Оформление: тема урока на доске, план урока (на стенде «Сегодня на уроке» или другом стенде, среди других, чтобы не сразу бросался лист в глаза), «Толковый словарь» С.И.Ожегова, рабочие листы на столах.
Цели:
- Выявление художественной идеи рассказа.
- Формирование навыка анализа произведения, лексической работы, умения выделять главное.
- Развитие нравственно-эстетических представлений.
Ход урока
Слайд 1 (портрет В.Г.Распутина)
Слайд 2. Тема: Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
Слово учителя: Каждый человек в своей жизни ставит перед собой цели, маленькие и большие, житейские и высокие, близкие и далекие, и старается ее достичь. Вы сегодня тоже будете ставить перед собой цель, каждый свою.
Перед вами список целей, вы должны поставить перед собой цель на сегодняшний урок, выбирайте, записывайте на рабочий лист: Слайд 3
1. Научиться умственному восприятию и переработки внешней информации
2. Обогатить словарный запас
3. Освоить теоретические, литературоведческие понятия
4. Научиться интерпретировать произведение
5. Развивать аналитические навыки
Учитель: Основной прием, который мы будем сегодня использовать на уроке – это СТОРИТЕЛЛИНГ (что такое сторителлинг? – с англ. «рассказывание историй»)
Учитель: «Рассказывание историй» может проходить по-разному: Слайд 4
Для этого вы можете использовать любую НОРАТИВНУЮ структуру - Слайд 5
(НОРАТИВ – изложение взаимосвязанных событий) Слайд 6
Учитель знакомит с разновидностями норативных структур
- История – «Путешествие»
- История – «Гора» - берутся кульминационные моменты
- История – «Шкатулка»
- История – «Машина времени»
- История – «Загадка»
- История – «Эффект обманутых ожиданий»
- История – «Мозаика»
Мы «берем» героя, поэта, писателя и рассказываем его историю через норативную структуру.
Учитель: А теперь я расскажу свою историю: фрактал имеет 3 части. Когда думала над уроком, хотелось, чтобы внимательными были все ребята, и кто-то в своем кабинете, в классе, в котором вы занимаетесь уже 4 года найдет план нашего урока. (ученики осматривают кабинет, находят план – это физминутка)
План урока:
- целеполагание
- понятие сторителлинга
- сторителлинг В.Распутина
- Фейерверк историй
- СЮРПРИЗ учителя
- Итог урока
И вы видите, что по плану у нас сейчас история В.Распутина. Пожалуйста, расскажите биографические моменты писателя.
(Ученики отвечают. Слайд 7-8)
Учитель: Замечательно! А теперь продолжение моей истории...
Я знаю, что ни одно произведение не написано в отрыве от истории, каких-то исторических событий. Так и рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского» содержит указание на время, в котором происходили события произведения.
И теперь проверим выполнение домашнего задания, насколько внимательно читали текст рассказа, по крупицам, по словосочетаниям и предложениям собирали материал: вы должны были найти в тексте «приметы времени, и это сторителлинг «Путешествие во времени». Слайд 9
(Ответы: «Жили без отца», «жили плохо, нас было трое у матери, я старший. Корову не держали, денег не водилось, все время хотелось есть»; одежда перешита, на ногах чирки; макароны – для мальчика богатство с приисков, радиоприемник – невиданное чудо.)
Слайд 10. (Чирки – самодельная обувь, сшитая из одного куска кожи, невысокие)
Слайд 11, 12, 13
Учитель: А я продолжу дальше свою историю…
Поскольку тема обозначена в программе, я задумалась над понятием «Нравственность». Что надо сделать, чтобы точно знать определение этого слова…
(Заглянуть в «Толковый словарь»). Один из учеников находит словарную статью.
Слайд 14. «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».
Учитель: По плану у нас «Фейерверк историй». Слайд 15.
А вот теперь вы должны подумать: какие истории, которые произошли с рассказчиком, носят нравственный характер? В чем проявляются духовные качества персонажей?
Уместно и обращение к тексту, и пересказ с анализом поступков.
(Ответы учеников: нравственные: честность рассказчика, чувство собственного достоинства (не может оскорбить подозрением о краже другого человека), трудолюбие, скромность и застенчивость, любовь к матери, он ценит ее заботу и жалеет ее)
Учитель: Мы можем говорить для сравнения и о безнравственных поступках.
(Поступки Вадика и других мальчишек)
Учитель: А я дальше рассказываю свою историю, свой сторителлинг: когда читаю произведение, всегда задумываюсь над конфликтом, вот и здесь обозначен конфликт, да не один, даже два. Может я ошибаюсь?
(1-й связан с игрой на деньги между Вадиком и рассказчиком, а второй – между директором школы и Лидией Михайловной)
Слайд 16. Распутин использует в повести очень интересный композиционный прием: «Зеркального отражения». «Две игры» - чем похожи эти эпизоды – сравните.
(рассказчик наблюдателен, учится, взвешивает свои возможности)
Почему Лидия Михайловна предложила играть ученику на деньги?
Учитель: По нашему плану урока «Сюрприз учителя». По рассказу В.Г.Распутина снят художественный фильм «Уроки французского». Попробуйте узнать в кадрах из фильма героя и назвать эпизод. Слайды 18-45
(На одном из слайдов фотография писателя – узнают ли его ребята?)
Учитель: Рассказ начинается с риторического вопроса: Почему перед учителями, как и перед родителями, мы чувствуем свою вину?
Вывод: Оказывается целая жизнь понадобилась, чтобы понять маленькие хитрости Лидии Михайловны, меру ее твердости в защите интересов и внутреннего мира ребенка.
Учитель: Вспомните, на предыдущем уроке мы с вами говорили об учителях из произведения В.Астафьева. Какими вы увидели учителей в данных произведениях? (Связь с предыдущим уроком по В.П.Астафьеву «Фотография, на которой меня нет»)
Учитель: Почему называется «Уроки французского»? – Это нравственные уроки: доброты, простоты, правды, умения добиваться своей цели. Слайд 46
В начале урока вы ставили перед собой цели. Достигли вы их?
Попробуйте сказать об уроке одним словом: чем был сегодняшний урок для вас? Откровением? Открытием? Исследованием? Пониманием? Осознанием? Может, чем-то другим?
Д.З. Письменный отзыв на рассказ или на кинофильм.