Былина как жанр устного народного творчества. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: былины, виды фольклора, устное народное творчество


Цель: формирование представления о былине как жанре русского фольклора.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин;
  • развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра;
  • воспитывать бережное отношение к русским народным традициям.

Оборудование: компьютерная презентация, творческие работы учащихся по фольклору, выставка рисунков "Былины", выставка книг с былинами.

Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы, игра-викторина, инсценировка былины.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока. (первый слайд презентации)

Вступительное слово учителя.

Термин "фольклор", который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж.Томс, в переводе означает "народная мудрость" История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны: Ещё в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений. По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и не обрядовый, по соотнесённости с различными социальными слоями - рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный: Разные жанры фольклора мы с вами сегодня и вспомним.(Обращается внимание учащихся на выставку книг с разными видами жанров фольклора).

3. Беседа с учащимися

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

- Когда и как происходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, ещё где-то?

Работа с презентацией (2 слайд)

Сказка как жанр фольклора. (3 слайд)

а)

-  Ребята, а когда сказка вошла в вашу жизнь?

- Есть ли у вас любимые сказки?

-  Как сказки дошли до нас?

(сказочники: Ф.Н.Зыков, А.К.Барышникова, Н.О.Винокурова и другие)

б). Определение сказки и её приметы.

Работа в тетрадях и с презентацией (слайды 4--5-6-7). Викторина.

Жанры фольклора. Песня (слайд 8)

ПЕСНЯ - стихотворное произведение, предназначенное для пения. Это словесное и музыкальное творчество. Песня сопровождала человека на всём протяжении жизни.

Виды песен:

  • Исторические
  • Лирические
  • Солдатские
  • Бытовые

А знаете ли вы песни?

Частушка (слайд 9)

Частушка - короткая лирическая песенка, обычно 4-строчная, рифмованная припевка исполняется в быстром темпе.

Знаешь ли ты частушки?

Сочини частушку на школьную тему.

Пословицы (слайд 10) Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости. Пословицы активно обогащают нашу речь. (О труде, о Родине, об учёбе, о природе, о семье) Приведи примеры.

4. Работа по теме урока

Былина как жанр фольклора. (слайд 11 )

А) Рассказ учителя об истории создания былин.

БЫЛИНА - песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями.

- Какие вы знаете былины? (ответы учащихся)

Само название *былина* показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины *старинами*, то есть песнями о старине. Все былины можно условно разделить на две большие категории:

  • героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны);
  • социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Большинство учёных пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира. Русские былины народ поет, точнее - сказывает торжественным, мерным речитативом.

Композиция (построение) былины:

  • зачин (начальная, вводная часть произведения) - здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине;
  • основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается;
  • заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Медленно и плавно развёртывается в былине действие.

Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа: они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому. (слайд 12)

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский - сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема - защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др.

К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

Б) Художественные особенности былин. (слайд 13)

Составление таблицы:

  • Гипербола (преувеличение)
  • Приём троичности
  • Повторы
  • Постоянные эпитеты
  • Использование речитативов
  • Рифма отсутствует

В) Знакомство с текстом былины "Вольга и Микула Селянинович". (слайд 14)

Беседа с учащимися.

- Прочитайте выразительно начало былины.

- Определите, что в былине относится к зачину. (Вводная часть.)

- Как описывает народ Вольту?

- На какие черты князя обращает внимание?

(Народ описывает Вольту как молодого, сильного князя.)

Г) Игра-викторина. Звучит музыка. (обучающиеся набирают жетоны-гусли).

Выигравшему вручается приз, книга "Былины"

5. Инсценировка былины

(заранее подготовленные обучающиеся)

6. Итог урока

(слайд 15)

- Чем отличается сказка от былины?

Перечислите общие и отличительные признаки былины и сказки.

7. Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Прочитать былину "Вольга и Микула Селянинович".
  2. Подготовить рассказ о Киевском, Новгородском циклах былин.
  3. Проиллюстрируйте любую былину.