы в Великой Отечественной войне.
-
Готовимся к итоговому сочинению по литературе: методы и приемы 2018
Каждый учитель предметник ищет всевозможные пути подачи материала, чтобы зацепить не только внимание ребенка, но и вызвать долгосрочный интерес к своему предмету, и тем самым дать возможность обучающимся добиться высоких результатов по своему профилю. Но иногда важно подать материал ни сколько интересно, а сколько максимально понятно и доступно. Так и строится работа в 11-х классах на уроках литературы при подготовке к декабрьскому итоговому сочинению.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе (из опыта работы) 2018
Главное в моей педагогической деятельности является развитие интеллектуального потенциала учащихся. А организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности способствует формированию познавательной активности, самостоятельности в работе. Конечно, работа ведется во внеурочное время и на уроках.
-
Исследовательская работа по литературе на тему «Герман Гессе и его роман «Игра в бисер» как величайший философский трактат ХХ века» 2018
В работе исследуется роман Г.Гессе «Игра в бисер». Я считаю, что актуальность исследуемого произведения заключается в том, что оно дает читателям ответы на вечные вопросы, которыми рано или поздно задаются все думающие люди. Целями работы являются: выявление особенностей творчества Гессе, знакомство с одним из главных произведений писателя, раскрытие философии сюжета и психологизма главного героя романа, озвучивание главных проблем произведения и его анализ.
-
Творческая мастерская "Мир русской усадьбы" 2018
Цель творческой мастерской: через творческое погружение в пушкинское время дать учащимся представление о жизни поместного дворянства начала ХIХ века с целью более глубокого понимания литературы начала ХIХ века и истории Отечества.
-
Конструкт урока по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише" (5-й класс; проектно-исследовательская деятельность) 2018
Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения. И сейчас очередная встреча с великим произведением, а именно с рассказом Джека Лондона «Сказание о Кише». Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность активного, волевого, в чём-то напоминавшего его героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество.
-
Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе 2018
В статье обобщены основные методические положения работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе. Определены основные приемы работы с текстом сказки, направленные на глубокое осмысление нравственных идей, заложенных к ее сюжете.
-
Изучение творчества Рутена Аёшина на уроках литературы 2018
Данная методическая разработка поможет учителям города и района провести уроки и уроки внеклассного чтения по творчеству николаевского поэта Рутена Ивановича Аёшина.
-
Коллоквиум по комедии А.Н.Островского "Свои люди – сочтёмся" (для студентов колледжа отделения "Живопись", "Театрально-декорационное искусство") 2018
Цель беседы с обучающимися: выявить знания содержания комедии; произвести анализ пьесы (понять тематику и проблематику произведения).
-
Конспект урока "Сказ П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка" 2018
В статье представлен развернутый конспект урока «Сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» для 5-го класса. На уроке используются различные формы и методы работы: кроссворд, работа с литературоведческими понятиями, поисковая деятельность, анализ и обобщение материала.
-
Работа с художественным текстом на уроках интеграции русского языка и литературы 2018
Одна из главных целей школы - воспитание высокодуховного человека, а один из механизмов её достижения – преподавание словесности. Урок словесности призван органически соединить изучение русского языка и литературы, сделать привычные уроки уроками открытия «в слове и через слово существенного и необходимого» для духовной жизни человека. Ведь каждый подлинно художественный текст как явление искусства индивидуален, неповторим и требует при анализе внимательного, вдумчивого, бережного отношения.
-
Научная статья по внеклассной работе по русской литературе. Лингвистический анализ очерка М.М.Пришвина «Чёрный араб» 2018
Цель исследования: лингвистический анализ очерка М.М.Пришвина «Чёрный араб». Наверное, нет такого писателя, у которого слово так естественно входило бы в порядок обыденной жизни. Наверное, поэтому в нём никак не могли узнать «ученого поэта, философа», полагая его то этнографом, то детским писателем. Я был он самой природой и достигал с ней такого единения, что казалось, что это он уже пишет, а через него говорят о своём звери и птицы, реки и муравьи, сосны и водопады, степи и ветры.
-
Викторина «Природные явления в литературе, музыке и живописи». 6-й класс 2018
Викторина «Природные явления» - внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 6-х классов. Вопросы формировались на программном материале: стихотворения русских поэтов, отрывки из прозаических произведений русских писателей (УМК Курдюмовой Т.Ф.), репродукции картин известных художников, классические музыкальные произведения.
-
Формирование умения смыслового чтения. Выявление основной проблемы текста через ключевое понятие 2018
Цель урока: учить приёмам правильной читательской деятельности; развивать интеллектуальную культуру.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях введения ФГОС 2018
В методической разработке представлен материал практико-ориентированной реализации уроков, помогающих раскрыть как можно построить уроки по литературе, чтобы приобщить учеников к лучшим образцам русской письменной культуры в процессе их исторического развития от древности до наших дней.
-
Сценарий урока литературы "Прикоснемся к красоте природы...". 5-й класс 2018
Цели мероприятия: познакомить обучающихся с произведениями, посвященными природе (С.Я.Маршак «О том, как хороша природа…», В.Крупин «Сбрось мешок!», миниатюры М.М.Пришвина); познакомить обучающихся с таким литературоведческим понятием как «миниатюра»; расширить представление о личности М.М.Пришвина, его жизни и творчестве.
-
Конспект открытого урока «Поэт в России больше, чем поэт» 2018
Цель урока: показать роль поэзии в общественной жизни страны; создать условия для восприятия материала о жизни и творчестве поэтов; учить анализировать прочитанное, делать выводы; воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, патриотические чувства.
-
Урок-конкурс "Внимательно ли я читаю сказки?" 5-й класс 2018
Представлен урок-конкурс "Внимательно ли я читаю сказки?" для учащихся 5-х классов.
-
А.П.Чехов – мастер художественной детали в рассказе «Хамелеон» 2018
Цели урока: показать изображение внутреннего мира героев через поведение, диалог; проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказа «Хамелеон»; найти в тексте художественные детали и определить их роль.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Поэт в России - больше, чем поэт" 2018
Данное внеклассное мероприятие может проводиться с целью воспитания живого интереса к литературному наследию, а также формирования лучших нравственных качеств на примере. На мероприятии активное участие принимают учащиеся (ведущие, исполнители), значительная роль учителя состояла в подготовке сценария, подборе стихотворений, песен, фотографий для презентаций. Целевая аудитория: 9–11-е классы.
-
Историко-культурный комментарий к образу Чацкого в проектной деятельности обучающихся 9-х классов (с использованием мультимедийной презентации в программе Prezi) 2018
Данный материал представляет опыт организации проектной деятельности обучающихся 9-х классов на уроках изучения текста комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Проектная деятельность – педагогическая технология, позволяющая старшеклассникам приобретать новые знания путем самообразования. В статье приведен пример историко-культурного комментария к образу Чацкого, систематизированный в мультимедийной презентации в программе Prezi.com.