Урок литературы в 5 классе с применением технологии блочно-событийного погружения "За кулисами театра" (изучение басни "Свинья под дубом" И.А. Крылова)

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: басня, эпос, Басни И.А.Крылова


Раздел курса (темы): «Русская литература 19 века».

Класс: 5.

Количество часов литературы: 3.

Событие: «За кулисами театра».

Цели:

Предметная формирование у обучающихся представления о басне как лиро-эпическом жанре, осмеивающем пороки людей.

Надпредметные:

а) развитие дивергентного мышления (ДМ): развитие способности практического использования полученной информации в процессе обобщения и закрепления пройденного материала;

б) эмпатии (Э): формирование у обучающихся оценивающего восприятия поведения людей, умения способствовать искоренению отрицательных качеств человека, формулировать собственное мнение и позицию.

Данное погружение было проведено в рамках изучения темы «Басня как лиро-эпический жанр». Урок выстроен с применением блочно-событийного погружения. Положительным считаю 100% вовлеченность всех обучающихся в ход урока, а также использование задания, вызывают большой интерес у обучающихся и повышают познавательную активность в работе. Все этапы деятельности учеников в процессе данной работы,

  • самостоятельное прочтение произведения и формирование первого личностного впечатления;
  • коллективный обмен мнениями;
  • ролевое чтение пьесы;
  • обсуждение чтения и произведения (причем сначала ученики отвечают на вопросы, подготовленные учителем, а затем, исходя из своего образно-аналитического и идейно-эстетического восприятия текста, сами готовят вопросы для его анализа);
  • аналитическая работа с текстом по выработке режиссёрской концепции (ученики выбирают; формируют по желанию составы творческих групп);
  • обмен результатами работы и их обсуждение;
  • создание творческих групп по интересам с учетом склонностей и предпочтений учащихся (актеры, режиссеры, оформители, костюмеры и т.д.);
  • итоговое выступление в аудитории сверстников;
  • анализ творческого дела и личных достижении каждого, направлены на развитие дивергентного мышления.

Домашнее задание

  • для всех обучающихся: Выучить наизусть басню.
  • дополнительная
    «4»:
    Нарисовать рисунок по сюжету басни И.А. Крылова;
    «5»: Составить викторину по басням И.А. Крылова.

Ход занятия

Описание содержания Дивергентное мышление, процент вовлечения
I. Мотивационное начало

Организационный момент

– Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости! Я очень рада нашей встрече! Повернитесь к нашим гостям и подарите друг другу улыбку, чтобы у вас на сердце стало тепло. Поделитесь своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день.

– Мы вновь обращаемся к творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова. С его произведениями вы знакомились в начальной школе, на прошлых двух уроках.

– Что такое басня?

Предлагаю вам взять три листка желтого цвета и написать на каждом из них по слову, которое вы вкладывайте в определение басни. Выложите на стол все свои карточки и выберите из них только 9.

 

– Прежде, чем вы приступите работать, напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в группе? По каким критериям вы будете оценивать вашу работу в группе. Назовите 3 критерия

ДМ, вовлеченность 100%

3 К

1.
2.
3.

– Из оставшихся слов составьте определение. Прочитайте его.

– Напомню вам слова И.А. Крылова: «Люблю, где случай есть пороки пощипать» -Вспомните изученные басни. Какие пороки обличал Крылов?

– А вот о каких пороках мы будем говорить сегодня. Вы мне скажете, прочитав эпиграфы к уроку. Какая мысль объединяет эти афоризмы?

  • Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. (Сократ)
  • В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. (Вольтер)
  • Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность – самый худший из пороков. (Т. Фуллер)
  • Неблагодарность — один из величайших грехов, какие только существуют на свете. (М. де Сервантес)

Формулировка темы и цели урока.

– О чем они? Какая тема их объединяет? Что такое невежество, неблагодарность?

Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока!

«Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А. Крылова «Свинья под дубом»»

– Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке?

– Читать и анализировать басню;выявлять её мораль;давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; работать с иллюстрациями; учиться выразительному чтению и т.д.

Повторим теорию. Игра «Верю – не верю» (Верю в ладоши, не верю – не хлопайте)

Верите ли вы, что:

  • в басне есть зачин и концовка;
  • в басне есть аллегория;
  • басне свойственна афористичность язык;
  • в басне употребляются троекратные повторы;
  • басне свойственна лаконичность;
  • в басне есть развёрнутый сюжет;
  • мораль в басне используется для развития сюжета.

ДМ, вовлеченность 80%

II. Продуктивная деятельность

– Я предлагаю вашему вниманию запись басни «Свинья под дубом» в театральной постановке.

– Скажите, понравилось вам, что вы увидели? Чтобы игра актеров запомнились зрителям, какая вовлеченность предварительная работа была проведена? Кто работал над созданием постановки на сцене басни?

– Конечно, сценаристы, которые должны были продумать каждую реплику, каждое движение героя, декораторы, костюмеры.

– Давайте и мы окунемся в тайну закулисной жизни и попробуем сами поработать на сценической постановкой басни « Свинья под дубом» И.А. Крылова.

Творческая работа в группах.

1-я группа «Актёрская»: подготовить выразительное чтение басни по ролям. Постараться передать характер каждого персонажа. Выделить основную сюжетную линию произведения, определить ее завязку, кульминацию и развязку.

2-я группа «Исследовали»: Внимательно прочитайте басню. Какие герои в ней? Определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера. Обратите внимание на Свинью, Ворона, Дуб. Какие поступки совершает каждый из героев? Какова аллегория?

ДМ, спектакль, 100%

– Какое чувство вызывает у вас Свинья?

– Почему? Какой описывает Крылов Свинью?

– Какие слова использованы для ее описания?

– Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией!

– Что Свинья делает после еды и отдыха?

– Как характеризует свинью этот поступок?

– Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?

– Почему?

– Что можете сказать о Вороне? С каким человеком можно сопоставить этот персонаж?

– Случайно ли именно Ворону Крылов доверил просветить Свинью? Вспомните, как в фольклоре относились к Ворону.

– Что, с вашей точки зрения, олицетворяет собой Дуб?

– Что значит вековой дуб? Дуб называет Свинью неблагодарной. Прав ли он?

ДМ, вовлеченность 100%

Дуб – отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину – его устами Крылов и передает нам мораль басни.

Дуб
Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Предание о мировом древе, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небесный свод, славяне относят к дубу. В их памяти сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море, среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила. Существует предание о железном дубе, на котором держатся вода, огонь и земля, а корень его покоится на божественной силе. Бытовало поверье, что семена дуба прилетают по весне из Ирия. В древности наши предки творили суд и правду под старыми дубами.

3-я группа «Лингвисты»: Работа с текстом произведения – очень важный этап работы. Найдите в словаре значение слов невежда и невежа, неблагодарность. Кто такой невежда? Невежа? Почему о Свинье говорится как о невежде? Можно ли её назвать и невеждой, и невежей?

4-я группа «Моралисты»: В каких строчках заключена мораль басни?Важноосознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им событиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос). Прочитайте, а теперь запишите коротко мораль, чему учит басня. Встаньте, пройдитесь по классу, выберите 2-3 человека и прочитайте определения друг другу, дополните свое, если это необходимо. Присаживайтесь. Какова мораль?

– Актуальна ли басня в наше время?

– В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?

– Басни актуальны до сих пор. До И.А. Крылова басню о свинье и дубе написал немецкий философ Лессинг, прочитаем басню и сравним с творением русского баснописца. Свои наблюдения оформите в кольцах Венна.

5-я группа «Костюмеры»: Вам предлагаются костюмы, задача – подобрать каждому герою костюм, но не забывайте, что костюм должен передать характер персонажа. (костюмы заранее подготовлены).

ДМ, 80%

А теперь давайте обменяемся мнениями о проделанной работе, поделитесь о работе в своей группе.

– Приступим к самому важному этапу нашей совместной работы – сценическая постановка.

Какую роль в постановке хотели бы вы занимать.

– Предлагаю от каждой творческой группы остаться по одному консультанту, который будет давать советы, которые в результате работы определили. Остальные по своему желанию определитесь в группы «Актеры», «Режиссеры», «Костюмеры», Декораторы» и за 5 минут постановку басни на сцене, подготовьте сцену, актеров к игре. Желаю творческой плодотворной работы. (Демонстрация инсценировки)

ДМ, вовлеченность 100%

III. Аналитическое завершение

– Басни Крылова И.А. называют копилкой народной мудрости Н.В. Гоголь назвал творчество И.А. «Книгой мудрости русского народа».

а) конструирование ребенком страницы «Книги мудрости русского народа»

– В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнит ьхотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах свитки, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басни И.А. Крылова.

б) рефлексия ребенком собственной деятельности

– Оцените свою работу на уроке, по постановке басни на сцене, по 10 балльной шкале. Прикрепите на страничке в Книге мудрости свои свитки.

(На доске: символическая книга, заполняют свитки, зачитывают 3-4 обучающихся, остальные просто прикрепляют)

в) обратная связь от ребенка

– Напишите свое отношение к уроку.

На доске символическая книга, обучающиеся заполняют свитки, зачитывают свою оценку 3-4 обучающихся, остальные просто прикрепляют.

Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем...
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!

ДМ, вовлеченность 100%