Предмет: литературное чтение.
Класс: 2.
Цели урока:
- Познакомить с писательской деятельностью Сергея Воронина, с его литературной сказкой “Храбрый клоун”.
- Формировать правильную читательскую деятельность, через обдумывание предстоящего чтения, прогнозирование, осмысление читаемого в процессе и по окончании прочтения.
- Формировать умение работать самостоятельно, в парах, группах, фронтально.
- Развивать творческие способности, через задания, обучающие иллюстрированию (словесному, музыкальному); выразительное чтение.
- Развивать речь, воображение, память, логическое мышление; расширять словарный запас (формировать умение работать с толковым словарём).
- Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; понимание того, что в любой ситуации необходимо оставаться самим собой – настоящим человеком.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь №1, оценочные листы на каждого ученика, карточки-задания для работы в группе, толковые словари, презентация
Ход урока
I. Орг. момент (слайд 1)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
II. Проверка домашнего задания
- Я предлагаю поработать парами. Прочитайте выразительно своему соседу по парте, то стихотворение о зиме, которое вы готовили дома. После чтения оцените работу друг друга и закрасьте один из знаков в оценочном листе.
- Кто из вас думает, что его товарищ очень выразительно прочитал стихотворение, и мы всем классом должны его услышать?
III. Введение в тему урока. (слайд 2)
- Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип. (Клип «Цирк! Цирк! Цирк!»)
- Расскажите о своих эмоциях после просмотра клипа.
- У вас сейчас хорошее настроение? Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
IV. Постановка учебной задачи. (слайд 3, 4, 5, 6)
- Продолжите ряд слов: цирк, дети, весело, смех, … , … (клоун)
- Да, мы познакомимся с произведением о клоуне.
- А кто же автор этого произведения?
- Рассмотрите портреты писателей. Узнайте, кто на них изображён.
- Найдите портрет неизвестного вам человека.
- Это писатель Сергей Воронин. Сергей Алексеевич Воронин родился 13 июля 1913года, в городе Любима. Работал токарем, путейцем, был журналистом. Он пишет о геологах, о рабочих и тружениках деревни, о врачах и инженерах, об учителях и художниках, и конечно, детские рассказы.
- Объясните запись: солдат → клоун.
- Удивительно. Ребята, а как же солдат мог стать клоуном? («Мозговой штурм»)
- Вот сколько версий. Тайна.
- А вам хотелось бы узнать эту тайну?
- Ребята, определите тему нашего урока?
V. Физминутка
В нашем цирке нынче праздник:
Слоники затопали,
Бабочки захлопали,
Зайчики запрыгали,
Мотыльки полетели
И за парты тихо сели.
VI. Речевая разминка (слайд 7)
1) Учебник, стр. 7
2) Упражнение «Горка»
КЛО УН
СОЛ ДАТ
МАС ТЕР
КРЫ СА
СВЕТ ЛАНА
- Догадайтесь, что это за слова? (Герои произведения)
VII. Словарная работа (слайд 8, 9)
- Прочитайте ключевые слова:
солдат, починить, сшить одежду, клоун готов, воевать, большая крыса, победа.
- О чем же это произведение? Верны ли ваши предположения узнаете, когда прочитаете текст.
- Вам встретятся незнакомые слова, объясните значение слов, соотнеся их с картинками:
мастерская, литавры, колпак, помпон, мундир.
- Найдите их значение в толковом словаре. (Работа в малых группах по 4 человека)
- Приготовьтесь прочитать вслух.
- Оцените свою работу в малых группах. Изобразите своё настроение в улыбке клоуна (дети выбирают рожицу клоуна)
VII. Физминутка для глаз (слайд 10)
VIII. Комбинированное чтение произведения
- Какие мысли, впечатления возникли у вас во время чтения?
- Совпали ли ваши предположения по определению содержания текста?
- К какому жанру относится произведение? (сказка) Докажите.
- Где происходят события, описанные в сказке?
- Зачем женщина хотела из солдата сделать клоуна? Зачитать.
- Какую одежду сшил мастер для клоуна?
- Что произошло, когда мастер ушёл домой?
- Что увидел мастер утром, когда пришёл в мастерскую?
IX. Физкультминутка «Стоп-кадр»
Я в мастерской игрушек ночью. Изобразите тех, кого я вижу. Как только скажу «Стоп», замираете. Кукла Светлана, медведи, зайчики, жираф, крыса, клоун-солдат.
X. Групповая работа с текстом
(Группы формируются на уроке. Ученикам предлагаются разные виды работ над текстом, а они выбирают ту работу, что им нравится.)
1 группа
- Прочитайте предложенные вам пословицы.
- Подумайте, которые из них передают основной смысл данного литературного произведения.
- Приготовьтесь представить свою точку зрения на обсуждение класса.
- Отвага половина спасения.
- У страха глаза велики.
- Не спеши языком, спеши – делом.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Делу - время, а потехе - час.
- Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
- Живи для людей, поживут и люди для тебя.
2 группа. (Работа с деформированным картинным планом – иллюстрации к произведению)
- Внимательно прочитайте рассказ.
- Рассмотрите иллюстрации. Установите порядок происходящих событий.
- Разложите иллюстрации в нужном порядке.
- Сделай подписи к каждой иллюстрации.
3 группа
- Составьте характеристику главного героя, используя копилку слов.
- Выскажите своё мнение об этом герое.
4 группа
Чтение по ролям диалога куклы Светланы и солдата-клоуна по рабочей тетради.
Выступление групп.
- Оцените работу каждой группы.
- Оцените работу каждого участника в группе. Изобразите своё настроение в улыбке клоуна (дети выбирают рожицу клоуна)
XI. Итог
- Зачем автор задумал такую историю? Что он хотел сказать?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Зависят ли поступки героев от того, в чём он одет?
XII. Рефлексия
- Расскажите о своих эмоциях от урока. Изобразите своё настроение в улыбке клоуна (дети выбирают рожицу клоуна)
XIII. Домашнее задание
- по выбору.
- Чтение по ролям.
- Составление «тонких» и «толстых» вопросов к тексту.
- Пересказ.
- Сочинить свою сказку об игрушках.