Урок по литературе Красноярского края (с использованием ИКТ)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством красноярского писателя Ивана Ивановича Пантелеева.
  • познакомить с произведением И.И.Пантелеева «Чужой»
  • выделить и сформулировать тему, идею и основную проблему рассказа
  • создать условия для участия учащихся в диалоге по прочитанному произведению

Задачи урока:

Образовательные: помочь учащимся понять нравственную проблему рассказа «Чужой», идею произведения, выявить авторскую позицию, проанализировать художественное произведение; научить вступать в диалог с писателем (на основе художественного текста); учить сопоставлять, сравнивать (эпизоды, героев, поступки персонажей) и делать выводы; работать со словом; научить прогнозировать поступки героев.

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление; навыки устной речи, формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края.

Воспитательные: воспитывать в учащихся чувство сотрудничества, уважения к друг другу

( работа в группах); воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к творчеству писателей Красноярского края.

Ход урока

1.Урок начинается с кратких биографических сведений о писателе И.И.Пантелеева (на слайдах). Учитель очень коротко знакомит учащихся с его биографией и говорит о том, кто является главными героями рассказов И.И.Пантелеева.

2. Коллективное разгадывание кроссворда «Отгадай ключевое слово».

Вопросы кроссворда связаны с основными событиями и главными героями рассказа «Чужой». Учитель сначала зачитывает определённый отрывок из рассказа, в котором говорится об определённом событии или персонаже, а потом задаёт вопрос. Использование кроссворда помогает детям быстро проверить свои знания по содержанию художественного произведения. Кроссворд оформлен на слайдах.

Ключевым словом является слово «чужой». Отгадывание этого слово позволяет перейти к работе со словом (лексическое значение, синонимы) и к следующему этапу урока.

3. Обращение к тексту рассказа.

Чтение учителем отрывка из произведения. В этом отрывке звучит слово «чужой», так называет себя главный герой рассказа.

4. Создание проблемной ситуации.

Ребятам предлагается подумать о том, чего не понимает главный герой рассказа.

  • Почему чужой?
  • Что не так?
  • У кого что-то не так: у Лёньки или у взрослых?
  • Что волнует автора рассказа?

Ребята высказывают свои мнения, и в ходе рассуждений формулируется проблема рассказа и тема урока «Что не так у взрослых и поэтому не так в жизни у Лёньки, по мысли Пантелеева, в рассказе «Чужой»?»

5. - А о каких взрослых мы с вами будем говорить?

Учащиеся определяют взрослых героев рассказа: отчим, баба Вера, Ливаниха, Ефрем Евсеич, Леонтьич, Люся.

- Кто из этих героев является родственниками Лёньки, а кто нет?

После ответа на этот вопрос формируются три группы персонажей.

1 группа: отчим и баба Вера

2 группа: Ефрем Евсеич и Ливаниха

3 группа: Леонтьич и Люся

6. Работа в группах.

Ребятам предлагается выбрать тех персонажей, с которыми они будут работать в группах (учащиеся распределяются на три группы, каждая из которых будет работать над своими героями). Группы получают общее задание:

оценить поступки взрослых людей по отношению к Лёньке.

Это задание касается анализа эпизодов, характеризующих поступки и действия героев произведения. На работу в группах отводится 5 минут с учётом того, что текст рассказа детьми прочитан дома.

7. Выводы по работе в группах.

Каждая группа, отвечая, даёт оценку поступкам определённых героев по отношению к Лёньке и делает вывод. Перед каждой формулировкой общего вывода по группе возвращаемся к проблеме рассказа, которая была у нас сформулирована как тема урока (слайд) «Что не так у взрослых и поэтому не так в жизни у Лёньки, по мысли Пантелеева, в рассказе «Чужой»?

На отдельных слайдах зафиксированы выводы по работе каждой группы.

Группа 1:

  • Поступки отчима по отношению к Лёньке жестоки, ему безразлична судьба ребёнка.
  • Баба Вера чувствует свою вину перед Лёнькой за своего сына, Лёнькиного отчима, но при этом остаётся безучастной к судьбе ребёнка, оправдывая себя тем, что у неё «делов – до смерти не переделаешь».

Группа 2:

  • Ефрем Евсеич равнодушен к жизни Лёньки. Не хочет брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу ребёнка, ему проще от него отмахнуться. «У меня и так забот по горло. Нет, нету у тебя другого выхода. Готовься в детдом»
  • Ливаниха, беспечно выпивая с матерью Лёньки, невольно разрушает жизнь ребёнка. Она также как и многие, равнодушна к судьбе мальчика.

Группа 3:

  • Андрей Леонтьевич Лопатин, а для Лёньки просто Леонтьич, принимает самое активное участие в судьбе мальчика, но старость мешает ему, а смерть окончательно делает это невозможным.
  • Люся- это тот человек, который заинтересован в дальнейшей судьбе Лёньки. Она сопереживает, заботится о нём, не теряет его из вида. Именно она взывает к людям. «Люди! Да вы не видите, ли чо ли…»

- Так неужели у всех взрослых всё не так?

- Неужели все жестоки, равнодушны и безучастны?

Ребята обращают внимание на то, что среди взрослых героев рассказа есть те, кому Лёнька небезразличен (3 группа).

8. Работа с финалом рассказа.

Учитель зачитывает финальную сцену рассказа и просит ребят обратить внимание на знак препинания, который ставит автор в конце рассказа. Это многоточие. Учащиеся делают вывод, что рассказ не закончен. Ребятам предлагается подумать над вопросом: что должны были сделать взрослые, чтобы Лёнькина жизнь сложилась по-другому (слайд)? Учащиеся в течение нескольких минут прогнозируют поступки взрослых героев рассказа.

  • Отчим должен был после смерти матери бросить пить и заняться детьми.
  • Баба Вера могла бы всё-таки забрать к себе и Лёньку.
  • Ефрем Евсеич мог дать ему возможность устроиться на работу. Мог взять ответственность за Лёньку на себя, тем более что когда-то был другом родного отца Лёньки.
  • Ливаниха не должна была спаивать мать Лёньки или после смерти матери могла бы ему как-то помочь.

Ребята ещё раз обращают внимание на то, что не все взрослые оказались равнодушными к судьбе ребёнка. Люська и Леонтьич не остаются безучастными, стараются хоть как-то помочь Лёньке.

- Так значит не всё так плохо, значит всё зависит от каждого человека, от каждого из нас.

- Каким чувством должны руководствоваться люди по отношению друг к другу?

Ребята перечисляют: дружба, внимание, помощь, поддержка и т.д. Но главным, конечно, среди перечисленного будет любовь.

- А рядом с вами есть люди, которые любят вас, которых любите вы? (ответы учащихся)

9. Итог урока.

Учитель говорит о том, что «хорошо, когда рядом есть человек, которого любим мы и который любит нас» и цитирует афоризмом Ф.Э.Дзержинского:

«Ребёнок умеет любить того, кто его любит,- и его можно воспитывать только любовью».

Выводится слайд с афоризмом и звучит «Песенка Мамонтёнка».

Приложение