Цели:
- проследить за чувствами Базарова, за его отношением к своим родителям; как выдерживает проверку на человечность главный герой;
- развивать навык работы с художественным текстом, умение анализировать полученную информацию, сравнивать и обобщать;
- воспитывать у учащихся чувство уважения и любви к своим родителям.
Применяемая технология – технология развития критического мышления.
Оформление доски:
- Тема урока, эпиграф к уроку “Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать”.
- Выдержки из работ В.Ю.Троицкого, Г.А.Бялого об отношении Базарова к родителям (на обратной стороне доски)
- Портрет И.С.Тургенева.
Материалы к уроку:
- Текст романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”
- Критическая статья Д.И.Писарева “Базаров”
- Учебник. Литература. 10 класс (автор А.Г.Кутузов)
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Стадия вызова.
Мы продолжаем разговор о главном герое романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”. С каждым уроком для нас открываются все новые и новые стороны характера Базарова. Для кого-то из вас он становится все ближе и понятнее, для кого-то, наоборот, отодвигается все дальше. Базаров испытывает сопротивление отовсюду. Но пока достойных соперников мы не увидели. Тургенев готовит для своего героя противника посильнее – саму жизнь. Именно она испытывает силу убеждений Базарова через любовь, дружбу, одиночество и смерть. А сегодняшний урок – это проверка Базарова на человечность.
Итак, тема урока “Базаров и его родители”. Готовясь к уроку, вы перечитывали главы 20, 21, 27, у вас сложилось свое мнение о взаимоотношениях сына с родителями. Но, очевидно, возникли и вопросы, на которые пока нет ответа. И мне бы хотелось, чтобы эти вопросы стали главными на уроке, и в конце занятия мы постарались бы на них ответить.
(вопросы учащихся)
А мне как учителю-исследователю хотелось бы узнать мнение современных 10-классников по этому вопросу: оправдываете ли вы такое отношение главного героя к родителям, осуждаете или просто с пониманием относитесь?
Чтобы перейти к основной части урока, вспомним необходимый для дальнейшей работы материал, изученный на прошлых уроках и подготовленный в качестве домашнего задания. Опрос проведем приемом “верных - неверных суждений”.
2. Проверка домашнего задания приемом “верные – неверные суждения”: учащиеся на листах бумаги дают ответы “верно”, “неверно”. Затем идет самопроверка работы по ключам, выставляются отметки, которые учитываются при подведении итогов в конце урока.
- В романе Базаров трижды появляется в
родительском доме
(неверно) - В первый раз Базаров приезжает к родителям
после пятилетней разлуки
(неверно) - Мать Базарова: “Настоящая русская дворяночка,
очень набожная и чувствительная. В молодые годы
была очень мила, играла на клавикордах и
изъяснялась немного по-французски; но в течение
многолетних странствий с мужем, за которого
вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и
французский язык. Сына своего она любила и
боялась несказанно”
(верно) - Отец Базарова: “На вид ему было лет 45, его
коротко стриженные седые волосы отливали темным
блеском; особенно хороши были светлые, черные,
продолговатые глаза; весь облик его сохранил
юношескую стройность”
(неверно) - Василий Иванович Аркадию: “Я должен вам
сказать, что я боготворю моего сына: о моей
старухе я уже не говорю: известно – мать! Но я не
смею при нем выказывать свои чувства, потому что
он этого не любит”
(верно) - В следующий раз Базаров появляется в
родительском доме после посещения Одинцовой и
разрыва отношений между ними
(верно) - Слова эпиграфа к уроку Базаров обращает к
Аркадию в момент первого приезда в родительский
дом
(неверно)
3. Основная часть урока. Стадия осмысления.
Итак, в романе “Отцы и дети” три главы посвящены встрече, общению и взаимодействию Базарова с родителями. Тургенев показывает нам, с какой большой любовью родители относятся к сыну. Прочитаем по ролям момент приезда Базарова в родительский дом и встречи с отцом и матерью.
(чтение по ролям 4 человека)
Найдите в тексте слова, словосочетания, с помощью которых Тургенев подчеркивает душевное состояние отца и матери Базарова.
(Мать: ласково называет сына “Енюшкой”, от волнения она “пошатнулась и наверно упала бы”, если бы Базаров ее не поддержал и др.
Отец: “глубоко дышал и щурился сильнее прежнего”, “чубук так и прыгал у него между пальцами” и др.)
Благодаря мастерству Тургенева, мастеру “точной детали”, мы тонко чувствуем настроение и переживания героев.
Что же это были за люди? Как жили, чем занимались?
(индивидуальные задания: рассказ о жизни отца и матери Базарова. 2 человека)
Отношение родителей к сыну понятно. А вот каково отношение сына к родителям? Какое у вас сложилось мнение?
(ответы учащихся)
В русской критике тоже существуют разные точки зрения по этому вопросу. Вот мнение современных исследователей творчества Тургенева:
(открываю обратную сторону доски с высказываниями критиков)
В.Ю.Троицкий: “Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та душевная черствость, которая не может быть оправдана?”
Г.А.Бялый: “Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базаров в обращении с родителями, он нежно любит их”.
К какому мнению вы склоняетесь больше?
(деление класса на группы:
1 группа – склоняются к мнению Троицкого,
2 группа –к мнению Бялого)
А теперь докажите правильность своих суждений текстом.
(прием “перекрестная дискуссия”)
Примерные ответы учащихся 1 группы:
- “..заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит…а я…я чувствую только скуку и злость”
- “Базарову было не до того, чтобы разбирать, что именно выражали глаза его матери, он редко обращался к ней, и то с коротеньким вопросом”.
Примерные ответы учащихся 2 группы:
- “Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший”
- - Ты их любишь, Евгений?
- Люблю, Аркадий
Почему же Базаров, который искренне любит своих родителей (мнение 2 группы), так небрежно и даже грубо с ними обращается (мнение 1 группы)?
(ответы учащихся)
А теперь сравним свой вывод с выводом, который делает критик Д.И.Писарев, автор статьи “Базаров”. Работа с этой статьей у нас впереди, но отрывок, касающийся темы урока, рассмотрим сейчас. Ваша задача:
- Прочитать отрывок и найти ответ на вопрос: какова причина столь неоднозначных отношений между сыном и родителями.
- Как сам Тургенев, по мнению Писарева, относится к своему герою: осуждает или оправдывает.
(самостоятельная работа с отрывком из критической статьи Д.И.Писарева “Базаров”)
Итак, насколько вы были далеки от истины? Как Тургенев описал своего героя?
(ответы учащихся)
Выводы запишем в тетрадь: “Базаров не доставляет своим родителям тех удовольствий, которые эти добрые старики ожидают от его пребывания с ними, но между ним и его родителями нет ни одной точки соприкосновения… Изображая отношения Базарова к старикам, Тургенев остался искренним художником и показывает явление как оно есть, не дослащая и не скрашивая его по своему произволу…” (Д.И.Писарев)
4. Рефлексия.
Ответили мы на ваши вопросы? Удовлетворены ли вы остались уроком? Может быть, кто-нибудь изменил свое отношение к герою?
(ответы учащихся)
Заключительное слово учителя:
Отцы когда-то были детьми, дети будут отцами. Дети будут покидать “родительское гнездо”, но всегда и везде их будет сопровождать материнская и отцовская, доходящая до самопожертвования любовь. Вечный сюжет о “Блудном сыне” превращается под пером Тургенева в гимн родительской любви, непобедимой, несмотря на все конфликты отцов и детей.
Базаров умирает. Но память любви удерживает образ безвременно ушедшего человека. Поэтому так выделяется своей ухоженностью могила Базарова на заброшенном кладбище.
И в заключении хочется обратиться к вам, детям, у которых тоже есть родители. Помните, что они нуждаются в вашем внимании, заботе, любви. У одних эта любовь эмоциональная, яркая, у других, как у Базарова, скрыта в глубине сердца. Но пусть она будет искренней, неподдельной и бескорыстной, ведь “только любовью держится и движется жизнь”.
5. Оценки за урок. Домашнее задание: учебник “Литература. 10 класс” стр. 246 (подготовить ответы на вопросы)