Контрольная работа по Литературной Сибири

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: Контрольная работа, Сибирь


Задание 1. К каким произведениям, прочитанным вами, можно отнести предложенные иллюстрации? Соотнесите иллюстрацию, название произведения и его автора.

А)
Б)
В)
  1. В. Вагин «Прогулка».
  2. Н. Печерский «Генка Пыжов – первый житель Братска».
  3. Н. Ядринцев «Калмычка».

Задание 2. Соотнесите автора и его произведение:

1) Н. Ядринцев
2) И. Комлев
3) Е. Суворов
4) Л. Кокоулин
5) В. Нефедьев
А) «Лепёшка»
Б) «Мне сказали цыгане…»
В) «Калмычка»
Г) «Отцова карточка»
Д) «Затески к дому своему»

Задание 3. Подберите героя к произведению:

1) Коробков
2) Валерка
3) мальчик Шурка
4) старый цыган
5) Люська Джурыкина
6) Гриша Смолянинов
А) «Отцова карточка»
Б) «Мне сказали цыгане…»
В) «Прогулка»
Г) «Затески к дому своему»
Д) «Голос муравьиного царя»
Е) «Генка Пыжов – первый житель Братска»

Задание 4. Соотнесите название произведения и его жанр:

1) святочный рассказ
2) рассказ
3) повесть
А) «Затески к дому своему»
Б) «Прогулка»
В) «Калмычка»
Г) «Лепёшка»
Д) «Генка Пыжов – первый житель Братска»

Задание 5. В произведении «Затески к дому своему» автор подробно рассказывает о лесных ягодах. Определите, о каких ягодах идёт речь, соотнесите их с картинками:

А) облепиха
Б) черёмуха
В) жимолость
Г) брусника
  1. «Она, как и моховая смородина, отличается от своей родни- ягоды. И на вкус она слаще и крупнее. Но главное её свойство – не стареет».
  2. Гриша сорвал продолговатую синюю тяжёлую ягоду с голубым налётом, положил в рот и скривился – горькая, горько-сладкая».
  3. «На Байкале залепит она берега речек, запахами дурманит – за версту слышно. Зимой и кисель из неё, и на сок давят».

Задание 6. По приведённому отрывку узнайте произведение:

  1. «Война досталась нам с матерью не то чтобы легко, но легче, чем другим: нас было двое, у других семьи были больше, мы всю войну жили надеждой, и надежда эта сбылась: мы –вслед за победой- дождались моего отца, живым и здоровым».
  2. «Это случилось в сорок пятом, в самый День Победы над фашистами…Случай страшный, нелепый, трагический. Сколько на войне погибло, да ещё прибавилось. И когда?! В самый День Победы, совпавший, казалось бы, для одной великой радости со Светлым Христовым Воскресеньем».

Задание 7. Узнайте героя по его характеристике:

  1. «…шел один, о чем-то думал, о чем-то мечтал, – но о чем, он и сам не мог бы сказать: до того неясны были эти мечты. Одно только совершенно отчетливо и чаще всего представлялось его сознанию. Накануне он свел свой баланс и у него оказалось много, – очень много – новых десятков тысяч. Он поднялся на несколько ступеней в общественной лестнице, и на столько же поднялся в своих собственных глазах, как и в глазах всего города».
  2. «Друг моего детства не походил на других моих сверстников и товарищей. Это было существо совершенно своеобразное и оригинальное, не подходившее к окружавшему его обществу, чуждое ему, существо, к которому никто из окружавших не чувствовал ни расположения, ни симпатии, но этот маленький друг был близок и полезен дли меня».
  3. «Он достаточно наслышан о лесных чудесах, о разных зверях, о птицах, которые живут в лесу и спят в своих домах. Но сколько он ни вглядывался в городском парке сквозь ветви берёз, тополей и акаций, не видно птичьих домов, и в его глазах сомнение».

Задание 8. Назовите героев из произведения Н. Печерского «Генка Пыжов- первый житель Братска»:

  1. «…рыжая девчонка с большими круглыми очками на носу, и та не отстает от мальчишек, говорит: «Изучу весь словарь и буду ученым человеком». Этот «ученый» человек день и ночь носится с толстым словарем под мышкой и шепчет про себя: «Абсурд, авторитет, адвокат, аксиома...»
  2. «…черноглазый, широкоплечий паренек в матросской форменке и бескозырке. На полосатой гвардейской ленточке поблескивали золотом буквы: «Балтийский флот». Мы сразу же подружились с Аркадием. Он называл меня «братухой» и без конца повторял свою любимую поговорку: «Эх, рыба-салака!»
  3. «За время болезни я присмотрелся к нему и решил, что он не такой уж плохой парень. Он умел не только мести избу, колоть дрова, но даже мастерски зашивать штаны. Я думаю, что так не смогли бы сделать даже у нас в Москве, в комбинате бытового обслуживания. Взяв большую иглу, которую почему-то называют «цыганской», вдел в ушко длинную белую нитку и приступил к работе».
  4. «Я подошел к шестой палатке и увидел худощавого веснушчатого паренька с шапкой рыжих кудрявых волос на голове».

Задание 9. В произведении Л. Кокоулина «Затески к дому своему» герои используют много пословиц и поговорок. Ниже приведены некоторые из них. На месте пропусков вставьте подходящие слова в пословицы и поговорки. Смысл одного высказывания объясните.

  1. Рыбаку без речки, что охотнику без…
  2. По себе … надо рубить.
  3. Кто рано встаёт - тому … даёт.
  4. Какие сами – такие и ….
  5. Одно делай, … в уме держи.
  6. Хозяином быть - … любить.
  7. Нашёл – не радуйся, … - не плачь.
  8. Будет … – будет пища.
  9. Не знаешь броду – не суйся в … .
  10. Пила чувствует …, а пильщик чубом.
  11. … на столе, пересол на спине.
  12. Чему …, того не миновать.

Слова для справок: Быть, зубом, воду, дерево, сани, собаки, недосол, день, два, живность, потерял, Бог.

Задание 10. Соотнесите писателей по портрету и фактам из биографии:


А)
родился в селе Новая Ида Боханского района Иркутской области. Окончил художественно-графический факультет Красноярского пед.института. Работал кузнецом, учителем рисования и черчения в школах Красноярского края, Иркутской области. 1 июля 1942- 23 января 2018г.

Б)
30 октября 1934, дер. Шангино Заларинского района Иркутской области – 1 августа 2009, г. Иркутск), прозаик, детский писатель, чл. Союза писателей СССР. В начале своей творческой деятельности в соавторстве с А. Вампиловым публиковал очерки и репортажи.

В) 27 января 1915, Харьков — 3 сентября 1973, Москва — русский советский детский писатель. Член Союза писателей СССР. Местом действия многих произведений является Сибирь.
  1. Николай Павлович Печерский
  2. Валерий Ефимович Нефедьев
  3. Евгений Адамович Суворов

Задание 11. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (50-70 слов) на одну из предложенных тем. Соблюдайте структуру сочинения-рассуждения. Приведите примеры-аргументы.

  1. В чем смысл названия повести Л. Кокоулина «Затески к дому своему»?
  2. Сила родительской любви в рассказе И. Комлева «Лепёшка»
  3. Какие герои из прочитанных произведений тебе понравились и почему? (на выбор)

Контрольная для распечатки.