Проектная задача как один из способов формирования УУД на примере УМК "Начальная школа 21 века " 4 класс

Разделы: Математика, Литература, Технология, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная задача


Одним из направлений, реализующим требования ФГОС является проектная деятельность. Метод проектов был разработан в начале прошлого века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Несомненный «плюс» метода проектов заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать и применять свои знания.

Рассмотрим возможности использования УМК «Начальная школа 21 века» в привлечении обучающихся к проектной деятельности. В этом отношении курс окружающего мира, технологии, изобразительного искусства уникальны: их отличительной чертой является то, что возможности заниматься проектной деятельностью заложены уже в самой программе. Если в первом классе это мини-проекты, например: «Как из зерна получилась булка? », «Какой бывает вода?» основная педагогическая цель которых – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества, то к четвертому классу тематика обширнее, содержание глубже: «Чувства и эмоции», «Как развить память», «Кремлёвские города», а основной педагогической целью становится формирование у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Прообразом проектной деятельности в начальной школе становятся проектные задачи. Под проектной задачей понимают задачу, в которой через набор заданий оказывается целенаправленное воздействие на ребёнка (или коллектив детей), с тем, чтобы дать обучающемуся возможность получить ещё не встречавшийся в его опыте результат. В ходе решения такой задачи происходит качественное изменение, развитие группы обучающихся. Отличие проекта от проектной задачи заключается в том, что для решения такой задачи младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных. Главным здесь является не только и не столько результат деятельности, сколько сам процесс этой деятельности, так как у учеников ещё нет необходимых умений для организации самостоятельной деятельности. Этому их надо обучить, и обучение происходит в процессе решения самой задачи.

Поскольку решение проектной задачи – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом должна последовательно увеличивается от первого класса к четвёртому. В изучаемом мной опыте учителей других школ нередки примеры, когда одна и та же проектная задача предлагается группе разновозрастных обучающихся каждый год. В таких случаях легко проследить качественное изменение показателей формирования УУД. Ведь результаты решения детьми проектных задач представляют собой еще и один из способов диагностики качественных изменений обучающихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса

Ход решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. В задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания.

Рассмотрим вариант проектной задачи, разработанной мною для 4-го класса.

Тема: «Подарочная упаковка в форме пирамиды»

Тип проектной задачи: межпредметная

Интеграция: математика, русский язык, окружающий мир, литература, технология, изобразительное искусство.

Планируемый педагогический результат:

  • освоение содержания предметного материала и возможностей применять его в новых условиях;
  • формирование умения, работая в малой группе, создавать конечный «продукт» ­упаковку для игрушки, презентацию результатов решения задачи;
  • демонстрация исследовательской и поисковой активности.

Длительность выполнения проектного задания: 2 урока

Способ и формат оценивания результатов работы: созданные обучающимися продукты – подарочная упаковка, презентация, самооценка, взаимная оценка, оценка экспертная.

Оценивается:

  • уровень работы с предметным материалом;
  • отражение в продукте промежуточных результатов работы;
  • их связка в единое целое.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Оборудование: инструкционные карты по правилам работы с ножницами, другими материалами и правилами рабочего человека; текст задания, листы взаимо и самооценки, необходимые для работы материалы; учебники математики, технологии, окружающего мира, физическая карта, толковый словарь; карточки – заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности;

Замысел проектной задачи:

В качестве сюжета взята ситуация: Дед Мороз испытывает чудо-машину, которая способна, по введенной в её память технологической карте, собрать подарочную упаковку. К сожалению, машина не проходит испытания из-за ошибок в технологической карте. Дед Мороз обращается за помощью к ребятам. В рамках этого сюжета учащиеся выполняют ряд заданий по шести учебным предметам.

В ходе работы предполагается обращение к текстам учебника, выявление проблемы, поиск путей решения. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения задачи. Результат также может быть представлен в любой форме. Учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий с их точки зрения способ представления результатов работы. Самооценка организована в следующем виде:

  • оценка друг друга (передать лист);
  • оценка учителем;
  • итоговая оценка.

Описание проектной задачи.

Дорогие ребята! Перед вами необычная задача: её нельзя отнести к какому-то определённому предмету, но для её решения вам потребуются знания из многих школьных предметов.

Она состоит из ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны показать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в общий результат вашей группы.

Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать. Желаю вам успеха!

Дед Мороз перед праздниками занят приятными хлопотами: упаковывает подарки. Он уверен, что успеет к сроку, ведь у него есть чудо-машина. Стоит ввести в программу машины технологическую карту изделия, и на выходе получишь готовый продукт.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, оборудование, необходимое для изготовления изделия.

Задание 1

Неожиданно ребята получают от Деда Мороза письмо. Дедушка в спешке составил его на языке волшебных книг.

Гироедо бятаре! Очорс анжун ьщомоп! В нотехгичлокихес тахкар огомн бокишо – шимана ен табоарет! Ен юпесу укотьвапа радкипо! Гиомопте!

Онлайн-переводчик сумел перевести некоторые слова:

  • огомн – много
  • шимана – машина
  • укотьвапа – упаковать

Переведите телеграмму Деда Мороза на русский язык.

Задание 2

Ребята решили срочно отправиться на помощь. Осмотрев конверт, ребята узнали, где их ждёт Дед Мороз. Следовало узнать, какое по длительности путешествие им предстоит совершить. Какой учебник, какая тема учебника вам может помочь?

Определите по карте, какой буквой обозначен Нижневартовск. Как называется другой город? Какое между ними расстояние?

Масштаб 1:200 000

Задание 3

Дед Мороз прислал за ребятами волшебные сани-самоходы – быстрые, бесшумные, модернизированные. (Узнайте значение этого слова)

В санях была установлена система спутниковой связи. Большой экран замерцал, и дети увидели волшебника в окружении неупакованных игрушек. Дедушка поблагодарил ребят за желание помочь, посоветовал заглянуть на стр. 112-113 учебника технологии, разрешил пользоваться бортовым компьютером и пожелал ребятам счастливого пути.

Ребята решили не терять времени зря и заняться делом. Сформулируй вопрос, который они зададут поисковой системе компьютера.

Задание 4

На экране появился текст:

Сам по себе подарок – это уже большая радость, но если он еще и красиво упакован, то приносит ещё и большое эстетическое удовольствие. Красивая упаковка вызывает чувство приязни к дарителю. С помощью упаковки можно выразить своё отношение к тому, для кого предназначен подарок. Упаковка может быть серьёзной, детской, деловой или даже с юмором.

Коробка – красивая и универсальная упаковка. Она может иметь форму любого многогранника, делается практически из любого материала. Форма упаковки подбирается в соответствии с размером и формой подарка. Также разнятся упаковки по вместительности. Сделанные из плотного картона, коробки надежно защищают сам подарок: он не помнется и не разобьется.

К какому из перечисленных ниже жанров вы бы отнесли прочитанный текст? Обведите правильную, по вашему мнению, букву ответа.

А. Сказка

Б. Легенда

В. Научно-популярный текст

Г. Инструкция

Д. Повесть

Е. Быль

Задание 5

Ребята решили обсудить, какой формы должна быть упаковка подарков.

Саша: «Это невозможно определить. Мы не знаем, что нам предстоит упаковывать»

Ира: «Форма предметов нам известна, мы не знаем только размеры подарка»

Катя: «Сейчас мы можем решить, какими будут форма и цвет упаковки»

С кем из ребят вы согласны? Обсудите.

Задание 6

Оля вспомнила, что начала в классе исследование по заданию учебника технологии. Она успела опросить ребят и занести ответы в таблицу. Девочка считает, что данные исследования помогут им выбрать цвет упаковки подарка, и избежать выбора цвета, который может огорчить детей.

Название цвета Нравится Кол-во человек Не нравится Кол-во человек
Желтый +++   +  
Зеленый +++++++   +++  
Черный +++   +++++  
Красный ++   +  
Оранжевый +      
Голубой ++   +++  
Синий ++++   +  
Белый +   +  
Золотой +      
Розовый     ++++++  
Серый     ++  
Коричневый     +  

По данным таблицы постройте линейную диаграмму цветовых предпочтений детей класса.

Проведите ломаную линию, последовательно соединяющую верхние концы отрезков диаграммы, и определите наиболее и наименее предпочитаемые цвета. Проанализируйте диаграмму. Сделайте вывод.

Задание 7

Сказочные сани, которые Дед Мороз прислал за ребятами, мчатся со скоростью 400 км/ч, изготовление подарочных упаковок потребует 23 часов. На то, чтобы развезти подарки, нужен 31 час времени. Взгляните на часы и определите, сколько времени у ребят на исправление технологических карт, если вся работа должна завершиться к наступлению нового года?

Задание 8

Дед Мороз очень обрадовался прибытию группы, передал технологическую карту, необходимые инструменты, материалы. Ребята сразу поняли, почему чудо-машина не справилась с заданием - пропущены некоторые операции, чертежи, материалы для работы.

Восстановите пропущенные записи. Приложение.

Задание 9

Чтобы убедиться, что ошибок нет, выполните изделие по технологической карте.

При выборе цвета и оформления работы помните о влиянии цвета на чувства человека.

Подготовьте ответ на вопрос Деда Мороза: «Какие данные нужно изменить, чтобы получить коробочку большего или меньшего размера?»

Задание 10, итоговое

Подготовьте презентацию своей работы. В ходе презентации ответьте на вопросы:

Была ли задача интересной? Какие задания понравились?

Какие трудности встретились? Как были преодолены? Как работала группа?