Сергей Воронин "Храбрый клоун"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: Сергей Воронин «Храбрый клоун»


Предмет: литературное чтение.

Класс: 2.

Цели урока:

  • Познакомить с писательской деятельностью Сергея Воронина, с его литературной сказкой “Храбрый клоун”.
  • Формировать правильную читательскую деятельность, через обдумывание предстоящего чтения, прогнозирование, осмысление читаемого в процессе и по окончании прочтения.
  • Формировать умение работать самостоятельно, в парах, группах, фронтально.
  • Развивать творческие способности, через задания, обучающие иллюстрированию (словесному, музыкальному); выразительное чтение.
  • Развивать речь, воображение, память, логическое мышление; расширять словарный запас (формировать умение работать с толковым словарём).
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; понимание того, что в любой ситуации необходимо оставаться самим собой – настоящим человеком.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь №1, оценочные листы на каждого ученика, карточки-задания для работы в группе, толковые словари, презентация

Ход урока

I. Орг. момент (слайд 1)

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»

II. Проверка домашнего задания

- Я предлагаю поработать парами. Прочитайте выразительно своему соседу по парте, то стихотворение о зиме, которое вы готовили дома. После чтения оцените работу друг друга и закрасьте один из знаков в оценочном листе.

- Кто из вас думает, что его товарищ очень выразительно прочитал стихотворение, и мы всем классом должны его услышать?

III. Введение в тему урока. (слайд 2)

- Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип. (Клип «Цирк! Цирк! Цирк!»)

- Расскажите о своих эмоциях после просмотра клипа.

- У вас сейчас хорошее настроение? Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

IV. Постановка учебной задачи. (слайд 3, 4, 5, 6)

- Продолжите ряд слов: цирк, дети, весело, смех, … , … (клоун)

- Да, мы познакомимся с произведением о клоуне.

- А кто же автор этого произведения?

- Рассмотрите портреты писателей. Узнайте, кто на них изображён.

- Найдите портрет неизвестного вам человека.

- Это писатель Сергей Воронин. Сергей Алексеевич Воронин родился 13 июля 1913года, в городе Любима. Работал токарем, путейцем, был журналистом. Он пишет о геологах, о рабочих и тружениках деревни, о врачах и инженерах, об учителях и художниках, и конечно, детские рассказы.

- Объясните запись: солдат → клоун.

- Удивительно. Ребята, а как же солдат мог стать клоуном? («Мозговой штурм»)

- Вот сколько версий. Тайна.

- А вам хотелось бы узнать эту тайну?

- Ребята, определите тему нашего урока?

V. Физминутка

В нашем цирке нынче праздник:
Слоники затопали,
Бабочки захлопали,
Зайчики запрыгали,
Мотыльки полетели
И за парты тихо сели.

VI. Речевая разминка (слайд 7)

1) Учебник, стр. 7

2) Упражнение «Горка»

                          КЛО  УН
                    СОЛ            ДАТ
              МАС                       ТЕР
       КРЫ                                    СА
СВЕТ                                             ЛАНА

- Догадайтесь, что это за слова? (Герои произведения)

VII. Словарная работа (слайд 8, 9)

- Прочитайте ключевые слова:

солдат, починить, сшить одежду, клоун готов, воевать, большая крыса, победа.

- О чем же это произведение? Верны ли ваши предположения  узнаете, когда прочитаете текст.

- Вам встретятся незнакомые слова, объясните значение слов, соотнеся их с картинками:

мастерская, литавры, колпак, помпон, мундир.

- Найдите их значение в толковом словаре. (Работа в малых группах по 4 человека)

- Приготовьтесь прочитать вслух.

- Оцените свою работу в малых группах. Изобразите своё настроение в улыбке клоуна (дети выбирают рожицу клоуна)

VII. Физминутка для глаз (слайд 10)

VIII. Комбинированное чтение произведения

- Какие мысли, впечатления возникли у вас во время чтения?

- Совпали ли ваши предположения по определению содержания текста?    

- К какому жанру относится произведение? (сказка) Докажите.

- Где происходят события, описанные в сказке?

- Зачем женщина хотела из солдата сделать клоуна? Зачитать.

- Какую одежду сшил мастер для клоуна?

- Что произошло, когда мастер ушёл домой?

- Что увидел мастер утром, когда пришёл в мастерскую?

IX. Физкультминутка «Стоп-кадр»

Я в мастерской игрушек ночью. Изобразите тех, кого я вижу. Как только скажу «Стоп», замираете. Кукла Светлана, медведи, зайчики, жираф, крыса, клоун-солдат.

X. Групповая работа с текстом

(Группы формируются на уроке. Ученикам предлагаются разные виды работ над текстом, а они выбирают ту работу, что им нравится.)

1 группа

  • Прочитайте предложенные вам пословицы.
  • Подумайте, которые из них передают основной смысл данного литературного произведения.
  • Приготовьтесь представить свою точку зрения на обсуждение класса.
  • Отвага половина спасения.
  • У страха глаза велики.
  • Не спеши языком, спеши – делом.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Делу - время, а потехе - час.
  • Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.

2 группа. (Работа с деформированным картинным планом – иллюстрации к произведению)

  • Внимательно прочитайте рассказ.
  • Рассмотрите иллюстрации. Установите порядок происходящих событий.
  • Разложите иллюстрации в нужном порядке.
  • Сделай подписи к каждой иллюстрации.

3 группа

  • Составьте характеристику главного героя, используя копилку слов.
  • Выскажите своё мнение об этом герое.

4 группа

Чтение по ролям диалога куклы Светланы и солдата-клоуна по рабочей тетради.

Выступление групп.

- Оцените работу каждой группы.

- Оцените работу каждого участника в группе. Изобразите своё настроение в улыбке клоуна (дети выбирают рожицу клоуна)

XI. Итог

- Зачем автор задумал такую историю? Что он хотел сказать?

- Как бы вы поступили на его месте?

- Зависят ли поступки героев от того, в чём он одет?

XII. Рефлексия

- Расскажите о своих эмоциях от урока. Изобразите своё настроение в улыбке клоуна (дети выбирают рожицу клоуна)

XIII. Домашнее задание

- по выбору.

  • Чтение по ролям.
  • Составление «тонких» и «толстых» вопросов к тексту.
  • Пересказ.
  • Сочинить свою сказку об игрушках.