Литература
-
Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в среднем профессиональном учебном заведении (методические рекомендации) 2008
Недостаточное количество часов, выделяемое на изучение романа "Война и мир", осложняет задачу преподавателя. Помочь в решении задачи текстуального изучения романа Л.Н. Толстого в течение 8–10-х учебных часов призваны развернутые планы, предлагаемые в данном конспекте.
-
Внеклассная работа по литературе. Литературно-драматический клуб 2008
Статья посвящена внеклассной работе по литературе в средних и старших классах. Литературно-драматический клуб является одной из форм реализации творческого потенциала, креативности учащихся. В статье представлена технология коллективного составления сценария, даны рекомендации для проведения литературных праздников.
-
Поэтапное построение урока литературы с учетом возможностей интерактивной доски (ИД) (на примере изучения главы из романа И.Гончарова "Обломов" – "Сон Обломова") 2008
Поэтапное построение урока литературы с учетом возможностей интерактивной доски на примере изучения главы из романа И.Гончарова «Обломов» — «Сон Обломова». С помощью ИД можно осуществлять технологию сотрудничества, так как урок может выстраивать не только учитель, но и учащийся. С самого начала урока активизировать деятельность учащихся можно с помощью «мозгового штурма». Динамичность работе на уроке придает то, что написанное не надо стирать или писать заново, достаточно прикоснуться к записи и передвинуть её в другую колонку. Контрастное выделение текста на доске привлекает внимание учащихся, а точная формулировка понятия дает им возможность оттачивать свое речевое мастерство.
-
Внеклассная работа по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Русский солдат" 2008
Внеклассная работа по литературе для учащихся 6–9-х классов представлена в виде литературно-музыкальной композиции «Русский солдат». Эффективна данная постановка для просмотра в течение месячника «Защитники Отечества», недели литературы, во время празднования дня Победы.
-
Урок литературы в 10-м классе "Иван Флягин – грешник или праведник?" 2008
Тема праведничества является сквозной в русской литературе XIX–XX веков. Урок-диспут позволяет выявить основные черты характера человека-праведника, каковым является Иван Флягин.
-
"Слова, всё слова! Дел не было!.." (Урок по теме "Тип «лишнего человека» в романе «Рудин»" И.С. Тургенева) 2008
Задача урока – проанализировать образ главного героя романа Дмитрия Рудина, в лице которого дано художественное обобщение той части дворянской молодёжи 30–40-х годов, которая жила большими социально-философскими идеями и принимала самое активное участие в их разработке.
-
Мультимедийный урок литературы в 7-м классе "Цветы чужого сада" (японская лирическая миниатюра в русской поэзии) 2008
Цель представленного урока – постараться понять, почему европейцев всегда привлекала японская культура, философия и найти главные отличительные черты японской поэзии от русской. Выбранная система вопросов и заданий постепенно и ненавязчиво подводит учеников к логичным выводам. В ходе урока использованы переводы и произведения русских поэтов.
-
Урок по литературе Красноярского края (с использованием ИКТ) 2008
Урок по литературе Красноярского края с использованием информационно-компьютерных технологий. Рассказ И.И. Пантелеева «Чужой». Цель урока: познакомить учащихся с творчеством красноярского писателя, выделить и сформулировать тему, идею и основную проблему рассказа, создать условия для участия учащихся в диалоге по прочитанному произведению; выстроить диалог с писателем на основе художественного текста.
-
Урок литературы. 10-й класс. Тема: "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — итог его творчества" 2008
Итоговый урок в изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он построен таким образом, чтобы дети приняли в нем активное участие. Этой цели служат следующие методы и виды деятельности: поисково-исследовательская работа, групповая, выступления с сообщениями, пересказ сказок и беседа по содержанию, умение делать выводы. Работая над содержанием, учащиеся должны раскрыть художественное своеобразие сказок, отметить художественные средства выразительности, определить, что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными и что разделяет.
-
Технология развития критического мышления на уроках литературы 2008
Урок литературы в 10-м классе по теме "Базаров и его родители" построен в режиме применения технологии развития критического мышления. Основа технологии — трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. На каждой стадии используются разнообразные приемы: стадия вызова — прием "верных – неверных суждений"; стадия осмысления — прием "перекрестная дискуссия"; рефлексия — установление причинно-следственных связей.
-
Урок по литературе. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности 2008
Поэзия Лермонтова отличается ярко окрашенной активностью. Она мятежна и беспокойна по духу. Лирический герой Лермонтова — не заурядный представитель века, а человек, идущий впереди и порой чувствующий себя одиноким. Одиночество его было исторически неизбежным, часто порождало грусть и тоску, окрашивающую многие стихотворения поэта.
-
Языковая композиция повести В.Маканина "Человек свиты". Обучение композиционному анализу прозаического текста в 11-м классе 2008
Проблема композиции является центром исследования произведения искусства. В лингвистике существует своя теория композиции. Языковая композиция - это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В повести В.Маканина два ключевых понятия: "свита" и "человек". Автор использует антитезу и повтор в качестве композиционных приёмов. Ирония создаётся противопоставлением книжного словесного ряда и разговорно-просторечного, ряда слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и уменьшительно-уничижительными.
-
Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина 2008
Формирование выразительности речи учащихся воспитывается не столько на эмоциональном уровне восприятия своей или чужой речи, сколько на определённой системе знаний об основных признаках выразительности речи, языковых механизмах создания образного высказывания.
-
Урок-игра по литературе "Слабое звено" по произведению А.Грина "Алые паруса" 2008
Представлен урок-игра "Слабое звено" по произведению А.Грина "Алые паруса". Выбор темы обусловлен недостаточным вниманием к творчеству писателя. Заключительный урок из двух. Рисунки и карта сделаны учениками к предыдущему уроку. По результатам предшествующего урока определились 10 знатоков творчества Грина, которые и будут участниками "Слабого звена на судне "Алые паруса". Участники, по аналогии с телевизионной игрой, сами выбирают после каждого тура слабое звено. Выбывающие ребята получают дополнительный вопрос на восприятие текста.
-
С.Есенин. Лирика 2008
В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка студентами сообщений о жизни и творчестве поэта; создание студентами буклета "Истоки русского национального в характере С.Есенина".
-
Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе 2008
Вниманию учителей-словесников мы хотим предложить примерное поурочное планирование спецкурса «Литература русского зарубежья» и материалы к некоторым занятиям. Думается, что эти материалы могут быть полезны педагогам, работающим в выпускном классе, при подготовке к занятиям по изучению творчества писателей, таких как И.Бунин, А.Куприн, А.Толстой, М.Цветаева, и других, творивших в рамках двух периодов — отечественного и эмиграционного.
-
Урок литературы "Без любви все ничто" (по рассказу И.А. Бунина "Красавица") 2008
Проблемы нравственного воспитания личности становятся важнейшими в нашей жизни. Они всегда были в центре внимания русской литературы. Великие писатели и поэты думали над их решением, размышляли о совести, долге, справедливости, доброте, любви, дружбе, ненависти. Во многих произведениях Ивана Бунина тоже затронута эта проблема. В рассказе "Красавица" говорится о сложных взаимоотношениях взрослых и детей. Это произведение наполняет души читателей жалостью, помогает взрослым посмотреть на себя со стороны и стать добрее и милосерднее.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу Б.М. Петрова "Лерка-манерка". Тема дружбы человека с собакой 2008
Данный урок проводится по учебному предмету «Литература Красноярского края», реализуемому в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае. Современные дети мало читают, не всегда могут выразить свою мысль. Им необходима помощь учителя в восприятии духовной информации. Очень важно создать на уроке условия для развития самостоятельно мыслящей личности. Поэтому выбрана следующая модель урока: презентация – работа с текстом – рассуждения учащихся. Презентация позволяет познакомить учащихся с творчеством писателя, обратиться к «словарю» рассказа, выделить основные эпизоды, ключевые слова.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Маяковский-футурист" 2008
Рассматриваем многообразие творческих исканий в поэзии Серебряного века и познакомимся с одним из самых необычных и талантливых поэтов Серебряного века Владимиром Маяковским и литературным течением футуризм.
-
Урок-эпитома по литературе на тему "Возвращенное историей имя. Иосиф Бродский" 2008
Этот урок-эпитома проводится в 11-м классе. Он призван познакомить учащихся с непростой жизнью и творчеством пятого русского нобелевского лауреата в области литературы И.Бродского, проанализировать особенности его поэзии. Урок иллюстрируется редкими фотографиями, включает чтение стихотворений, в том числе и самого автора, показ видеофрагментов с участие И. =Бродского, прослушивание песен на его стихи. Урок рассчитан на сотворчество учеников и учителя, поскольку включает в себя ещё и инсценировки.
-
Интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классе 2008
Предлагаю интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классе по теме «Конфликт». Мне кажется, что эта тема сегодня очень актуальна. Ведь всякого рода конфликты вспыхивают и в детском коллективе. И дети, к сожалению, часто бывают жестоки по отношению друг к другу. Научить их анализировать ситуацию и искать гуманные пути выхода из конфликта, воспитать в них толерантнонсть, способность подчинять своё поведение общечеловеческим нормам – наша задача. Несмотря на то, что такой урок объединяет в себе три учебные дисциплины, его без труда может провести и один учитель литературы.
-
Мастер-класс "Воспитание духовности на уроках литературы" 2008
Если рассматривать образование, как подготовку к жизни в обществе, то во главе всех параметров должны стоять нравственное, духовное развитие молодежи, которые в итоге формируют мировоззрение и поведение Человека. Духовное развитие связано с поиском смысла и истины, с развитием нравственных ценностей, с размышлением над главными вопросами жизни. Считаю, что духовным развитием должна быть пронизана не только вся программа по литературе, а и весь образ жизни школы.
-
Литературно-музыкальный вечер для старшеклассников "Любовь — волшебная страна" 2008
Сценарий школьного спектакля, посвященного теме любви, с использованием сцен из фильма "Юнона и Авось", а также музыки из этого фильма.
-
Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень" 2008
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интерактивной презентации.
-
Как научить школьников вдумчивому чтению художественного текста 2008
Главное всегда помнить: интерес к чтению возникает не сам по себе, его надо формировать, особенно в школе при работе с художественным словом. Урок-мастерская по произведению В.Распутина — один из тех, который предназначен стимулировать интерес школьников в постижении сюжета произведения, главной мысли, идеи автора.
-
Чувашские деятели и А.С. Пушкин 2008
Воздействие пушкинской поэзии на творчество П.П. Хузангая и М.Сеспеля.
-
Разработка интегрированного урока по литературе "Отечество славы и доблести край…" 2008
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока внеклассного чтения, компонентами интеграции которого являются: литература, история и география. Необычная форма урока, подготовленная мультимедийная презентация создали предпосылки активной работы учащихся на всех этапах урока. Цель данного интегрированного урока не только развивать способности учащихся анализировать образ-персонажи, но и показывать, как исторические события и географические особенности могут влиять на характер героя, его поступки. Интеграция в процессе обучения учащихся способствует целостному познанию мира и формированию мировоззрения личности как фактора ее социализации.
-
Сценарий вечера, посвященного авторской песне "Мы сами себе выбираем маршруты" 2008
Литературный вечер для учащихся 9–11-х классов посвящен истории возникновения авторской песни. Авторская песня – особый музыкальный жанр. Как в 60-е годы 20 века, так и сейчас авторская песня не столько художественное, сколько социокультурное явление. Материал может быть использован учителями литературы, классными руководителями.
-
Способы изображения образов легендарных героев в балладе А.К. Толстого "Василий Шибанов" 2008
Урок литературы в 6-м классе проводится в соответствии с программой по литературе Матвеевой Е.И. (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Содержание урока включает следующие этапы: 1) знакомство с историческими сведениями; 2) анализ содержания; 3) анализ образов главных героев; 4) работа над определением жанра этого произведения. Данный урок посвящен теме изображения исторического прошлого, а также знакомству с новым литературным жанром баллады.
-
Образ письма в творчестве И.Бродского. "Письма римскому другу" 2008
Урок способствует формированию навыков анализа текста, коммуникативной компетентности, работе над развитием критического мышления через чтение и письмо, ценностному самоопределению школьников.