2 урока
Цели:
- научить отбору материала для характеристики героев произведения.
- выработать умение работать над средствами художественной выразительности.
- развивать логическое и образное мышление.
Оборудование урока: портрет писателя, презентация, портреты героев рассказа.
Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.
Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, анализ текста.
Заявка на оценку:
- «5» - 43 балла и более
- «4» - 33 -42 баллов
- «3» - 25 - 32 баллов
- Вопрос – понятие – 1 балл
- Вопрос – суждение – 2 балла
- Ответ на вопрос– понятие – 1 балл
- Ответ на вопрос – суждение – 2 балла
- Возражение, дополнение – 1 балл
- Сравнение – 2 балла
Ход урока
Деятельность учителя |
Баллы |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
|
Проверить готовность класса к работе на уроке. |
||||||||||||||||||||
2. Вступительное слово учителя |
|
|
||||||||||||||||||||
3. Работа над домашним заданием Вопросы-понятия: |
За каждый вопрос и ответ на него 1 балл |
Учащиеся задают друг другу вопросы-понятия и вопросы-суждения. | ||||||||||||||||||||
Что понимается под словом притча? | Притча – рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучение. | |||||||||||||||||||||
Что такое лощина? | Лощина – низменность, низко расположенная долина. | |||||||||||||||||||||
Что понимается под словом угрюмый? |
Угрюмый – мрачный, неприветливый, безотрадный. | |||||||||||||||||||||
Что называется бездной? |
Бездна – очень глубокая пропасть. | |||||||||||||||||||||
В) вопросы-суждения |
За каждый вопрос и ответ на него 2 балла |
Охотник оказался на Бежином луге, потому что он заблудился
|
||||||||||||||||||||
Чем объяснить, что для мальчишек пригон лошадей был праздником? | Пригон лошадей для мальчишек был праздником, потому что они могли вдоволь покататься на лошадях. | |||||||||||||||||||||
II. Работа над темой урока |
|
|
||||||||||||||||||||
1. Характеристика героев рассказа |
|
|
||||||||||||||||||||
А) Зачитать из учебника портретные характеристики мальчиков. |
За полную характеристику и выразительное чтение от 1 до 2 баллов |
Учащиеся зачитывают по учебнику портретную характеристику ребят. |
||||||||||||||||||||
Б) Сравнить мальчиков, используя карточку сравнений. |
За каждое сравнение |
Как Ильюше, так и Павлуше 12 лет. Сравнивая мальчиков, можно сказать, что их всех только Федя принадлежал к богатой семье. |
||||||||||||||||||||
В) Работа с рисунками художников и рисунками детей. |
За каждый рисунок и характеристику героя рассказа |
Учащиеся представляют свои варианты портретов мальчиков и объясняют, почему они увидели их такими. |
||||||||||||||||||||
Г) Сравнить рисунки детей и портреты художников |
За каждое сравнение |
Учащиеся сравнивают портреты мальчиков, нарисованные самими, с портретами художников, находят общее и отличительное. |
||||||||||||||||||||
Д) Определить о ком из мальчиков идет речь по его описанию. |
За каждое имя по 1 баллу |
Узнай героя ….стройный мальчик….с кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеяной улыбкой. (Федя) …волосы всклоченные, черные, глаза серые, лицо бледное, тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша) Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами, лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (Илюша) …..странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшиеглаза; они, казалось, хотели что – то высказать. (Костя) только изредка выставлял из-под рогожи свою русую кудрявую головку. (Ваня) Его некрасивое лицо , оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. (Павлуша) |
||||||||||||||||||||
2. Характеристика пейзажных зарисовок в рассказе |
|
|
||||||||||||||||||||
А) Ответить на вопросы: |
За каждый ответ 1 балл |
Пейзаж – картина природы, изображенная посредством различных средств в художественном произведении. |
||||||||||||||||||||
Б) Работа над художественно-изобразительными средствами: у художника, у композитора свои художественные средства: у художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. |
За каждый ответ 1 балл |
Писатель создаёт различные образы с помощью красочных эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д. - образных средств. |
||||||||||||||||||||
В) Определите, какие художественно-изобразительные средства преобладают у Тургенева в описании
|
За каждое средство выразительности |
1 группа. Описание летнего утра
ВЫВОД: В этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой. |
||||||||||||||||||||
Чем объяснить, что при описании летнего утра автор использует определенные средства выразительности? | За ответ на вопрос 2 балла | В обрисовке ясного летнего утра автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал). | ||||||||||||||||||||
Чем объяснить, что при описании летнего дня автор использует определенные средства выразительности? |
За каждое средство выразительности За ответ на вопрос 2 балла За каждое средство выразительности |
2 группа. Пробуждение летнего дня
3 группа. Описание ночи
|
||||||||||||||||||||
Чем объяснить, что при описании летней ночи автор использует определенные средства выразительности? | За ответ на вопрос 2 балла | |||||||||||||||||||||
Г) Сравните эти описания природы, используя карточку сравнений, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью? |
За каждое сравнение 2 балла |
Сравнивая описание утра и описание ночи, можно сказать, что в описании утра преобладают краски, а в описании ночи присутствует мрак, который прерывается вспышками. |
||||||||||||||||||||
Д) Ответить на вопросы: - С какой целью в рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенев использует описание ночи? |
За ответ на вопрос 2 балла |
В рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенев использует много картин природы, потому, что они служат фоном жизни героев рассказа — крестьянских детей. |
||||||||||||||||||||
4. Подведение итогов урока |
|
|
||||||||||||||||||||
5. Домашнее задание: выполнить одно из заданий на выбор |
|
1. Выучить стихотворение наизусть, указать средства выразительности, встретившиеся в нем. 2. Подготовить устное сочинение «Кого из мальчиков я взял бы в свои товарищи и почему?» 3. Подготовить пересказ одной из быличек, рассказанных мальчиками. |