Тип урока – урок анализа, систематизации и обобщения материала.
Предварительная работа – разделить учеников на три группы, раздать задания (чтение и анализ эпизодов:
1 – эпизод с украденной булкой;
2 – эпизод с ужином бедняков;
3 – эпизод с куклой).
Цели урока:
- совершенствование нравственных качеств учеников;
- развитие навыков командной работы;
- развитие умений анализировать художественный текст, делать выводы;
- воспитание доброго и гуманного отношения к окружающим.
Материально-техническое обеспечение:
- презентация;
- учебник с текстом повести;
- тетради и ручки;
- карточки с названиями нравственных качеств человека (чуткость, доброта, отзывчивость, сочувствие, сострадание, понимание);
- карточки с фрагментами «Писем о добром» Д.С.Лихачева;
- смайлики для рефлексии;
- открытки с высказыванием Антуана де Сент-Экзюпери.
Ход урока
1. Обозначение темы и целей урока
Здравствуйте, ребята. Герой одной доброй сказки сказал однажды: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Слайд 1. Задумайтесь над эпиграфом нашего урока. Как вы думаете, каждое ли человеческое сердце способно увидеть и понять «самое главное»?
Ответы учеников.
Только человек отзывчивый и чуткий способен «видеть сердцем». Таким человеком был писатель В.Г.Короленко. В 2018 году мы отметили его 165-летний юбилей. Слайд 2. А сегодня мы продолжим разговор о повести «В дурном обществе».
«Великий дар человека – чуткое сердце» - такова тема нашего урока. Запишите ее в тетради. Слайд 3.
2. Формулировка ключевых понятий нравственности
Ребята, как вы думаете, о каких человеческих качествах пойдет у нас речь?
Ответы учеников.
Все перечисленные вами качества можно объединить словом «нравственность».
Работа с карточками у доски, составление кластера и запись в тетрадь (слово «нравственность» в центре, вокруг – «чуткость», «доброта», «отзывчивость», «сочувствие», «сострадание», «понимание»).
3. Работа с литературоведческими понятиями – повесть, сюжетная линия
Попробуем разобраться, кто из героев повести обладал перечисленными качествами.
Но для начала вспомним, что такое повесть.
Ответы учеников.
Сколько сюжетных линий в повести?
Ответы учеников.
1 – семья Вася (Пан судья и Соня);
2 – семья Тыбурция;
3 – жизнь Васи, его дружба с «дурным обществом». Слайд 4.
Сюжетные линии пересекаются благодаря какому герою?
Ответы учеников.
4. Поступки и характер главного героя
Тыбурций произносит такие слова: «Может, и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу». Слайд 5.
Но мы помним, что Януш назвал общество Тыбурция «дурным». А вот вопрос: всегда ли дурное общество отрицательно влияет на человека? Для ответа на этот вопрос вам необходимо вспомнить и записать поступки Васи.
Работа в группах, составление кластера «Поступки Васи: отрицательные и положительные». Слайд 6.
Как изменяется характер Васи? Поработаем с текстом, чтобы ответить на этот вопрос.
- 1 группа проанализирует эпизод с украденной булкой (стр.33-34).
- 2 группа – эпизод с ужином бедняков (стр.38 – 39).
- 3 группа – эпизод с куклой (стр. 41 – 42). Постарайтесь найти и выписать те слова или фразы, которые говорят о характере главного героя. Слайд 7.
Ученики должны отметить следующие фразы:
- 1 группа – «Я не мог играть с моими друзьями по-прежнему, безмятежно»; «Любовь моя к Валеку и Марусе не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
- 2 группа – «Я с отуманенною головою задумчиво возвращался к себе»; «Изменить Валеку и Марусе я был не в состоянии. Если бы я изменил им, нарушив данное слово, то не мог бы при встрече поднять на них глаза от стыда».
- 3 группа – «Я стал носить в подземелье свои игрушки»; «Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости ее недолгой жизни».
Вывод – какие нравственные качества проявились в главном герое после общения с «дурным обществом»? Стало ли его сердце зорким?
Ответы учеников. Слайд 8.
5. Анализ заключительных эпизодов
А как изменилась жизнь героя? Задание для групп – устные зарисовки: отношения с отцом до/ во время/ после знакомства с дурным обществом. Слайд 9.
Ребята, ответьте на вопрос – Как заканчивается повесть?
Ответы учеников.
Слайд 10. «Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями, первыми планами крылатой и честной юности».
Представьте, какими людьми стали Вася и Соня. Составьте в группе небольшое размышление-продолжение повести.
Ответы учеников.
6. Работа с текстом Д.С.Лихачева. Итоги урока
Вывод – надеюсь, вы убедились в том, что герои повести стали нравственными людьми.
В завершении нашего урока я попрошу выполнить вас еще одно задание. Раздаю отрывки из письма Лихачева.
Перед вами отрывки из «Писем о добром» известного деятеля литературы Д.С.Лихачева. Выберете те фразы, которые, на ваш взгляд, подходят к теме нашего урока. Запишите эти мысли в тетради. Слайд 11 (после ответов).
Итоги. Слайд 12.
1) Какие качества ценны в человеке?
2) Эти качества заложены в человеке с рождения или их надо воспитывать?
3) Как можно воспитать в себе нравственные качества?
Вернемся к эпиграфу нашего урока. Дорогие ребята, помните о своих зорких сердцах, совершайте хорошие поступки. В качестве сувенира о нашем уроке дарю вам небольшие открытки с высказыванием А. де Сент-Экзюпери.
Рефлексия – смайлики для настроения. Выбрать и прикрепить на доску тот смайлик, который соответствует настроению.
Домашнее задание: Напишите небольшое сочинение на тему «Каким бы я сделал финал повести «В дурном обществе».