Класс: 9.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок-проект.
Оборудование: Интернет, мультимедийный проектор, компьютер, ноутбуки, мультимедийные средства наглядности, флеш-носители.
Цель: формирование у учащихся целостного представления о поэте, писателе, драматурге, пианисте, композиторе, политике и дипломате А.С.Грибоедове.
Учебные задачи, направление на достижение личностных результатов:
- совершенствовать духовно-нравственные качества учащихся: воспитывать чувство ответственности, гордости за свою малую родину, учить сохранять и приумножать ее культурное наследие;
- развивать умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения.
Учебные задачи, направление на достижение метапредметных результатов:
- регулятивные УУД: развивать умение самостоятельно формулировать тему, цель, проблему урока, совершенствовать навыки осуществления контроля и самоконтроля собственной деятельности;
- познавательные УУД: развивать умение работать с разными источниками информации, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать и обосновывать выводы, анализировать, синтезировать изучаемый материал, видеть частное в общем;
- коммуникативные УУД: совершенствовать умение обучающихся работать индивидуально, в группе, вступать в диалог; развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей.
Учебные задачи, направление на достижение предметных результатов: формировать интерес к уникальной личности А.С.Грибоедова, привлечь учащихся к проектам, посвященным увековечению памяти великого драматурга на их малой родине; подготовить к восприятию и анализу комедии «Горе от ума».
Проект урока
I. Организационно-мотивационный настрой учащихся
На фоне Вальса Ми-минор Грибоедова (https://proshkolu.ru/user/jenya1960/folder/150819/)
Учитель приветствует учащихся, знакомит с гостьей урока – заведующей сектором «Чамеревская сельская библиотека», руководителем этнокультурного центра «Синеборье» - Руновой Т.И., организует погружение в тему урока, ставит рефлексивную задачу.
- Какое музыкальное произведение прозвучало? Кто его автор?
- Летом вам было рекомендовано прочитать произведения А.Пушкина «Путешествие в Арзрум», Ю.Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», «Кюхля», А.Тимрота «Смерть сердца и ума», В.Мещерякова «Жизнь и деяния Александра Грибоедова».
- По началу урока, характеру домашнего задания предположите, о ком сегодня на уроке пойдет речь?
Открыть портрет А.С.Грибоедова.
- Вспомните о том, что вам было известно об А.С.Грибоедове ранее, кратко запишите в рефлексивной таблице, в графе «ЗНАЛ»:
ЗНАЛ |
ЗНАЮ |
ХОЧУ ЗНАТЬ |
|
|
|
II. Формулирование темы, цели, проблемного вопроса учащимися
Учитель наблюдает за выполнением рефлексивной задачи, корректирует, помогает сформулировать тему урока:
- А.С.Грибоедов: кто он? Поэт? Писатель? Драматург? Пианист? Композитор? Политик? Дипломат?.. Может быть, всё вместе? (Напечатать тему урока, вывести на экран).
- Какую цель можно поставить к нашему уроку? (Напечатать цель урока, вывести на экран).
- Рассмотрите внимательно портрет Грибоедова. Каким предстает перед вами этот человек? Есть ли в чертах его внешности что-то необычное, помогающее увидеть характер, предначертание судьбы?
- А.С.Грибоедов - личность многогранная, уникальная, но судьба его трагична и таинственна. Возможно, это злой рок, а может быть, горе от собственного ума? Постарайтесь сформулировать проблемный вопрос, который сегодня на уроке будет в центре нашего внимания. (Напечатать проблемный вопрос).
III. Включение учащихся в практическую деятельность
- Для того чтобы объективно, полно ответить на поставленный вами проблемный вопрос «В чем заключается трагизм судьбы Грибоедова?», мы должны нарисовать словесный портрет Личности этого гениального человека, рассмотреть причины, ставшие в его жизни роковыми, подготовиться к восприятию комедии «Горе от ума», в которой отражены личные взгляды, убеждения великого драматурга, идейно-политические споры, проблемы общенационального и общечеловеческого характера.
- В ходе самостоятельного поиска и отбора необходимой информации для ответа на главный вопрос урока вы откроете для себя много нового, интересного, удивительного.
IV. Реализация и презентация проектов
Учитель организует работу групп, взаимодействует с учащимися, курирует работу 1 группы.
1 группа. Учащиеся распределяет задания между собой. Используя различные печатные источники, интернет-ресурсы, составляют словесный портрет Личности А.С.Грибоедова по темам:
а) «А.С.Грибоедов – пианист, композитор»;
б) «А.С.Грибоедов – писатель и поэт»;
в) «Дипломатическая и политическая деятельность Грибоедова».
Продукт деятельности - страницы электронной книги «Грибоедов: грани таланта».
2 группа, курируемая гостьей урока - заведующей сектором «Чамеревская сельская библиотека», руководителем этнокультурного центра «Синеборье» - Руновой Т.И., включается в исследовательскую деятельность по теме «А.С.Грибоедов на земле Синеборья (Владимирский край)», создает презентацию.
По окончании работы группы представляют проекты, обсуждают ранее не известные страницы жизни драматурга.
В проекте 2 группы (https://yadi.sk/d/FViiCQDP3RtRsC, https://proshkolu.ru/user/jenya1960/folder/216090/) исследователи полно, убедительно, логично представили краеведческий аспект.
Используя различные информационные источники, указанные в презентации, они рассказали о том, в какие годы и при каких обстоятельствах А.С.Грибоедов был во Владимире и в с.Тимерёво – на земле Синеборья, на которой живут, учатся девятиклассники Чамеревской СОШ, доказали, что великий литературный классик имеет непосредственное отношение к их малой родине. Исповедная ведомость от 1800г. из метрических книг храма Преображения Господня в с.Чамерево, к приходу которого относится с. Тимерёво, подтверждает этот факт, т.к. в списках прихожан, бывших в тот год на исповеди, значится: «Майор Сергей Иванович сын Грибоедов – 39 лет, жена его Настасья Фёдоровна – 38 лет. Дети их: Александр – 6 лет, Марья – 8 лет». Это самая ранняя из сохранившихся исповедных ведомостей. (Приложение №1).
Энтузиаст и краевед Рунова Т.И. дополнила материал, поделилась впечатлениями от походов с неравнодушными учениками и жителями села в имение А.С.Грибоедова – с. Тимерёво, находящееся в 5 км от с.Чамерева, представила проекты учеников- туристов (Приложение №1, Приложение №2, Приложение №3), а также поделилась планами об увековечении памяти Грибоедова на Чамеревской земле: проложить экскурсионную тропу к усадьбе Грибоедовых, проводить экскурсии, рассказывающие о жизни драматурга на синеборской земле, установить на храме Преображения Господня в с.Чамерево мемориальную доску.
К участию в проектах Татьяна Ивановна пригласила всех желающих, особенно школьников. Это будет способствовать культурному развитию их малой родины - удивительного края с поэтичным названием Синеборье. Значит, не порвется «времен связующая нить» в исторической памяти селян, живущих на этой земле.
Знакомясь с жизненными вехами А.С.Грибоедова, необычайной разносторонней одаренностью, его энциклопедическим умом, гениальностью, учащиеся одновременно отмечают трагедийные события в его жизни: дуэль с В.В.Шереметьевым, приведшая к душевной драме, безуспешные попытки добиться разрешения цензуры на постановку своей исключительно талантливой пьесы «Горе от ума», идейная близость к декабристам, приведшая к изменению мировоззрения писателя, пренебрежение обычаями и традициями Персии, куда он прибыл в должности полномочного министра-резидента России, спасение русских пленных в Персии, разгром посольства.
Проекты, созданные учащимися, пополнят копилку современных мультимедийных средств наглядности к урокам литературы, украсят экспозицию этнокультурного центра «Синеборье».
Далее учащиеся заполняют вторую графу рефлексивной таблицы «Что ЗНАЮ об А.С.Грибоедове?».
V. Оценка и самооценка знаний учащихся (рефлексия)
Совместно с учителем подводят итоги, формулируют выводы по теме и проблеме урока, завершают выполнение рефлексивной задачи «ХОЧУ ЗНАТЬ об А.С.Грибоедове», которая станет предметом обсуждения на следующем уроке, осуществляют самооценку деятельности (Приложение №4), выставляют отметку.
Итог урока подводит к поставленной цели - формированию у учащихся целостного представления о поэте и писателе, драматурге, пианисте и композиторе, политике и дипломате А.С. Грибоедове, к последующему восприятию и анализу комедии «Горе от ума».
Девятиклассники приходят к выводу об удивительном прошлом своей малой родины, выражают желание участвовать в её культурном развитии.
VI. Домашнее задание (индивидуально-дифференцированное)
1). Для всех.
а). Принять участие в проектах руководителя этнокультурного центра «Синеборье» по увековечению памяти об А.С.Грибоедове.
б) Просмотреть документальный фильм «Александр Грибоедов. Ослепительно короткая жизнь/2010/» (https://www.youtube.com/watch?v=JeSpKIFEZ7E).
Картина закрепляет целостное представление о Личности и трагичной судьбе А.С.Грибоедова.
Ответить после просмотра на вопрос «О какой тайне вещего сна говорится в фильме?».
в). Перечитать комедию Грибоедова «Горе от ума».
2) Индивидуально.
а) Создать кластер (или крок), отражающий тему и проблему урока.
б) Устное сочинение – ответ на проблемный вопрос «Судьба Грибоедова – злой рок или горе от его собственного ума?».
в) Подготовить доклад по теме «Драматургия А.С.Грибоедова».
Библиография
1. Знахуренко Н.А. «Судогодский край. История, пейзажи, лица». – Владимир: Издательство «Калейдоскоп», 2013.
2. Белицына Н.В., Морохин Г. «Судогодское благочиние. История приходов и храмов». Изд-во «Москва-Судогда», 2004.
3. "Записки владимирских краеведов". Сб. 1. - Владимир, 1998.
4. Николаев Б.П., Овчинников Г.Д., Цымбал Е.В. "Из истории семьи Грибоедовых" (по архивным материалам).
5. Материалы этнокультурного центра "Синеборье».
6. Сайт «ЧАМЕРЕВО». Владелец Илья Карташев.
7. Фото из архива учащихся МБОУ «Чамеревская СОШ».
8. Добровольская В.Е., Морозов И.А., Смолицкий В.Г. «Фольклор Судогодского края». - 2-е изд. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2001.
9: Интернет-ресурсы.