Тема любви в лирике А.А. Блока неплохо освещена в критике и учебниках. Она не нова. Но как донести до учащихся достаточно сложный и объемный материал в рамках урока? Как в рамках данного урока и данной темы показать существенные изменения блоковского мировоззрения? Известно, что проблема обучения анализу поэтического текста была и остается достаточно актуальной. Система опережающих заданий помогает решить эти проблемы.
В условиях дефицита времени, отведенного на изучение дисциплины “Литература” (в средних профессиональных учебных заведениях почти в два раза по сравнению со школой) система опережающих домашних заданий позволяет
- сокращать время, отведенное на изучение творчества автора;
- учить студентов работать с дополнительной литературой, готовить сообщения и доклады;
- совершенствовать навыки монологической речи;
- развивать навыки частично-поисковой самостоятельной деятельности (в средних профессиональных учебных заведениях треть времени на изучение дисциплины отводится на самостоятельную работу). Покажем, как используем опережающие домашние задания на примере урока “Тема любви в творчестве А.А. Блока”. Время урока – 2 часа.
Цели урока: показать, как раскрывается тема любви в поэзии Блока, проследить ее эволюцию в творчестве поэта; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения.
Эпиграф к уроку:
Стихи Блока о любви – это колдовство, они необъяснимы и мучительны.
О них почти невозможно говорить. Их нужно перечитывать
К.Паустовский
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
2. Назовите поэтов, которые обращались к этой теме. (Фронтальная работа)
Слово учителя.
В творчестве А. Блока тема любви является одной из важнейших. В любовной лирике А.Блока с особой силой отразилась трагедия человека ХХ столетия, прошедшего "трилогию вочеловечения".
В начале творческого пути Блок, романтик и символист, находился под влиянием философии В.Соловьева. Тема Мировой Души, Вечной Женственности становится центральной темой ранней лирики Блока. Наиболее полное воплощение она получила в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”.
3. Чтение стихотворений наизусть заранее подготовленными учениками: “Предчувствую тебя…”, “Вхожу я в темные храмы…”, “Мы встречались с тобой на закате…”. (Индивидуальные опережающие задания)
Учитель: “Предчувствую Тебя...”… Не чувством, а именно предчувствием, ожиданием полны стихи А.А. Блока этой поры. Стихи – это своеобразный дневник молодого человека, поэта. Первые стихи Блока о любви носят возвышенный, восторженный характер. Они навеяны любовью к Л.Д. Менделеевой.
4. Сообщение учащегося “Л.Д. Менделеева в жизни А.А. Блока” (Опережающее домашнее задание).
Учитель. Отталкиваясь от реальных чувств, Блок в ранних стихотворениях выступает как символист. Центральные герои цикла – Он и Она.
5. Прослушивание ответа группы учащихся на тему “Лирический герой и его возлюбленная в ранней лирике А.А. Блока” (Опережающее задание выполняется группой учащихся самостоятельно в течение 2-х недель после консультации учителя)
Важно, чтобы в ответе прозвучали следующие положения.
- Предельно обобщенный лирический герой показан в пространстве “темных храмов”, при свете лампад, в мерцании свечей, что делает его образ предельно зыбким, расплывчатым.
Лирический герой многолик: он и рыцарь, стоящий у ворот своей возлюбленной, и инок, и раб своей Царицы, и послушный отрок, поклоняющийся Вечной Женственности, идеальному образу. Отсюда та недосказанность, атмосфера тайны, которая придает стихам очарование, колдовство, но которая требует от читателя большой душевной работы.
- Героиня этих стихов не Л.Д.Менделеева, а символический образ Вечной Женственности, неземное существо. Понимание любви у А.А.Блока связано с некой “Девой”, “Купиной”, “Величавой Вечной Женой”, “Ясной”, “Непостижимой”...
- Мистическому настроению ранних стихов способствует использование эпитетов: "призрачные сны", "неведомые тени", "надежды нездешние", "красота неизреченная", "непостижимая тайна", "сумрак неизвестный" и т. д. "Встреча" с Дамой, о которой мечтает герой, должна привести к преображению мира, к полной гармонии.
Слово учителя. Юный Блок утверждал духовную ценность истинной любви. В этом он следовал традициям великой русской поэзии XIX века с ее нравственными поисками. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы, был своеобразной формой непризнания и отрицания пошлого бездуховного буржуазного уклада жизни.
А.А. Блока порой называют певцом Прекрасной Дамы, но это поверхностный взгляд на его творчество. С годами поэзия меняется: в ней находят отражение характерные черты духовной жизни современников поэта, предчувствие социальных перемен. Блок трагически воспринимал отсутствие гармонии в “страшном мире. А она ему была необходима. Ее приносила поэту любовь, которая открывала автору высокий смысл жизни. Для А.Блока любовь - это и надежда, и страдание, и неземное счастье, и страшная мука, и сама жизнь Утрата любви – трагедия.
6. Чтение стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” наизусть заранее подготовленным учащимся (Индивидуальное опережающее задание)
7. Анализ стихотворения. (Фронтальная работа)
Учитель. Это красивое стихотворение носит автобиографический характер. Это исповедь поэта, тайна и боль его души. Но за личностным контекстом, как обычно у А.Блока, скрывается более глубокий смысл. Первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому - жизнь. Борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало.
Вопросы, которые можно использовать при анализе стихотворения.
1). Как в стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее?
2). "Синий плащ" рефреном проходит сквозь все стихотворение. Синий - для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем - недосягаемая высота. Какие еще символы, с какой целью использует А.А.Блок в стихотворении?
3) В стихотворении встречается большое количество эпитетов. Найдите их. Какую нагрузку они выполняют?
4). Как построено это стихотворение? К какому выводу подводит композиция?
5). Если внимательно читать стихотворение, то нетрудно заметить, что оно перекликается с шедевром А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”. В чем вы видите сходство? Чем они различаются?
8. Прослушивание сообщения “Тема города во втором томе стихотворений А.А. Блока”. (Групповое опережающее задание)
Это небольшое сообщение-справка позволяет показать развитие мировоззрения поэта, органично перейти к эволюции темы любви в его лирике и предваряет разговор об осознании поэтом своей причастности к судьбе России.
Учитель. “Страшный мир” - так назвал А.А.Блок мир в начале ХХ века, так назвал он центральный цикл своих стихов. “Страшный мир” для поэта – это мир, где царят бесчеловечность, пошлость, ложь и грязь. Самым страшным для него стало уничтожение и поругание любви, низведение высокого чувства со звездных высот.
9. Выразительное чтение стихотворения “Незнакомка”. (Индивидуальное опережающее задание)
10. Анализ стихотворения. (Фронтальная работа)
Вопросы:
- Какие части можно выделить в этом стихотворении? Каким предстает мир в каждой из частей?
- Какие приемы и средства использует поэт для характеристики окружающего мира (лексика, звуки, образы, непривычные символы)?
- С помощью каких средств поэт изображает образ Незнакомки? Что изменяется с ее появлением?
- Что свидетельствует о трагедии в душе лирического героя?
- Как построено это стихотворение?
- Какова судьба любви и красоты в “страшном мире”?
11. Сравнение стихотворения А.А. Блока “Незнакомка” со “Стихами о Прекрасной Даме” (Фронтальная работа)
- Вспомните, как изображены лирический герой и его возлюбленная в ранних стихотворениях А. Блока.
- Как изменяются они в стихотворении “Незнакомка”?
- Сравните окружающую героев обстановку в цикле “Стихи о Прекрасной Даме” и в стихотворении “Незнакомка”.
- Сделайте выводы об эволюции темы любви в творчестве А.А. Блока.
12.Чтение наизусть стихотворения “На железной дороге”. (Индивидуальное опережающее задание)
13. Анализ стихотворения. (Фронтальная работа)
Вопросы, которые можно использовать при анализе стихотворения:
- У каких авторов, в каких произведениях встречался образ железной дороги?
- Какое значение имеет образ железной дороги и проходящих поездов в стихотворении А.А.Блока?
- Какие ассоциации рождает эпитет “железный”?
- Какие еще детали в стихотворении выступают и как реалии жизни, и как символы?
- Реален или символичен образ героини? Что мы узнаем о ней? Как вам кажется, что важнее для читателей и автора: понять причину гибели девушки или отношение окружающих к ее судьбе?
- Как вы понимаете заключительные строки стихотворения?
- Известно, что сам А.А. Блок включил это стихотворение в цикл “Родина”. Оправдан ли разговор об этом стихотворении на сегодняшнем уроке. Мотивируйте свой ответ.
Во время беседы необходимо подчеркнуть следующее.
Тема гибели звучит в стихотворении с первой строфы и проходит через все произведение.
Все детали в стихотворении отражают реалии жизни и выступают как символы, они и создают психологическую атмосферу душевной усталости, безысходности.
- Железная дорога является символом пути жестокого. Тема дороги – это тема жизненного пути человека.
- Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд. Он выступает символом судьбы, о которую разбиваются надежды и мечты. Поезд, вагоны, идущие привычной линией,- это жизнь всего русского народа. Цвет вагонов отображает социальное положение людей.
- “Зеленый огонь светофора” выступает метафорическим образом свободного пути, он открывает путь в будущее, но не для героини стихотворения.
- Примечательно, что в стихотворении появляется образ жандарма, олицетворяющего самодержавную Россию.
- Героиня - это уже не Прекрасная Дама, не Незнакомка. Это простая девушка. Ее облик не очень четок, мы знаем лишь, что она молода и красива. Автору и читателю не важно, кто эта девушка, откуда она, как складывалась ее жизнь. Мы знаем только одно: она ходила встречать поезда, мечтая об иной жизни. "Так мчалась юность бесполезная". И эта юность оборвалась под колесами поезда. Бессмысленная жизнь, ненужная красота, неосуществленные мечты...
В стихотворении запечатлена драма простой девушки, молодой и красивой, перед которой промелькнула жизнь, так и не одарив ее счастьем Сюжет для Блока новый, а смысл произведения все тот же: неосуществимость любви в бездушном обществе. Поэт ясно видел, как быт, пошлость окружающей жизни, обыденность давят на женщину и губят в ней божественное начало, которое она в себе должна нести, воплощение которого так искал А.Блок в жизни и творчестве. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем, и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой светлый образ.
Сам автор включил это стихотворение в цикл “Родина”. Однако речь в нем идет о поруганной мечте, о юности, раздавленной поездом-жизнью, о несостоявшееся судьбе, несостоявшемся счастье. Это еще одна грань женской судьбы. Поэтому вполне уместно вести разговор об этом стихотворении на уроке о любовной лирике А.А.Блока.
Слово учителя. Хотя о теме Родины в лирике А.А. Блока мы будем говорить на следующем уроке, но, говоря о женских образах, невозможно не сказать о России, которая сливается для поэта с прекрасным женским обликом. А.А. Блок относится к ней как к живому существу, как к женщине.
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.
Блок творит свой неповторимый образ Родины – красивой девушки, невесты, возлюбленной. Поэт, вопреки существующей в литературе традиции, обращается к ней не как матери, а как к своей неотделимой “половине”: “О, Русь моя! Жена моя!”. И любит он ее как женщину:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви.
Такой возвышенной любовью любил лирический герой А. Блока когда-то Прекрасную Даму.
14. Подведение итогов.
Какова эволюция темы любви в лирике А.А. Блока?
Какой вывод на основании этого можно сделать о лирическом герое А.А. Блока?
Учитель. Тема любви, занимая большое место в поэзии А.А. Блока, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования.
15. Домашнее задание.