Цель урока: создать условия для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух.
Задачи урока:
- познакомить с новым рассказом Н.Носова "Живая шляпа", учить детей выделять главную мысль, работать со словами самостоятельно и в группах, совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
- формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение;
- развивать критическое мышление, память, воображение, речь;
Формировать УУД:
- Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжать учиться вычленять основную мысль в тексте, работать над разными видами чтения, над чтения по ролям.
Метапредметные: получат возможность научиться: соотносить иллюстрации с отрывками текста; находить в тексте конкретные сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.
Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. |
Мы услышали звонок, |
Дети хором произносят текст: Слайд №1 |
Мотивация (самоопределение к деятельности) |
1. Загадка про Шапокляк - Сегодня на уроке чтения с нами вновь встретится наша старая знакомая (звучит музыка – песня старухи Шапокляк «Кто людям помогает»), а кто, отгадайте загадку: Все узнает, все достанет. |
Отгадывают загадку про старуху Шапокляк. |
2. Предмет в «Чёрном ящике» - Сегодня на урок старуха Шапокляк пришла не с пустыми руками, принесла с собой чёрный ящик, а что в нем, надо определить. В черном ящике лежит предмет, который можно надеть на себя, он свидетельствует о благополучном окончании любого дела. Это головной убор. - Действительно, шляпа свидетельствует об успешном окончании любого дела, не зря говорят «Дело в шляпе». - А когда так говорят? (все удачно заканчивается) У чиновников была привычка – класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не потерять их. Считалось, если спрятавший положил дело в шляпу, то оно обязательно будет решено, так как не потеряется. |
Определяют по наводящим вопросам, какой предмет лежит в черном ящике. |
|
3. Происхождение имени старухи Шапокляк - А вы знаете, почему у Шапокляк такое странное имя? - Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав этикетку от шляпы. - Из-за чего у нашей старой знакомой такое имя? (демонстрирует превращение цилиндра в шляпу Шапокляк) |
Читают текст на карточке о происхождении имени старухи Шапокляк. |
|
Актуализация знаний учащихся |
1. Обогащение словаря детей - А какие головные уборы сейчас в моде? 2. Речевая разминка - Старуха Шапокляк опять мешает нам на уроке, проказничает, посмотрите, какие слова она спрятала? – слайд - Подумайте, какое слово среди перечисленных «лишнее». Аргументируйте свой ответ. - Ой, посмотрите, опять проказы старухи Шапокляк. Она умудрилась записать стихотворение совершенно немыслимым образом. Но я уверена, вы справитесь. - Прочитайте, какое стих-е записала Шапокляк? - Как человек может использовать шляпу? - Прочитайте стих-е с ускорением, в темпе скороговорки, выразительно. - Сегодня мы прочитаем произведение, в названии которого тоже есть слово шляпа, но какая – догадайтесь. - А вы верите, что шляпы бывают живыми? Что может оживить их? - Вот это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке, прочитав рассказ. - Кто автор рассказа, определим из викторины старухи Шапокляк. Работая в группе, определите, из какого прочитанного нами произведения взяты строки? На доске составляют кластер по рассказам Н.Носова. |
Приводят примеры современных головных уборов Читают слова (полубуковки): фуражка, ушанка, шаль, чепчик, колпак, рассказ Читают стих-е, записанное наоборот. Разгадывают шифровку «Живая». Работают в группах, читают эпизод из прочитанного произведения, определяют его название. |
Формулирование темы и задач урока |
- Как же связаны «Живая шляпа» и известная нам фамилия автора Н.Носова? Тема нашего урока: Рассказ Николая Носова «Живая шляпа» - Какие задачи перед собой поставим? |
Под руководством учителя определяют задачи урока: |
Подготовка к первичному восприятию текста |
- Прежде, чем начнем читать рассказ, попробуем объяснить старухе Шапокляк значение данных слов, которые встретятся при чтении. комод - ? кочерга - ? (металлич. инструмент, согнутый на конце, используемый для выгребания углей, перемешивания дров) Треснул - …(ударил, раскололся, лопнул) Плюхнуться - …(упасть, свалиться) |
Сами пытаются объяснить значение слов КОМОД, КОЧЕРГА, проверяют свои предположения со словарем, рассматривают иллюстрацию кочерги. |
Первичное восприятие рассказа |
- Первичное чтение рассказа будем проводить различными приемами. Вы их видите на экране. Смена приемов будет происходить по хлопку. Будьте внимательны при чтении. Чтение рассказа (приемы):
|
Слушают инструкцию Следят за чтением, читают шепотом, слушают чтение. |
Проверка первичного восприятия |
1. Беседа по прочитанному тексту - Понравился ли вам рассказ? - Этот рассказ смешной или страшный? Докажите. - В какие моменты вы улыбались, смеялись? Почему, ведь ребятам было не до смеха? - А как меняется настроение мальчиков? |
Участвуют в диалоге с учителем |
2. Викторина «Внимательный ли ты читатель?» - Шапокляк хочет проверить, как внимательно читали и следили за чтением? Предлагает вам викторину «Внимательный ли ты читатель?» - Как звали кота в рассказе: Борька, Васька, Тишка - Чем стреляли мальчики в шляпу? Морковкой, огурцами, картошкой - Спасаясь от шляпы, мальчики взяли: кочергу, полено, лыжную палку? - Кто первым раскрыл секрет живой шляпы? Володя, Вадик, котенок - Что показалось из-под шляпы: лапа, хвост, уши. Молодцы! - Как вы думаете, кем были Володя и Вадик: трусами, чудаками или фантазерами. - Чтобы разобраться в этом, вновь обратимся к тексту. |
Определяют правильные варианты ответа из вопросов викторины. Рассуждают, кем являются мальчики в рассказе. |
|
Физминутка «Котенок» |
Осторожно, как котенок, |
Имитируют движения котенка |
Повторное обращение к тексту рассказа |
2. Восстановление последовательности событий. Выборочное чтение – работа в группах
- Художник нарисовал иллюстрации к тексту, каждая из которых соответствует одному моменту происходившего действия, а Шапокляк их перепутала. Наша задача – восстановить последовательность событий, подписать словами из текста. Проверим, какие отрывки к иллюстрациям вы подобрали. - Кого же на самом деле испугались ребята? Знали ли об этом мальчики? А читатель? Когда вы узнали? Докажите словами из текста. - Почему автор именно так построил свой рассказ? (чтобы читатели знали, что страх напрасен) - Какое впечатление у вас сложилось о героях? - Что же испытывали мальчики, разгадав секрет живой шляпы? - Сможете теперь объяснить название рассказа? |
Располагают иллюстрации к тексту в правильном порядке, находят отрывки соответствующие иллюстрациям. Работая в группах, ищут отрывки к иллюстрациям, зачитывают их. |
2. Работа над выразительностью чтения (по ролям) - А Шапокляк никак не успокоится, вредничает. Она вырвала отрывки из текста, прочитайте их. - Посмотрите, ведь текст неслучайно поделен на 2 части. Подумайте, с какой интонацией надо читать каждую часть? - Когда человеку страшно, как он говорит? - Но как только ребята решили преодолеть свой страх, вооружились кочергой, палкой: им вроде и страшно, но в тоже время хотят показать обратное. Как надо читать 2 часть? - Сейчас в группах вы попробуете передать состояние мальчишек, читая отрывки по ролям. - Какой группе удалось передать состояние ребят? |
Подготовка к чтению по ролям |
|
3. Творческое задание - Скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики? - Я предлагаю вам пофантазировать. Что такое фантазия? - Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося? Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и что-то накрыло. Вдруг стало… Мне стало… Сердце…» - Пока выполняли задания, группа ребят провела работу по озвучиванию диафильма к рассказу «Живая шляпа», посмотрим, что же получилось? |
Работа в группах – чтение отрывков по ролям |
|
4. Беседа - Итак, как же автор относится к героям? Как вы думаете, когда он писал рассказ, ему было весело? Какой же рассказ «Живая шляпа»? - Вернемся к нашему вопросу: Володя и Вадик – трусы, чудаки или фантазеры? - Какова же главная мысль рассказа? |
Работая в парах, придумывают рассказ котенка другу. Озвучивание диафильма ребятами одной из групп |
|
5. Работа с пословицами к рассказу - Не удалось старухе Шапокляк прервать наш урок. Посмотрите, в ее шляпе остались пословицы. Каждый из вас достанет пословицу и подумает, подойдет ли она к рассказу «Живая шляпа»? - Какие пословицы вы можете назвать? |
Читают пословицы к рассказы |
|
Итог урока |
- Вернемся к поставленным задачам урока: Выяснить почему… - Задачи в ходе урока удалось решить? - Оцените урок и себя в уроке. Перед вами лежат карточки с пунктами, по которым вы должны выставить себе отметки. Я уверена, что ваши отметки будут объективными. - Дополнительные баллы за рассуждения в ходе урока, активную работу ставят себе….. - Каким рассказом дополним кластер на доске? - Я думаю, этот рассказ войдет в число ваших любимых произведений. Наверняка вам захочется прочитать и другие произведения Н.Носова. |
Анализируют свою работу на уроке, выставляют отметки |
Задание на дом |
- А задание будет следующее. Обязательно для всех: подготовить выразительное чтение по ролям отрывка
|
Записывают задание на дом в соответствии со своим желанием |