Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно.
Н.И.Сладков
Творчество сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева занимает особое место в школьной программе. Необычность стиля, языка и поднимаемые проблемы каждый раз побуждают учителей к новому прочтению его творений.
В начальной школе, точнее в 4 классе, лучше всего вместе с учениками прочитать рассказ «Зачем я убил коростеля?». Работа с этим текстом готовит учеников к средней школе, к восприятию произведений, которые требуют рассуждения и понимания рассуждения как типа речи.
Анализу этого рассказа (это даже не рассказ, скорее эссе – размышления над вопросом, вынесенным в название) посвящено много разработок, поэтому поделюсь некоторыми идеями по проведению таких уроков.
Название произведения отправляет к размышлению. Можно начать с него: предложить ученикам подумать, о чём будет текст, как будет развиваться мысль. Ученики называют несколько причин такого поступка, фиксирую их на доске.
Далее задаю вопрос: в кто такой (что такое) коростель? В словаре говорится: Коросте́ль. Название этой птицы восходит, по всей видимости, к звукоподражательной основе korst. Эта птица производит характерный звук, который и пытается передать звукоподражание.
https://lexicography.online/etymology/%D0%BA/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C
Если послушать, как «поёт» коростель (записи есть в интернете), можно в этом убедиться (возникает ещё одна версия: может, за такое «замечательное» пение герой и убил птичку?)
Текст небольшой, поэтому читаю его целиком, на одном дыхании, чтобы не разрушить целостность восприятия. Потом помолчать, дать время подумать…
Важно понять, как выстраивает рассуждение героя автор. Чтобы в нём разобраться, на первом уроке предлагаю ученикам разделиться на группы: одна ищет доводы в защиту героя, другая – против него. В результате такой работы обнаруживается, что большую часть текста занимает описание коростеля: и как его называют, и где живёт, и как выглядит… - И здесь один шаг до проблемного вопроса: это довод в защиту героя – или в его осуждение? Такое подробное, даже трогательное описание вызывает сочувствие к птице. Но мы его воспринимаем как бы из уст её убийцы… Непонятно.
Кстати, к вопросу о герое: это положительный или отрицательный персонаж? И если отрицательный, может ли он быть назван героем? И кого вообще можно называть героем?
Ещё один вопрос касается изобразительного приёма: чьими глазами мы видим птичку - мальчика или взрослого человека? В этой части урока обращаемся к понятию «герой литературного произведения»: это автор или нет? Разводим понятия «герой» (рассказчик) и «персонаж» (мальчик, участник событий).
Тогда кто из них убивает коростеля, а кто сочувствует птичке? Ребята, наконец, понимают, что сначала мальчик убивает птицу, потом переживает из-за этого и, будучи взрослым человеком, предлагает переживать нам. И теперь, возможно, самый главный вопрос: ЗАЧЕМ?.. – Чтобы мы знали, что будем сожалеть, и не поступали так, как герой. Иначе нам всем будет плохо:
«Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни. Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли. И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке…»
А ещё поработаем с лексикой: какие слова использует рассказчик, по-разному называя коростеля? Ребята с удовольствием находят слова, в которых можно увидеть отношение героя к птице: «живая душа», «тельце», «бродяга»… Особое внимание обращаю на слово «бродяга»: что оно значит? – Тот, кто бродит, скитается, не имеет своего дома.
Почему именно так называет птицу рассказчик?... И возникает целая история жизни дергача, которую мы восстанавливаем вслед за текстом. При желании и наличии дополнительного времени можно проследить путь этой птицы по карте, отметив город во Франции с гербом коростеля.
На сайте, посвящённом французской геральдике нашла такой герб исторической провинции Онис (https://geraldika.ru/symbols/5607):
На следующем уроке предлагаю разделить класс на 4 группы. Первой группе (послабее) дать задание нарисовать этот герб и представить рассказ о коростеле по заранее составленному плану:
- описание коростеля;
- место обитания птицы;
- миграция дергачей (работаем с понятием «миграция»);
- дополнительный материал о том, чем птица питается, какие звуки издаёт и др.
Остальным группам предлагаю поискать в тексте упоминание других птиц (соловей, жаворонок). Найти в произведении информацию о них и добавить недостающую, привлекая другие источники, вплоть до записей пения каждой птицы. После чего нужно будет придумать и нарисовать герб с изображением этих птиц.
Участникам последней группы («сильной») предстоит самим определиться в предмете исследования: это может быть птица, самая популярная в их местности (воробей, ласточка, ворона и др. по выбору).
Финалом работы станет выставка-представление птиц, где каждая группа представляет какую-то птицу по определённому плану. Это будет наглядный материал: фотографии птицы, её изображение на гербе (детский рисунок); фактический материал (устный рассказ или фиксированный на постере, или то и другое); звуковая информация (запись пения).
Дополнить финальное мероприятие можно подборкой стихотворений о птицах, о природе, собственными сочинениями и т.п.
Такие уроки
- развивают способность думать, рассуждать;
- учат понимать прочитанный текст и искать информацию в нём по заданному вопросу (выборочное чтение);
- учат выявлять скрытые смыслы;
- развивают творческие способности;
- способствуют развитию навыка работы в группе;
- расширяют кругозор;
- учат ценить «живую душу» даже в таком маленьком созданье природы, что очень важно в эпоху экологических катастроф.