Проект — буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». Это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется со смелыми и оригинальными начинаниями в интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.
Проектно-исследовательская деятельность на сегодняшний день в лицее — одна из самых востребованных форм образовательного процесса. Она помогает осуществлять целенаправленную работу по достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов образования, повысить качество обучения, создать условия формирования коммуникативной компетенции. Организация такой работы влияет на развитие личности самого педагога, позволяя активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве. В настоящее время можно говорить о системном характере исследовательской деятельности лицеистов, об их участии в научно-практических конференциях, рост интеллектуальных умений и навыков.
Проектная деятельность — это педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний путем самообразования. Проект важен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся самостоятельно приобретают знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Они активные участники процесса, а это даёт возможность без труда адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию.
Уроки литературы — прекрасная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор. Интересная интеллектуальная работа даёт возможность погрузиться в предмет, получить новые знания.
В работе над проектом можно выделить следующие этапы:
1. Погружение в проект.
2. Организация деятельности.
3. Осуществление деятельности.
4. Презентация результатов.
Алгоритм подготовки учебного проекта по литературе можно представить на примере исследовательского проекта ученицы 8 класса «Этический портрет русского офицера в произведениях А.С.Пушкина».
Проблема | Определить, какими профессиональными и человеческими качествами обладает русский офицер в произведениях А.С.Пушкина |
Почему? |
Недостаточно знаний об этикете русского офицера, который сохранял духовную сущность традиционного воспитания, объединяя эпохи, передавая из поколения в поколение лучшие образцы высокой морали и эстетики поведения |
Что делать? |
Прочитать:
Изучить:
|
Как? |
Изучение разнообразных источников информации, наблюдение, анализ полученных сведений, построение гипотез, обобщения |
Что получить? (результат) |
Познавательный |
Основная цель проектно-исследовательской работы в лицее — приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому, творческому типу мышления.
Проект не просто инновация, а важный компонент организации образовательного пространства, возможность реализации как школьников, так и самого учителя.
ЛИТЕРАТУРА
- Полат Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с. — (Работаем по новым стандартам)
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под. ред. А.Г.Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.