Литература
-
Анализ афиши – пролог к изучению драматургического произведения 2008
Работа над произведением драматургии в средней школе сложна уже потому, что чтение драматургического произведения требует особой техники и зиждется на особом восприятии художественного слова. Как возбудить интерес школьников к произведениям драматургии? Как привить любовь к чтению довольно сложных произведений: комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль", комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", драмы А.Н. Островского "Гроза", пьесы Горького "На дне"? Первым шагом на пути постижения драматургического произведения, на мой взгляд, является аналитическое чтение афиши.
-
"Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры 2008
Представлена статья "Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры. Материалы данного урока можно использовать на заключительном уроке по творчеству Пушкина в 9-м классе, при изучении темы "Русская культура XIX века" по МХК, во внеклассной работе по литературе.
-
Урок-презентация "Художественные открытия Серебряного века русской культуры" 2008
Данный материал урока литературы рассчитан на 2 часа. Основная цель его: раскрыть направления художественной культуры (музыка, живопись, литература) Серебряного века; выделить особенности каждого направления; заострить внимание учеников на поисках нового языка, новых образов и идеалов в искусстве и культуре; повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века.
-
Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова в стихотворении "Тучи" 2008
Лирика действительно требует сопереживания - в этом ее сила и в этом же трудность ее чтения. В лирике М.Ю. Лермонтова символ часто выступает как ядро художественной структуры, как характерная примета его поэтики. Вникая в небольшое по объему стихотворение, мы убеждаемся, как много общечеловеческого смысла в нем.
-
Методическая разработка урока литературы "Приключение на Блудовом болоте". Игра-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2008
Урок носит интегрированный характер, что дает возможность учащимся проверить свои знания не только в области литературы, но и географии, биологии, ОБЖ. Отвечая на вопросы каждого этапа, ученики демонстрируют знание текста произведения, его стилистических особенностей; умение проводить языковой анализ, создавать свои тексты на основе исходного.
-
Урок литературы в 8-м классе "Как большой любитель жить, выжил я, ребята!" (по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин") 2008
Урок литературы в 8-м классе по теме «Как большой любитель жить, выжил я, ребята!» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»). Уроки русской литературы – уроки гуманизма и патриотизма, где идёт непрерывный процесс воспитания любви к человеку, своему родному краю и Отечеству, пробуждения интереса к историческому прошлому страны и её народу. Такова цель представленного урока-диалога.
-
Разработка урока литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Золотая латынь" 2008
Применение технологии критического мышления на уроках литературы представляет собой одну из педагогических технологий, позволяющих формировать познавательные способности учащихся. Также её применение является способом поддержки мотивированных к литературе учащихся, которые получают возможность овладения методами самостоятельной научной и творческой работы, признания способностей и осуществления профессионального самоопределения.
-
Петербург в русской поэзии XVIII — начала XX века 2008
Тема Петербурга возникла в русской поэзии почти сразу после основания города. Его судьба осмыслялась крупнейшими художниками в связи с судьбой страны, с главными социальными вопросами русской жизни. На уроке прослеживается тема развития Петербурга, как менялся образ города в зависимости от "бега времени".
-
"Пенится березами мой край" (образ березы в живописи, поэзии и музыке). Открытый урок по литературе в 11-м классе 2008
Образ березы в живописи, поэзии и музыке. Открытый урок по литературе в 11-м классе.
-
Урок по литературе по теме «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французкого"» (6-й класс, программа Коровиной В.Я) 2008
Данная работа содержит конспект урока по предмету литература по теме "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"" (6-й класс, программа В.Я. Коровиной), с использованием ИКТ-технологий (компьютерная презентация, созданная в программе Power Point). Специфика содержания и структура предмета требует широкого применения методов, которые способствуют активизации мышления учащихся, развитию их познавательных способностей и самостоятельности, умения применять знания на различных этапах обучения.
-
Литературная гостиная: "Лермонтов на Кубани" 2008
Литературная гостиная — особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью погружаются в атмосферу того времени, о котором идёт речь, с интересом, принимают участие в проведении урока. Литературная гостиная знакомит с пребыванием М.Ю. Лермонтова на Кубани. Материалом для гостиной послужили тексты ведущих, основанные на историко-краеведческом материале, стихотворения М.Ю. Лермонтова, заочная экскурсия в Дом-музей поэта.
-
Урок чтения и развития речи 2008
Урок чтения и развития речи проведён в форме игры-путешествия в царство Зимы. Проведение нетрадиционных уроков в коррекционной школе способствует активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников с особыми образовательными потребностями. Для достижения поставленных целей урока применялись коллективные и самостоятельные виды работ, различные приёмы для совершенствования навыков беглого выразительного чтения.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Только мы – лицо нашего времени" 2008
Вашему вниманию предлагается ход урока литературы в 11-м классе на тему "Русский футуризм".
-
Конспект урока по литературе «Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"» 2008
Предлагается конспект урока по литературе "Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"". Предложенный материал может быть использован на уроках литературы и служить источником принципов, опираясь на которые, можно самостоятельно проанализировать текст.
-
Урок-практикум по литературе в 5-м классе на тему "Страна березового ситца" в стихах С.Есенина 2008
Представлен сценарий урока литературы в пятом классе на тему "Страна березового ситца". Для того, чтобы поэзия Есенина стала детям ближе, в рамках урока ребята знакомятся с некоторыми эпизодами из жизни поэта. В этом учителю помогают ученики-чтецы, подготовленные заранее.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему «Сергей Есенин — певец и глашатай "Златой Руси"» 2008
Представленный урок - первый в системе уроков по творчеству С.Есенина. Поэтому учитель проводит его так, чтобы максимально затронуть умы и души обучающихся, чтобы сразу заинтересовать их творчеством и личностью поэта. Отсюда нетрадиционная форма урока. Он задуман и проведен в виде театра одного актера на фоне ролевой игры.
-
Урок чтения и развития речи 2008
Данная работа представляет собой разработку урока в форме игры "Что? Где? Когда?". Это обобщающий урок по теме "Произведения русской литературы XIX века". На данном уроке повторяются произведения, изученные в данном разделе, дети должны определять жанр произведений, строить свой ответ самостоятельно по плану, данному учителем. На уроке создаются такие ситуации, в которых у ученика интенсивно работают психические функции по решению педагогических задач.
-
Урок — защита проекта на тему "Пейзажная лирика. Зима" 2008
Вашему вниманию предлагается ход урока литературы на тему "Пейзажная лирика. Зима".
-
Образовательный проект, направленный на развитие мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках литературы 2008
Представлен образовательный проект "Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках литературы". Участие в реализации проекта принимают учащиеся 10–11-х классов. Проект реализуется на уроках литературы и состоит из двух частей (в 10-м классе – 24 часа, в 11-м классе – 25 часов).
-
Интегрированный "Урок-путешествие в Москву" 2008
Урок-путешествие можно провести по городам, странам, музеям, выставкам, историческим, литературным местам, можно заглянуть в творческую лабораторию того или иного выдающегося человека. Путешествовать можно на разных видах транспорта. Такие уроки помогают выработать навык работы с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Предлагается один из таких уроков урок-путешествие в Московский Кремль.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Н.Н. Куратовой "Волшебный цветок" 2008
Урок направлен на раскрытие и обсуждение нравственных проблем рассказа. Учащиеся делают выводы о языке писательницы и об отношении людей к родному краю, что способствует решению познавательных и развивающих целей урока. Проводится словарная работа, которая помогает развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.
-
Преподавание литературы. Урок внеклассного чтения "Где родился каравай" 2008
Урок внеклассного чтения для учащихся 4–5-х классов "Как родится каравай". Данный урок проводился в рамках методической недели "К нам в гости книга пришла" после прочтения книги "Где родится каравай", созданной писателями и журналистами Ставрополья. Цель урока: рассказать о труде хлебороба, цене хлеба и об отношении к нему; научить детей ценить труд и то, что этим трудом создано.
-
Урок с использованием технологии РКМ4П по теме "Геннадий Машкин. «Один ответ»" 2008
Урок разработан по технологии критического мышления с использованием таких приемов, как кластер, чтение с остановками, дневники. Триединая дидактическая цель урока — провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа; развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся; воспитывать бережное и ответственное отношение ко всему живому.
-
Интегрированный урок (литература + химия) "Что есть красота и почему ее обожествляют люди?" (Н.Заболоцкий) 2008
На уроке использована групповая работа. Группы учащихся сформированы перед началом урока. Перед тем как зайти в кабинет, каждый выбрал геометрическую фигуру, и этим самым определил роль, которую он будет выполнять в своей группе. Учащимся было предложено разработать законы красоты, дополнив высказывания. План действий учениками был выполнен в виде лепестков цветка.
-
Информационные технологии на уроках литературы 2008
Одна из самых сложных тем в 9-м классе – любовная лирика А.С. Пушкина. Как помочь ученикам понять всю сложность переживаний, все богатство чувств поэта? Я выбрала форму урока с использованием компьютера, ребята готовили материал по группам. Заранее была предложена тема и форма работы. Наш урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви, потому что любовь – это источник поэзии.
-
"В поисках сокровищ" (урок внеклассного чтения в 5-м классе по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") 2008
Это произведение выбрано с целью, привлечь учащихся к чтению художественной литературы. У них во время урока формируются навыки составления плана, пересказа текста, развиваются творческие способности (инсценирование эпизодов), активизируется мыслительная деятельность. Так же ребята учатся отличать добро от зла, хорошие поступки от плохих, взаимопомощи. Они становятся участниками событий, благодаря иллюстрациям к роману, ими созданными.
-
Тест по рассказу В.Ф. Одоевского "Игоша" 2008
Урок построен с применением технологии формирования типа правильной читательской деятельности, которая лежит в основе уроков литературы образовательной системы «Школа-2100». Этапов работы с текстом три: до чтения, во время чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность шагов. Данная технология дает возможность научить школьников творческому чтению, восприятию произведения как эстетического явления.
-
Разработка урока литературы по комплексу "Вокруг тебя мир…", 6-й класс. "Отомстить обидчику или удержаться от этого желания" (по рассказу В.Солоухина "Мститель") 2008
Урок литературы, позволяющий проследить, какие чувства овладевают обиженным человеком, от чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? В предлагаемом уроке используются ИКТ, составление киносценария, который развивает зрительное воображение ученика. В приложение к уроку даны слайды.
-
"С жаждой настоящей правды…" (урок внеклассного чтения по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова) 2008
Подробный сценарий урока внеклассного чтения по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие по литературе, физике, географии "Российскою землей рожденный…", посвященное жизни и деятельности М.В. Ломоносова 2008
Представлен сценарий театрализованного мероприятия, посвящённого жизненному пути и научным открытиям М.В. Ломоносова. В сценарии сделан акцент на основные события в жизни великого учёного, его научные открытия в области физики, географии, работы со словом. Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою страну, малую родину, великих земляков. Работа над реализацией данной формы способствует развитию творческих способностей учащихся, позволяет погрузиться в историческую эпоху, усвоить материал, стать активными участниками событий.