Цели урока:
- изучение художественных произведений конца ХХ в., посвященных проблеме современных войн; особенность авторской позиции писателей С.А.Алексиевич - «Цинковые мальчики» (1989г.) и В.Маканина - «Кавказский пленный» (1995г.);
- анализ художественных приемов и средств, раскрывающих авторский замысел;
- помочь учащимся сформировать собственную социально-политическую и нравственную оценку событий, описанных в произведениях.
Рекомендуемая дополнительная литература:
- А.Боровик «Спрятанная война», Детектив и политика, 1990.
- А.Д.Сахаров «Фрагменты биографии», М., Панорама, 1991.
- Д.Гай, В. Снегирев «Вторжение. Опыт журналистского расследования», Знамя, № 3, 4, 1991.
- Л.Млечин, Цикл статей, Новое время, № 47-49, 1990.
- Л.С.Айзерман «Внимая ужасам войны…», Литература в школе, № 2, 1993.
Эпиграф к уроку:
Даже для нас, прошедших Отечественную,...
очень много странного, непонятного.
Что-то общее, но есть и такое, что внове…
И понимаешь: война другая и армия совсем другая.
В.Л. Кондратьев
Война есть противное человеческому есеству состояние.
Л.Н. Толстой
Оборудование: политическая карта мира, географическая карта Кавказа.
Форма урока: урок-суд.
Урок 1
Ход урока
Класс делится на 4 творческие группы:
- Группа «обвинители», отбор материала в произведении, рассматривают «степень вины» эшелона власти, военачальников и негативные аспекты в поступках непосредственных участников военных действий.
- Группа «адвокаты», анализ эпизодов, делая акцент на то, чем можно оправдать политические просчеты; какие достойные и героические поступки совершают герои.
- Группа «судьи» выполняют аналитическую функцию, собирая и обобщая материал.
- Группа «присяжные» остальные ученики, работающие по тексту (анализ эпизодов), дополняющие сообщения 1 и 2 групп (по желанию).
Символическая «скамья подсудимых» пустует. Задача класса – разобраться, чье это место.
С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики»
Учитель рассказывает о политической аргументации участия войск СССР в военных действиях в Афганистане, основанной на положениях статьи В.И.Ленина «О праве наций на самоопределение», в которой обосновывается право нашей страны обеспечивать не только экономическую, но и военную помощь народу, избравшему социализм как путь дальнейшего развития.
Затем учитель предлагает посмотреть на эти события глазами людей, выполнявших «интернациональный долг» в Афганистане.
Работа в творческих группах:
Группа «присяжных» проводит анализ документальной повести С.Алексиевич:
- особенность жанра, документализм, эмоциональность и искренность интервью-исповедей;
- традиции Ф.М.Достоевского («Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим…»);
- полифонизм повествования;
- авторские отступления как способ передачи авторской позиции;
- воспоминания и факты, которые особенно запомнились (индивидуальные сообщения).
Группа «обвинителей» (цитаты и примеры из текста) по плану:
- официальная политическая и идеологическая ложь по поводу «интернационального долга», по сути – военное вторжение и участие во внутреннем конфликте суверенной страны;
- некоторые высшие военные чины использовали войну для личного обогащения (контрабанда товаров, наркотиков) и карьеры;
- ограниченный контингент советских войск не снабжался в достаточном количестве продовольствием и медикаментами;
- солдаты зачастую совершали жестокие неоправданные убийства мирных жителей (месть за погибших товарищей);
- рядовые участники войны мало задумывались о происходящем, выполняли приказы и «…учились ненавидеть»;
- военнослужащие совершали аморальные поступки (наркотики, проституция, «дедовщина»).
Защита «адвокатов» (цитаты и примеры из текста) по плану:
- многие из участников искренне верили в то, что это их долг по спасению дружественной страны;
- военные обязаны были быть верными присяге, выполнять приказ;
- многие проявляли героизм и мужество, в бою ценой собственной жизни спасали друга;
- павшие искупили свою вину жизнью, оставшиеся в живых всегда будут помнить тот кровавый ужас, нести грех убийства; увечья физические, увечья моральные.
Индивидуальное задание:
Обращаемся к эпиграфам.
Ученик-докладчик - и в те годы в обществе высказывалась точка зрения, отличная от официальной. Одним из тех, кто не испугался конфронтации с властью, был академик Андрей Дмитриевич Сахаров, выступивший с обвинениями в адрес правительства, пославшего на «бойню» сотни тысяч молодых ребят. Чтение фрагментов из «Открытого письма» А.Д. Сахарова, обращенное к Президиуму Верховного Совета СССР и Л.И. Брежневу в 1980 году: «Как гражданин СССР и в силу своего положения в мире я чувствую ответственность за происходящие трагические события… Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев – не только партизан, но, главным образом, мирных жителей: стариков, женщин, детей – крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Особенно зловещи сообщения о бомбежках деревень… Есть сведения о применении напалма, мин-ловушек и новых типов оружия. Крайнюю тревогу вызывают непроверенные сообщения о случаях применения нервно-паралитических газов…общая мрачная картина не подлежит сомнению. Ожесточение борьбы, жестокости с обеих сторон возрастает, и конца этой эскалации не видно».
Война продолжалась еще долгих шесть лет…
Проблемный вопрос: «Несут ли рядовые граждане, общество ответственность за все эти годы войны? А если бы не молчали, если бы Сахаров получил широкую поддержку в обществе?” Обсуждение в классе.
Урок 2
Ход урока
Класс делится на 4 творческие группы:
Анализ рассказа В.Л.Маканина «Кавказский пленный»
Слово учителя о политических, социальных причинах начала военных действий в Чечне. Странный, “вялый” характер войны, обусловленный противоречивыми решениями руководства. Рассказ написан в 1994 году, в период первой чеченской войны.
Группа «присяжных» анализируют рассказ, используя вопросы:
- традиции Л.Н. Толстого в изображении войны (обращаемся к эпиграфу);
- роль пейзажа, лейтмотив красоты (традиции Ф.М. Достоевского);
- психологизм, роль внутренних монологов;
- символический диалог подполковника Гурова с Алибеком (кто у кого «пленный») для передачи «странного» характера чеченской войны;
- прием «открытого финала».
Группа “обвинителей:
- российские войска лишены регулярного снабжения продовольствием;
- по этой причине происходит нелепая метаморфоза: русские солдаты обменивают оружие у боевиков на продукты, потом либо возвращают его в операциях «разоружение» (подкова), либо солдат убивают их же оружием;
- старшие офицеры (подполковник Гуров) живет не в части, а с женой в усадьбе; с удобствами в селе «врагов», использует солдат как рабочую силу для работы по хозяйству;
- странные отношения воюющих сторон (чеченцы служат в российской армии, местная женщина рада вниманию и ласке русского солдата, снайпер Вовка не убивает в оптический прицел боевиков, а только пугает собственной меткостью);
- «вялый» характер войны, непонятны цели, сроки, задачи;
- отсутствие дисциплины, пьянство в армии (смерть Бояркова, побег Рубахина и Вовки с огорода подполковника).
Защита адвокатов:
- войска Российской армии – это щит на пути боевиков в русские города и села, защита от террористических актов;
- историческое противостояние «горцы-русские» (упоминание об операции “подкова” со времен Ермолова);
- солдаты умеют воевать, главный герой Рубахин – опытный профессионал в военном деле, Вовка – меткий снайпер, есть солдатская дружба и взаимовыручка;
- войска выполняют приказ министра обороны;
- и на этой войне русские солдаты проявляют мужество и героизм (статьи из прессы).
Группа «судей»: обсуждение решения «присяжных» по собранным бюллетеням, в которых учащиеся дают социальную и нравственную оценку современным войнам. Формулируют авторскую позицию писателей С.Алексиевич и В.Маканина.
- идеологические заблуждения руководства страны, отсутствие продуманных, взвешенных решений;
- коррупция в высших военных эшелонах власти;
- равнодушие, социальная пассивность общества;
- традиции Толстого в изображении войны;
- параллель с идеями Достоевского: очередной крах теории «кровь по совести», и даже красота, которая «спасет мир» не в состоянии пока остановить человеческое безумие. Люди, как герой Маканина, лишь смутно догадываются о том, что она несовместима с ненавистью и убийствами. Побеждает либо одно, либо – другое…
Финал урока
Ребята, у которых в семьях или у близких знакомых есть погибшие в Афганистане и Чечне, приносят фотографии. Ставим их рядом, зажигаем свечу. Урок заканчивается минутой молчания. Затем звучит песня А.Розенбаума «Черный тюльпан».
Рефлексия: эссе «Человек и война в современном мире».