Участники проекта: учащиеся 6а и 6в классов.
Цель проекта: исследование творчества писателя Ивана Федотовича Зиборова, развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, расширение круга чтения обучающихся, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Оборудование: выставка книг И. Ф. Зиборова; иллюстрации обучающихся к произведениям писателя; музыкальные фрагменты из “Пушкинского венка” Г. В. Свиридова.
Место проведения: актовый зал школы, дизайн – “литературная гостиная”.
На Всероссийский урок чтения приглашен И. Ф. Зиборов, писатель, публицист, лирик.
Дата проведения: 9 октября 2007 г.
Основное содержание
Встречу проводят ведущие (ученик, ученица) и учитель.
Слово учителя:
В огромном мире книг,
В огромном мире стихотворных строк
Однажды он случится – этот миг,
Когда ты скажешь: победил себя! Сильнее стал и
смог
Я книгу прочитать! И я мудрее стал!
О книга! Чудо из чудес!
Ты кладовая знаний и добра,
Меня вознесшая до самых до небес,
Дочитанная мною лишь вчера,
Тобою удивлен и околдован...
Сегодня я встречаюсь с книгой новой!*
Дорогие друзья! Уважаемые гости нашей литературной гостиной! Сегодня нашим собеседником будет удивительный человек, наш писатель – земляк Иван Федотович Зиборов. И. В. Зиборов – член Союза писателей России, автор 14 книг прозы и поэзии. Здесь на выставке вы видите произведения писателя.
Ученица:
Рюкзак и удочка не втягость,
Иду вдоль берега реки
И вижу, как магнитом, Снагость
В себя вбирает родники.
Летом по небу клином гуси,
И ветер свищет под крылом,
И пахнет Пушкинскою Русью,
И на душе светло-светло.
Пусть не всегда (есть в сердце льдинки),
Но всем прогнозам вопреки
Под Рыльском, в Банищах, в глубинке,
Еще журчали ручейки.
Учитель: Поют ручейки – и льется живая вода. Сочиняет поэт – и звучит живое слово. Кто же он, Иван Федотович Зиборов?
Сообщение учащихся о писателе
1-й: Родился Иван Зиборов 19 июня 1939г. в с. Нижнее Гурово Советского района Курской области. Трудным было детство у всего послевоенного поколения ребятишек: и бедным, и голодным.
2-й: Но Ванюше всегда хотелось учиться, ходить в школу, с замиранием сердца слушать учителей.
1-й: И конечно же, не случайно он поступил в Курский госпединститут. Это был вполне осознанный выбор. После окончания вуза в 1963-1965 годах служил в Советской Армии, после службы работал учителем биологии, химии, географии в Демьяновской школе Орловской области.
2-й: Но всегда тянуло на Родину. А дома, известно, и небо синее, и солнце ярче, и песни звонче... Аромат медуниц сильнее, а главное – соловьи зовут!
1-й: Иван Федотович возвращается на Курщину в 1968г. Он уже не только учитель, он уже журналист-публицист (член Союза журналистов, 1965г.)
С 1982 по 2002г. работает собственным корреспондентом областной газеты “Курская правда”;
С 1985г. – Член Союза писателей СССР.
2-й: И. Ф. Зиборов – Почетный гражданин г. Курчатова, четырежды лауреат областной журналистской премии им. В. Овечкина, награжден “Серебряным пером” Союза журналистов России.
С 2005г. является Председателем Курчатовского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.
1-й: Вот такой замечательный, уважаемый человек сегодня у нас в гостях. (Аплодисменты)
Учитель: Иван Федотович, Вам слово!
И. Ф. Зиборов: Спасибо, дорогие ребята, что пригласили меня на свой урок. Вот услышал свою биографию и будто заново прожил жизнь. Кажется, совсем недавно написал:
Мне шестьдесят. Осталось мало жить.
И не нужны мне ни орел, ни решка...
Тревожусь: а успею ль застолбить
Еще одну хоть маленькую вешку?
И вот радуюсь: успел. Недавно вышла новая книга “Главный урок”. Это повесть для школьников, для таких, как вы и постарше. Вы сегодня послушаете меня, а я вас. Я еще продолжаю учиться, и для меня важно ваше мнение, отклики, оценки. Урок ваш необычно называется “По-слу-шай-те!” И очень правильно!
Слово литературному критику: В стихотворениях Ивана Федотовича столько любви и теплоты к живой природе, что кажется, мир оживает вокруг тебя.
Ручейки сбегают с горушки,
Ветерок пропах весной,
Но молчит сегодня скворушка,
Взял, как видно, выходной.
В Берендеевом царстве поэта все сказочно красиво. Все краски – яркие, все звуки – нежные. И все-все до боли знакомо: цветы, деревья, пчелы, птицы. Все живет, все говорит, спорит с тобою, радуется тебе или сочувствует... Оживает Берендеево царство, и ты, маленький его житель, начинаешь понимать: это моя родная земля, это моя малая родина.
Наш замечательный поэт посвятил Курской земле сотни проникновенных, задушевных строк.
Ученица:
С невысокого пригорка,
Взгляд прищуривши слегка,
Хорошо на речку Морквость
Посмотреть. Невелика.
В ивняковом ожерелье
От большой, видать, любви,
Затевают песнопенье
Зоревые соловьи.
В перещелках этих звонких
Слышен речки говорок
Про родимую сторонку,
Про отечества дымок.
Чтение стихотворений: “Ласточки”, “Какая ширь...” (Звучит музыкальный фрагмент из “Пушкинского венка” Г. В. Свиридова).
Учитель: Ласточки объявили весну! Душа проситься послушать музыку полей, чтобы освежить чувства, чтобы услышать новые звуки и наполнить ими взволнованное сердце. Умный, наблюдательный знаток природы, Иван Федотович подмечает самое, казалось бы, незаметное – простые травы, милые луговые цветы.
Чтение стихотворений:
*** Над долиной чибис кружит, (1991) |
*** Голову склонивши набочок, (1992) |
Ученик: Венерин башмачок такое удивительное название получил за свои цветки, чуть склоненные набочок; светло-желтые цветки напоминают изящные женские башмачки. Может быть, именно такие носила Богиня любви Венера. Венерин башмачок – исчезающий вид, это растение занесено в “Красную книгу”.
Учитель: Тема охраны природы, защиты растений – одна из главных в творчестве
И. Ф. Зиборова. Как Вы пришли к ней, Иван Федотович?
Зиборов И. Ф. Неожиданно. Весной в майском лесу на знакомой поляне не увидел ландышей. Дошел в поисках до чащобы. “Так вот куда ты спрятался от людского многоголосья, от бензиновой вони, - сказал я цветку”. А в сердце словно кольнуло: измельчал стебелек, отступил, быть может, на свой последний рубеж... Вот здесь, я вижу, вы принесли “Красную книгу”, обязательно почитайте ее. Очень грустная книга. Читать ее будет невыносимо тяжело, от каждой ее страницы веет холодом и печалью, как если бы ты получил одновременно сотню телеграмм, в которых сообщается о безвременной кончине твоих близких родственников, друзей и товарищей.
Инсценирование сказки “Кто милее и краше?”
От автора: Заспорили между собой луговые цветы, кто из них милее и краше.
Ромашка: - Конечно же, я! Ромашка! Вы посмотрите, какой у меня заглядистый венчик. Без меня и луг не луг, и солнце не такое яркое и приветливое.
Вероника: - Но у тебя нет запаха! И гордишься ты одними ресницами! Весь запах на лугу от меня!
От автора: Душица скромно качнула фиолетовыми соцветьями и гордо добавила:
Душица: - Мои цветы тоже очень полезные, считаются лекарственными.
От автора: Зверобой вступил в спор:
Зверобой: - Я вот хоть и не ароматен, но тоже обладаю целительной силой. Сто болезней могу излечить.
От автора: Иван-чай долго стоял и помалкивал. Неужели не видно, что именно он раскрасавец парень.
Иван-чай: - Конечно, красавец! Одни листья чего стоят. Не то что у ромашки или вероники. И для чая пригож. А измельчи корни, добавь муки, испеки хлеб. Да ему цены не будет. Шиверкия, что ж ты молчишь? Они все вон как хвалятся!
Шиверкия: - А мне хвалиться нечем. Плакать хочется. Меня, шиверкию подольскую, занесли в “Красную книгу”...
От автора: Застыдились цветы, пригорюнились. Правду говорит шиверкия. Как бы самим не угодить в эту самую книгу.
Учитель:
Виновато
В ночь ненастную,
В сердце раненный печалью,
Я листаю “Книгу красную”,
Словно скорбный поминальник.
(1994г.)
Ученица: Когда читаешь такие строки, то всегда задумываешься: что могу сделать я, чтобы красота не исчезла.
Ученик: Что должны сделать все мы, чтобы природа преобразилась, восстановилась, чтобы мир вокруг нас расцвел яркими красками.
Ученица: Я думаю, нужно много знать, чтобы действовать.
Ученик: Я согласен с тобой. И хочу спросить: есть ли у тебя любимые произведения
И. Ф. Зиборова?
Ученица: Да. Мне нравятся поэтические этюды, в которых писатель открывает нам названия курских деревень, рек, лесов, лугов. Послушайте, какие необыкновенные названия у речек и речушек: Обеста, Амонька, Дублянка, Избица, Морквость, Цуканово-Бобрик. Наши одноклассники выучили стихотворения о них. Послушайте!
Чтение стихотворений учениками – по выбору.
Ученик: Мне нравятся стихотворения, посвященные Афанасию Фету. Фет некоторое время жил в курской Воробьевке, в своем имении. И Иван Федотович посвятил знаменитому русскому лирику вот такие строки:
Май уже клонился к лету,
Соловьи входили в раж.
Не спалось в то утро Фету,
Он ходил по кабинету
И брался за карандаш.
Рассказать, что солнце встало,
Что звенит в полях овес,
Что листва затрепетала
У раскидистых берез.
Мужики, щадя поэта,
Объезжали дом у лип,
Чтоб высоким думам Фета
Не мешал тележный скрип.
Учитель: Иван Федотович, я знаю, Вы написали несколько стихотворений, посвященных А. Фету. Что Вы сегодня нам прочитаете?
Зиборов И. Ф.:
Одно из последних:
Поднялся рано я, до свету.
В груди волненье не унять:
Пришел я поклониться Фету,
Букет невянок передать.
Шепчу его святое имя,
Сам, как и он, давно уж сед.
Не знаю, примет иль не примет,
Возьмет иль не возьмет букет.
Не отвлеку ль, не помешаю?
А сердце убыстряет прыть.
Стою у двери, не решаюсь
Ни приоткрыть и не открыть.
Чтение автором новых произведений (“Река Рыло”, о городе Рыльске, о древнерусских воинах из дружины Буй-Тур Всеволода, Рыльского князя; “Ода библиотекам”, стихи из “Детской страницы”.
Подведение итогов: учащиеся задают вопросы писателю, обмениваются впечатлениями по услышанным произведениям; писатель дает автографы.
Учитель: Спасибо нашему гостью за его добрые пожелания – напутствия; спасибо за поэтические строки, полные чистой родниковой воды, за книги – честные, волнующие, зовущие к хорошим делам.
Остаться в памяти людей
На год, на жизнь или века...
Остаться, чтобы каждый день
Растить в себе Че-ло-ве-ка!
Ты - человек, и ты силен!
Ты мал еще, но ты смышлен.
Вперед, мой юный друг, и тихо
Ты открывай страницы книги,
Как Пушкин открывал и Фет...
Мир книг заполнил интернет!
Но лучше поступают все же те,
Кто знает адреса библиотек!
О книга! Чудо из чудес!
Ты кладовая знаний и добра,
Меня вознесшая до самых до небес,
Прочитанная мною лишь вчера...*
*
Горбуль Л. В., автор стихотворений “В огромном мире книг...” и “Остаться в памяти людей...”.Список литературы.
- И. Ф. Зиборов. Башня Шамиля. Проза. Стихи. “Крона”, Курск 1997, 310с.
- И. Ф. Зиборов. Пора медосбора. Стихи, рассказы о природе. Курская городская типография, Курск, 1999, 136с.
- И. Зиборов. Главный урок. Повесть. Изготовлено: ЧП Жуков Д. М. г. Курчатов, 2006г. 160с.