Тема: «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В. Дудинцева «Белые одежды»
Задачи урока:
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
1. Углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отечественной литературы, отражающим сложные исторические процессы. | 1. Продолжить развитие умений логически
мыслить, обобщать, делать выводы, проводить
аналогии. 2. Содействовать развитию самостоятельности (в ходе подготовки сообщений, работы с литературой). 3. Способствовать развитию эмоций за счет создания на уроке эмоциональных ситуаций, используя яркие примеры. |
1. Способствовать в ходе урока
нравственному воспитанию учащихся. 2. Формировать интегративные качества личности. 3. Воспитывать отношение к учебе как к творческому труду. |
Оборудование: портреты ученых генетиков, писателя В.Дудинцева; иллюстративный материал; выставка книг по теме урока; видеофильм «Деление клетки», раздаточный материал по литературе, фрагменты кинофильма «Белые одежды».
Основные понятия:
менделизм
морганизм
вейсманизм
евгеника
лысенковщина
План урока.
- Вступительное слово.
- Рассказ о сессии ВАСХНИЛ 1948 г.
- Сопоставление двух направлений в науке.
- Анализ общественно-политической обстановки в стране.
- Судьбы ученых-генетиков.
- Обсуждение романа В.Дудинцева «Белые одежды».
Эпиграфы урока:
Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся.
Академик Н.И.Вавилов.
Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!
Т.Д.Лысенко
ХОД УРОКА
I. Этап постановки учебных задач
Учитель литературы: Сегодня у нас
интегрированный урок по литературе и биологии по
теме «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман
В.Дудинцева «Белые одежды».
Мы приглашаем Вас к размышлению об одном из
трудных периодов в истории отечественной науки и
о романе В.Дудинцева, который попытался
осмыслить в художественной форме страницы
истории. Предлагаем в ходе урока подумать над
возможным названием урока.
II. Этап решения учебных задач
Учитель биологии: Давайте представим август 1948 г. сессия ВАСХНИЛ. Слово предоставляется члену-корреспонденту академии наук СССР И.А.Рапопорту. Он вспоминает о том, как проходила сессия.
Рассказ ученика о сессии ВАСХНИЛ:
Зал заседания был заполнен только сторонниками
Лысенко.
В зале звучали ложные обвинения в адрес
генетиков – тех, кто еще работал, и тех, кто к тому
времени погиб, что они-де несут главную
ответственность за неурожаи 1946 и 1947 годов, что
они не подняли сельское хозяйство после
коллективизации (лысенковцы обязались выполнить
это сейчас же и с блеском). Между тем Н.И.Вавилов и
его сотрудники резко подняли удельный вес
гибридизации в селекционном процессе, а с ней и
сортовое дело. Они создали богатый исходный
селекционный материал, развернули приемы
аллопалиплоидии и радиационного мутагенеза,
создали систему сортоиспытания и многое другое,
что способствовало развитию сельского
хозяйства. В частности, проводилось всесоюзное
испытание ряда организованных Н.И.Вавиловым
скрещиваний, которые обещали поднять
продуктивность главных культур. Все это
лысенковцами было разрушено, а своих
громогласных обещаний они не выполнили.
Основной доклад делал академик Т.Д.Лысенко.
Третья глава называется «Два мира – две
идеологии в биологии».
Председатель сессии обратился к генетикам: «Если
генетики не выступают против идей Лысенко, то
значит, они с ними согласны».
«Дискуссия» велась сторонниками Лысенко,
завербованными по всей стране.
С восторгом встретила лысенковская аудитория
выступления философов, на разные лады
повторявших, что диалектический материализм –
на стороне Лысенко и составляет надежный
фундамент его теории. А если генетический опыт
опровергает главное утверждение ламаркистов –
наследование приобретенных свойств? Неважно,
этот опыт уже потому неверен, что сама генетика
антинародна, зато Ламарк был современником
Великой французской революции – таковы были
аргументы. Философы призывали ускорить разгром
генетики, т.к. «дискуссия слишком затянулась».
Учитель биологии: Итак, сталкиваются 2 направления в биологической науке:
1. «Вейсманистско-морганистское направление»,
представителями которого являются А.Вейсман,
Т.Морган, Н.И.Вавилов, А.С.Серебровский, Г.Мендель,
Н.К.Кольцов.
2. Передовая мичуринская биология,
представителями которой являются И.В.Мичурин,
Т.Д.Лысенко.
Работа с понятиями: менделизм, морганизм, вейсманизм.
Учитель литературы: Давайте попробуем перенестись в то далекое время. Оно ярко описано в романе В.Дудинцева «Белые одежды».
Чтение отрывка романа.
– Представим себя на месте ученых-биологов того времени. Что же увидели они в этом запретном фильме?
Демонстрация видеофильма «Деление клетки. Митоз».
Вопрос классу:Прокомментируйте, что же происходит с хромосомами в клетке?
Учитель литературы: Что случилось по сюжету романа с фильмом и учеными? (В романе описывается, как тайно собрались ученые, чтобы посмотреть, как изменится расхождение хромосом, если подействовать на клетку раствором колхицина. Ученые были арестованы, а фильм перехвачен НКВД).
Вопрос классу: Почему? За что? («Ну что мне с вами говорить? Вы же признаете хромосомы?» Тот, кто признает хромосомы, их существование в клетке, уже тем самым становится чуждым «передовой советской мичуринской науке», чуть не врагом народа. Не правда ли, чудовищный факт, если в него вдуматься!)
Учитель биологии: Мы видим, как трудно
складывалась судьба науки генетики. Шла
напряженная борьба двух направлений.
Особое место в становлении генетики в нашей
стране принадлежит Н.И.Вавилову, а
представителей «высоко несущих знамя
мичуринской биологии» возглавлял Т.Д.Лысенко,
который говорил: «Менделизм – морганизм –
вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может
толковать о наследственном веществе! Чушь
какая-то!»
Вы познакомитесь с двумя портретами ученых:
Николай Иванович Вавилов и Трофим Денисович
Лысенко.
Задание классу:Прослушав сообщения, заполните таблицу, отмечая направления и результаты научной деятельности этих двух ученых.
Сообщение ученика о Н.И.Вавилове (Приложение 1).
Проверка заполнения таблицы (интерактивный контроль).
Сообщение ученика о Т.Д. Лысенко (Приложение 2).
Проверка заполнения таблицы (интерактивный контроль), (Приложение 3).
Учитель биологии: «Мичуринская
биология». Лысенко использовал имя И.В. Мичурина,
которое было широко известно в стране. Сталин
высоко оценивал работу Мичурина. Научная позиция
Мичурина была самобытна, он не шел во главе
официальной генетики, а предлагал свои методы
улучшения сортов растений. Между Мичуриным и
Вавиловым были хорошие, дружеские отношения, Н.И.
Вавилов не раз посылал к нему на практику своих
учеников. У представителей обоих направлений
были и успехи, и неудачи.
Н.И.Вавилов ходатайствует о присвоении
Т.Д.Лысенко Государственной премии (1933г.) за
работы по яровизации растений. Н.И. Вавилов
поддерживал кандидатуру Лысенко на выборах в
Академию наук.
Вопросы классу: Почему на сессии ВАСХНИЛ 1948 г. большинство ученых пошло за Т.Д.Лысенко, за его новой «мичуринской наукой»? Почему научный спор обернулся трагедией для многих людей?
Историческая справка (Приложение 4).
Вопрос классу: Почему о генетике заговорили как о реакционной, антинародной науке?
Учитель биологии: В 20-е годы появилась
родственная генетике наука евгеника (дается
определение).
Многие генетики разделяли положения этого
учения, видели в ней гуманные цели. Однако
нацисты превратили евгенику в опасное оружие
против человечества. Учитывая международную
обстановку того времени, многие люди с
возмущением воспринимали генетику и ее
защитников.
Вопрос классу: Какую роль сыграла
сессия ВАСХНИЛ в судьбе генетики? (Генетика
исчезла из науки, сельского хозяйства, медицины,
из высшей и средней школы. Целое поколение о ней
вовсе не знало, а следующее не освободилось от
недоверия к науке о наследственности. Было
потеряно много крупных специалистов. До сессии
генетика нашей страны занимала видное место в
мировой науке.
В 60-х годах генетика переживала период
восстановления, но это восстановление протекало
под лозунгом сосуществования лысенковцев и
генетиков и растянулось лет на 15. Не было ни
одного постановления правительства,
направленного на развитие генетики, но ее
«закрыли» именно после постановления о ее
ликвидации.
Всесоюзное совещание «О состоянии и
перспективах развития генетики» 22–24 ноября 1988г.
г. Москва отметило, что советские исследования по
генетике в целом не соответствуют мировому
уровню.)
Учитель биологии: Какова же судьба ученого Н.И.Вавилова? Что мы знаем о судьбе Т.Д.Лысенко?
Сообщения учащихся (прилагаются).
Учитель биологии: В истории мировой
генетики три имени высечены в единой строке:
Вавилов, Кольцов и Четвериков. Судьба всех трех
трагично оборвалась.
Н.К.Кольцов – изгнан из института, выброшен за
пределы науки, сразу же погиб, не пережив
сердечный приступ.
С.С.Четвериков же пожил долго, но умер вдалеке от
родных стен, уже не видя и не слыша.
Учитель литературы:По-разному проявляются люди в исключительных обстоятельствах: одни предают, другие умирают, сохраняя свою точку зрения. Так сделал академик Н.И.Вавилов в жизни, так поступил академик Посошков в романе «Белые одежды».
Далее проводится беседа с классом по вопросам и заданиям, с которыми ребята были ознакомлены задолго до урока, просмотр фрагментов кинофильма «Белые одежды»:
- Добро и зло – вот вечные противоборствующие силы жизни. Какие герои романа живут по законам добра?
- Кто им противостоит?
- Докажите, опираясь на текст романа, что лысенковщина нанесла ущерб земледелию, животноводству, а главное, подорвала основы духовного здоровья общества.
- В.Дудинцев мастерски создал притчи метафоры: «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы». Как вы их понимаете?
- Что происходит с человеком, если его совесть, его нравственные силы не могут устоять под давлением этих внешних обстоятельств?
- Как главным героям романа удалось сохранить незапятнанной совесть, чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам?
- Докажите, что «белые одежды» в понимании автора – олицетворение сил добра.
- Осуществилось ли желание автора «вооружить» нас, читателей, «безошибочными критериями для распознавания добра и зла»?
Примерные ответы учащихся:
1. Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: «Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, зло – чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя – под величайшее добро». Федор Дежкин считает, что свобода нравственного выбора должна оставаться за человеком. Но вершина человеческого «я» не должна деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.
2. Силы зла в романе Дудинцева
представляют герои, которые борются за то, чтобы
владеть благами жизни единолично. Их немало. Но
фигура «народного академика» Рядно воплощает в
себе особенно разнузданное невежество и
притязание на полную власть. Живущий по законам
подлости, он страшен тем, что его жестокость и
невежество неуязвимы. Автор исследует причины
этой неуязвимости: «Касьяна вашего к нам заслал
не царь, – говорит полковник Свешников Дежкину,
– не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирался,
мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в
путь – изучать, о чем все кричат. Так что прилетел
он из собственной бесконечности…» Живучесть
подлости, зла, невежества автор объясняет
«народной непосредственностью», которая была в
то время «удобной ширмой для карьеры» и
произвола. Ею прикрывается не только Рядно. Не
зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно
генерала Ассикритова: «И Касьян, и Коля мой
прилетели к нам из своего собственного
пространства, переполненного завистью. Завистью
и мечтой о власти. Должность, авторитет, пост…
капитанская рубка, командирский мостик… Эти
люди всегда правы».
Метафора «парашютист», к которой прибегает
автор, характеризуя таких людей, помогает
читателю объяснить устойчивость культа грубой
силы и невежества:
«Из бесконечности собственной прилетел этот
парашютист. Это перешло к нам не от капитализма, а
от человека. А разговоры о капитализме только
помешали нам его вовремя остановить».
Сатирическими красками нарисована фигура
ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака.
Хищник по натуре, он надевает на себя маску
наивности. Доносчик Краснов, как и Саул,
маскирует свое зло благими намерениями: «И этот
злой умысел так и переходит без изменений из
столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и
есть факт, доказывающий историческую
неизменяемость зла. Безвариантность».
Писатель не может спокойно жить, видя, как люди,
подобные его героям: Рядно, Брузжаку,
Ассикритову, Краснову, – «щеголяют, обманывая
других, своей заимствованной привлекательностью
и громкими словами». Дудинцев срывает с них
маски, и тем самым учит читателя распознавать
зло, бороться с ним.
3. Лысенковщина нанесла удар не только
земледелию, животноводству, экономике страны.
Она внесла свой вклад в разрушение духовности.
Отсутствие динамизма в экономике, насаждение
жестокости, страха привели наше общество к
моральной деградации. Хозяевами жизни стали
люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи,
невежества, потребительства, корысти.
Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены
или изгнаны. В.Дудинцев, обращаясь к критическим
моментам нашей истории, заставляет читателя
извлечь нравственные уроки, способствующие
пробуждению гражданского достоинства каждого
человека.
4. Дудинцев – мастер притчи –
метафоры. В ней и находят выражение его
философские обобщения. Метафоры «Спящая почка»,
«Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы»
помогают распознать добро и зло. В «Песочных
часах» воплощается идея романа: «Это графическое
изображение нашего сознания – как оно относится
к окружающему миру. Верхний конус, который уходит
в бесконечность, все время расширяется, это
Вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус,
который тоже в бесконечность уходит, у которого
нет дна, это я…
Пока не научились записывать наши мысли и
чувства… до тех пор может жить и действовать
неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени,
готовый биться против ухищрений зла…
Самонаблюдение злого человека не интересует. Его
жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он
охотится. Ему нужно все время быть во внешнем
пространстве, хватать у людей из-под носа блага и
показывать всем, что он добряк, благородный
жертвователь. И вся эта маскировка может быть
хорошо видна добру, которое наблюдает из своего
недоступного укрытия. Если научилось видеть
Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в
выгодном положении. Это сверхмогучая сила».
Так определяет образ бытия Федор Дежкин. Он
убежден в том, что если человек изменяет своей
совести, жизненным принципам под давлением
внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить
нравственную чистоту, и тогда зло в человеке
побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить
незатемненным ее свет, указывающий путь к правде
и добру?
5, 6, 7. Отвечая на эти вопросы, Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. «Белые одежды» – это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество «белыми одеждами» с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы.
8. Этот вопрос требует
самостоятельности от ребят. Учитель может
высказать свою точку зрения. Анализ пути героев
Дудинцева к правде вооружает нас
инструментарием добра. Таким инструментарием
могут быть энергия ума, неспокойная совесть,
неудовлетворенность собой, умение принимать
чужую боль и сострадать.
Автор убеждает читателей: человек должен знать,
что есть добро и зло, – учит верить в торжество
добра и бороться со злом. А по пути добра должен
пройти каждый из нас.
III. Этап подведения итогов
Обсуждение возможных названий урока («Судьба генетики в нашем Отечестве», «Трудные дороги генетики», «Проблема нравственного выбора в жизни человека» и.т.д.)
IV. Выставление отметок учащимся.
Домашнее задание (по выбору)
1. Сочинение-миниатюра «О чем заставил меня
задуматься роман В.Дудинцева «Белые одежды».
2. Составить сравнительную характеристику
«Вавилов и Лысенко – антиподы».