Литература
-
"Город Лицей на 59-м градусе северной широты" (литературный вечер по творчеству А.С. Пушкина) 2008
В работе представлен сценарий литературного вечера по творчеству А.С. Пушкина. Материал содержит сведения, позволяющие учащимся познакомиться с периодом обучения Пушкина в Лицее Царского Села, так как именно этот период вызывает неподдельный интерес у подростков.
-
Конспект урока по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова" 2008
Могуч и величествен горный Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии. Богатства его недр неисчислимы: медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле. Творческий труд славных русских мастеров-умельцев - основная тема творчества П.Бажова.
-
Конспект урока русской литературы в 11-м классе "Нам бы про душу не забыть…" (по рассказу В.М. Шукшина "Чудик") 2008
Данный урок входит в систему уроков по творчеству В.М. Шукшина в 11-м классе. Предварительно учащиеся знакомятся с биографией В.М. Шукшина. Для глубокого анализа взят один рассказ, позволяющий представить своеобразие шукшинских героев. Урок предполагает предварительную работу учащихся (создание небольшого видеофильма, иллюстраций к произведению, работу над выразительным чтением). Вопросы для обсуждения подобраны таким образом, чтобы ученик смог выразить своё мнение, поделиться жизненными наблюдениями.
-
Литературная викторина по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2008
Викторина ориентирована на учащихся 8-го класса, изучивших комедию Н.В. Гоголя "Ревизор", и проводится обычно на заключительном уроке. Мероприятие можно проводить как внеклассное. В игре участвуют две команды. В роли жюри может выступать учитель. Круг вопросов, обсуждаемых в процессе викторины, достаточно широк - это история написания и постановки пьесы, словарная работа, цитирование, характеристика персонажей пьесы. Подобная форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к изучению русской литературы.
-
Урок внеклассного чтения. Устный журнал "Поэты пушкинской поры" 2008
Урок внеклассного чтения проводится в форме устного журнала из трёх страниц «Поэты пушкинской поры» и знакомит учащихся с жизнью и творчеством К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского. В заключение делается вывод, какой вклад в русскую национальную литературу внесли поэты пушкинской поры и чем их поэзия близка современному читателю.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина "Мститель" 2008
Разработку урока можно использовать при изучении курса литературы в 5-м классе по программе Г.И. Беленького. Данная разработка будет интересна учителям, ориентированным на развитие познавательной активности учащихся.
-
Многоликость Добра и Зла (урок литературы по повести К.Льюиса "Племянник Чародея") 2008
На материале сказочной повести в процессе беседы семиклассники учатся оценивать поступки своих сверстников; пытаются размышлять над такими морально-философскими категориями, как Добро и Зло, Благородство и Бесчестие, Самопожертвование во имя счастья других и Эгоизм. На протяжении урока еще раз будет прослежена мысль, что литература отдельной страны находится в тесной взаимосвязи с идеями, героями литератур других стран. Материал повести позволил вспомнить произведения Рабле "Гарантюа и Пантагрюэль", Вл.Крапивина "Мальчик со шпагой", Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", М.Метерлинка "Синяя птица".
-
Открытый урок по детской литературе с практикумом по выразительному чтению по теме "Литература первой половины XIX века. И.А. Крылов" 2008
Заинтересовать студентов педагогического колледжа творчеством Ивана Андреевича Крылова пытаюсь через использование заданий творческого характера и повышенной трудности. В данной разработке преследуется цель формировать у студентов научного подхода к работе с детьми начальной школы в условиях основной общеобразовательной школы; связать практику пробных уроков с исследовательской деятельностью студентов.
-
Нравственное воспитание учащихся 2008
Мультимедийное сопровождение к уроку русского языка для 6-го класса по теме "Словообразование. Морфемные способы образования новых слов" выполнено в программе Power Point и представляет собой мультимедийную презентацию, состоящую из 22 слайдов. Слайды расположены последовательно в соответствии с планом урока.
-
Три урока по Шукшину 2008
Ложные и истинные праздники героев В.М. Шукшина. В рассказах "Степка", "Распас", "Сапожки", "Беспалый", "Сураз" и др. автор поднимает проблему маленьких, ненастоящих праздников людей, живущих для себя, для своего удовольствия, и широких праздников души, праздников любимых героев.
-
Анализ афиши – пролог к изучению драматургического произведения 2008
Работа над произведением драматургии в средней школе сложна уже потому, что чтение драматургического произведения требует особой техники и зиждется на особом восприятии художественного слова. Как возбудить интерес школьников к произведениям драматургии? Как привить любовь к чтению довольно сложных произведений: комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль", комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", драмы А.Н. Островского "Гроза", пьесы Горького "На дне"? Первым шагом на пути постижения драматургического произведения, на мой взгляд, является аналитическое чтение афиши.
-
"Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры 2008
Представлена статья "Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры. Материалы данного урока можно использовать на заключительном уроке по творчеству Пушкина в 9-м классе, при изучении темы "Русская культура XIX века" по МХК, во внеклассной работе по литературе.
-
Урок-презентация "Художественные открытия Серебряного века русской культуры" 2008
Данный материал урока литературы рассчитан на 2 часа. Основная цель его: раскрыть направления художественной культуры (музыка, живопись, литература) Серебряного века; выделить особенности каждого направления; заострить внимание учеников на поисках нового языка, новых образов и идеалов в искусстве и культуре; повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века.
-
Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова в стихотворении "Тучи" 2008
Лирика действительно требует сопереживания - в этом ее сила и в этом же трудность ее чтения. В лирике М.Ю. Лермонтова символ часто выступает как ядро художественной структуры, как характерная примета его поэтики. Вникая в небольшое по объему стихотворение, мы убеждаемся, как много общечеловеческого смысла в нем.
-
Методическая разработка урока литературы "Приключение на Блудовом болоте". Игра-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2008
Урок носит интегрированный характер, что дает возможность учащимся проверить свои знания не только в области литературы, но и географии, биологии, ОБЖ. Отвечая на вопросы каждого этапа, ученики демонстрируют знание текста произведения, его стилистических особенностей; умение проводить языковой анализ, создавать свои тексты на основе исходного.
-
Урок литературы в 8-м классе "Как большой любитель жить, выжил я, ребята!" (по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин") 2008
Урок литературы в 8-м классе по теме «Как большой любитель жить, выжил я, ребята!» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»). Уроки русской литературы – уроки гуманизма и патриотизма, где идёт непрерывный процесс воспитания любви к человеку, своему родному краю и Отечеству, пробуждения интереса к историческому прошлому страны и её народу. Такова цель представленного урока-диалога.
-
Разработка урока литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Золотая латынь" 2008
Применение технологии критического мышления на уроках литературы представляет собой одну из педагогических технологий, позволяющих формировать познавательные способности учащихся. Также её применение является способом поддержки мотивированных к литературе учащихся, которые получают возможность овладения методами самостоятельной научной и творческой работы, признания способностей и осуществления профессионального самоопределения.
-
Петербург в русской поэзии XVIII — начала XX века 2008
Тема Петербурга возникла в русской поэзии почти сразу после основания города. Его судьба осмыслялась крупнейшими художниками в связи с судьбой страны, с главными социальными вопросами русской жизни. На уроке прослеживается тема развития Петербурга, как менялся образ города в зависимости от "бега времени".
-
"Пенится березами мой край" (образ березы в живописи, поэзии и музыке). Открытый урок по литературе в 11-м классе 2008
Образ березы в живописи, поэзии и музыке. Открытый урок по литературе в 11-м классе.
-
Урок по литературе по теме «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французкого"» (6-й класс, программа Коровиной В.Я) 2008
Данная работа содержит конспект урока по предмету литература по теме "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"" (6-й класс, программа В.Я. Коровиной), с использованием ИКТ-технологий (компьютерная презентация, созданная в программе Power Point). Специфика содержания и структура предмета требует широкого применения методов, которые способствуют активизации мышления учащихся, развитию их познавательных способностей и самостоятельности, умения применять знания на различных этапах обучения.
-
Литературная гостиная: "Лермонтов на Кубани" 2008
Литературная гостиная — особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью погружаются в атмосферу того времени, о котором идёт речь, с интересом, принимают участие в проведении урока. Литературная гостиная знакомит с пребыванием М.Ю. Лермонтова на Кубани. Материалом для гостиной послужили тексты ведущих, основанные на историко-краеведческом материале, стихотворения М.Ю. Лермонтова, заочная экскурсия в Дом-музей поэта.
-
Урок чтения и развития речи 2008
Урок чтения и развития речи проведён в форме игры-путешествия в царство Зимы. Проведение нетрадиционных уроков в коррекционной школе способствует активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников с особыми образовательными потребностями. Для достижения поставленных целей урока применялись коллективные и самостоятельные виды работ, различные приёмы для совершенствования навыков беглого выразительного чтения.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Только мы – лицо нашего времени" 2008
Вашему вниманию предлагается ход урока литературы в 11-м классе на тему "Русский футуризм".
-
Конспект урока по литературе «Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"» 2008
Предлагается конспект урока по литературе "Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"". Предложенный материал может быть использован на уроках литературы и служить источником принципов, опираясь на которые, можно самостоятельно проанализировать текст.
-
Урок-практикум по литературе в 5-м классе на тему "Страна березового ситца" в стихах С.Есенина 2008
Представлен сценарий урока литературы в пятом классе на тему "Страна березового ситца". Для того, чтобы поэзия Есенина стала детям ближе, в рамках урока ребята знакомятся с некоторыми эпизодами из жизни поэта. В этом учителю помогают ученики-чтецы, подготовленные заранее.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему «Сергей Есенин — певец и глашатай "Златой Руси"» 2008
Представленный урок - первый в системе уроков по творчеству С.Есенина. Поэтому учитель проводит его так, чтобы максимально затронуть умы и души обучающихся, чтобы сразу заинтересовать их творчеством и личностью поэта. Отсюда нетрадиционная форма урока. Он задуман и проведен в виде театра одного актера на фоне ролевой игры.
-
Урок чтения и развития речи 2008
Данная работа представляет собой разработку урока в форме игры "Что? Где? Когда?". Это обобщающий урок по теме "Произведения русской литературы XIX века". На данном уроке повторяются произведения, изученные в данном разделе, дети должны определять жанр произведений, строить свой ответ самостоятельно по плану, данному учителем. На уроке создаются такие ситуации, в которых у ученика интенсивно работают психические функции по решению педагогических задач.
-
Урок — защита проекта на тему "Пейзажная лирика. Зима" 2008
Вашему вниманию предлагается ход урока литературы на тему "Пейзажная лирика. Зима".
-
Образовательный проект, направленный на развитие мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках литературы 2008
Представлен образовательный проект "Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках литературы". Участие в реализации проекта принимают учащиеся 10–11-х классов. Проект реализуется на уроках литературы и состоит из двух частей (в 10-м классе – 24 часа, в 11-м классе – 25 часов).
-
Интегрированный "Урок-путешествие в Москву" 2008
Урок-путешествие можно провести по городам, странам, музеям, выставкам, историческим, литературным местам, можно заглянуть в творческую лабораторию того или иного выдающегося человека. Путешествовать можно на разных видах транспорта. Такие уроки помогают выработать навык работы с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Предлагается один из таких уроков урок-путешествие в Московский Кремль.