Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Разделы: Биология, Литература


Тема: «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В. Дудинцева «Белые одежды»

Задачи урока:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1. Углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отечественной литературы, отражающим сложные исторические процессы. 1. Продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии.
2. Содействовать развитию самостоятельности (в ходе подготовки сообщений, работы с литературой).
3. Способствовать развитию эмоций за счет создания на уроке эмоциональных ситуаций, используя яркие примеры.
1. Способствовать в ходе урока нравственному воспитанию учащихся.
2. Формировать интегративные качества личности.
3. Воспитывать отношение к учебе как к творческому труду.

Оборудование: портреты ученых генетиков, писателя В.Дудинцева; иллюстративный материал; выставка книг по теме урока; видеофильм «Деление клетки», раздаточный материал по литературе, фрагменты кинофильма «Белые одежды».

Основные понятия:

менделизм
морганизм
вейсманизм
евгеника
лысенковщина

План урока.

  1. Вступительное слово.
  2. Рассказ о сессии ВАСХНИЛ 1948 г.
  3. Сопоставление двух направлений в науке.
  4. Анализ общественно-политической обстановки в стране.
  5. Судьбы ученых-генетиков.
  6. Обсуждение романа В.Дудинцева «Белые одежды».

Эпиграфы урока:

Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся.

Академик Н.И.Вавилов.

Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!

Т.Д.Лысенко

ХОД УРОКА

I. Этап постановки учебных задач

Учитель литературы: Сегодня у нас интегрированный урок по литературе и биологии по теме «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды».
Мы приглашаем Вас к размышлению об одном из трудных периодов в истории отечественной науки и о романе В.Дудинцева, который попытался осмыслить в художественной форме страницы истории. Предлагаем в ходе урока подумать над возможным названием урока.

II. Этап решения учебных задач

Учитель биологии: Давайте представим август 1948 г. сессия ВАСХНИЛ. Слово предоставляется члену-корреспонденту академии наук СССР И.А.Рапопорту. Он вспоминает о том, как проходила сессия.

Рассказ ученика о сессии ВАСХНИЛ:

Зал заседания был заполнен только сторонниками Лысенко.
В зале звучали ложные обвинения в адрес генетиков – тех, кто еще работал, и тех, кто к тому времени погиб, что они-де несут главную ответственность за неурожаи 1946 и 1947 годов, что они не подняли сельское хозяйство после коллективизации (лысенковцы обязались выполнить это сейчас же и с блеском). Между тем Н.И.Вавилов и его сотрудники резко подняли удельный вес гибридизации в селекционном процессе, а с ней и сортовое дело. Они создали богатый исходный селекционный материал, развернули приемы аллопалиплоидии и радиационного мутагенеза, создали систему сортоиспытания и многое другое, что способствовало развитию сельского хозяйства. В частности, проводилось всесоюзное испытание ряда организованных Н.И.Вавиловым скрещиваний, которые обещали поднять продуктивность главных культур. Все это лысенковцами было разрушено, а своих громогласных обещаний они не выполнили.
Основной доклад делал академик Т.Д.Лысенко. Третья глава называется «Два мира – две идеологии в биологии».
Председатель сессии обратился к генетикам: «Если генетики не выступают против идей Лысенко, то значит, они с ними согласны».
«Дискуссия» велась сторонниками Лысенко, завербованными по всей стране.
С восторгом встретила лысенковская аудитория выступления философов, на разные лады повторявших, что диалектический материализм – на стороне Лысенко и составляет надежный фундамент его теории. А если генетический опыт опровергает главное утверждение ламаркистов – наследование приобретенных свойств? Неважно, этот опыт уже потому неверен, что сама генетика антинародна, зато Ламарк был современником Великой французской революции – таковы были аргументы. Философы призывали ускорить разгром генетики, т.к. «дискуссия слишком затянулась».

Учитель биологии: Итак, сталкиваются 2 направления в биологической науке:

1. «Вейсманистско-морганистское направление», представителями которого являются А.Вейсман, Т.Морган, Н.И.Вавилов, А.С.Серебровский, Г.Мендель, Н.К.Кольцов.
2. Передовая мичуринская биология, представителями которой являются И.В.Мичурин, Т.Д.Лысенко.

Работа с понятиями: менделизм, морганизм, вейсманизм.

Учитель литературы: Давайте попробуем перенестись в то далекое время. Оно ярко описано в романе В.Дудинцева «Белые одежды».

Чтение отрывка романа.

– Представим себя на месте ученых-биологов того времени. Что же увидели они в этом запретном фильме?

Демонстрация видеофильма «Деление клетки. Митоз».

Вопрос классу:Прокомментируйте, что же происходит с хромосомами в клетке?

Учитель литературы: Что случилось по сюжету романа с фильмом и учеными? (В романе описывается, как тайно собрались ученые, чтобы посмотреть, как изменится расхождение хромосом, если подействовать на клетку раствором колхицина. Ученые были арестованы, а фильм перехвачен НКВД).

Вопрос классу: Почему? За что? («Ну что мне с вами говорить? Вы же признаете хромосомы?» Тот, кто признает хромосомы, их существование в клетке, уже тем самым становится чуждым «передовой советской мичуринской науке», чуть не врагом народа. Не правда ли, чудовищный факт, если в него вдуматься!)

Учитель биологии: Мы видим, как трудно складывалась судьба науки генетики. Шла напряженная борьба двух направлений.
Особое место в становлении генетики в нашей стране принадлежит Н.И.Вавилову, а представителей «высоко несущих знамя мичуринской биологии» возглавлял Т.Д.Лысенко, который говорил: «Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!»
Вы познакомитесь с двумя портретами ученых: Николай Иванович Вавилов и Трофим Денисович Лысенко.

Задание классу:Прослушав сообщения, заполните таблицу, отмечая направления и результаты научной деятельности этих двух ученых.

Сообщение ученика о Н.И.Вавилове (Приложение 1).

Проверка заполнения таблицы (интерактивный контроль).

Сообщение ученика о Т.Д. Лысенко (Приложение 2).

Проверка заполнения таблицы (интерактивный контроль), (Приложение 3).

Учитель биологии: «Мичуринская биология». Лысенко использовал имя И.В. Мичурина, которое было широко известно в стране. Сталин высоко оценивал работу Мичурина. Научная позиция Мичурина была самобытна, он не шел во главе официальной генетики, а предлагал свои методы улучшения сортов растений. Между Мичуриным и Вавиловым были хорошие, дружеские отношения, Н.И. Вавилов не раз посылал к нему на практику своих учеников. У представителей обоих направлений были и успехи, и неудачи.
Н.И.Вавилов ходатайствует о присвоении Т.Д.Лысенко Государственной премии (1933г.) за работы по яровизации растений. Н.И. Вавилов поддерживал кандидатуру Лысенко на выборах в Академию наук.

Вопросы классу: Почему на сессии ВАСХНИЛ 1948 г. большинство ученых пошло за Т.Д.Лысенко, за его новой «мичуринской наукой»? Почему научный спор обернулся трагедией для многих людей?

Историческая справка (Приложение 4).

Вопрос классу: Почему о генетике заговорили как о реакционной, антинародной науке?

Учитель биологии: В 20-е годы появилась родственная генетике наука евгеника (дается определение).
Многие генетики разделяли положения этого учения, видели в ней гуманные цели. Однако нацисты превратили евгенику в опасное оружие против человечества. Учитывая международную обстановку того времени, многие люди с возмущением воспринимали генетику и ее защитников.

Вопрос классу: Какую роль сыграла сессия ВАСХНИЛ в судьбе генетики? (Генетика исчезла из науки, сельского хозяйства, медицины, из высшей и средней школы. Целое поколение о ней вовсе не знало, а следующее не освободилось от недоверия к науке о наследственности. Было потеряно много крупных специалистов. До сессии генетика нашей страны занимала видное место в мировой науке.
В 60-х годах генетика переживала период восстановления, но это восстановление протекало под лозунгом сосуществования лысенковцев и генетиков и растянулось лет на 15. Не было ни одного постановления правительства, направленного на развитие генетики, но ее «закрыли» именно после постановления о ее ликвидации.
Всесоюзное совещание «О состоянии и перспективах развития генетики» 22–24 ноября 1988г. г. Москва отметило, что советские исследования по генетике в целом не соответствуют мировому уровню.)

Учитель биологии: Какова же судьба ученого Н.И.Вавилова? Что мы знаем о судьбе Т.Д.Лысенко?

Сообщения учащихся (прилагаются).

Учитель биологии: В истории мировой генетики три имени высечены в единой строке: Вавилов, Кольцов и Четвериков. Судьба всех трех трагично оборвалась.
Н.К.Кольцов – изгнан из института, выброшен за пределы науки, сразу же погиб, не пережив сердечный приступ.
С.С.Четвериков же пожил долго, но умер вдалеке от родных стен, уже не видя и не слыша.

Учитель литературы:По-разному проявляются люди в исключительных обстоятельствах: одни предают, другие умирают, сохраняя свою точку зрения. Так сделал академик Н.И.Вавилов в жизни, так поступил академик Посошков в романе «Белые одежды».

Далее проводится беседа с классом по вопросам и заданиям, с которыми ребята были ознакомлены задолго до урока, просмотр фрагментов кинофильма «Белые одежды»:

  1. Добро и зло – вот вечные противоборствующие силы жизни. Какие герои романа живут по законам добра?
  2. Кто им противостоит?
  3. Докажите, опираясь на текст романа, что лысенковщина нанесла ущерб земледелию, животноводству, а главное, подорвала основы духовного здоровья общества.
  4. В.Дудинцев мастерски создал притчи метафоры: «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы». Как вы их понимаете?
  5. Что происходит с человеком, если его совесть, его нравственные силы не могут устоять под давлением этих внешних обстоятельств?
  6. Как главным героям романа удалось сохранить незапятнанной совесть, чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам?
  7. Докажите, что «белые одежды» в понимании автора – олицетворение сил добра.
  8. Осуществилось ли желание автора «вооружить» нас, читателей, «безошибочными критериями для распознавания добра и зла»?

Примерные ответы учащихся:

1. Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: «Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, зло – чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя – под величайшее добро». Федор Дежкин считает, что свобода нравственного выбора должна оставаться за человеком. Но вершина человеческого «я» не должна деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.

2. Силы зла в романе Дудинцева представляют герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни единолично. Их немало. Но фигура «народного академика» Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязание на полную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его жестокость и невежество неуязвимы. Автор исследует причины этой неуязвимости: «Касьяна вашего к нам заслал не царь, – говорит полковник Свешников Дежкину, – не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирался, мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в путь – изучать, о чем все кричат. Так что прилетел он из собственной бесконечности…» Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет «народной непосредственностью», которая была в то время «удобной ширмой для карьеры» и произвола. Ею прикрывается не только Рядно. Не зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно генерала Ассикритова: «И Касьян, и Коля мой прилетели к нам из своего собственного пространства, переполненного завистью. Завистью и мечтой о власти. Должность, авторитет, пост… капитанская рубка, командирский мостик… Эти люди всегда правы».
Метафора «парашютист», к которой прибегает автор, характеризуя таких людей, помогает читателю объяснить устойчивость культа грубой силы и невежества:
«Из бесконечности собственной прилетел этот парашютист. Это перешло к нам не от капитализма, а от человека. А разговоры о капитализме только помешали нам его вовремя остановить».
Сатирическими красками нарисована фигура ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака. Хищник по натуре, он надевает на себя маску наивности. Доносчик Краснов, как и Саул, маскирует свое зло благими намерениями: «И этот злой умысел так и переходит без изменений из столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность».
Писатель не может спокойно жить, видя, как люди, подобные его героям: Рядно, Брузжаку, Ассикритову, Краснову, – «щеголяют, обманывая других, своей заимствованной привлекательностью и громкими словами». Дудинцев срывает с них маски, и тем самым учит читателя распознавать зло, бороться с ним.

3. Лысенковщина нанесла удар не только земледелию, животноводству, экономике страны. Она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, страха привели наше общество к моральной деградации. Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, потребительства, корысти.
Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены или изгнаны. В.Дудинцев, обращаясь к критическим моментам нашей истории, заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека.

4. Дудинцев – мастер притчи – метафоры. В ней и находят выражение его философские обобщения. Метафоры «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы» помогают распознать добро и зло. В «Песочных часах» воплощается идея романа: «Это графическое изображение нашего сознания – как оно относится к окружающему миру. Верхний конус, который уходит в бесконечность, все время расширяется, это Вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус, который тоже в бесконечность уходит, у которого нет дна, это я…
Пока не научились записывать наши мысли и чувства… до тех пор может жить и действовать неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени, готовый биться против ухищрений зла… Самонаблюдение злого человека не интересует. Его жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он охотится. Ему нужно все время быть во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если научилось видеть Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила».
Так определяет образ бытия Федор Дежкин. Он убежден в том, что если человек изменяет своей совести, жизненным принципам под давлением внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить нравственную чистоту, и тогда зло в человеке побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить незатемненным ее свет, указывающий путь к правде и добру?

5, 6, 7. Отвечая на эти вопросы, Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. «Белые одежды» – это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество «белыми одеждами» с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы.

8. Этот вопрос требует самостоятельности от ребят. Учитель может высказать свою точку зрения. Анализ пути героев Дудинцева к правде вооружает нас инструментарием добра. Таким инструментарием могут быть энергия ума, неспокойная совесть, неудовлетворенность собой, умение принимать чужую боль и сострадать.
Автор убеждает читателей: человек должен знать, что есть добро и зло, – учит верить в торжество добра и бороться со злом. А по пути добра должен пройти каждый из нас.

III. Этап подведения итогов

Обсуждение возможных названий урока («Судьба генетики в нашем Отечестве», «Трудные дороги генетики», «Проблема нравственного выбора в жизни человека» и.т.д.)

IV. Выставление отметок учащимся.

Домашнее задание (по выбору)

1. Сочинение-миниатюра «О чем заставил меня задуматься роман В.Дудинцева «Белые одежды».
2. Составить сравнительную характеристику «Вавилов и Лысенко – антиподы».