Цели:
- Прививать интерес к русской классической литературе, расширять знания о драматургии (комедия, водевиль), показать связь литературы и театрального искусства.
- Вырабатывать умение ориентироваться в тексте, понимать его, передавать мысли и чувства персонажей, развивать навыки выразительного чтения, умение находить верный эмоциональный тон.
- Показать недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с современностью, показать злободневность пьесы.
- Подготовиться к домашнему сочинению.
Оборудование:
- Стенд с рисунками Добужинского к пьесе “Ревизор”.
- Тексты пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор”.
- Видеозапись сцен из комедии Гоголя в исполнении учащихся 8 “А” и 8 “В” классов.
- Жетоны с номерами для участников игры.
- Список дат, относящихся к истории создания пьесы и ее постановке.
Ход урока
- Вступительное слово.
Сегодня на уроке каждый из вас сможет проверить, насколько хорошо он знает комедию Гоголя “Ревизор”, ее героев и их характеры, как умеет ориентироваться в тексте, а также вспомнит некоторые сведения о пьесе, ее создании и постановке.
- Разминка.
На доске вы видите некоторые даты, связанные с созданием и постановкой пьесы. Назовите события, с которыми соотносятся эти даты.
- Октябрь 1835г.
- Декабрь 1835г.
- 19 апреля 1836г.
- 25 мая 1836г.
- 1842г.
- Проверка домашнего задания. (Класс делится на “дам” (девочки) и “господ” (мальчики).
Дамы и господа! Перечитывая конспекты уроков по “Ревизору”, вы должны были подготовить вопросы, отвечая на которые, ваши соперники покажут свои знания.
(Вопросы могут быть следующего характера:
- Кто дал Гоголю сюжет “Ревизора”?
- Кто является прообразом Хлестакова?
- Назовите сроки работы над пьесой.
- Какой эпиграф к пьесе взял Гоголь? Как это понять?
- Какие элементы водевиля присутствуют в пьесе? Почему?
- Против кого направлен грозный окрик городничего “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!”?
- Чего хотел добиться Гоголь, смеясь над отрицательными явлениями жизни?
- Есть ли в пьесе хоть одно положительное лицо? Как об этом говорит Гоголь?
- У каждого действующего лица “рыльце в пушку”. У кого именно и почему?
- Почему Николай первый разрешил ставить пьесу в своем театре, несмотря на то, что понимал всю ее опасность?)
В этой своеобразной дуэли между “дамами” и
“господами” победителями стали…
А сейчас игра, которая поможет нам выявить лучшего знатока комедии “Ревизор”.
Правила игры:
всем участникам выдаются жетоны с номерками. Возможность отвечать получает игрок, первым поднявший номер. Ответивший на вопрос участник переходит в следующий тур. Тот, кто не знает ответа, выходит из игры и становится зрителем.
1тур. “Неча на зеркало пенять…”
Мы уже говорили о том, что у каждого действующего лица “рыльце в пушку”. Вам предоставляется возможность назвать те общественные пороки и недостатки, которые обличал Гоголь, изображая чиновников города N. Свои ответы подтвердите примерами из текста.
(Обман, ложь, взяточничество, казнокрадство, хвастовство, невежество, лихоимство, лесть, чинопочитание, угодничество, глупость, произвол, тщеславие, карьеризм, двуличие).
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.
Во время рекламных пауз зрителям предлагаются видеозаписи или живые сцены из пьесы Гоголя в исполнении восьмиклассников. (см. видеофрагмент).
2 тур. “Признайтесь, господа”.
Мало лестного могут сказать друг о друге герои комедии. Ваша задача - назвать действующее лицо пьесы, о котором идет речь, и того, из чьих уст мы слышим эти слова.
- Глуп как сивый мерин. (Хлестаков о городничем).
- Протухнул насквозь луком.(Хлестаков о Луке Лукиче Хлопове, смотрителе училищ).
- Свинья в ермолке (Хлестаков о Землянике).
- В сильнейшей степени моветон . (Хлестаков о судье Ляпкине-Тяпкине).
- За тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки (Андрей Иванович Чмыхов о городничем).
- Нет, больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят. (Добчинский о Хлестакове).
- Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. (Осип о Хлестакове).
- Оно конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать? (Городничий об учителе истории).
- Всякую дрянь берет: чернослив такой, что лет уж по семи лежит в бочке, что у меня сиделец не будет есть, а он целую горсть туда запустит. (Купцы о городничем).
- Сплетники городские, лгуны проклятые, сороки короткохвостые, трещотки проклятые. (Городничий о Добчинском и Бобчинском).
- А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей. (Лука Лукич о городничем).
- Это я делаю не то что из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. (Почтмейстер о себе).
- Купец тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! Не по чину берешь!(Городничий о квартальном).
- Насчет врачеванья мы взяли свои меры: лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. (Земляника об уездном лекаре Христиане Ивановиче Гибнере).
- Да сказать…, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому, и виноватому. (Городничий о Держиморде).
- Он ведь тоже любит часто переезжать с квартиры и не доплачивать. (Хлестаков о Тряпичкине).
- В детстве его мамка ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою. (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин о заседателе уездного суда).
- Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло. (Судья Ляпкин-Тяпкин о городничем).
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.
3 тур. “Что в имени тебе моем?”
Задания 3-его тура позволят вам проверить, хорошо ли вы знаете имена действующих лиц, а также названия тех мест, которые упоминаются в пьесе.
- Название деревни в Саратовской губернии, куда направлялся Хлестаков, проезжая через город N. (Подкатиловка).
- Адрес Хлестакова в Петербурге. (В 4-ом этаже).
- Фамилия квартального, которого городничий велел поставить на мосту для благоустройства. (Пуговицын).
- Имя кухарки Хлестакова. (Маврушка).
- Чье сочинение “Юрий Милославский” присвоил себе Хлестаков?. Назовите имя настоящего автора. (Загоскин М. М.)
- Под каким именем печатался журналист Сенковский? Его упоминал Хлестаков, хвастаясь своими литературными талантами. (Брамбеус).
- Фамилия друга, которому Хлестаков писал письмо из города N. (Тряпичкин).
- Кто автор письма, из которого городничий узнает о приезде ревизора? (Андрей Иванович Чмыхов)
- “Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтоб срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба? Очень вкусная”. О какой рыбе говорит Хлестаков? (Лабардан).
- Имя слесарши Пошлепкиной. (Феврония Петровна).
- Фамилия уездного лекаря. (Гибнер Христиан Иванович).
- Кому шептал внутренний голос: “Пропадешь, как мокрая курица”? (Почтмейстеру).
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.
Объявляются участники, прошедшие в финальный тур.
Финальный тур. “Земляника и его дети”.
Это задание для самых внимательных читателей, настоящих знатоков текста. Сколько детей было у Артемия Филипповича Земляники? Назовите их имена. (Николай, Иван, Елизавета, Мария, Перепетуя).
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.
- Награждение победителей.
- Подготовка к сочинению. (Беседа с классом)
События, связанные с приездом Хлестакова в город N., закончились. Действие обрывается немой сценой.
- Что будет теперь? Ведь приехал настоящий ревизор.
- Как развернутся события?
- Накажут ли чиновников?
Рассказ о чиновниках города и будет первой темой сочинения. “Чиновники города N.”
- Хорошо ли, что вместо настоящего ревизора в город N. приехал Хлестаков?
- Хорошо ли, что приезжает ревизор?
- А зачем нужны ревизоры? (На то и щука в реке, чтобы карась не дремал). Теперь представьте себе, что вы ревизор, приехавший в нашу школу.
- Какие недостатки бросятся вам в глаза в первую очередь?
Запишите свои замечания на листочках. Их мы передадим в школьный парламент как информацию для размышления, а может быть, как руководство к действию.
- Как вы думаете, что делалось бы у нас в школе, если бы мы вдруг узнали, что будет проверка?
Это и будет второй темой сочинения. “К нам едет ревизор”.
- Как вы думаете, почему “Ревизор” до сих пор изучается в школе и идет на сценах театров? (Пьеса злободневна).
- Что вы понимаете под злободневностью?
- Какие же недостатки, осмеянные Гоголем, проявляются в современном обществе?
Конечно, в нашем окружении есть люди с такими чертами характера, которые нам не нравятся. А что, если каждый критически посмотрит на себя со стороны и честно признается, что и у него есть какие-то недостатки морального плана. Ведь никто из нас не идеален. Каждый когда-то совершал поступок, за который потом было стыдно перед окружающими. И даже если об этом никто не знает, собственная совесть не дает покоя. Но если человек задумывается над своими поступками, значит, не все потеряно.
Может быть, вы напишете, от каких недостатков хотели бы избавиться и как этого достичь.
Это и будет третьей темой сочинения. “Сам себе ревизор”.
Начните с “Ревизора” и критики чиновников города N., затем перейдите к порокам, встречающимся в нашем обществе, и, наконец, к самокритике.
Желаю творческих успехов!