Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД |
1.Организационный этап
Мотивация на формулирование темы самими учащимися |
Долгие тысячелетия на разных концах земного шара и в разные времена человечество задает себе одни и те же вопросы, которые стали вечными: кто я, для какой цели я родился, какой след оставлю я на этой земле. Задайте и вы себе эти вопросы
Звучит музыка Глинки «Рассвет на Москве-реке»
Психологический настрой на тему урока.
- Опустите головы, расслабьтесь, оставьте свои проблемы и печали. Ваш разум и чувства должны быть чистыми и свободными. И теперь, если вы постараетесь, сможете представить себе замечательный пейзаж: раннее утро, около горных вершин клубятся густые туманы, а в низинах свежо и ясно так, что вы без труда различите каждую капельку росы и каждую песчинку на дороге, взбирающейся прямо в горы. На ней вы различите двух всадников; присмотритесь к ним, прислушайтесь, и тогда вы услышите мысли одного из них.
Ученик читает монолог Печорина перед дуэлью: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее…. Смешно и досадно».
- Итак, вопросы заданы. Мы постараемся на них ответить.
Сформулируем тему урока. |
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно формулировать учебные задачи |
2. Цель урока |
Создать психологический портрет Печорина, обобщить знания учащихся о главном герое. |
Учебные задачи формулируют сами учащиеся:
- описать внешность;
- характер героя;
- его поступки. |
3. Актуализация имеющихся знаний |
- Вопросы эти задал Печорин, которого Лермонтов назвал героем своего времени. Постарайтесь представить его, нарисуйте его словесный портрет, отметьте его внешние особенности.
Учащиеся, рисуя словесный портрет. Обращают внимание на противоречия во внешнем облике Печорина.
- Можем ли мы по внешности определить, что это за человек: мерзавец или добрый малый? Нет, конечно, не можем. |
Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать информацию, опираясь на текст
2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема).
4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения. |
Межпредметные связи: психология личности |
А где, в каких ситуациях, ярче всего проявляется личность человека, его истинное лицо?
Личность человека проявляется:
|
4.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности (работа в группах) |
Чтобы решить, каков Печорин на самом деле, без маски, давайте посмотрим на него с разных сторон.
Работа в группах
1 группа. Печорин в экстремальной ситуации (дуэль с Грушницким)
Анализируют образ Печорина по вопросам:
- Что привело Печорина на дуэль?
- Как складывались отношения Печорина и Грушницкого?
- Почему Печорин согласился на условия Грушницкого, а не раскрыл его подлого замысла?
- Как Печорин ведет себя перед дуэлью, на дуэли?
- Хотел ли Печорин убивать Грушницкого?
- Так кем же предстает Печорин на дуэли – мерзавцем или добрым малым?
2 группа. Отношения Печорина с другими людьми:
- Как Печорин относится к Мери, к Вере, к Вернеру, к Грушницкому, к Максим Максимычу, Бэле?
- Кем для них является Печорин?
Так кто же он больше – мерзавец или добрый малый?
3 группа. Отношение Печорина к самому себе.
- Как Печорин относится к самому себе?
- Любит он себя или нет?
- Кому он «исповедывается»?
- Почему Печорин бросает свои дневники?
Идет аргументированный разговор, ученики высказывают свое мнение. |
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. |
5. Обобщенная деятельность учащихся |
- Однако есть слово, которое объединяет отношение всех окружающих к Печорину. Какое это слово? («Странный») Почему Печорин странный?
Он другой, не такой как все по интеллекту, характеру, убеждениям и др.
Докажите это?
- Кого из героев пройденных вами произведений литературы 19 века называли странными? Почему?
- Можно ли Печорина назвать неординарной личностью?
Но почему мы тогда не можем определить, кто он – мерзавец или добрый малый.
Он ничего не делает, не совершает поступков.
Куда же растрачены его силы?
Почему? |
|
Межпредметные связи: психология личности |
Что сделало его нравственным калекой?
Информация для детей:
Время, в которое жил Печорин, действительно было тяжелым для мыслящих людей. |
|
Межпредметные связи: история России |
В 1829 году убит дипломат А.С.Грибоедов, за которого царскому правительству подарили алмаз. В 1834 году был открыт Киевский университет, а в 1839 году его закрыли по причине массовых студенческих волнений. 194 студента были арестованы. В 1836 году образовано 5 отделение, целью которого была слежка за деятельностью интеллигенции. 1837 год – убит Пушкин, 1840 – Тарас Шевченко сослан в солдаты за стихи, 1840 – из страны выслан Герцен. 1841 – убит Лермонтов, и этот список можно продолжить. В такие смутные времена остаться личностью уже подвиг. |
|
Межпредметные связи: психология личности |
Найдем в словаре психологических терминов определение понятия «личность»[1, 194]
Личность – это совокупность физических, психологических и интеллектуальных способностей, проявляющихся в деятельности.
- В связи с этим, какое противоречие вы наблюдаете, анализируя образ Печорина?
Ответы учащихся: Печорин – личность, но он ничего не сделал стоящего, ради чего можно было бы продолжать жить, поэтому его жизнь лишена смысла.
Исходя из этого выводим формулу жизни:
Я (Личность) умножить на Д (Деятельность) = Жизнь
У Печорина Личность =1, Деятельность = нулю.
Личность * 0 - деятельности = 0
Смысл жизни Печорина = 0
- Итог жизни Печорина нулевой. Его можно оправдать временем, роком, судьбой, но так ли это?
|
|
Применение знаний в знакомой ситуации
|
Есть ли в романе люди, которые нашли смысл жизни?
А ведь в это время жили не только такие, как Печорин. Были и другие люди.
Вглядитесь в их одухотворенные лица, обратите внимание на живые глаза. В любое время человек рождается, чтобы увеличить количество добра на земле, сделать что-то полезное и нужное, как бы ни было трудно. Просто так нужно, и они делали.
См. приложение.
Еще назовем некоторые события того времени.
1836 – поставлен «Ревизор» Гоголя.
Впервые прозвучала опера Глинки «Жизнь за царя». В этом же году выходит «Современник» Пушкина.
1841 – изданы «Мертвые души» Гоголя
1842 – звучит опера Глинки «Руслан и Людмила».
В этот же период построена первая железная дорога, проходит первая сельскохозяйственная выставка, открыта астрологическая обсерватория и т.д.
|
|
6.Рефлексия.
Подведение итогов урока |
- Итак, каким Лермонтов описал Героя своего времени?
Подведите итог:
Печорин – фаталист, он знал наверняка только две вещи: рождение и смерть. Жизнь опровергает его философию, просто прожить на земле мало, нужно сделать что-то полезное для себя и для других.
Учащийся читает «Думу» Лермонтова.
- Итак, в «Думе» М.Ю.Лермонтов назвал пороки общества, а в «Герое нашего времени» он раскрыл их внутреннюю суть.
Хочется закончить урок словами Лермонтова: «Болезнь названа, а как ее лечить – вам решать». |
|
7.Применение знаний в новой ситуации.
Домашнее задание |
А каким вы представляете героя своего времени. Подумайте и напишите эссе? |
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. |