Интегрированный урок русской литературы в 11-м классе "Любить – значит жить жизнью другой" (музыкальное изложение)

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Расширить и углубить знания учащихся по любовной лирике С. Есенина.
  2. Продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств.
  3. Уметь строит текст.
  4. Познакомить учащихся с несколькими текстами о любви братьев наших младших.
  5. Эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – музыка.

Для проведения урока использовались:

тексты

  • “Баллада о собаке”;
  • “ Дружба”;
  • “Лебединая верность”;
  • “Верность”, “ Орёл и змея”.

аудиозаписи:

  • С. Ротару “Лебединая верность”;
  • Н. Басков “Два крыла”.

высказывания: о любви, о верности.

ХОД УРОКА

I. Проблемное начало.

Запишите в два столбика слова, относящиеся к слову любовь. Левый столбик – положительные, а правый – отрицательные:

+
верность
честность
доброта
улыбка
испытание
взаимопонимание
согласие
предательство
обман
зло
слёзы
разлад
месть
утрата

- Всё все в жизни начинается со слова “любовь”. Появляется на свет ребенок, благодаря любви. Малыш начинает любить свою маму, затем папу, брата, сестру, шоколад, школу. Не смущайтесь этого слова.

- Вспомните примеры из любвиобильной лирики С.А. Есенина (“Шаганэ, ты мая, Шаганэ”, “Письмо матери”).

- Обратите внимание на высказывании о матери, о сыновьем долге.

О матери

“ Есть на свете сердце, любовь которого не имеет преград”
“ Есть на свете существо, у которого мы всегда в долгу – это мать”
Н.Островский

II. Близость к природе – духовное богатство человека.

- В нём богатство человека? (Богатый, богатырь, спасибо – спаси бог)

- Неразделимое понятие Родина и Мать. (Чтение стихов Есенина о Родине, о доме, о животных, о деревьях, обо всём, что находится на ней и внутри её)

- Можно ли считать С.Есенина патриотом?   (Несомненно, С.Есенин – истинный патриот своей родины)

- А что такое “Родина”? (Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком, и все в ней для нас родное. Матерью называем её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила водами, выучила своему языку как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов)

(По К.Ушинскому)

- А какая связь между словом “Родина” и “любовь”? (Не разделимая, прочная)

- Какие общие слова можно применять к этим словам? (Нежность, верность, преданность, терпение, забота, долг, уважение, понимание, сохранность)

- Относятся ли эти слова только к людям или к другому животному растительному миру? (Голуби, кошки, собаки, лошади)

III. Работа по текстам.

Баллада о собаке.

Отара овец спускалась с гор, с летних пастбищ, на зимовку в низины. На полдороге старший чабан вдруг обнаружил, что нет лучшей сторожевой собаки.

- Карабаш! – позвал чабан собаку. Эхо отдавалась в горах, а собака не отзывалась.

- Наверное, издохла. – подумал чабан. Собака, чувствуя свою кончину, уходит от хозяина.

Погоревал, погоревал чабан, а там и забылось. Через несколько дней после пропажи собаки чабан не нашёл своей бурки. Должно быть, позабыл на летней стоянке. Чабан пожалел о бурке. Ранней весной колхозное стадо снова поднялась в горы, на летний отгон и здесь чабан увидел свою бурку, а возле неё Карабаша, попавшую собаку. Чабан понял всё: собака осталась сторожить бурку.

(По Л.Гурунцу)

- А как мы относимся к миру, окружающему нас? (Сообщение о жестокости человека, отрывок из фильма “Отец солдата” об отношении грузинского солдата к винограднику)

IV. Мир вокруг нас.

Сообщение газетного материала. Японские учёные провели опыт и убеждены в том, что мир вокруг нас, живой, нас слышит и понимает нашу любовь.

В две банки положили две одинаковых количества риса. Одной банке говорили всегда хорошие слова, хвалили, признавались в любви. Другой банке говорили только плохие, отрицательные слова. В банке, где постоянно говорили хорошие слова, рис оказался белым рассыпчатым. В другой же банке рис весь почернел.

- К чему может привести жестокость, безнравственность человека? Представьте себе, что вы просыпаетесь, а вокруг…

Какое чувство охватывает вас? (Ужас, страх, утрата)

V. Рассказ “Лебединая верность”.

Белоснежный лебедь

Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно синей гладкой поверхности воды.

Белоснежный лебедь Несколько лет тому назад через край пролетела стая лебедей. Лебеди отдыхали на маленьком озере возле деревни.

Лебедь – одна очень сильная и храбрая птица. Он смело вступает в бой не только с хищными птицами, но и с лисицами и собаками. Ударами своих огромных крыльев и клюва лебедь способен даже убить их.

В начале июня у лебедей выводятся птенцы. Но как они не похожи на родителей. Ты помниш сказку Андерсена “Гадкий утенок”? Вот какими нескладными и некрасивыми появляются на свет лебедята. Они грязно серого цвета, неуклюжи и беспомощны – первые дни не могут ничего есть. Не беда. Потом из них вырастут красивые, гордые птицы.

(К концу урока дети нарисовали эту прекрасную птицу)

Лебедь

Летели над тайгой лебеди. Два лебедя отделились от стаи. Они опустились у озера. Это видел лесник. Он наблюдал за лебедями. Наступили холодные дни. Пошёл снег.

Однажды ночью разыгрался вьюга. Утром она утихла. Лесник разыскал лебедей. Но они уже погибали от мороза.

Лесник принёс их домой. У лебедки было переломлено крыло. У лебедя оба крыла были целые. Внук лесника спросил: - Почему не улетел здоровый лебедь? Лесник ответил ему одним словом: - Верность.

Лебединая верность

Было раннее утро. Лебеди плавали, чистили крылья и громко кричали. Когда люди проснулись, они не разрешили детям подходить близко к озеру, чтобы не испугать стаю. Дети приносили хлеб и издали бросали его птицам.

Лебеди переночевали и рано утром на следующий день, когда все ещё спали, собрались в путь. Они улетели бы так же тихо, как и прилетели, если бы не выстрел, неожиданно разорвавший тишину. Испуганные птицы поднялись в воздух, а на берегу осталась подстреленная птица. Но не успела стая улететь, как от неё отделился один из лебедей. Вернувшись, он долго летал над убитой подругой. И люди впервые услышали странный крик, который без слёз нельзя было слушать. Потом лебедь улетел.

Человека, стрелявшего в птицу, судили.

Может быть, этот случай и забыли, но ровно через год, день в день, час в час, прилетел на озеро лебедь. Он был один. Он пел ту же грустную песню. И все поняли, что это была лебедь, потерпевший здесь свою подругу.

Вот уже четвертую осень он прилетает сюда… Люди привыкли к нему, ждут его. Ему бросают пищу. Он помнит выстрел. И все – таки прилетает.

VI. Прослушивание аудиозаписи в исполнении С. Ротару “Лебединая верность” и песню Н.Баскова “Два крыла”.

VII. Составление плана к изложению.

План

1. Бог – это любовь и совесть человека.

2. Человек – дитя природы.

3. Природа – это книга, которую надо прочитать и понять.

4. Предназначение человека на земле.

5. Пойми живой язык природы, – и скажешь ты: прекрасен мир!

6. Где явился человек, там природа должна воссоздаваться трудом человека.

VIII. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы увидели, как с помощью слов и музыки можно передать, что человек это дитя природы.

Творческие работы учеников

Полатова Дилором – ученица 11"Б" класса.

Есть необыкновенно красивое, душераздирающее слово “любовь”. Каждый день, каждый миг мы чувствуем присутствие любви вокруг. Как не любить то “существо, у которого мы всегда в долгу за бессонные ночи, за необъяснимую материнскую любовь! Как не любить то “сердце, юбовь которого не имеет преград”

А любовь к Родине?! Ведь прав был герой из фильма “В бой идут одни старики” Маэстро: “В бой идем – с любовью к Родине. Бьём фашистов – с любовью к Родине!” Если есть любовь, есть и мир, и согласие, и процветание.

Исоходжаев Фарход – ученик 11-го класса.

Любовь – это такое чувство, которое заставляет стремиться к лучшему.

Земля от юга и до севера,

На запад или на восток.

Нужнее всего одна профессия,

Одна лишь должность – Человек!

Человек – дитя природы. А природа – это книга, которую надо прочитать и понять. История, которую мы прослушали в песне С.Ротару, очень печальная истина. Мы становимся свидетелями кощунства людей над природой, над живыми существами. Я призываю всех: “Берегите природу! Лелейте, не причиняйте зла!”