Цели:
Учебная: в игровой форме обобщить, систематизировать знания о мифах народов мира, воспитывать интерес к литературе и истории.
Развивающая: развивать память, логическое мышление, творческие способности, устную и письменную речь учащихся, умения анализировать, делать выводы.
Воспитывающая: воспитывать культуру поведения учащихся при участии в мероприятиях, уважение к товарищам по команде и старшим; интерес к изучению русского языка; учить проявлять инициативу.
Оборудование: карточки с заданиями, отличительные знаки для команд, магнитофон, компьютер, медиаприставка, 3 фломастера, листы бумаги, рисунки с ошибками, шкатулка, золотое яйцо, рукавица, листок, жёлудь, сучок.
Оформление: подборка книг по теме урока, рисунки учащихся.
Предварительная подготовка: знакомство с мифами Древней Греции (“Подвиги Геракла”, “Скотный двор царя Авгия”, “Яблоки Гесперид”, “Легенда об Арионе”), древних славян (“Народный миф о солнце”), Древней Индии (“Творение”, “Сказание о создании ночи”), Скандинавии (“Сказание о путешествии Тора в Утгард”), североамериканских индейцев (“Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло).
Ход урока
(
<Приложение 1>: Урок-обобщение по теме: “Мифы народов мира”)1. Организационный момент:
- класс делится путём жеребьёвки на три
команды, в которых выбирается капитан;
- выбирается помощник учителя.
2. Постановка темы и целей урока. - Сегодня на игре вам предстоит нелёгкий бой, так как все команды сильны, хорошо подготовлены по теме “Мифы народов мира”. Мы в ходе игры должны обобщить полученные знания по данной теме. Вас ещё ожидает немало интересного. За каждое верно выполненное задание команде полагается балл.
3. Работа по теме урока.
I тур: “Разминочный”
(<Приложение 2>)Учитель:
- Каждой команде я задам по 5 вопросов. Вопросы будут самые простые, они требуют однозначных ответов в быстром темпе.Вопросы 1-й команде:
Вопросы 2-й команде:
Вопросы 3-ей команде:
Учитель:
- Молодцы! У вас были прекрасные ответы. Так держать! Чтобы завершить первый тур, нам остаётся узнать счёт.(Ученик-помощник подводит итоги тура)
II тур: “Я знаю всё”
(<Приложение 3>)Учитель:
- Капитан каждой команды вытянет карточку, в которой указано название определённого народа мира. Вся команда, посовещавшись в течение двух минут, должна вспомнить и записать на лист бумаги 4 имени героев мифов, принадлежащих указанному народу.(Капитаны вытягивают карточки, ученик помощник засекает время. Когда заканчивается вторая минута, он громко говорит: “Стоп!”)
Карточки:
1. Греки
2. Скандинавы
3. Славяне
Учитель проверяет правильность выполненных заданий с помощью СЛАЙДА (<Приложение 4>):
Греки: |
Скандинавы: |
Славяне: |
|
|
|
(Ученик-помощник подводит итоги тура)
III тур: “Найди ошибку”
(<Приложение 5>)Учитель:
- У каждой команды на столе лежит рисунок, на котором изображён эпизод из какого-то мифа. Но, к сожалению, художник был немного рассеян, поэтому в рисунок вкралась ошибка. Помогите найти её, а также выполните задания, написанные на карточке. (На выполнение заданий даются 2 минуты, в это время звучит греческая музыка.)Карточки - задания:
Вопросы |
Ответы |
1. Кого изобразил художник? 2. Название мифа? 3. Номер подвига (если есть) 4. Какому народу этот миф принадлежит? 5. Какую ошибку допустил художник? |
1. … 2 . …3 . …4 . …5 . … |
Пример рисунка: (ошибка в том, что Атлас и Геракл держали небесный свод на плечах, а не на ладонях, как изображено на рисунке)
(Спустя 2 минуты - проверка карточек с ответами. Ученик-помощник подводит итоги тура)
IV тур: “Таинственная шкатулка”
(<Приложение 6>)Учитель:
- У каждой команды на столе лежат фломастер и лист бумаги. Игроки каждой команды, как только я прочту вопрос, должны будут посовещаться в течение минуты и записать ответ крупными буквами. Затем нужно сложить этот лист написанным внутрь и передать его мне. Всего я задам три вопроса.1-ый вопрос:
- В шкатулке лежит то, что ярко сверкает. Это принадлежит красивой стране, где прекрасно танцуют. Данный предмет смог бы пригодиться одной курице из русской народной сказки. (Золотое яйцо)2-ой вопрос:
- Этот предмет многофункционален. Он может согревать зимой, защищать от дождя летом, весной и осенью. В нём всего две комнаты. Он очень лёгкий и одновременно очень тяжёлый. (Рукавица)3-ий вопрос:
- Эти 3 предмета, по мнению одного мифологического героя, могут разбудить любого. Они всегда находятся в одном месте. (Листок, жёлудь, сучок)(Листы с ответами учитель разворачивает и прикрепляет к доске, затем открывает шкатулку и достаёт предметы, хранившиеся в ней)
(Ученик-помощник подводит итоги тура)
V тур: “Догони”
(<Приложение 7>)Учитель:
- Это итоговый тур, в котором нужно каждой команде ответить на 12 вопросов. Чем больше будет правильных ответов, тем ближе команда к победе. Игроки, если не знаете ответа, говорите “дальше”. (Ученик-помощник считает количество правильных ответов)Вопросы 1-й команде (
<Приложение 8>):Вопросы 2-й команде (
<Приложение 9>):Вопросы 3-й команде (
<Приложение 10>):(Ученик-помощник подводит итоги тура и всей игры) (<Приложение 11>)
4. Итог урока.
Учитель:
- Завершилась наша игра. Кому-то сегодня повезло чуть больше, кому-то – чуть меньше. Но главное – мы увидели, как много знают наши игроки о мифах народов мира. Не каждый смог бы за такое короткое время ответить на огромное количество вопросов! Молодцы! Желаю вам, ребята, отличных отметок и глубоких знаний!5. Выставление оценок.
I место – “5/5”.
II место – “5”.
III место – “4”.
6. Домашнее задание: принести Библию, икону с изображением Иисуса Христа.