Литература
-
Маленькие истории большой войны (по книге С.Алексиевич "У войны не женское лицо") 2020
Данный урок – попытка рассказать о Великой Отечественной войне «с женского голоса». Учащиеся изначально были поставлены в учебную ситуацию, при которой должны были сформулировать ключевую проблему и решить ряд проблемных задач. Как реальный результат – организованная исследовательская деятельность, которая и привела к решение главного проблемного вопроса: «Можно ли сказать о войне что-то грандиозно важное «женскими» словами?» На заключительном этапе урока каждый из учащихся стал участником творческого поиска, в результате которого рождается самостоятельный творческий продукт – сочинение-эссе на тему «Какое лицо у женской войны?»
-
Типологический подход к изучению литературных явлений 2020
Цель современного литературного образования – формирование на лучших примерах духовной жизни народа гармонически развитой, свободно мыслящей личности, стремящейся к нравственному совершенствованию. Уроки литературы должны способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, расширению их кругозора, выработке умения давать оценку не только литературным явлениям, но и отдельным фактам действительности. Какие же произведения можно предложить для типологического изучения, для выявления сходства и различия в творческих позициях авторов, в их героях, в способах создания образов, в использовании композиционных средств, для выявления жанрового своеобразия произведений и так далее?
-
«Преданья старины глубокой…»? (к изучению поэмы «Руслан и Людмила» на уроках литературы в 5-м классе) 2020
К поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» школьники обращаются еще в начальных классах: на уроках литературного чтения они знакомятся с отрывками из этого великого произведения. Большинство учеников наизусть помнят отрывок «У лукоморья дуб зеленый…», не ведая, чаще всего, что такое лукоморье, почему именно дуб, кот на цепи… Сказка, да и только. Но только ли сказка? Этот вопрос хотелось бы обозначить как «сверхзадачу» прежде всего для учителя, который будет вместе с классом анализировать данное произведение.
-
Сравнительная характеристика образов лирического стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» 2020
Цель урока: научиться находить авторское сравнение; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; формировать умение извлекать информацию из текста; пользоваться словарём учебника; формировать умение обобщать по признакам; сравнивать образы произведения, характеризовать их поступки.
-
Краеведческий аспект в изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мир" 2020
В своей статье мне хотелось бы раскрыть возможности изучения страниц романа для воспитания любви не только к Отечеству, но и к малой родине – к своему родному городу. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24», в которой я преподаю, располагается в городском округе Подольск, рядом – усадьба Голицыных Дубровицы, с недавнего времени этот район стал территориальным отделом округа «Дубровицкий». История города Подольска тесно связана с событиями Отечественной войны 1812 года: по подольской земле проходил знаменитый Тарутинский марш-манёвр Кутузова, изменивший стратегическую обстановку в пользу русской армии. Она была выведена из-под удара противника, были прикрыты такие важные центры снабжения оружием и продовольствием, как Тула и Калуга, обеспечена связь с южными губерниями страны.
-
Элективный курс "Филологический анализ текста на уроках по литературному краеведению в 5–6-х классах средней школы" 2020
Цель курса: развить интерес к литературе Владимирского края, прививать любовь и бережное отношение к литературе родного края в условиях современной действительности.
-
Конспект урока по изучению стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» в 9-м классе 2020
На уроке рассматривается сравнительный анализ стихотворений «Памятник» следующих поэтов: Горация, Ломоносова, Батюшкова, Державина, Пушкина, Фета и Брюсова. Основные направления: история создания, что каждый воздвигал, тема, композиция, жанр, стихотворный размер, лексика, синтаксис, изобразительные средства.
-
Развитие речи в в классе с ОВЗ 2020
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
-
Урок литературы в 5-м классе "Пословицы и поговорки" 2020
Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.
-
Воспроизведение художественного образа через рисунок в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2020
Цель исследования: понятие роли иллюстрации в восприятии художественного образа.
-
Открытый урок по литературе в 10-м классе Тема: «Мир вашему дому!» (Военная тема в творчестве В.С.Высоцкого) 2020
Цель урока: вызвать у моих собеседников живой интерес к личности, произведениям В.С.Высоцкого; воспитание патриотических чувств, любви к Отечеству, уважения к ратному труду военнослужащих и ветеранов войны. Ведь наиболее трагичные, переломные периоды в истории оставляют самый яркий след в искусстве, в частности, в лирике.
-
Буктрейлер "Москвест" 2020
Путешествие во времени и пространстве начинается в Александровском саду, а потом ребята оказываются в далеком прошлом…
-
Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» 2020
Конкурс «Живая классика» способствует повышению интереса школьников к чтению книг не только современных авторов, но и бессмертных классиков; расширению читательского кругозора. Конкурс «Живая классика» – это поиск и поддержка талантливых детей.
-
Анализ стихотворения О.Э.Мандельштама "За гремучую доблесть грядущих веков..." 2020
Это произведение создано О.Э.Мандельштамом в 1931 году. Оно является «ядром» группы стихотворений, получившей название «волчьего» или «каторжного» цикла. Стихотворение написано в 30-е годы ХХ века – период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.
-
Образ Русского Севера в прозе Юрия Казакова 2020
Статья посвящена изучению способов художественного создания северного пространства и персонажей в произведениях Юрия Казакова.
-
Английская народная баллада «Королева Элионор» 2020
Цели урока: выявить нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие английской народной баллады «Королева Элионор».
-
Произведение о чести и бесчестии, которое Вас взволновало (по произведению Вячеслава Дёгтева "Аморальный приказ") 2020
В жизни каждого читателя есть книга, которая помогла ему заглянуть в себя, ответить на вопрос: почему и для чего я живу. Люди сами выбирают, по какой дороге им идти. Есть один небольшой рассказ, который заставляет нас задумываться о многом. Это рассказ Вячеслава Дегтева «Аморальный приказ». Возможно, это произведение станет отправной точкой в понимании мира и себя в нём.
-
Урок литературы в 5-м классе "Дети и война. Стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста" 2020
Цели урока: изучить стихотворение А.Т.Твардовского, посвящённое теме военного детства; повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение; способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
-
Литературная композиция "Строки, опалённые войной" 2020
Цели урока: познакомиться с творчеством поэтов-сибиряков, погибших на войне; создать атмосферу погружения в военное время; помочь услышать страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи.
-
Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда". Анализ повести-очерка по главам 2020
Цели урока: проблемный анализ повести-очерка по главам; развитие умения внимательно читать текст художественного произведения, находить в нём ответы на вопросы, сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать уважение к русской истории и литературе.
-
Диагностика умений коммуникации учащихся. Процедуры диагностики умений читать с пониманием и излагать мысли письменно 2020
Цель диагностики: выявление уровня сформированности умений коммуникации (умения самостоятельно изучать литературу, то есть читать с пониманием, и излагать прочитанное в письменной форме) учащихся для определения их образовательных дефицитов и постановки образовательных задач. Диагностику рекомендуется проводить не реже двух раз: в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и ближе к его завершению (апрель). Для своевременной коррекции работы педагогов и индивидуальных образовательных программ учащихся целесообразно выборочное проведение диагностики в середине учебного года. Результаты диагностики учитываются при планировании индивидуальной работы всеми педагогами, так как они являются основой для надпредметной составляющей индивидуальной образовательной программы ученика.
-
Использование методов и приёмов проблемного обучения на уроке «открытия» новых знаний в логике системно-деятельностного подхода 2020
В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями. В связи с этим наиболее актуальной является технология проблемного обучения. В статье раскрыты некоторые приёмы создания проблемной ситуации.
-
Как приучить ребенка к чтению 2020
Ребенок может читать только тогда, когда ему интересно и весело. И перед взрослыми встает следующая задача - сделать процесс увлекательным. А как это можно сделать?
-
Урок поддерживающего чтения в 6-м классе Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». Обучение стратегиям чтения 2020
Цель урока: формирование навыка работы с текстом (вдумчивое чтение, выделение главной мысли, извлечение новой информации).
-
Урок открытия нового знания по теме «Художественное своеобразие стихотворений С.А.Есенина "Там, где капустные грядки" и "Прячет месяц за овинами"» 2020
Цели урока: проанализировать биографические факты, позволяющие раскрыть духовный образ поэта; выявить языковые особенности стихотворений «Там, где капустные грядки» и «Прячет месяц за овинами»; определить и аргументировать специфику лирического образа, идеи рассматриваемых художественных произведений.
-
Технологическая карта урока по теме "Может ли быть свобода без ответственности? (по произведениям русской и зарубежной литературы: М.Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон») 2020
Цели урока: выделить связи между понятиями «свобода» и «ответственность» на примере художественных произведений, рассматриваемых на уроке; совершенствовать умение анализировать и интерпретировать художественные произведения; совершенствовать навык самостоятельной исследовательской работы. В рамках подготовки к итоговому сочинению после изучения произведений М.Горького «Песня о Соколе» и «Старуха Изергиль», а также сказки-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливигстон», рассмотренной на уроках внеклассного чтения, проводится урок-дискуссия. Подробный анализ художественных текстов был проведён ранее. Все эти произведения объединяет слово «свобода». Выбранные книги помогают решить проблемный вопрос, актуальный во все времена: может ли быть свобода без ответственности? Конечно, в историко-культурном контексте и контексте творчества писателя. Главными аргументами в дискуссии должны быть цитаты из текста.
-
Композиция романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2020
Урок посвящен изучению композиции романа А.С.Пушкина "Дубровский".
-
Своеобразие творческой манеры О.Генри-рассказчика 2020
Цели урока: знакомство учащихся с рассказами О.Генри, с особенностями его творческой манеры; развитие умения внимательно читать художественные произведения, характеризовать героев, определять жанровое и идейно-художественное своеобразие рассказов; воспитание чувства прекрасного, интереса к русской и зарубежной классической литературе. Учащиеся представляют любимые рассказы О.Генри и объясняют свой читательский выбор.
-
Технологическая карта урока литературы по теме «Анализ рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Сопоставление образов Ларры и Данко. Проблема героя в ранних рассказах М.Горького». 11-й класс 2020
Данный урок является вторым в системе уроков по творчеству М.Горького. На занятии в ходе дискуссии учащиеся открывают для себя новые знания: выявляют особенности ранних рассказов М.Горького, сопоставляют образы Ларры и Данко, рассматривают проблему героя в произведении "Старуха Изергиль". При проведении урока были использованы современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Особое внимание уделялось заданиям, направленным на формирование исследовательских умений обучающихся.
-
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования" 2020
Цель мастер-класса: ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует, научить разрабатывать уроки по данной технологии.