Цель: формирование представления о былине как жанре русского фольклора.
Задачи:
- познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин;
- развивать устную речь учащихся, выразительное чтение былинного жанра;
- воспитывать бережное отношение к русским народным традициям.
Оборудование: компьютерная презентация, творческие работы учащихся по фольклору, выставка рисунков "Былины", выставка книг с былинами.
Методические приемы: выразительное чтение, рассказ учителя с элементами беседы, игра-викторина, инсценировка былины.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока. (первый слайд презентации)
Вступительное слово учителя.
Термин "фольклор", который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж.Томс, в переводе означает "народная мудрость" История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны: Ещё в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений. По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и не обрядовый, по соотнесённости с различными социальными слоями - рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный: Разные жанры фольклора мы с вами сегодня и вспомним.(Обращается внимание учащихся на выставку книг с разными видами жанров фольклора).
3. Беседа с учащимися
- Какие произведения фольклора вам знакомы?
- Когда и как происходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?
- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, ещё где-то?
Работа с презентацией (2 слайд)
Сказка как жанр фольклора. (3 слайд)
а)
- Ребята, а когда сказка вошла в вашу жизнь?
- Есть ли у вас любимые сказки?
- Как сказки дошли до нас?
(сказочники: Ф.Н.Зыков, А.К.Барышникова, Н.О.Винокурова и другие)
б). Определение сказки и её приметы.
Работа в тетрадях и с презентацией (слайды 4--5-6-7). Викторина.
Жанры фольклора. Песня (слайд 8)
ПЕСНЯ - стихотворное произведение, предназначенное для пения. Это словесное и музыкальное творчество. Песня сопровождала человека на всём протяжении жизни.
Виды песен:
- Исторические
- Лирические
- Солдатские
- Бытовые
А знаете ли вы песни?
Частушка (слайд 9)
Частушка - короткая лирическая песенка, обычно 4-строчная, рифмованная припевка исполняется в быстром темпе.
Знаешь ли ты частушки?
Сочини частушку на школьную тему.
Пословицы (слайд 10) Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости. Пословицы активно обогащают нашу речь. (О труде, о Родине, об учёбе, о природе, о семье) Приведи примеры.
4. Работа по теме урока
Былина как жанр фольклора. (слайд 11 )
А) Рассказ учителя об истории создания былин.
БЫЛИНА - песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Их произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями.
- Какие вы знаете былины? (ответы учащихся)
Само название *былина* показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины *старинами*, то есть песнями о старине. Все былины можно условно разделить на две большие категории:
- героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны);
- социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).
Большинство учёных пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира. Русские былины народ поет, точнее - сказывает торжественным, мерным речитативом.
Композиция (построение) былины:
- зачин (начальная, вводная часть произведения) - здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине;
- основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается;
- заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Медленно и плавно развёртывается в былине действие.
Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа: они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому. (слайд 12)
Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский - сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема - защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др.
К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.
Б) Художественные особенности былин. (слайд 13)
Составление таблицы:
- Гипербола (преувеличение)
- Приём троичности
- Повторы
- Постоянные эпитеты
- Использование речитативов
- Рифма отсутствует
В) Знакомство с текстом былины "Вольга и Микула Селянинович". (слайд 14)
Беседа с учащимися.
- Прочитайте выразительно начало былины.
- Определите, что в былине относится к зачину. (Вводная часть.)
- Как описывает народ Вольту?
- На какие черты князя обращает внимание?
(Народ описывает Вольту как молодого, сильного князя.)
Г) Игра-викторина. Звучит музыка. (обучающиеся набирают жетоны-гусли).
Выигравшему вручается приз, книга "Былины"
5. Инсценировка былины
(заранее подготовленные обучающиеся)
6. Итог урока
(слайд 15)
- Чем отличается сказка от былины?
Перечислите общие и отличительные признаки былины и сказки.
7. Домашнее задание (дифференцированное)
- Прочитать былину "Вольга и Микула Селянинович".
- Подготовить рассказ о Киевском, Новгородском циклах былин.
- Проиллюстрируйте любую былину.