Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"
Тема: «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В. Дудинцева «Белые одежды»
Задачи урока:
|
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
| 1. Углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отечественной литературы, отражающим сложные исторические процессы. | 1. Продолжить развитие умений логически мыслить,
обобщать, делать выводы, проводить аналогии. 2. Содействовать развитию самостоятельности (в ходе подготовки сообщений, работы с литературой). 3. Способствовать развитию эмоций за счет создания на уроке эмоциональных ситуаций, используя яркие примеры. |
1. Способствовать в ходе урока нравственному
воспитанию учащихся. 2. Формировать интегративные качества личности. 3. Воспитывать отношение к учебе как к творческому труду. |
Оборудование: портреты ученых генетиков, писателя В.Дудинцева; иллюстративный материал; выставка книг по теме урока; видеофильм «Деление клетки», раздаточный материал по литературе, фрагменты кинофильма «Белые одежды».
Основные понятия:
менделизм
морганизм
вейсманизм
евгеника
лысенковщина
План урока.
- Вступительное слово.
- Рассказ о сессии ВАСХНИЛ 1948 г.
- Сопоставление двух направлений в науке.
- Анализ общественно-политической обстановки в стране.
- Судьбы ученых-генетиков.
- Обсуждение романа В.Дудинцева «Белые одежды».
Эпиграфы урока:
Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся.
Академик Н.И.Вавилов.
Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!
Т.Д.Лысенко
ХОД УРОКА
I. Этап постановки учебных задач
Учитель литературы: Сегодня у нас
интегрированный урок по литературе и биологии по теме «Судьбы
генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды».
Мы приглашаем Вас к размышлению об одном из трудных периодов в
истории отечественной науки и о романе В.Дудинцева, который
попытался осмыслить в художественной форме страницы истории.
Предлагаем в ходе урока подумать над возможным названием урока.
II. Этап решения учебных задач
Учитель биологии: Давайте представим август 1948 г. сессия ВАСХНИЛ. Слово предоставляется члену-корреспонденту академии наук СССР И.А.Рапопорту. Он вспоминает о том, как проходила сессия.
Рассказ ученика о сессии ВАСХНИЛ:
Зал заседания был заполнен только сторонниками Лысенко.
В зале звучали ложные обвинения в адрес генетиков – тех, кто еще
работал, и тех, кто к тому времени погиб, что они-де несут главную
ответственность за неурожаи 1946 и 1947 годов, что они не подняли
сельское хозяйство после коллективизации (лысенковцы обязались
выполнить это сейчас же и с блеском). Между тем Н.И.Вавилов и его
сотрудники резко подняли удельный вес гибридизации в селекционном
процессе, а с ней и сортовое дело. Они создали богатый исходный
селекционный материал, развернули приемы аллопалиплоидии и
радиационного мутагенеза, создали систему сортоиспытания и многое
другое, что способствовало развитию сельского хозяйства. В
частности, проводилось всесоюзное испытание ряда организованных
Н.И.Вавиловым скрещиваний, которые обещали поднять продуктивность
главных культур. Все это лысенковцами было разрушено, а своих
громогласных обещаний они не выполнили.
Основной доклад делал академик Т.Д.Лысенко. Третья глава называется
«Два мира – две идеологии в биологии».
Председатель сессии обратился к генетикам: «Если генетики не
выступают против идей Лысенко, то значит, они с ними согласны».
«Дискуссия» велась сторонниками Лысенко, завербованными по всей
стране.
С восторгом встретила лысенковская аудитория выступления философов,
на разные лады повторявших, что диалектический материализм – на
стороне Лысенко и составляет надежный фундамент его теории. А если
генетический опыт опровергает главное утверждение ламаркистов –
наследование приобретенных свойств? Неважно, этот опыт уже потому
неверен, что сама генетика антинародна, зато Ламарк был
современником Великой французской революции – таковы были
аргументы. Философы призывали ускорить разгром генетики, т.к.
«дискуссия слишком затянулась».
Учитель биологии: Итак, сталкиваются 2 направления в биологической науке:
1. «Вейсманистско-морганистское направление», представителями
которого являются А.Вейсман, Т.Морган, Н.И.Вавилов,
А.С.Серебровский, Г.Мендель, Н.К.Кольцов.
2. Передовая мичуринская биология, представителями которой являются
И.В.Мичурин, Т.Д.Лысенко.
Работа с понятиями: менделизм, морганизм, вейсманизм.
Учитель литературы: Давайте попробуем перенестись в то далекое время. Оно ярко описано в романе В.Дудинцева «Белые одежды».
Чтение отрывка романа.
– Представим себя на месте ученых-биологов того времени. Что же увидели они в этом запретном фильме?
Демонстрация видеофильма «Деление клетки. Митоз».
Вопрос классу:Прокомментируйте, что же происходит с хромосомами в клетке?
Учитель литературы: Что случилось по сюжету романа с фильмом и учеными? (В романе описывается, как тайно собрались ученые, чтобы посмотреть, как изменится расхождение хромосом, если подействовать на клетку раствором колхицина. Ученые были арестованы, а фильм перехвачен НКВД).
Вопрос классу: Почему? За что? («Ну что мне с вами говорить? Вы же признаете хромосомы?» Тот, кто признает хромосомы, их существование в клетке, уже тем самым становится чуждым «передовой советской мичуринской науке», чуть не врагом народа. Не правда ли, чудовищный факт, если в него вдуматься!)
Учитель биологии: Мы видим, как трудно
складывалась судьба науки генетики. Шла напряженная борьба двух
направлений.
Особое место в становлении генетики в нашей стране принадлежит
Н.И.Вавилову, а представителей «высоко несущих знамя мичуринской
биологии» возглавлял Т.Д.Лысенко, который говорил: «Менделизм –
морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о
наследственном веществе! Чушь какая-то!»
Вы познакомитесь с двумя портретами ученых: Николай Иванович
Вавилов и Трофим Денисович Лысенко.
Задание классу:Прослушав сообщения, заполните таблицу, отмечая направления и результаты научной деятельности этих двух ученых.
Сообщение ученика о Н.И.Вавилове (Приложение 1).
Проверка заполнения таблицы (интерактивный контроль).
Сообщение ученика о Т.Д. Лысенко (Приложение 2).
Проверка заполнения таблицы (интерактивный контроль), (Приложение 3).
Учитель биологии: «Мичуринская биология».
Лысенко использовал имя И.В. Мичурина, которое было широко известно
в стране. Сталин высоко оценивал работу Мичурина. Научная позиция
Мичурина была самобытна, он не шел во главе официальной генетики, а
предлагал свои методы улучшения сортов растений. Между Мичуриным и
Вавиловым были хорошие, дружеские отношения, Н.И. Вавилов не раз
посылал к нему на практику своих учеников. У представителей обоих
направлений были и успехи, и неудачи.
Н.И.Вавилов ходатайствует о присвоении Т.Д.Лысенко Государственной
премии (1933г.) за работы по яровизации растений. Н.И. Вавилов
поддерживал кандидатуру Лысенко на выборах в Академию наук.
Вопросы классу: Почему на сессии ВАСХНИЛ 1948 г. большинство ученых пошло за Т.Д.Лысенко, за его новой «мичуринской наукой»? Почему научный спор обернулся трагедией для многих людей?
Историческая справка (Приложение 4).
Вопрос классу: Почему о генетике заговорили как о реакционной, антинародной науке?
Учитель биологии: В 20-е годы появилась
родственная генетике наука евгеника (дается
определение).
Многие генетики разделяли положения этого учения, видели в ней
гуманные цели. Однако нацисты превратили евгенику в опасное оружие
против человечества. Учитывая международную обстановку того
времени, многие люди с возмущением воспринимали генетику и ее
защитников.
Вопрос классу: Какую роль сыграла сессия
ВАСХНИЛ в судьбе генетики? (Генетика исчезла из науки,
сельского хозяйства, медицины, из высшей и средней школы. Целое
поколение о ней вовсе не знало, а следующее не освободилось от
недоверия к науке о наследственности. Было потеряно много крупных
специалистов. До сессии генетика нашей страны занимала видное место
в мировой науке.
В 60-х годах генетика переживала период восстановления, но это
восстановление протекало под лозунгом сосуществования лысенковцев и
генетиков и растянулось лет на 15. Не было ни одного постановления
правительства, направленного на развитие генетики, но ее «закрыли»
именно после постановления о ее ликвидации.
Всесоюзное совещание «О состоянии и перспективах развития генетики»
22–24 ноября 1988г. г. Москва отметило, что советские исследования
по генетике в целом не соответствуют мировому уровню.)
Учитель биологии: Какова же судьба ученого Н.И.Вавилова? Что мы знаем о судьбе Т.Д.Лысенко?
Сообщения учащихся (прилагаются).
Учитель биологии: В истории мировой генетики
три имени высечены в единой строке: Вавилов, Кольцов и Четвериков.
Судьба всех трех трагично оборвалась.
Н.К.Кольцов – изгнан из института, выброшен за пределы науки, сразу
же погиб, не пережив сердечный приступ.
С.С.Четвериков же пожил долго, но умер вдалеке от родных стен, уже
не видя и не слыша.
Учитель литературы:По-разному проявляются люди в исключительных обстоятельствах: одни предают, другие умирают, сохраняя свою точку зрения. Так сделал академик Н.И.Вавилов в жизни, так поступил академик Посошков в романе «Белые одежды».
Далее проводится беседа с классом по вопросам и заданиям, с которыми ребята были ознакомлены задолго до урока, просмотр фрагментов кинофильма «Белые одежды»:
- Добро и зло – вот вечные противоборствующие силы жизни. Какие герои романа живут по законам добра?
- Кто им противостоит?
- Докажите, опираясь на текст романа, что лысенковщина нанесла ущерб земледелию, животноводству, а главное, подорвала основы духовного здоровья общества.
- В.Дудинцев мастерски создал притчи метафоры: «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы». Как вы их понимаете?
- Что происходит с человеком, если его совесть, его нравственные силы не могут устоять под давлением этих внешних обстоятельств?
- Как главным героям романа удалось сохранить незапятнанной совесть, чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам?
- Докажите, что «белые одежды» в понимании автора – олицетворение сил добра.
- Осуществилось ли желание автора «вооружить» нас, читателей, «безошибочными критериями для распознавания добра и зла»?
Примерные ответы учащихся:
1. Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: «Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, зло – чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя – под величайшее добро». Федор Дежкин считает, что свобода нравственного выбора должна оставаться за человеком. Но вершина человеческого «я» не должна деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.
2. Силы зла в романе Дудинцева представляют
герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни
единолично. Их немало. Но фигура «народного академика» Рядно
воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязание на
полную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его
жестокость и невежество неуязвимы. Автор исследует причины этой
неуязвимости: «Касьяна вашего к нам заслал не царь, – говорит
полковник Свешников Дежкину, – не Америка. Сам прилетел. Сначала
все озирался, мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в путь
– изучать, о чем все кричат. Так что прилетел он из собственной
бесконечности…» Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет
«народной непосредственностью», которая была в то время «удобной
ширмой для карьеры» и произвола. Ею прикрывается не только Рядно.
Не зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно генерала
Ассикритова: «И Касьян, и Коля мой прилетели к нам из своего
собственного пространства, переполненного завистью. Завистью и
мечтой о власти. Должность, авторитет, пост… капитанская рубка,
командирский мостик… Эти люди всегда правы».
Метафора «парашютист», к которой прибегает автор, характеризуя
таких людей, помогает читателю объяснить устойчивость культа грубой
силы и невежества:
«Из бесконечности собственной прилетел этот парашютист. Это перешло
к нам не от капитализма, а от человека. А разговоры о капитализме
только помешали нам его вовремя остановить».
Сатирическими красками нарисована фигура ближайшего помощника Рядно
Саула Брузжака. Хищник по натуре, он надевает на себя маску
наивности. Доносчик Краснов, как и Саул, маскирует свое зло благими
намерениями: «И этот злой умысел так и переходит без изменений из
столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт,
доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность».
Писатель не может спокойно жить, видя, как люди, подобные его
героям: Рядно, Брузжаку, Ассикритову, Краснову, – «щеголяют,
обманывая других, своей заимствованной привлекательностью и
громкими словами». Дудинцев срывает с них маски, и тем самым учит
читателя распознавать зло, бороться с ним.
3. Лысенковщина нанесла удар не только
земледелию, животноводству, экономике страны. Она внесла свой вклад
в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике,
насаждение жестокости, страха привели наше общество к моральной
деградации. Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя
семена лжи, невежества, потребительства, корысти.
Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены или изгнаны.
В.Дудинцев, обращаясь к критическим моментам нашей истории,
заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие
пробуждению гражданского достоинства каждого человека.
4. Дудинцев – мастер притчи – метафоры. В ней и
находят выражение его философские обобщения. Метафоры «Спящая
почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы» помогают
распознать добро и зло. В «Песочных часах» воплощается идея романа:
«Это графическое изображение нашего сознания – как оно относится к
окружающему миру. Верхний конус, который уходит в бесконечность,
все время расширяется, это Вселенная, мир, вмещающий все… а нижний
конус, который тоже в бесконечность уходит, у которого нет дна, это
я…
Пока не научились записывать наши мысли и чувства… до тех пор может
жить и действовать неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени,
готовый биться против ухищрений зла… Самонаблюдение злого человека
не интересует. Его жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он
охотится. Ему нужно все время быть во внешнем пространстве, хватать
у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк,
благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо
видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если
научилось видеть Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в
выгодном положении. Это сверхмогучая сила».
Так определяет образ бытия Федор Дежкин. Он убежден в том, что если
человек изменяет своей совести, жизненным принципам под давлением
внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить нравственную
чистоту, и тогда зло в человеке побеждает. Как же сохранить душу?
Как оставить незатемненным ее свет, указывающий путь к правде и
добру?
5, 6, 7. Отвечая на эти вопросы, Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. «Белые одежды» – это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество «белыми одеждами» с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы.
8. Этот вопрос требует самостоятельности от
ребят. Учитель может высказать свою точку зрения. Анализ пути
героев Дудинцева к правде вооружает нас инструментарием добра.
Таким инструментарием могут быть энергия ума, неспокойная совесть,
неудовлетворенность собой, умение принимать чужую боль и
сострадать.
Автор убеждает читателей: человек должен знать, что есть добро и
зло, – учит верить в торжество добра и бороться со злом. А по пути
добра должен пройти каждый из нас.
III. Этап подведения итогов
Обсуждение возможных названий урока («Судьба генетики в нашем Отечестве», «Трудные дороги генетики», «Проблема нравственного выбора в жизни человека» и.т.д.)
IV. Выставление отметок учащимся.
Домашнее задание (по выбору)
1. Сочинение-миниатюра «О чем заставил меня задуматься роман
В.Дудинцева «Белые одежды».
2. Составить сравнительную характеристику «Вавилов и Лысенко –
антиподы».