Цели урока:
- обобщить знания учащихся о сказках Пушкина;
- развитие умения грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос;
- развивать внимание, наблюдательность, любознательность;
- воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения.
Предварительная подготовка: Учащиеся делятся на 3 команды. Ребята перечитывают все сказки А.С.Пушкина, готовят представление команд в стилистике выбранной сказки писателя, инсценировку отрывка из любимой сказки, презентацию.
Ход урока
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой
Добрый день! С каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? Покажите. (Дети поднимают цветные карандаши. Красный-тревожное, возбуждённое, негативный настрой. Зелёный-радостное, умиротворённое, позитивный настрой). Посмотрим, изменится ли ваше настроение к концу урока.
2. Самоопределение к деятельности
Чтобы определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке, вам предстоит это отгадать. (Слайд 1). Действительно, речь пойдёт о любимых, ярких сказках А.С. Пушкина. Давайте послушаем ребят, которые прочитают стихи об этих чудесных сказках.
- Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала. - Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала. - Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи,
И взрослым, и ребятам – всем близки! - Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски,
В них будем находить опять!
- Вот сейчас мы и проверим: сможете ли вы найти солнечные краски в творениях Пушкина и как хорошо вам знакомы любимые сказки.
Прежде чем мы приступим к работе, хочу напомнить вам заповеди нашего урока:
- На уроке закон един: слушают все, говорит один
- Словом не сори, дело говори.
- Передо мною оценочный лист, все ваши задания будут оцениваться по 5-бальной системе. В конце урока мы с вами подведём итог.
3. Работа над темой урока
РАЗМИНКА
Вопросы для 1 группы «Сказка о попе и работнике его Балде».
1. Продолжить фразу, взятую из сказки.
А) Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару…
(Посмотреть кой-какого товару).
Б) Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь…
(Да понадеялся он на русский авось).
В) Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
(Работает за семерых).
Г) Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти…
(Мне оброк до самой моей смерти)
2. Что случилось с попом от первого щелчка? (Подпрыгнул до потолка)
Как подействовал на попа второй щелчок? (Поп онемел)
Ну, а что сотворил с попом третий щелчок? (Лишил ума?)
3. Какова мораль сказки?
(«Не гонялся бы ты поп за дешевизной»).
Вопросы для 2 группы «Сказка о рыбаке и рыбке»
1. Перечислите по порядку все желания старухи.
Корыто |
→ |
→ |
→ |
→ |
разбитое корыто |
Корыто |
изба |
столбовая дворянка |
вольная царица |
владычица морская |
разбитое корыто |
2. Перед вами слова. Ваша задача дать им толкование.
- Невод — (большая рыболовная сеть)
- Столбовая дворянка — (особо почетная дворянка древнего рода)
- Кичка — (праздничный головной убор)
- Душегрейка — (женская теплая кофта без рукавов)
- Бояре — (богатые земледельцы)
3. Какую народную пословицу использовал Пушкин в данной сказке?
(Не садись не в свои сани).
Вопросы для 3 группы «Сказка о царе Салтане…»
1. Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»
Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.
2. Узнайте героя сказки по словесному портрету.
Он сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице… (царь Салтан).Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит.. (тридцать три богатыря)А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит… (Царевна-лебедь)
3. Какая из предложенных пар героев НЕ из данной сказки?
А. Три девицы и белочка.
Б. Царь Салтан и тридцать три богатыря.
В. Повариха и Царевна Лебедь.
Г. Князь Гвидон и злая мачеха.
- Ребята каждой творческой группы приготовили инсценировку фрагментов сказки.
Инсценировка каждой группы.
4. Письменная работа
- Продолжаем работу по любимым сказкам и переходим к письменному заданию.
1 группа.
Можно ли сказать, что в сказке красной нитью прослеживается антитеза? Что такое антитеза? (Противопоставление)
- Кто кому противопоставлен? (Поп-Балда)
- Ребята, вы самостоятельно находите те признаки, по которым герои противопоставлены и оформляете их в виде таблицы: Поп–Балда.
Балда |
|
жадность |
щедрость |
недобросовестность |
честность |
глупость |
смекалка |
- Совершенно верно: в сказке ответственность и непорядочность, ум и глупость, честность и жадность сталкиваются друг с другом.
2 группа
Вашей группе даны карточки со словами из пословиц. Вы собираете пословицы и объясняете, как они связаны со сказкой.
- Много захочешь — последнее потеряешь
- Много желать — добра не видать
- Жадность всякому горю начало
3 группа
Давайте вспомним, на какие группы делятся сказки. (Авторские и народные. Народные делятся на бытовые, о животных, волшебные).
Можно ли утверждать, что «Сказка о царе Салтане…» волшебная?
Найдите в ней признаки волшебной сказки и запишите их.
(1.троекратный повтор :три сестры, тридцать три богатыря, три раза летал за океан к отцу.
2. Выразительные средства6 эпитеты, метафоры, гипербола.
3. волшебные герои: выходящие из волн богатыри, певунья-белка, разгрызающая золотые орешки с изумрудными ядрышками, царевна лебедь).
4. построение сказки: зачин, присказка
5. добро побеждает зло)
Проверка письменных заданий.
- Любимые сказки вы знаете прекрасно. Теперь мы побываем на самом настоящем сказочном аукционе. Вам нужно догадаться, кому принадлежат данные предметы.
(Участники каждой команды поочередно отвечают на вопросы викторины, на ответ дается не более пяти секунд).
- Разбитое корыто? (Старуха)
- Невод? (Старик)
- Белочка? (Князь Гвидон)
- Волшебное зеркальце? (Злая Царица-мачеха)
- Золотой петушок? (Царь Дадон)
- Дубовый лук? (Князь Гвидон)
- Прялка? (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке", три девицы из "Сказки о царе Салтане")
- Собака? (Семь богатырей)
- Молодое наливное яблочко (Царица молодая)
Верёвка? (Балда)
- Последнем этапом нашей творческой работы будет викторина по сказкам А.С.Пушкина.
5. Викторина по сказкам А.С.Пушкина
- «Я там был, мёд, пиво пил, / Да усы лишь обмочил». А на чьей свадьбе гулял поэт? (Королевича Елисея).
- У кого был золотой петушок? (У царя Дадона).
- Какая пушкинская сказочная героиня умерла от восхищения? ("...Восхищенья не снесла / И к обедне умерла.") (Мать мёртвой царевны).
Какая пушкинская сказочная героиня умерла от зависти и тоски? (Мачеха мёртвой царевны). - У какой героини сказок Пушкина было такое приданое: "семь торговых городов да сто сорок теремов"? (У мёртвой царевны).
- В какой сказке Пушкина рассказывается о принципиально новой форме оплаты труда? («Сказка о попе и о работнике его Балде».
Оплата щелчками по лбу.) - Кто из пушкинских сказочных героев ест за четверых, работает за семерых? (Б. Балда)
- Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил (Балда). В какой из пушкинских сказок нет царицы (царевны)? («Сказка о попе и о его работнике Балде»).
- Кем доводятся друг другу сказочные герои А.С.Пушкина Гвидон и Дадон? (Никем. Они из разных сказок.)
- Какой пушкинский персонаж подслушал беседу трёх девиц? (Царь Салтан)
- В какой сказке А.С. Пушкина сёстры-завистницы обманывают царя? («Сказка о царе Салтане»).
- Кто отправил эти телеграммы.
Внимание! Нужно узнать и назвать от кого пришли телеграммы, назвав героя и сказку.
1. "Приеду с подарками, так как на весь мир одна начала я полотна"
Ответ: Вторая сестрица ("Сказка о царе Салтане".)
2. "Ждите, ждите, очень спешу, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна".
Ответ: Корабельщики ("Сказка о царе Салтане".)
3. "Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!"
Ответ: Балда ("Сказка о попе и работнике его Балде".)
4. "Очень жаль, приехать не могу: "Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!"
Ответ: Царь Дадон ("Сказка о золотом петушке".)
5. "Приехать никак не могу: "Пуще прежнего старуха вздурилась".
Ответ: Старик ("Сказка о рыбаке и рыбке".)
6. "Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно!"
Ответ: Молодая царевна ("Сказка о мертвой царевне)
6. Рефлексия
- Если бы Вы поймали золотую рыбку, какое желание загадали?
Перед Вами «золотые рыбки».
Каждый возьмет рыбку и запишет свое желание. Я соберу, положу ваши рыбки с желаниями в большой конверт, а когда вы будете заканчивать школу, раздам их вам и посмотрим, сбудется ли желание?
- С каким настроением вы покидаете урок? Покажите (Ребята поднимают цветные карандаши).
7. Заключительное слово учителя
Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам произведений А.С.Пушкина. Наверное, вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-нибудь новое. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн.