Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством красноярского писателя Ивана Ивановича Пантелеева.
- познакомить с произведением И.И.Пантелеева «Чужой»
- выделить и сформулировать тему, идею и основную проблему рассказа
- создать условия для участия учащихся в диалоге по прочитанному произведению
Задачи урока:
Образовательные: помочь учащимся понять нравственную проблему рассказа «Чужой», идею произведения, выявить авторскую позицию, проанализировать художественное произведение; научить вступать в диалог с писателем (на основе художественного текста); учить сопоставлять, сравнивать (эпизоды, героев, поступки персонажей) и делать выводы; работать со словом; научить прогнозировать поступки героев.
Развивающие: развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление; навыки устной речи, формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края.
Воспитательные: воспитывать в учащихся чувство сотрудничества, уважения к друг другу
( работа в группах); воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к творчеству писателей Красноярского края.
Ход урока
1.Урок начинается с кратких биографических сведений о писателе И.И.Пантелеева (на слайдах). Учитель очень коротко знакомит учащихся с его биографией и говорит о том, кто является главными героями рассказов И.И.Пантелеева.
2. Коллективное разгадывание кроссворда «Отгадай ключевое слово».
Вопросы кроссворда связаны с основными событиями и главными героями рассказа «Чужой». Учитель сначала зачитывает определённый отрывок из рассказа, в котором говорится об определённом событии или персонаже, а потом задаёт вопрос. Использование кроссворда помогает детям быстро проверить свои знания по содержанию художественного произведения. Кроссворд оформлен на слайдах.
Ключевым словом является слово «чужой». Отгадывание этого слово позволяет перейти к работе со словом (лексическое значение, синонимы) и к следующему этапу урока.
3. Обращение к тексту рассказа.
Чтение учителем отрывка из произведения. В этом отрывке звучит слово «чужой», так называет себя главный герой рассказа.
4. Создание проблемной ситуации.
Ребятам предлагается подумать о том, чего не понимает главный герой рассказа.
- Почему чужой?
- Что не так?
- У кого что-то не так: у Лёньки или у взрослых?
- Что волнует автора рассказа?
Ребята высказывают свои мнения, и в ходе рассуждений формулируется проблема рассказа и тема урока «Что не так у взрослых и поэтому не так в жизни у Лёньки, по мысли Пантелеева, в рассказе «Чужой»?»
5. - А о каких взрослых мы с вами будем говорить?
Учащиеся определяют взрослых героев рассказа: отчим, баба Вера, Ливаниха, Ефрем Евсеич, Леонтьич, Люся.
- Кто из этих героев является родственниками Лёньки, а кто нет?
После ответа на этот вопрос формируются три группы персонажей.
1 группа: отчим и баба Вера
2 группа: Ефрем Евсеич и Ливаниха
3 группа: Леонтьич и Люся
6. Работа в группах.
Ребятам предлагается выбрать тех персонажей, с которыми они будут работать в группах (учащиеся распределяются на три группы, каждая из которых будет работать над своими героями). Группы получают общее задание:
оценить поступки взрослых людей по отношению к Лёньке.
Это задание касается анализа эпизодов, характеризующих поступки и действия героев произведения. На работу в группах отводится 5 минут с учётом того, что текст рассказа детьми прочитан дома.
7. Выводы по работе в группах.
Каждая группа, отвечая, даёт оценку поступкам определённых героев по отношению к Лёньке и делает вывод. Перед каждой формулировкой общего вывода по группе возвращаемся к проблеме рассказа, которая была у нас сформулирована как тема урока (слайд) «Что не так у взрослых и поэтому не так в жизни у Лёньки, по мысли Пантелеева, в рассказе «Чужой»?
На отдельных слайдах зафиксированы выводы по работе каждой группы.
Группа 1:
- Поступки отчима по отношению к Лёньке жестоки, ему безразлична судьба ребёнка.
- Баба Вера чувствует свою вину перед Лёнькой за своего сына, Лёнькиного отчима, но при этом остаётся безучастной к судьбе ребёнка, оправдывая себя тем, что у неё «делов – до смерти не переделаешь».
Группа 2:
- Ефрем Евсеич равнодушен к жизни Лёньки. Не хочет брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу ребёнка, ему проще от него отмахнуться. «У меня и так забот по горло. Нет, нету у тебя другого выхода. Готовься в детдом»
- Ливаниха, беспечно выпивая с матерью Лёньки, невольно разрушает жизнь ребёнка. Она также как и многие, равнодушна к судьбе мальчика.
Группа 3:
- Андрей Леонтьевич Лопатин, а для Лёньки просто Леонтьич, принимает самое активное участие в судьбе мальчика, но старость мешает ему, а смерть окончательно делает это невозможным.
- Люся- это тот человек, который заинтересован в дальнейшей судьбе Лёньки. Она сопереживает, заботится о нём, не теряет его из вида. Именно она взывает к людям. «Люди! Да вы не видите, ли чо ли…»
- Так неужели у всех взрослых всё не так?
- Неужели все жестоки, равнодушны и безучастны?
Ребята обращают внимание на то, что среди взрослых героев рассказа есть те, кому Лёнька небезразличен (3 группа).
8. Работа с финалом рассказа.
Учитель зачитывает финальную сцену рассказа и просит ребят обратить внимание на знак препинания, который ставит автор в конце рассказа. Это многоточие. Учащиеся делают вывод, что рассказ не закончен. Ребятам предлагается подумать над вопросом: что должны были сделать взрослые, чтобы Лёнькина жизнь сложилась по-другому (слайд)? Учащиеся в течение нескольких минут прогнозируют поступки взрослых героев рассказа.
- Отчим должен был после смерти матери бросить пить и заняться детьми.
- Баба Вера могла бы всё-таки забрать к себе и Лёньку.
- Ефрем Евсеич мог дать ему возможность устроиться на работу. Мог взять ответственность за Лёньку на себя, тем более что когда-то был другом родного отца Лёньки.
- Ливаниха не должна была спаивать мать Лёньки или после смерти матери могла бы ему как-то помочь.
Ребята ещё раз обращают внимание на то, что не все взрослые оказались равнодушными к судьбе ребёнка. Люська и Леонтьич не остаются безучастными, стараются хоть как-то помочь Лёньке.
- Так значит не всё так плохо, значит всё зависит от каждого человека, от каждого из нас.
- Каким чувством должны руководствоваться люди по отношению друг к другу?
Ребята перечисляют: дружба, внимание, помощь, поддержка и т.д. Но главным, конечно, среди перечисленного будет любовь.
- А рядом с вами есть люди, которые любят вас, которых любите вы? (ответы учащихся)
9. Итог урока.
Учитель говорит о том, что «хорошо, когда рядом есть человек, которого любим мы и который любит нас» и цитирует афоризмом Ф.Э.Дзержинского:
«Ребёнок умеет любить того, кто его любит,- и его можно воспитывать только любовью».
Выводится слайд с афоризмом и звучит «Песенка Мамонтёнка».