Литература
-
По дорогам сказок К.Г.Паустовского 2020
Как дети будут относиться к природе, во многом зависит от того, насколько они осознают её ценность в жизни человека, его многообразные связи с природной средой. Одним из важнейших средств воспитания эстетического и нравственного отношения к природным объектам является, как известно, художественная литература.
-
Буктрейлер, или 1001 способ пропаганды чтения хороших книг 2020
Автор статьи рассказывает об интересном опыте работы создания буктрейлеров книг в рамках курса «Русской родной литературы» в 9-м классе в рамках дистанционного обучения. Такая форма помогает соединить различные технологии обучения и достичь положительных результатов.
-
Образовательный веб-квест «Путешествие по Чеховской аллее» 2020
Возрастная категория: 1–4 классы (может использоваться и другими обучающимися). Форма проведения: онлайн игра-путешествие. Предназначен для изучения жизни и творчества А.П.Чехова, его огромного вклада в развитие Лопасненского края (ныне г.о. Чехов Московской области). Цель: познакомить обучающихся с творчеством А.П.Чехова, его вкладом в развитие Лопасненского края (ныне г.о. Чехов). Квест проходит в 6 этапов.
-
Сказочный мир Андерсена 2020
Цель и задачи ресурса: повторение материала, изученного в курсе литературы за 5-й класс; формирование умений применять полученные знания в новой нестандартной (игровой) форме.
-
Урок литературы на тему "Найти свою тропу» (по рассказу "Зеленая лампа" А.С.Грина) 2020
Цели урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели; развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.
-
Интегрированный урок литературы и обществознания в 9-м классе по теме «Влияние политического режима на свободу личности (на примере стихотворения А.С.Пушкина «Анчар») 2020
Цель урока: создать условия для формирования представления о степени свободы личности посредством интеграции литературы и обществознания.
-
Погружение как путь оптимизации учебного процесса 2020
Прямая цель обучения состоит в том, чтобы побудить учащегося «жить» в данной ситуации, понимать характер взаимодействия в ней, и уже это заготавливает нужные ассоциации для запоминания слов. Происходит как бы преднастройка определенных зон памяти. По этому методу, например, за один день можно выучить 200 слов иностранного языка и без всяких повторений воспроизвести их с безупречным произношением и уверенностью в себе.
-
Сочинение-отзыв о книге на уроках литературы в старших классах 2020
Мы учимся. Учимся читать, думать, писать, видеть незаметное, ощущать неощутимое. Человеку свойственно делиться своими мыслями о прочитанной книге, впечатлениями о просмотренном фильме, и эти впечатления бывают разными. Это рождает споры, которые интересны лишь в том случае, если человек может обосновать свое мнение. Школьники учатся обосновывать свое мнение в сочинении-отзыве, потому что в его основе лежит не только передача своего впечатления, но и анализ литературного произведения, его содержательной стороны и художественных особенностей.
-
Тема урока: "Л.Н.Толстой. Рассказы для детей". 1-й класс 2020
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями; совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления.
-
Презентация "Первоцветы" 2020
Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днём сильно пригревает яркое лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, а ночью земля стынет. Зелёное царство просыпается, и подносит нам сои первые, хотя и скромные на вид дары.
-
Маленькие истории большой войны (по книге С.Алексиевич "У войны не женское лицо") 2020
Данный урок – попытка рассказать о Великой Отечественной войне «с женского голоса». Учащиеся изначально были поставлены в учебную ситуацию, при которой должны были сформулировать ключевую проблему и решить ряд проблемных задач. Как реальный результат – организованная исследовательская деятельность, которая и привела к решение главного проблемного вопроса: «Можно ли сказать о войне что-то грандиозно важное «женскими» словами?» На заключительном этапе урока каждый из учащихся стал участником творческого поиска, в результате которого рождается самостоятельный творческий продукт – сочинение-эссе на тему «Какое лицо у женской войны?»
-
Типологический подход к изучению литературных явлений 2020
Цель современного литературного образования – формирование на лучших примерах духовной жизни народа гармонически развитой, свободно мыслящей личности, стремящейся к нравственному совершенствованию. Уроки литературы должны способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, расширению их кругозора, выработке умения давать оценку не только литературным явлениям, но и отдельным фактам действительности. Какие же произведения можно предложить для типологического изучения, для выявления сходства и различия в творческих позициях авторов, в их героях, в способах создания образов, в использовании композиционных средств, для выявления жанрового своеобразия произведений и так далее?
-
«Преданья старины глубокой…»? (к изучению поэмы «Руслан и Людмила» на уроках литературы в 5-м классе) 2020
К поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» школьники обращаются еще в начальных классах: на уроках литературного чтения они знакомятся с отрывками из этого великого произведения. Большинство учеников наизусть помнят отрывок «У лукоморья дуб зеленый…», не ведая, чаще всего, что такое лукоморье, почему именно дуб, кот на цепи… Сказка, да и только. Но только ли сказка? Этот вопрос хотелось бы обозначить как «сверхзадачу» прежде всего для учителя, который будет вместе с классом анализировать данное произведение.
-
Сравнительная характеристика образов лирического стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» 2020
Цель урока: научиться находить авторское сравнение; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; формировать умение извлекать информацию из текста; пользоваться словарём учебника; формировать умение обобщать по признакам; сравнивать образы произведения, характеризовать их поступки.
-
Краеведческий аспект в изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мир" 2020
В своей статье мне хотелось бы раскрыть возможности изучения страниц романа для воспитания любви не только к Отечеству, но и к малой родине – к своему родному городу. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24», в которой я преподаю, располагается в городском округе Подольск, рядом – усадьба Голицыных Дубровицы, с недавнего времени этот район стал территориальным отделом округа «Дубровицкий». История города Подольска тесно связана с событиями Отечественной войны 1812 года: по подольской земле проходил знаменитый Тарутинский марш-манёвр Кутузова, изменивший стратегическую обстановку в пользу русской армии. Она была выведена из-под удара противника, были прикрыты такие важные центры снабжения оружием и продовольствием, как Тула и Калуга, обеспечена связь с южными губерниями страны.
-
Элективный курс "Филологический анализ текста на уроках по литературному краеведению в 5–6-х классах средней школы" 2020
Цель курса: развить интерес к литературе Владимирского края, прививать любовь и бережное отношение к литературе родного края в условиях современной действительности.
-
Конспект урока по изучению стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» в 9-м классе 2020
На уроке рассматривается сравнительный анализ стихотворений «Памятник» следующих поэтов: Горация, Ломоносова, Батюшкова, Державина, Пушкина, Фета и Брюсова. Основные направления: история создания, что каждый воздвигал, тема, композиция, жанр, стихотворный размер, лексика, синтаксис, изобразительные средства.
-
Развитие речи в в классе с ОВЗ 2020
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
-
Урок литературы в 5-м классе "Пословицы и поговорки" 2020
Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.
-
Воспроизведение художественного образа через рисунок в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2020
Цель исследования: понятие роли иллюстрации в восприятии художественного образа.
-
Открытый урок по литературе в 10-м классе Тема: «Мир вашему дому!» (Военная тема в творчестве В.С.Высоцкого) 2020
Цель урока: вызвать у моих собеседников живой интерес к личности, произведениям В.С.Высоцкого; воспитание патриотических чувств, любви к Отечеству, уважения к ратному труду военнослужащих и ветеранов войны. Ведь наиболее трагичные, переломные периоды в истории оставляют самый яркий след в искусстве, в частности, в лирике.
-
Буктрейлер "Москвест" 2020
Путешествие во времени и пространстве начинается в Александровском саду, а потом ребята оказываются в далеком прошлом…
-
Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» 2020
Конкурс «Живая классика» способствует повышению интереса школьников к чтению книг не только современных авторов, но и бессмертных классиков; расширению читательского кругозора. Конкурс «Живая классика» – это поиск и поддержка талантливых детей.
-
Анализ стихотворения О.Э.Мандельштама "За гремучую доблесть грядущих веков..." 2020
Это произведение создано О.Э.Мандельштамом в 1931 году. Оно является «ядром» группы стихотворений, получившей название «волчьего» или «каторжного» цикла. Стихотворение написано в 30-е годы ХХ века – период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.
-
Образ Русского Севера в прозе Юрия Казакова 2020
Статья посвящена изучению способов художественного создания северного пространства и персонажей в произведениях Юрия Казакова.
-
Английская народная баллада «Королева Элионор» 2020
Цели урока: выявить нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие английской народной баллады «Королева Элионор».
-
Произведение о чести и бесчестии, которое Вас взволновало (по произведению Вячеслава Дёгтева "Аморальный приказ") 2020
В жизни каждого читателя есть книга, которая помогла ему заглянуть в себя, ответить на вопрос: почему и для чего я живу. Люди сами выбирают, по какой дороге им идти. Есть один небольшой рассказ, который заставляет нас задумываться о многом. Это рассказ Вячеслава Дегтева «Аморальный приказ». Возможно, это произведение станет отправной точкой в понимании мира и себя в нём.
-
Урок литературы в 5-м классе "Дети и война. Стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста" 2020
Цели урока: изучить стихотворение А.Т.Твардовского, посвящённое теме военного детства; повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение; способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
-
Литературная композиция "Строки, опалённые войной" 2020
Цели урока: познакомиться с творчеством поэтов-сибиряков, погибших на войне; создать атмосферу погружения в военное время; помочь услышать страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи.
-
Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда". Анализ повести-очерка по главам 2020
Цели урока: проблемный анализ повести-очерка по главам; развитие умения внимательно читать текст художественного произведения, находить в нём ответы на вопросы, сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать уважение к русской истории и литературе.