Конспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер"

Разделы: География, Литература


1.Характеристика темы: тема изучается в программе курса географии по учебнику Т.Г.Герасимовой “Начальный курс географии”; данный урок 5-ый в теме “Атмосфера”; тема “Ветер” рассчитана на 2 часа (данный урок – 1); урок является заключительным в двухчасовом уроке внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина “Метель”.

2.Тип урока: интегрированный урок применения знаний в технологии педагогической поддержки.

3.Система целей к уроку:

  • Общая дидактическая цель: создание условий для развития мировоззрения учащихся, применения имеющихся знаний в межпредметных связях, приобретения новых знаний, расширения кругозора.
  • Триединая дидактическая цель:

-образовательный аспект: сформировать понятия “ветер”, “направление ветра”, выяснить причины его образования; углубить понятие “образ ветра”, определить его роль в художественном произведении.

- развивающий аспект: развитие мировоззрения, познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, способности межпредметного применения знаний в новой ситуации; развитие устной и письменной речи учащихся.

- воспитательный аспект: стимулировать творческую, исследовательскую деятельность учащихся, повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока, развивать коммуникативные способности, воспитывать чувство взаимопомощи при групповой работе.

4.Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая; общеклассная дискуссия.

5. Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый.

6. Оборудование и материалы: схемы ПСС (причинно – следственных связей), карточки с отрывками из повести “Метель”, учебник географии, музыка Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.

Ход урока

1. Организационный момент

Географ (Г). Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. В чем его необычность?

Дети (Д). В расписании стоит урок географии и литературы одновременно

Литератор (Л). Действительно, вам предстоит на уроке перенести знания из одной научной области в другую, один предмет поможет ответить на вопросы другого.

Г. Это трудно, но интересно. Мы желаем вам успехов и рабочего настроения.

2. Изучение нового материала

- этап мотивации учащихся и актуализации знаний:

Л. Начинаем урок с сюрприза, который подготовили ваши одноклассники. Ваша задача отгадать, сценку из какого произведения ребята разыграли, и какой герой перед вами появится? (разыгрывается сценка, см. Приложение 1)

Д. Называют сказку Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” и героя – глупый Тролль.

Г. Решил глупый Тролль на горе стоить дом - и построил! Солнце как будто бы близко, а холод всё равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замёрз! Почему? (вы не задумывались об этом при чтении сказки – сейчас есть возможность ответить на этот вопрос с точки зрения географии).

- подготовка к основному этапу:

Д. Обсуждают проблему в группах, восстанавливают цепочку причинно – следственных связей, которая подтверждает точку зрения: чем выше от поверхности земли, тем температура ниже, поэтому и замёрз глупый Тролль (см. Приложение 2). Результат вывешивается на доску.

Г. Подведём итоги. При нагревании земной поверхности образуется разное атмосферное давление. При высокой температуре – НАД (низкое атмосферное давление), при низкой – ВАД (высокое атмосферное давление), значит, давление изменяется в зависимости от температуры.

Л. Вы молодцы! Сумели справиться с задачей. Поэтому я предлагаю вам ещё одно задание: послушайте отрывок из музыкального произведения, запишите те ассоциации, ощущения, которые у вас возникают, что представляете, чувствуете, видите перед собой, слушая музыку (звучит отрывок из произведения Свиридова к повести “Метель”)

Д. Слушают музыку, записывают слова - ассоциации и обсуждают в парах.

Л. А теперь представьте результаты своей работы, выберете ключевое слово. Остальные дополните свои записи, используя приём “Ассоциативное солнышко”

Д. Представляют результаты. Ключевым словом многие называют “ветер”.

Л. Ветер вдохновлял на творчество многих людей. Музыканты изображали ветер при помощи звуков (мы слушали отрывок из произведения Свиридова к повести Пушкина “Метель”). Поэты и писатели создавали этот образ при помощи слов. Я предлагаю вам работу с карточками, где представлены отрывки из произведения, которое мы читали на прошлом уроке. Это повесть А.С.Пушкина “Метель”. Прочитайте текст, найдите образ ветра, определите его роль в произведении (Приложение 3).

Д. Работая с карточками, раскрывают значение образа ветра в художественном произведении: создаёт атмосферу тайны, фон для развития сюжета; передаёт чувства героев (приём параллелизма); ветер – отдельный герой, который вмешивается в судьбу главных героев.

- объявление темы и цели урока:

Г. А теперь воспользуемся вашим ключевым словом применительно к географии и вернёмся к нашим схемам. Мы сказали, что из-за разного нагревания земной поверхности образуется разное атмосферное давление.

В результате этой разницы возникает…

Д. Ветер.

Г. Правильно, запишите тему нашего урока. Попробуйте дать рабочее определение новому понятию “ветер” (предлагается парная, групповая работа)

Д. Составляют рабочее определение “ветра”: поток воздуха, движение воздуха в результате смены атмосферного давления и т.д. Делятся своими вариантами (социализация).

Г. Теперь каждый задайте 2 вопроса к новой теме, что бы вы хотели узнать о ветре с точки зрения географии.

Д. Обсуждают в паре, оставляют 2 вопроса из 4.

Г. Составим кластер, тем самым определим цели на следующие уроки (выводит учеников на самостоятельное целеполагание при изучении новой темы).

Д. - виды ветров;

- как определить направление ветра;

- от чего зависит сила ветра;

- как возникает ветер;

- в какую сторону дует ветер и т.д.

- знакомство с понятием “ветер”, причиной его образования

Г. На один из ваших вопросов мы уже нашли ответ: ветер возникает в результате разницы атмосферного давления. Найдите в учебнике и запишите научную формулировку этого понятия (ветер – это горизонтальное движение воздуха, которое возникает в результате разницы атмосферного давления).

Продолжим составление цепочки ПСС и ответим на вопрос, в какую сторону дует ветер? (Приложение 2).

Д. Дополняют рассказ учителя, составляют схему образования ветра в тетради, объясняют её, отвечают на проблемный вопрос (общеклассная дискуссия).

3. Первичное закрепление

Г. Организует работу учащихся с планшетами, корректирует знания, выявляет пробелы по данной теме (игровой момент “Передай мелок”).

На доске планшеты с разным атмосферным давлением. Учащимся предлагается расставить стрелки направления движения ветра, свой ответ объяснить (Приложение 4).

Д. Указывают стрелками направление ветра, аргументируют свой ответ (передают мелок своим товарищам).

Г. Остальные ваши вопросы мы рассмотрим на следующем уроке.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Л. Понятие “ ветер” встречается в географии, образ ветра – в литературе. На уроке мы рассмотрели его с двух точек зрения, каждая из них дополнила другую.

Г. Поэтому последнее задание попробуйте выполнить, объединив полученные знания воедино: напишите синквейн (Приложение 5)

Д. Проводят рефлексию в форме синквейн (индивидуальная работа).

5. Домашнее задание.

Г. §39, записи в тетради.

Л. Мини-сочинение “Если бы я был ветром”.