Урок-суд "Человек и война" (к проблеме современных войн). 10–11-е классы

Разделы: Литература

Классы: 10, 11

Ключевые слова: анализ художественных приемов и средств, анализ эпизода, «Цинковые мальчики», «Кавказский пленный», В.Л.Маканин, С.А.Алексиевич


Цели урока:

  • изучение художественных произведений конца ХХ в., посвященных проблеме современных войн; особенность авторской позиции писателей С.А.Алексиевич - «Цинковые мальчики» (1989г.) и В.Маканина - «Кавказский пленный» (1995г.);
  • анализ художественных приемов и средств, раскрывающих авторский замысел;
  • помочь учащимся сформировать собственную социально-политическую и нравственную оценку событий, описанных в произведениях.

Рекомендуемая дополнительная литература:

  1. А.Боровик «Спрятанная война», Детектив и политика, 1990.
  2. А.Д.Сахаров «Фрагменты биографии», М., Панорама, 1991.
  3. Д.Гай, В. Снегирев «Вторжение. Опыт журналистского расследования», Знамя, № 3, 4, 1991.
  4. Л.Млечин, Цикл статей, Новое время, № 47-49, 1990.
  5. Л.С.Айзерман «Внимая ужасам войны…», Литература в школе, № 2, 1993.

Эпиграф к уроку:

Даже для нас, прошедших Отечественную,...
очень много странного, непонятного.
Что-то общее, но есть и такое, что внове…
И понимаешь: война другая и армия совсем другая.
В.Л. Кондратьев

Война есть противное человеческому есеству состояние.
Л.Н. Толстой

 

Оборудование: политическая карта мира, географическая карта Кавказа.

Форма урока: урок-суд.

Урок 1

Ход урока

Класс делится на 4 творческие группы:

  • Группа «обвинители», отбор материала в произведении, рассматривают «степень вины» эшелона власти, военачальников и негативные аспекты в поступках непосредственных участников военных действий.
  • Группа «адвокаты», анализ эпизодов, делая акцент на то, чем можно оправдать политические просчеты; какие достойные и героические поступки совершают герои.
  • Группа «судьи» выполняют аналитическую функцию, собирая и обобщая материал.
  • Группа «присяжные» остальные ученики, работающие по тексту (анализ эпизодов), дополняющие сообщения 1 и 2 групп (по желанию).

Символическая «скамья подсудимых» пустует. Задача класса – разобраться, чье это место.

С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики»

Учитель рассказывает о политической аргументации участия войск СССР в военных действиях в Афганистане, основанной на положениях статьи В.И.Ленина «О праве наций на самоопределение», в которой обосновывается право нашей страны обеспечивать не только экономическую, но и военную помощь народу, избравшему социализм как путь дальнейшего развития.

Затем учитель предлагает посмотреть на эти события глазами людей, выполнявших «интернациональный долг» в Афганистане.

Работа в творческих группах:

Группа «присяжных» проводит анализ документальной повести С.Алексиевич:

  • особенность жанра, документализм, эмоциональность и искренность интервью-исповедей;
  • традиции Ф.М.Достоевского («Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим…»);
  • полифонизм повествования;
  • авторские отступления как способ передачи авторской позиции;
  • воспоминания и факты, которые особенно запомнились (индивидуальные сообщения).

Группа «обвинителей» (цитаты и примеры из текста) по плану:

  • официальная политическая и идеологическая ложь по поводу «интернационального долга», по сути – военное вторжение и участие во внутреннем конфликте суверенной страны;
  • некоторые высшие военные чины использовали войну для личного обогащения (контрабанда товаров, наркотиков) и карьеры;
  • ограниченный контингент советских войск не снабжался в достаточном количестве продовольствием и медикаментами;
  • солдаты зачастую совершали жестокие неоправданные убийства мирных жителей (месть за погибших товарищей);
  • рядовые участники войны мало задумывались о происходящем, выполняли приказы и «…учились ненавидеть»;
  • военнослужащие совершали аморальные поступки (наркотики, проституция, «дедовщина»).

Защита «адвокатов» (цитаты и примеры из текста) по плану:

  • многие из участников искренне верили в то, что это их долг по спасению дружественной страны;
  • военные обязаны были быть верными присяге, выполнять приказ;
  • многие проявляли героизм и мужество, в бою ценой собственной жизни спасали друга;
  • павшие искупили свою вину жизнью, оставшиеся в живых всегда будут помнить тот кровавый ужас, нести грех убийства; увечья физические, увечья моральные.

Индивидуальное задание:

Обращаемся к эпиграфам.

Ученик-докладчик - и в те годы в обществе высказывалась точка зрения, отличная от официальной. Одним из тех, кто не испугался конфронтации с властью, был академик Андрей Дмитриевич Сахаров, выступивший с обвинениями в адрес правительства, пославшего на «бойню» сотни тысяч молодых ребят. Чтение фрагментов из «Открытого письма» А.Д. Сахарова, обращенное к Президиуму Верховного Совета СССР и Л.И. Брежневу в 1980 году: «Как гражданин СССР и в силу своего положения в мире я чувствую ответственность за происходящие трагические события… Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев – не только партизан, но, главным образом, мирных жителей: стариков, женщин, детей – крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Особенно зловещи сообщения о бомбежках деревень… Есть сведения о применении напалма, мин-ловушек и новых типов оружия. Крайнюю тревогу вызывают непроверенные сообщения о случаях применения нервно-паралитических газов…общая мрачная картина не подлежит сомнению. Ожесточение борьбы, жестокости с обеих сторон возрастает, и конца этой эскалации не видно».

Война продолжалась еще долгих шесть лет…

Проблемный вопрос: «Несут ли рядовые граждане, общество ответственность за все эти годы войны? А если бы не молчали, если бы Сахаров получил широкую поддержку в обществе?” Обсуждение в классе.

Урок 2

Ход урока

Класс делится на 4 творческие группы:

Анализ рассказа В.Л.Маканина «Кавказский пленный»

Слово учителя о политических, социальных причинах начала военных действий в Чечне. Странный, “вялый” характер войны, обусловленный противоречивыми решениями руководства. Рассказ написан в 1994 году, в период первой чеченской войны.

Группа «присяжных» анализируют рассказ, используя вопросы:

  • традиции Л.Н. Толстого в изображении войны (обращаемся к эпиграфу);
  • роль пейзажа, лейтмотив красоты (традиции Ф.М. Достоевского);
  • психологизм, роль внутренних монологов;
  • символический диалог подполковника Гурова с Алибеком (кто у кого «пленный») для передачи «странного» характера чеченской войны;
  • прием «открытого финала».

Группа “обвинителей:

  • российские войска лишены регулярного снабжения продовольствием;
  • по этой причине происходит нелепая метаморфоза: русские солдаты обменивают оружие у боевиков на продукты, потом либо возвращают его в операциях «разоружение» (подкова), либо солдат убивают их же оружием;
  • старшие офицеры (подполковник Гуров) живет не в части, а с женой в усадьбе; с удобствами в селе «врагов», использует солдат как рабочую силу для работы по хозяйству;
  • странные отношения воюющих сторон (чеченцы служат в российской армии, местная женщина рада вниманию и ласке русского солдата, снайпер Вовка не убивает в оптический прицел боевиков, а только пугает собственной меткостью);
  • «вялый» характер войны, непонятны цели, сроки, задачи;
  • отсутствие дисциплины, пьянство в армии (смерть Бояркова, побег Рубахина и Вовки с огорода подполковника).

Защита адвокатов:

  • войска Российской армии – это щит на пути боевиков в русские города и села, защита от террористических актов;
  • историческое противостояние «горцы-русские» (упоминание об операции “подкова” со времен Ермолова);
  • солдаты умеют воевать, главный герой Рубахин – опытный профессионал в военном деле, Вовка – меткий снайпер, есть солдатская дружба и взаимовыручка;
  • войска выполняют приказ министра обороны;
  • и на этой войне русские солдаты проявляют мужество и героизм (статьи из прессы).

Группа «судей»: обсуждение решения «присяжных» по собранным бюллетеням, в которых учащиеся дают социальную и нравственную оценку современным войнам. Формулируют авторскую позицию писателей С.Алексиевич и В.Маканина.

  • идеологические заблуждения руководства страны, отсутствие продуманных, взвешенных решений;
  • коррупция в высших военных эшелонах власти;
  • равнодушие, социальная пассивность общества;
  • традиции Толстого в изображении войны;
  • параллель с идеями Достоевского: очередной крах теории «кровь по совести», и даже красота, которая «спасет мир» не в состоянии пока остановить человеческое безумие. Люди, как герой Маканина, лишь смутно догадываются о том, что она несовместима с ненавистью и убийствами. Побеждает либо одно, либо – другое…

Финал урока

Ребята, у которых в семьях или у близких знакомых есть погибшие в Афганистане и Чечне, приносят фотографии. Ставим их рядом, зажигаем свечу. Урок заканчивается минутой молчания. Затем звучит песня А.Розенбаума «Черный тюльпан».

Рефлексия: эссе «Человек и война в современном мире».