Литературно-музыкальная композиция к празднику Дню Победы «Жители Артемовского района в годы Великой Отечественной войны»

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание

Классы: 4, 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: жители Артемовского района, артемовцы, Спиридон Матвеевич Спицын


С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не должны забываться людьми подвиги солдат, стоявших насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу.

В связи с вышеизложенным цели и задачи настоящей методической разработки заключаются в следующем:

  • воспитание чувства патриотизма в современных школьниках;
  • сохранение памяти о подвигах героев ВОВ, ознакомление с подвигами; жителей Артемовского района Свердловской области;
  • развитие интереса у обучающихся к наследию военных лет;
  • активизация творческих способностей и познавательной деятельности.

Методика проведения

Предварительная подготовка:

Содержание работы Ответственные
Оформление кабинета Редколлегия, оформители класса
Разработка сценария, репетиции Классный руководитель
Подготовка чтецов стихов Учитель литературы
Подготовка чтецов по истории Учитель истории, руководитель музея
Подготовка вокальной группы Учитель музыки, классный руководитель
Приглашение ветеранов обучающиеся
Оформление выставки военных лет библиотекарь
Подготовка презентации Информационная служба класса
Открытки, цветы для ветеранов Спонсорская поддержка

Участники мероприятия

  • Учащиеся 7-го класса.
  • Ветераны ВОВ.
  • Учителя школы.
  • Актив школьного музея.
  • Спонсоры.

Оборудование, информационное обеспечение и оснащение

  • Актовый зал.
  • Фотографии, книги военных лет.
  • Военные памятные вещи, реликвии.
  • Рисунки учащихся.
  • Воздушные шары.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Военная форма для чтецов.
  • Фонограммы песен «Священная война», «День Победы».

Ход мероприятия

Мероприятие строится путем чередования выступлений ведущих, чтецов, вокалистов. Фоном каждого выступления являются слайды презентации учащихся.

Звучит песня «Священная война».

Чтец:

Тот самый длинный день в году.
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет, и 30 лет
Живым не верится, что живы…

Ведущий 1: Каждый год мы отмечаем День Победы нашего народа в ВОВ. Этот праздник один из самых главных праздников нашей Родины. Долгим и трудным был путь к Победе. Он пролег через ожесточенные сражения на фронте, через дни и ночи напряженной работы в тылу. Но люди выстояли, отстояли честь и независимость Родины.

Ведущий 2: И сколько бы лет ни прошло, мы всегда будем помнить героизм и мужество фронтовиков и самоотверженную работу в тылу. Их подвиги будут вечно служить примером мужества и беззаветной любви к Родине.

Чтец:

А подвиг не меркнет от пыли,
И славу года не сотрут.
И сложат прекрасные были,
И звонкие песни споют
О людях чудесного сплава,
Пронесших на русских штыках
Отечества нашего славу,
Не меркнущую в веках…

Ведущий 1: В этом подвиге советских людей достойное место заняли наши земляки – артемовцы. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. В родные места приходили вести о том, что они были мужественными и умелыми воинами. В годы войны за боевые подвиги тысячи артемовцев награждены орденами и медалями.

Ведущий 2: Но не только такие известия приходили с фронта на родную землю. Более 2-х тысяч артемовцев сложили свои головы в борьбе с врагом.

Подвиг их переживет века, их имена останутся навечно в памяти народной.

Чтец:

Память сердца мне не остудить,
Снова обращаюсь к ней и снова.
Что мне делать,
Как мне дальше жить,
Если память сердца просит слова?
Но зачем ему успокоенье,
Что ничто не поросло забвеньем?
Боль о сыне не утешит мать,
Вдовы не забудут час проклятый.
Тяжко нам утраты вспоминать,
Тяжелее – забывать утраты.

Ведущий 1: Все дальше в историю уходят военные годы. Все меньше остается в строю людей, в чьи орденские планки вплетена черно-оранжевая ленточка медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945». Но не забыты в памяти ветераны и их подвиги.

Ведущий 2: И сегодня нам бы хотелось вспомнить о некоторых людях, благодаря которым мы живем сейчас под мирным небом.

Ведущий 3: Многим известен в нашем городе Герой Советского Союза Спиридон Матвеевич Спицын. Командир взвода, лейтенант Спицын, служил во 2 батальоне 198 гвардейского полка 68 гвардейской стрелковой дивизии.

В ночь на 24 сентября 1943 года взвод Спицына переплавился через Днепр…

Фашисты начали сильный обстрел реки… Появились танки… Взвод Спицына, имевший уже огромные потери, дружно встретил врага. Спицын подбил один танк … Бой шел, кончались боеприпасы, в живых осталось 20 человек. Спиридона ранило в голову… Вдруг снова появился танк и начал обстреливать траншею… Спицына снова ранило в ногу… Оценив обстановку, Спиридон пошел навстречу танку, бросил связку гранат… Танк лег на бок и вспыхнул. Но последняя очередь, которую успел дать фашист, сразила героя.

Ведущий 4: Первым же из наших земляков звание Героя Советского Союза получил уроженец п. Красногвардейского Николай Афанасьевич Панов. Он был летчиком, бомбил скопления фашистских войск в районе Львова, Мариуполя, Одессы, Полтавы, Харькова и др. городов. К концу 1942 года Панов совершил свыше 200 боевых вылетов. Он не вернулся с боевого задания 11 марта 1943 года.

Ведущий 5: В селе Покровском есть улица имени Стриганова. Свое имя она получила в память о храбро сражавшемся на фронтах сержанте Константине Георгиевиче Стриганове, удостоенного звания героя Советского Союза

10 января 1944 года. Он пал смертью храбрых в боях за освобождение от фашистов в Киевской области.

Ведущий 6: Среди героев войны много женщин. Народы всего мира знают об их подвигах. Героический подвиг совершила наша землячка, бывшая связистка Мария Крутихина. Она должна была восстановить прерванную телефонную связь. Оглушенная, сильно контуженая она взяла оба провода в зубы и крепко связала их. За мужество и находчивость Мария Афанасьевна была награждена орденом Отечественной войны I степени. Подобный подвиг совершила и жительница п. Буланаш Евдокия Петровна Скутина, которая продержала провод в зубах 11 часов.

Ведущий 1: Таких подвигов совершено не мало. И свой вклад в дело победы внесли и труженики тыла. Уже в июле 1941 г. началось движение – сбор средств в фонд обороны. Трудящиеся вносили деньги, часть зарплаты, драгоценности, колхозники – сельхозпродукты. Каждый житель нашего города, каждая семья считали своим священным долгом оказать помощь фронту в разгроме врага. Их подвиги в годы Великой Отечественной войны светлыми страницами вписаны в историю нашего города.

Чтец:

О тех, кто живыми врагу не сдаются,
Кто держит победу в руках,
Прекрасные песни народом поются
Их слава не меркнет в веках!

Отчизна гордится сынами своими
И также гордится тобой,
Боец – партизан Куриленко Владимир
Бесстрашный народный герой!

Средь грома разрывов и дыма пожарищ
Ты жизнь свою отдал борьбе…
Запомни же образ героя, товарищ,
Пусть братом он станет тебе!

Он так же, как ты был простым человеком,
С открытою русской душой.
Он был современником нашего века,
Строителем жизни большой.

Как жизнь, была кровь у него горяча,
Отвагой горели глаза,
И сила играла в широких плечах,
Когда бушевала гроза.

И так же, как ты, был он дерзким юнцом
С мечтою все тайны познать,
До звезд полететь, стать героем – борцом
И небо, и землю обнять.

Ведущий 2: Это стихотворение нашего земляка, воспитанника школы №56 Василия Свалова. Он был смелым летчиком и героически погиб при освобождении Донбасса, горящим самолетом врезался во вражескую технику.

Ведущий 1: А сколько еще есть стихов, которые написаны не профессиональными поэтами, а участниками Великой Отечественной войны или просто нашими земляками. И пусть они безыскусны, эти строки. Но в них память солдата о трудных днях сражений, о радости победы.

Чтец: А.Паксиваткин «Тому парню».

В семнадцать с половиной,
А может, в восемнадцать
Ушел в шинели длинной
С врагами ты сражаться.
Ты шел на смерть согретый
Дыханием земли,
Чтобы смеялись дети,
Чтоб яблони цвели!
И просвистела пуля,
И ты на землю пал,
А кто-то в платье белом
Тебя живого ждал…

Чтец: А.Молчанов «Памяти отца».

Ни письма,
Ни маленькой записки
Где, в каком полку отец служил?
Мама лишь вздохнет:
- В Новороссийске,
Думаю, головушку сложил…
Малая земля
Легендой стала
Для большой земли и для меня
И не раз отца мне рисовала
Отблесками вечного огня.

Чтец: Иван Чуркин «Солдаты войны».

Стареют, стареют солдаты войны,
Знать о себе дают раны,
Им снятся ночами тревожные сны,
Атаки, сраженья, пожары.
Трудными были дороги – пути
На великих просторах России,
Не мало пришлось им с боями пройти –
То помнят друзья фронтовые.
Над ними витала коварная смерть,
Их жаркие схватки огнем опаляли,
Они не могли равнодушно смотреть,
Как врагу города оставляли.
Не было им ни покоя, ни сна,
В мороз и в жару, бездорожье и слякоть,
Дорога была им только одна –
Фронтовая дорога на запад.
Верой в победу были сильны,
Испытания их закалили.
Эти простые солдаты войны
Жизнь по-солдатски ценили.

Ведущий 2: Встанем и почтим минутой молчания воинов, не вернувшихся домой. Объявляется минута молчания.

Ведущий 1: Давно отгорели последние залпы второй мировой войны. Навсегда останутся в памяти герои и их подвиги. А праздник день Победы будет самым главным, потому что не было бы его, не было бы и остальных прекрасных праздников.

Чтец:

Будто предрассветная роса
В сорок первом на стволе нагана,
Светится застывшая слеза
На щеке героя – ветерана.
Поклянемся юностью своей,
Жизнью свято поклянемся, братья!
Сбережем навеки для детей
Кровью завоеванное счастье!

В исполнении вокальной группы звучит песня «День Победы».

Ветеранам дарят цветы.

Самоанализ реализованной педагогической формы

Данное мероприятие является, наверное, традиционным для каждой школы. И на первый взгляд, форма литературно-музыкальной композиции не нова. Но это не просто композиция. Это мероприятие, которое требует тщательной подготовки, в ходе которой многим ученикам удается себя раскрыть с разных положительных сторон, особенно несовершеннолетним «Группы риска». Именно такая форма внеурочной деятельности создает атмосферу неформального общения педагогов, воспитанников, ветеранов. К последним это помогает быть ближе и внимательнее.

Готовясь к празднику, учащиеся немало получают полезной информации, реализуют свои творческие способности, общаются друг с другом, но самое главное изучают историю своего края, учатся проявлять уважение к ветеранам, к человеку вообще.

Таким образом, считаем отбор содержания материала, выбранную форму проведения целесообразными.