Раздел курса (темы): «Русская литература 19 века».
Класс: 5.
Количество часов литературы: 3.
Событие: «За кулисами театра».
Цели:
Предметная – формирование у обучающихся представления о басне как лиро-эпическом жанре, осмеивающем пороки людей.
Надпредметные:
а) развитие дивергентного мышления (ДМ): развитие способности практического использования полученной информации в процессе обобщения и закрепления пройденного материала;
б) эмпатии (Э): формирование у обучающихся оценивающего восприятия поведения людей, умения способствовать искоренению отрицательных качеств человека, формулировать собственное мнение и позицию.
Данное погружение было проведено в рамках изучения темы «Басня как лиро-эпический жанр». Урок выстроен с применением блочно-событийного погружения. Положительным считаю 100% вовлеченность всех обучающихся в ход урока, а также использование задания, вызывают большой интерес у обучающихся и повышают познавательную активность в работе. Все этапы деятельности учеников в процессе данной работы,
- самостоятельное прочтение произведения и формирование первого личностного впечатления;
- коллективный обмен мнениями;
- ролевое чтение пьесы;
- обсуждение чтения и произведения (причем сначала ученики отвечают на вопросы, подготовленные учителем, а затем, исходя из своего образно-аналитического и идейно-эстетического восприятия текста, сами готовят вопросы для его анализа);
- аналитическая работа с текстом по выработке режиссёрской концепции (ученики выбирают; формируют по желанию составы творческих групп);
- обмен результатами работы и их обсуждение;
- создание творческих групп по интересам с учетом склонностей и предпочтений учащихся (актеры, режиссеры, оформители, костюмеры и т.д.);
- итоговое выступление в аудитории сверстников;
- анализ творческого дела и личных достижении каждого, направлены на развитие дивергентного мышления.
Домашнее задание
- для всех обучающихся: Выучить наизусть басню.
- дополнительная
«4»: Нарисовать рисунок по сюжету басни И.А. Крылова;
«5»: Составить викторину по басням И.А. Крылова.
Ход занятия
Описание содержания | Дивергентное мышление, процент вовлечения |
I. Мотивационное начало | |
Организационный момент – Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости! Я очень рада нашей встрече! Повернитесь к нашим гостям и подарите друг другу улыбку, чтобы у вас на сердце стало тепло. Поделитесь своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день. – Мы вновь обращаемся к творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова. С его произведениями вы знакомились в начальной школе, на прошлых двух уроках. – Что такое басня? Предлагаю вам взять три листка желтого цвета и написать на каждом из них по слову, которое вы вкладывайте в определение басни. Выложите на стол все свои карточки и выберите из них только 9. |
|
– Прежде, чем вы приступите работать, напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в группе? По каким критериям вы будете оценивать вашу работу в группе. Назовите 3 критерия |
ДМ, вовлеченность 100% |
3 К
– Из оставшихся слов составьте определение. Прочитайте его. – Напомню вам слова И.А. Крылова: «Люблю, где случай есть пороки пощипать» -Вспомните изученные басни. Какие пороки обличал Крылов? – А вот о каких пороках мы будем говорить сегодня. Вы мне скажете, прочитав эпиграфы к уроку. Какая мысль объединяет эти афоризмы?
Формулировка темы и цели урока. – О чем они? Какая тема их объединяет? Что такое невежество, неблагодарность? Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока! «Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А. Крылова «Свинья под дубом»» – Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке? – Читать и анализировать басню;выявлять её мораль;давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; работать с иллюстрациями; учиться выразительному чтению и т.д. Повторим теорию. Игра «Верю – не верю» (Верю – в ладоши, не верю – не хлопайте) Верите ли вы, что:
|
ДМ, вовлеченность 80% |
II. Продуктивная деятельность | |
– Я предлагаю вашему вниманию запись басни «Свинья под дубом» в театральной постановке. – Скажите, понравилось вам, что вы увидели? Чтобы игра актеров запомнились зрителям, какая вовлеченность предварительная работа была проведена? Кто работал над созданием постановки на сцене басни? – Конечно, сценаристы, которые должны были продумать каждую реплику, каждое движение героя, декораторы, костюмеры. – Давайте и мы окунемся в тайну закулисной жизни и попробуем сами поработать на сценической постановкой басни « Свинья под дубом» И.А. Крылова. Творческая работа в группах. 1-я группа «Актёрская»: подготовить выразительное чтение басни по ролям. Постараться передать характер каждого персонажа. Выделить основную сюжетную линию произведения, определить ее завязку, кульминацию и развязку. 2-я группа «Исследовали»: Внимательно прочитайте басню. Какие герои в ней? Определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера. Обратите внимание на Свинью, Ворона, Дуб. Какие поступки совершает каждый из героев? Какова аллегория? |
ДМ, спектакль, 100% |
– Какое чувство вызывает у вас Свинья? – Почему? Какой описывает Крылов Свинью? – Какие слова использованы для ее описания? – Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией! – Что Свинья делает после еды и отдыха? – Как характеризует свинью этот поступок? – Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву? – Почему? – Что можете сказать о Вороне? С каким человеком можно сопоставить этот персонаж? – Случайно ли именно Ворону Крылов доверил просветить Свинью? Вспомните, как в фольклоре относились к Ворону. – Что, с вашей точки зрения, олицетворяет собой Дуб? – Что значит вековой дуб? Дуб называет Свинью неблагодарной. Прав ли он? |
ДМ, вовлеченность 100% |
Дуб – отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину – его устами Крылов и передает нам мораль басни.
3-я группа «Лингвисты»: Работа с текстом произведения – очень важный этап работы. Найдите в словаре значение слов невежда и невежа, неблагодарность. Кто такой невежда? Невежа? Почему о Свинье говорится как о невежде? Можно ли её назвать и невеждой, и невежей? 4-я группа «Моралисты»: В каких строчках заключена мораль басни?Важноосознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им событиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос). Прочитайте, а теперь запишите коротко мораль, чему учит басня. Встаньте, пройдитесь по классу, выберите 2-3 человека и прочитайте определения друг другу, дополните свое, если это необходимо. Присаживайтесь. Какова мораль? – Актуальна ли басня в наше время? – В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? – Басни актуальны до сих пор. До И.А. Крылова басню о свинье и дубе написал немецкий философ Лессинг, прочитаем басню и сравним с творением русского баснописца. Свои наблюдения оформите в кольцах Венна. 5-я группа «Костюмеры»: Вам предлагаются костюмы, задача – подобрать каждому герою костюм, но не забывайте, что костюм должен передать характер персонажа. (костюмы заранее подготовлены). |
ДМ, 80% |
А теперь давайте обменяемся мнениями о проделанной работе, поделитесь о работе в своей группе. – Приступим к самому важному этапу нашей совместной работы – сценическая постановка. Какую роль в постановке хотели бы вы занимать. – Предлагаю от каждой творческой группы остаться по одному консультанту, который будет давать советы, которые в результате работы определили. Остальные по своему желанию определитесь в группы «Актеры», «Режиссеры», «Костюмеры», Декораторы» и за 5 минут постановку басни на сцене, подготовьте сцену, актеров к игре. Желаю творческой плодотворной работы. (Демонстрация инсценировки) |
ДМ, вовлеченность 100% |
III. Аналитическое завершение | |
– Басни Крылова И.А. называют копилкой народной мудрости Н.В. Гоголь назвал творчество И.А. «Книгой мудрости русского народа». а) конструирование ребенком страницы «Книги мудрости русского народа» – В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнит ьхотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах свитки, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басни И.А. Крылова. б) рефлексия ребенком собственной деятельности – Оцените свою работу на уроке, по постановке басни на сцене, по 10 балльной шкале. Прикрепите на страничке в Книге мудрости свои свитки. (На доске: символическая книга, заполняют свитки, зачитывают 3-4 обучающихся, остальные просто прикрепляют) в) обратная связь от ребенка – Напишите свое отношение к уроку. На доске символическая книга, обучающиеся заполняют свитки, зачитывают свою оценку 3-4 обучающихся, остальные просто прикрепляют.
|
ДМ, вовлеченность 100% |