Урок чтения Н.Носов "Живая шляпа". 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: чтение, литератерное чтение, Н.Носов «Живая шляпа»


Цель урока: создать условия для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух.

Задачи урока:

  • познакомить с новым рассказом Н.Носова "Живая шляпа", учить детей выделять главную мысль, работать со словами самостоятельно и в группах, совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
  • формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение;
  • развивать критическое мышление, память, воображение, речь;

Формировать УУД:

  • Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,
  • Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные: продолжать учиться вычленять основную мысль в тексте, работать над разными видами чтения, над чтения по ролям.

Метапредметные: получат возможность научиться: соотносить иллюстрации с отрывками текста; находить в тексте конкретные сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.

Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Мы услышали звонок,
Он позвал нас на урок.
У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст: Слайд №1
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтоб ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

Мотивация (самоопределение к деятельности)

1. Загадка про Шапокляк

- Сегодня на уроке чтения с нами вновь встретится наша старая знакомая (звучит музыка – песня старухи Шапокляк «Кто людям помогает»), а кто, отгадайте загадку:

Все узнает, все достанет.
Всем мешает и вредит.
У нее подружка – крыска
В дамской сумочке сидит!

Отгадывают загадку про старуху Шапокляк.

2. Предмет в «Чёрном ящике»

- Сегодня на урок старуха Шапокляк пришла не с пустыми руками, принесла с собой чёрный ящик, а что в нем, надо определить.

В черном ящике лежит предмет, который можно надеть на себя, он свидетельствует о благополучном окончании любого дела.
Предмет, без которого старуха Шапокляк не выходит из дома.

Это головной убор.

- Действительно, шляпа свидетельствует об успешном окончании любого дела, не зря говорят «Дело в шляпе».

- А когда так говорят? (все удачно заканчивается)

У чиновников была привычка – класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не потерять их. Считалось, если спрятавший положил дело в шляпу, то оно обязательно будет решено, так как не потеряется.

Определяют по наводящим вопросам, какой предмет лежит в черном ящике.
Слушают историческую справку

3. Происхождение имени старухи Шапокляк

- А вы знаете, почему у Шапокляк такое странное имя?

- Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав этикетку от шляпы.

- Из-за чего у нашей старой знакомой такое имя?

(демонстрирует превращение цилиндра в шляпу Шапокляк)

Читают текст на карточке о происхождении имени старухи Шапокляк.

Актуализация знаний учащихся

1. Обогащение словаря детей

- А какие головные уборы сейчас в моде?

2. Речевая разминка

- Старуха Шапокляк опять мешает нам на уроке, проказничает, посмотрите, какие слова она спрятала? – слайд

- Подумайте, какое слово среди перечисленных «лишнее». Аргументируйте свой ответ.

- Ой, посмотрите, опять проказы старухи Шапокляк. Она умудрилась записать стихотворение совершенно немыслимым образом. Но я уверена, вы справитесь.

- Прочитайте, какое стих-е записала Шапокляк?

- Как человек может использовать шляпу?

- Прочитайте стих-е с ускорением, в темпе скороговорки, выразительно.

- Сегодня мы прочитаем произведение, в названии которого тоже есть слово шляпа, но какая – догадайтесь.

- А вы верите, что шляпы бывают живыми? Что может оживить их?

- Вот это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке, прочитав рассказ.

- Кто автор рассказа, определим из викторины старухи Шапокляк. Работая в группе, определите, из какого прочитанного нами произведения взяты строки?

На доске составляют кластер по рассказам Н.Носова.
- Кто уже догадался, кто автор рассказов?

Приводят примеры современных головных уборов

Читают слова (полубуковки): фуражка, ушанка, шаль, чепчик, колпак, рассказ

Читают стих-е, записанное наоборот.
Работают над выразительностью чтения стих-я. Читают с разной интонацией.

Разгадывают шифровку «Живая».
Участвуют в диалоге с учителем.

Работают в группах, читают эпизод из прочитанного произведения, определяют его название.
Определяют автора рассказов.

Формулирование темы и задач урока

- Как же связаны «Живая шляпа» и известная нам фамилия автора Н.Носова?

Тема нашего урока: Рассказ Николая Носова «Живая шляпа»

- Какие задачи перед собой поставим?

Под руководством учителя определяют задачи урока:
Почему…?
Будем учиться…
Определим главную…

Подготовка к первичному восприятию текста

- Прежде, чем начнем читать рассказ, попробуем объяснить старухе Шапокляк значение данных слов, которые встретятся при чтении.

комод - ?

кочерга - ? (металлич. инструмент, согнутый на конце, используемый для выгребания углей, перемешивания дров)

Треснул - …(ударил, раскололся, лопнул)

Плюхнуться - …(упасть, свалиться)

Сами пытаются объяснить значение слов КОМОД, КОЧЕРГА, проверяют свои предположения со словарем, рассматривают иллюстрацию кочерги.
Подбирают синонимы к словам – треснул, плюхнуться.

Первичное восприятие рассказа

- Первичное чтение рассказа будем проводить различными приемами. Вы их видите на экране. Смена приемов будет происходить по хлопку. Будьте внимательны при чтении.

Чтение рассказа (приемы):

  • аудиозапись
  • за голосом учителя
  • ученики (по ролям)
  • учитель-ученик

Слушают инструкцию

Следят за чтением, читают шепотом, слушают чтение.

Проверка первичного восприятия

1. Беседа по прочитанному тексту

- Понравился ли вам рассказ?

- Этот рассказ смешной или страшный? Докажите.

- В какие моменты вы улыбались, смеялись? Почему, ведь ребятам было не до смеха?

- А как меняется настроение мальчиков?

Участвуют в диалоге с учителем

2. Викторина «Внимательный ли ты читатель?»

- Шапокляк хочет проверить, как внимательно читали и следили за чтением? Предлагает вам викторину «Внимательный ли ты читатель?»

- Как звали кота в рассказе: Борька, Васька, Тишка

- Чем стреляли мальчики в шляпу? Морковкой, огурцами, картошкой

- Спасаясь от шляпы, мальчики взяли: кочергу, полено, лыжную палку?

- Кто первым раскрыл секрет живой шляпы? Володя, Вадик, котенок

- Что показалось из-под шляпы: лапа, хвост, уши.

Молодцы!

- Как вы думаете, кем были Володя и Вадик: трусами, чудаками или фантазерами.

- Чтобы разобраться в этом, вновь обратимся к тексту.

Определяют правильные варианты ответа из вопросов викторины.

Рассуждают, кем являются мальчики в рассказе.

Физминутка «Котенок»

Осторожно, как котенок,
На носочках я пройдусь.
Спинку я прогну немножко,
Распрямлюсь и потянусь.
И из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
А потом свернусь колечком
И усну у теплой печки.

Имитируют движения котенка

Повторное обращение к тексту рассказа

2. Восстановление последовательности событий. Выборочное чтение – работа в группах

- Художник нарисовал иллюстрации к тексту, каждая из которых соответствует одному моменту происходившего действия, а Шапокляк их перепутала.

Наша задача – восстановить последовательность событий, подписать словами из текста.

Проверим, какие отрывки к иллюстрациям вы подобрали.

- Кого же на самом деле испугались ребята? Знали ли об этом мальчики? А читатель? Когда вы узнали? Докажите словами из текста.

- Почему автор именно так построил свой рассказ? (чтобы читатели знали, что страх напрасен)

- Какое впечатление у вас сложилось о героях?

- Что же испытывали мальчики, разгадав секрет живой шляпы?

- Сможете теперь объяснить название рассказа?

Располагают иллюстрации к тексту в правильном порядке, находят отрывки соответствующие иллюстрациям.

Работая в группах, ищут отрывки к иллюстрациям, зачитывают их.

2. Работа над выразительностью чтения (по ролям)

- А Шапокляк никак не успокоится, вредничает. Она вырвала отрывки из текста, прочитайте их.

- Посмотрите, ведь текст неслучайно поделен на 2 части. Подумайте, с какой интонацией надо читать каждую часть?

- Когда человеку страшно, как он говорит?

- Но как только ребята решили преодолеть свой страх, вооружились кочергой, палкой: им вроде и страшно, но в тоже время хотят показать обратное. Как надо читать 2 часть?

- Сейчас в группах вы попробуете передать состояние мальчишек, читая отрывки по ролям.

- Какой группе удалось передать состояние ребят?

Подготовка к чтению по ролям
Выразительное чтение по ролям

3. Творческое задание

- Скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики?

- Я предлагаю вам пофантазировать. Что такое фантазия?

- Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося?

Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и что-то накрыло. Вдруг стало… Мне стало… Сердце…»

- Пока выполняли задания, группа ребят провела работу по озвучиванию диафильма к рассказу «Живая шляпа», посмотрим, что же получилось?

Работа в группах – чтение отрывков по ролям

4. Беседа

- Итак, как же автор относится к героям? Как вы думаете, когда он писал рассказ, ему было весело? Какой же рассказ «Живая шляпа»?

- Вернемся к нашему вопросу: Володя и Вадик – трусы, чудаки или фантазеры?

- Какова же главная мысль рассказа?

Работая в парах, придумывают рассказ котенка другу.

Озвучивание диафильма ребятами одной из групп

5. Работа с пословицами к рассказу

- Не удалось старухе Шапокляк прервать наш урок. Посмотрите, в ее шляпе остались пословицы. Каждый из вас достанет пословицу и подумает, подойдет ли она к рассказу «Живая шляпа»?

- Какие пословицы вы можете назвать?

Читают пословицы к рассказы

Итог урока

- Вернемся к поставленным задачам урока:

Выяснить почему…
Учились читать…
Определили главную мысль…

- Задачи в ходе урока удалось решить?

- Оцените урок и себя в уроке. Перед вами лежат карточки с пунктами, по которым вы должны выставить себе отметки. Я уверена, что ваши отметки будут объективными.

- Дополнительные баллы за рассуждения в ходе урока, активную работу ставят себе…..

- Каким рассказом дополним кластер на доске?

- Я думаю, этот рассказ войдет в число ваших любимых произведений. Наверняка вам захочется прочитать и другие произведения Н.Носова.

Анализируют свою работу на уроке, выставляют отметки

Задание на дом

- А задание будет следующее.

Обязательно для всех: подготовить выразительное чтение по ролям отрывка
На выбор:

  • Дополнить диафильм своим кадром к рассказы
  • «Оживить» предмет по своему выбору
  • Подумать и составить рассказ – «Разговор шляпы и котенка»

Записывают задание на дом в соответствии со своим желанием