Литература
-
Викторина "Знаток стилистики" 2008
Различные формы проведения урока: "Своя игра" (с применением мультимедийной презентации), "Лингвистический КВН", викторина и др. На примере изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
-
"Двенадцать" А.Блока — поэма ветра и пути 2008
Представлен конспект урока по теме "Двенадцать" А.Блока - поэма ветра и пути".
-
Урок-анализ на тему "Образы главных героев романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»" 2008
Внеклассное чтение. Романом В.Гюго "Собор Парижской Богоматери ". Цель урока - приобщить учеников к творчеству Виктора Гюго, сформировать умение анализировать эпическое произведение; развить самостоятельность суждений. На уроке используется презентация Power Point.
-
Урок-портрет, посвященный творчеству И.Талькова "И поверженный в бою, я воскресну… И спою…" 2008
Тема "Поэты-барды" предлагается учащимся для самостоятельного изучения через реферативную деятельность (реферат по творчеству выбранного поэта-барда). Для подготовки учащихся к работе над рефератом проводится нетрадиционный урок, который представляет собой литературно-музыкальную композицию. Такая форма урока вызывает эмоциональный интерес к бардовской песне.
-
Интегрированный урок русской литературы в 11-м классе "Любить – значит жить жизнью другой" (музыкальное изложение) 2008
Развитие устной и письменной речи детей узбекской школы происходит сложно. Но неисчерпаемый интерес учащихся дает нам огромный стимул в нашей работе. Одно из главных направлений при изучении русского языка и литературы – это развитие не только устной, но и письменной речи школьников. Современные инновационные технологии рекомендуют разные формы и приемы речевого развития.
-
Использование опережающих заданий на уроке "Тема любви в творчестве А.А. Блока" 2008
Тема любви в лирике А.А. Блока неплохо освещена в критике и учебниках. Известно, что проблема обучения анализу поэтического текста была и остается достаточно актуальной. Система опережающих заданий помогает решить эти проблемы.
-
Интегрированный урок (психология + литература) "Конфликт". По рассказу В.Солоухина "Мститель" 2008
На данном занятии учащиеся повторяют литературоведческий материал (идея, сюжет, композиция литературного произведения) и знакомятся с понятием "конфликт", его признаками, физиологическими проявлениями; учатся диагностировать конфликт и устранять негативные для здоровья последствия.
-
Урок: "Можно ли дожить до любви?" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" ) 2008
Работа проводится в группах. Первая группа «теоретиков» работает с литературой по психологии. Остальные отвечают на вопросы по тексту. Для подготовки выступления пользуются текстом, составляют опорные конспекты, план, тезисы. После выступления задают вопросы, совместно обсуждают возникшие проблемные ситуации. Работа позволяет обобщить полученные в ходе изучения произведения знания и подготовиться к сочинению.
-
Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках литературы в старших классах как одно из условий формирования личности 2008
Самостоятельная работа учащихся – наиболее сложный вид учебной деятельности. Особое значение приобретают подготовленные учителем задания, направленные на самостоятельный анализ художественного произведения. При такой организации работы необходимо соблюдать следующие условия: обязательное наличие направляющих заданий самого разного характера, разнообразие форм заданий – индивидуальных, групповых, фронтальных.
-
Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в среднем профессиональном учебном заведении (методические рекомендации) 2008
Недостаточное количество часов, выделяемое на изучение романа "Война и мир", осложняет задачу преподавателя. Помочь в решении задачи текстуального изучения романа Л.Н. Толстого в течение 8–10-х учебных часов призваны развернутые планы, предлагаемые в данном конспекте.
-
Внеклассная работа по литературе. Литературно-драматический клуб 2008
Статья посвящена внеклассной работе по литературе в средних и старших классах. Литературно-драматический клуб является одной из форм реализации творческого потенциала, креативности учащихся. В статье представлена технология коллективного составления сценария, даны рекомендации для проведения литературных праздников.
-
Поэтапное построение урока литературы с учетом возможностей интерактивной доски (ИД) (на примере изучения главы из романа И.Гончарова "Обломов" – "Сон Обломова") 2008
Поэтапное построение урока литературы с учетом возможностей интерактивной доски на примере изучения главы из романа И.Гончарова «Обломов» — «Сон Обломова». С помощью ИД можно осуществлять технологию сотрудничества, так как урок может выстраивать не только учитель, но и учащийся. С самого начала урока активизировать деятельность учащихся можно с помощью «мозгового штурма». Динамичность работе на уроке придает то, что написанное не надо стирать или писать заново, достаточно прикоснуться к записи и передвинуть её в другую колонку. Контрастное выделение текста на доске привлекает внимание учащихся, а точная формулировка понятия дает им возможность оттачивать свое речевое мастерство.
-
Внеклассная работа по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Русский солдат" 2008
Внеклассная работа по литературе для учащихся 6–9-х классов представлена в виде литературно-музыкальной композиции «Русский солдат». Эффективна данная постановка для просмотра в течение месячника «Защитники Отечества», недели литературы, во время празднования дня Победы.
-
Урок литературы в 10-м классе "Иван Флягин – грешник или праведник?" 2008
Тема праведничества является сквозной в русской литературе XIX–XX веков. Урок-диспут позволяет выявить основные черты характера человека-праведника, каковым является Иван Флягин.
-
"Слова, всё слова! Дел не было!.." (Урок по теме "Тип «лишнего человека» в романе «Рудин»" И.С. Тургенева) 2008
Задача урока – проанализировать образ главного героя романа Дмитрия Рудина, в лице которого дано художественное обобщение той части дворянской молодёжи 30–40-х годов, которая жила большими социально-философскими идеями и принимала самое активное участие в их разработке.
-
Мультимедийный урок литературы в 7-м классе "Цветы чужого сада" (японская лирическая миниатюра в русской поэзии) 2008
Цель представленного урока – постараться понять, почему европейцев всегда привлекала японская культура, философия и найти главные отличительные черты японской поэзии от русской. Выбранная система вопросов и заданий постепенно и ненавязчиво подводит учеников к логичным выводам. В ходе урока использованы переводы и произведения русских поэтов.
-
Урок по литературе Красноярского края (с использованием ИКТ) 2008
Урок по литературе Красноярского края с использованием информационно-компьютерных технологий. Рассказ И.И. Пантелеева «Чужой». Цель урока: познакомить учащихся с творчеством красноярского писателя, выделить и сформулировать тему, идею и основную проблему рассказа, создать условия для участия учащихся в диалоге по прочитанному произведению; выстроить диалог с писателем на основе художественного текста.
-
Урок литературы. 10-й класс. Тема: "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — итог его творчества" 2008
Итоговый урок в изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он построен таким образом, чтобы дети приняли в нем активное участие. Этой цели служат следующие методы и виды деятельности: поисково-исследовательская работа, групповая, выступления с сообщениями, пересказ сказок и беседа по содержанию, умение делать выводы. Работая над содержанием, учащиеся должны раскрыть художественное своеобразие сказок, отметить художественные средства выразительности, определить, что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными и что разделяет.
-
Технология развития критического мышления на уроках литературы 2008
Урок литературы в 10-м классе по теме "Базаров и его родители" построен в режиме применения технологии развития критического мышления. Основа технологии — трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. На каждой стадии используются разнообразные приемы: стадия вызова — прием "верных – неверных суждений"; стадия осмысления — прием "перекрестная дискуссия"; рефлексия — установление причинно-следственных связей.
-
Урок по литературе. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности 2008
Поэзия Лермонтова отличается ярко окрашенной активностью. Она мятежна и беспокойна по духу. Лирический герой Лермонтова — не заурядный представитель века, а человек, идущий впереди и порой чувствующий себя одиноким. Одиночество его было исторически неизбежным, часто порождало грусть и тоску, окрашивающую многие стихотворения поэта.
-
Языковая композиция повести В.Маканина "Человек свиты". Обучение композиционному анализу прозаического текста в 11-м классе 2008
Проблема композиции является центром исследования произведения искусства. В лингвистике существует своя теория композиции. Языковая композиция - это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В повести В.Маканина два ключевых понятия: "свита" и "человек". Автор использует антитезу и повтор в качестве композиционных приёмов. Ирония создаётся противопоставлением книжного словесного ряда и разговорно-просторечного, ряда слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и уменьшительно-уничижительными.
-
Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина 2008
Формирование выразительности речи учащихся воспитывается не столько на эмоциональном уровне восприятия своей или чужой речи, сколько на определённой системе знаний об основных признаках выразительности речи, языковых механизмах создания образного высказывания.
-
Урок-игра по литературе "Слабое звено" по произведению А.Грина "Алые паруса" 2008
Представлен урок-игра "Слабое звено" по произведению А.Грина "Алые паруса". Выбор темы обусловлен недостаточным вниманием к творчеству писателя. Заключительный урок из двух. Рисунки и карта сделаны учениками к предыдущему уроку. По результатам предшествующего урока определились 10 знатоков творчества Грина, которые и будут участниками "Слабого звена на судне "Алые паруса". Участники, по аналогии с телевизионной игрой, сами выбирают после каждого тура слабое звено. Выбывающие ребята получают дополнительный вопрос на восприятие текста.
-
С.Есенин. Лирика 2008
В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка студентами сообщений о жизни и творчестве поэта; создание студентами буклета "Истоки русского национального в характере С.Есенина".
-
Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе 2008
Вниманию учителей-словесников мы хотим предложить примерное поурочное планирование спецкурса «Литература русского зарубежья» и материалы к некоторым занятиям. Думается, что эти материалы могут быть полезны педагогам, работающим в выпускном классе, при подготовке к занятиям по изучению творчества писателей, таких как И.Бунин, А.Куприн, А.Толстой, М.Цветаева, и других, творивших в рамках двух периодов — отечественного и эмиграционного.
-
Урок литературы "Без любви все ничто" (по рассказу И.А. Бунина "Красавица") 2008
Проблемы нравственного воспитания личности становятся важнейшими в нашей жизни. Они всегда были в центре внимания русской литературы. Великие писатели и поэты думали над их решением, размышляли о совести, долге, справедливости, доброте, любви, дружбе, ненависти. Во многих произведениях Ивана Бунина тоже затронута эта проблема. В рассказе "Красавица" говорится о сложных взаимоотношениях взрослых и детей. Это произведение наполняет души читателей жалостью, помогает взрослым посмотреть на себя со стороны и стать добрее и милосерднее.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу Б.М. Петрова "Лерка-манерка". Тема дружбы человека с собакой 2008
Данный урок проводится по учебному предмету «Литература Красноярского края», реализуемому в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае. Современные дети мало читают, не всегда могут выразить свою мысль. Им необходима помощь учителя в восприятии духовной информации. Очень важно создать на уроке условия для развития самостоятельно мыслящей личности. Поэтому выбрана следующая модель урока: презентация – работа с текстом – рассуждения учащихся. Презентация позволяет познакомить учащихся с творчеством писателя, обратиться к «словарю» рассказа, выделить основные эпизоды, ключевые слова.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Маяковский-футурист" 2008
Рассматриваем многообразие творческих исканий в поэзии Серебряного века и познакомимся с одним из самых необычных и талантливых поэтов Серебряного века Владимиром Маяковским и литературным течением футуризм.
-
Урок-эпитома по литературе на тему "Возвращенное историей имя. Иосиф Бродский" 2008
Этот урок-эпитома проводится в 11-м классе. Он призван познакомить учащихся с непростой жизнью и творчеством пятого русского нобелевского лауреата в области литературы И.Бродского, проанализировать особенности его поэзии. Урок иллюстрируется редкими фотографиями, включает чтение стихотворений, в том числе и самого автора, показ видеофрагментов с участие И. =Бродского, прослушивание песен на его стихи. Урок рассчитан на сотворчество учеников и учителя, поскольку включает в себя ещё и инсценировки.
-
Интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классе 2008
Предлагаю интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классе по теме «Конфликт». Мне кажется, что эта тема сегодня очень актуальна. Ведь всякого рода конфликты вспыхивают и в детском коллективе. И дети, к сожалению, часто бывают жестоки по отношению друг к другу. Научить их анализировать ситуацию и искать гуманные пути выхода из конфликта, воспитать в них толерантнонсть, способность подчинять своё поведение общечеловеческим нормам – наша задача. Несмотря на то, что такой урок объединяет в себе три учебные дисциплины, его без труда может провести и один учитель литературы.