Н.В.Гоголь. «Ревизор»

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: Н.В.Гоголь, «Ревизор»


Урок 1. Понятия: Драма. Комедия. Ремарка. Комментарии

УУД:

  • Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом и жизнью русского народа, уметь пересказывать содержание текста.
  • Регулятивные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  • Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё собственное мнение; составлять речевую характеристику литературных героев.

Предметные результаты:

  • Научиться выделять признаки драматического произведения.
  • Продолжить развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с личностью Н.В. Гоголя, услышали воспоминания современников о нем, проанализировали слова писателя В. Набокова, который сказал, что Гоголь «самый необычный поэт и прозаик, каких когда-либо рождала Россия». Сегодня мы поговорим о причинах обращения Н.В. Гоголя к драматургии и начнем знакомство с его самой известной комедией «Ревизор».

2. Актуализация знаний. Задание классу. Используя знания биографии писателя, сформулируйте предпосылки обращения к драматургии.

3. Обобщение ответов, составление тезисного плана.

Примерный вариант:

А) родился на Украине, которая славилась песнями, гуляньями, ярмарками, театрализованными представлениями (фольклорные источники);

Б) отец Гоголя был комедиографом;

В) одной из характерных черт Гоголя, проявившейся очень рано, была склонность к юмору.

Г) Славу первого среди гимназистов актера принесли Гоголю женские комические роли — Простаковой в «Недоросле» и Василисы в «Уроке дочкам». Эти роли считались у юношей-актеров легкими и выигрышными, а поскольку всем заправлял Гоголь, он выбрал их сам. Гоголь, как известно, приехав в Петербург, пробовал поступить на казенную сцену, но провалился на экзамене. На амплуа комических старух театру требовались опытные актрисы, а не юнцы с несомненным даром комика..

Учитель: Еще в 18 веке Ж.Б.Мольер сказал, что «назначение комедии состоит в том, чтобы исправить человека, его пороки. Лучшие образцы серьезной морали обычно менее могущественны, чем сатира и ничто так не действует на людей, как изображение их недостатков.. Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмеяние. Порицание люди сносят легко, но насмешек они не терпят. Быть дурными они согласны, но быть смешными они не хотят». Поэтому веселость Гоголя не всегда простодушна, порой она переходит в сатиру, злую иронию.

К драматургии Н.В.Гоголь обращается в 1833 году – создает «Женитьбу (первое название «Женихи», так как основное внимание было уделено характерам).

В 1835 году пишет «Ревизора». В 1836 – постановка в Санкт –Петербурге, в Александринском театре. Гоголь был недоволен трактовкой, в 1842 году вносит поправки, окончательная редакция относится в 1851 году.

4. Изучение нового учебного материала.

Запись на доске и в тетрадях:

Комедия – драматическое произведение, которое высмеивает пороки общества и человека.

Комедия – это драматический жанр литературы, в центре которого стоит комическое смешное событие. Комедия противостоит трагедии в том плане, что трагедия – это высокий жанр литературы, а комедия, наоборот, приниженный жанр. Комедия, как и трагедия, возникла из древних обрядовых действ, в который участники обряда разыгрывали определенные ситуации, вступая в диалог друг с другом. Комический персонаж, наоборот, приниженный, нелепый, смешной, глупый, порочный, неполноценный, в большинстве случаев лишенный внутреннего мира, этакий простачок, не понимающий того, что он смешон.

Учитель: определение мы записали для того, чтобы понять, почему же Н.В.Гоголь создал новый тип комедии.

Реакция на пьесу была резко отрицательной. Положительно оценили ее только А.С.Пушкин и П.А.Вяземский.

Основные направления комедии (запись на доске и в тетрадях)

- «Хлестаковщина»;

-  комедия власти;

-  комедия страха и ошибок;

- комедия любви.

Выбор персонажей таков, что он охватывает все стороны управления: суд, здравоохранение, просвещение, связь, социальное обеспечение.

В образе этого города писатель показал всю российскую жизнь.

Внесценические персонажи: герои писем, дети всех чиновников, персонажи в сцене вранья Хлестакова - расширяют пространство пьесы.

«Парад действующих лиц». Чтение «афишки». Цель – показать «говорящие» фамилии, фамилии – прозвища.

5. Домашнее задание: читать первое действие комедии, выбрать героя для подробной характеристики.

Урок 2. Тема: Н.В. Гоголь «Ревизор». «Городские чиновники»

Цель: повторить теорию литературы, проанализировать и оценить образы чиновников, связать анализ со словами Н.В.Гоголя о комедии.

Методы: беседа, комментированное чтение 2 действия.

Ход урока

1. Огрмомент. Приветствие.

2. Актуализация знаний.

Беседа. Начнем с повторение теории литературы.

- Что такое сюжет произведения?

- Какое событие лежит в основе сюжет комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? (переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него свои грешки).

- Назовите основные компоненты сюжета художественного произведения.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: мы говорили, что в любой комедии несколько сюжетных линий, а значит, и несколько завязок. Где же первая? (это первое предложение, экспозиции в комедии нет). С кем связана эта завязка? (с городскими чиновниками).

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- Что мы узнаем о чиновниках и городе, в котором происходит действие, уже из начала первого действия?

- Почему чиновники боятся ревизора? Докажите это, используя текст.

- По каким признакам Добчинский и Бобчинский приняли Хлестакова за ревизора?

- Почему остальные поверили им?

- Что решают городничий и чиновники?

4. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

- Как завязка характеризует чиновников и городских обывателей? (Гоголь характеризует бытовую сторону жизни обитателей города: ничтожество интересов, суеверие, сплетни, взяточничество, чинопочитание).

Вывод: В «Ревизоре», — вспоминал Н.В. Гоголь, — я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Другой целью автора было «произвести доброе влияние на общество».

5. Изучение нового учебного материала.

Продолжаем читать комедию. Комментированное чтение 2 действия.

Монолог Осипа.

Определение монолога (повторение понятия).

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Прочитать 2 действие комедии. Продолжить составление характеристики выбранного героя.